Введение 5
1 Теоретико-методологические и организационно-правовые основы
применения информационных технологий 10
1.1 Сущность и виды информационных технологий 10
1.2 Организационные основы информационных технологий 18
1.3 Нормативные правовые основы политики в сфере информационных
технологий 22
2 Практические аспекты использования информационных технологий
на государственной гражданской службе 28
2.1 Информационные технологии, применяемые в Министерстве труда,
социальной защиты и демографии Пензенской области 28
2.2 Анализ деятельности Министерства труда, социальной защиты и
демографии Пензенской области по использованию информационных технологий 41
2.3 Значение информационных технологий в деятельности
Министерства труда, социальной защиты и демографии Пензенской области 52
3 Рекомендации и мероприятия, направленные на совершенствование
системы информационных технологий в сфере труда и социальной защиты 58
Заключение 73
Список использованных источников и литературы 79
Приложение А Возможности и преимущества использования информационных технологий в государственном управлении 88
Геополитическая обстановка, сложившаяся на международной арене, ставит перед Российской Федерацией новые задачи по решению вопросов государственного управления.
Основным критерием нормального функционирования государства является создание эффективного механизма развития государственной гражданской службы, которая является центральным звеном в системе управления страной. От этого зависит качество принимаемых на государственном уровне решений, их реализация на практике и внедрение в российском обществе.
Политико - правовым аспектам кадровой работы в системе государственной гражданской службы в научном мире уделяется большое внимание. Существует множество научных исследований, которые описывают технологии применения кадрового потенциала в системе государственного управления. Однако на данный момент решение вопроса по внедрению эффективного механизма государственной гражданкой службы становится как никогда актуальным.
Проблема концептуальных подходов к развитию кадровой политики в системе государственной гражданкой службы жизненно важна для поступательного развития государства в целом. Отсутствие закрепленных на законодательном уровне критерий оценки профессиональных качеств государственных служащих на этапах прохождения ими службы в органах государственной власти определяет качество принимаемых решений, связанных с кадровой политикой, проводимой органами государственного управления. В свое очередь решение кадровых вопросов влияет на показатели эффективности и результативности работы государственных служащих.
Пробелы в законодательстве РФ, связанные с зафиксированными в нем критериями оценки работы государственных служащих, их компетенции, а наличия факторов профессиональной мотивации, могут привести к появлению в государственном аппарате неквалифицированных служащих и принятию в свою очередь неэффективных решений.
Представляется, что для решения этих задач необходима фиксация в законодательстве РФ оценочных показателей профессионального уровня государственных служащих, критериев их компетенции соответствия назначения на ту или иную должность, установление ответственности за принятие неэффективных решений на государственном уровне. Это позволит наполнить систему государственного управления перспективным кадровым потенциалом и выработать современную высокоэффективную модель государственной гражданской службы.
Научная новизна магистерской работы связана с тем, что в ней исследуется применение информационных технологий в сфере труда и социальной защиты на примере Министерства труда, социальной защиты и демографии ПО в условиях кризисного развития национальной экономики.
Теоретико - методологическую основу исследования составили принципы и методы внедрения цифровых технологий в структуры государственного управления, связанных с реализацией и решением вопросов социального характера.
Важными источниками при разработке темы магистерской дисертации стали: опубликованные научные статьи И.Ю. Алексеевой, Г.Т. Артамонова, Н.В. Борисова, Вартановой, JI.A. Василенко, Т.В. Ершовой, Б.В. Кристального, А.Е. Крупнова, И.С. Мелюхина, Б.В. Наумова, Г.Л. Смоляна, О.В. Сюнтюренко, Ю.Е. Хохлова, Д.С. Черешкина, посвященных тематике работы.
Изучение проблем получения, накопления, анализа и обработки информации рассматривается также в научных исследованиях таких авторов как А.И. Афоничкина, В.К. Бонько, Ю.А. Бессонова, Г.Р. Громова, В.А. Ерофеевой, В.М. Жеребина, Н.Н. Моисеева, Е.И. Орлова, А.И. Позднякова, А.И. Ракитова, Г.Л. Смоляна и других.
В качестве нормативно - правовой базы в работе используется Конституция РФ и федеральные законы Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, нормативные и правовые акты федеральных и региональных органов власти и другие документы, регламентирующие деятельность органов законодательной и исполнительной властей в области применения информационных технологий в сфере труда и социальной защиты.
Решению поставленных в исследовании задач способствовал анализ следующих нормативно - правовых актов: Федерального закона Российской Федерации № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федерального закона Российской Федерации от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», Федерального закона Российской Федерации от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи», Федерального закона Российской Федерации от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне», Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федерального закона Российской Федерации от 23 ноября 2007 г. № 270-ФЗ «О Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех», Федерального закона Российской Федерации от 9 февраля 2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
Среди региональных нормативно-правовых актов РФ по исследуемой проблеме можно выделить Закон Пензенской области от 22.12.2005 № 906-ЗПО «О Правительстве Пензенской области», Постановление Правительства Пензенской области №815-пП от 05.11.2013 «Об утверждении государственной программы Пензенской области «Формирование информационного общества в Пензенской области на 2014 - 2022 годы».
В связи с вышесказанным цель данной магистерской работы состоит в изучении применения информационных технологий в сфере труда и социальной защиты на примере Министерства труда, социальной защиты и демографии Пензенской области.
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть сущность и виды информационных технологий;
- проанализировать организационные основы информационных технологий;
- изучить нормативные правовые основы политики в сфере информационных технологий;
- исследовать информационные технологии, применяемые в Министерстве труда, социальной защиты и демографии Пензенской области;
- провести анализ функционирования рассматриваемого в исследовании органа исполнительной власти субъекта РФ по использованию информационных технологий;
- изучить роль информационных технологий в повседневной работе сотрудников органа исполнительной власти субъекта РФ;
- предложить рекомендации и мероприятия, направленные на совершенствование системы информационных технологий в сфере труда и социальной защиты.
Объектом исследования являются информационные технологий в сфере труда и социальной защиты на уровне Министерства труда, социальной защиты и демографии Пензенской области.
В качестве предмета исследования выступает процесс применения информационных технологий.
В процессе работы над магистерской работой применялись системный, институциональный и структурно-функциональный подходы, на основе которых проведен комплексный анализ состояния и перспектив внедрения существующих информационных технологий в систему государственной гражданской службы на уровне рассматриваемого в исследовании органа исполнительной власти субъекта РФ.
Эмпирической базой исследования послужили данные Министерства труда, социальной защиты и демографии Пензенской области о применении информационных технологий, а также статистическая информация, представленная на сайте данного органа власти.
Магистерская работа соответствует всем требованиям, предъявляемым к его оформлению, и состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Таким образом, на основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
В ходе выполнения работы была достигнута цель данной магистерской работы, которая состояла в изучении применения информационных технологий в сфере труда и социальной защиты на примере Министерства труда, социальной защиты и демографии Пензенской области.
Были решены поставленные задачи: рассмотрена сущность и виды информационных технологий; проанализированы организационные основы информационных технологий; изучены нормативные правовые основы политики в сфере информационных технологий; исследованы информационные технологии, применяемые в Министерстве труда, социальной защиты и демографии Пензенской области; проведен анализ деятельности Министерства труда, социальной защиты и демографии Пензенской области по использованию информационных технологий; изучена роль информационных технологий в деятельности Министерства труда, социальной защиты и демографии Пензенской области; предложены рекомендации и мероприятия, направленные на совершенствование системы информационных технологий в сфере труда и социальной защиты.
На федеральном уровне политику в сфере информационных технологий осуществляет Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, на региональном - Министерство цифрового развития, транспорта и связи Пензенской области.
В работе были исследованы нормативные основы: Федеральный закон Российской Федерации № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федеральный закон Российской Федерации от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», Федеральный закон Российской Федерации от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи», Федеральный закон Российской Федерации от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне», Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федеральный закон Российской Федерации от 23 ноября 2007 г. № 270-ФЗ «О Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех», Федеральный закон Российской Федерации от 9 февраля 2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
Особенности использования федеральной государственной ИС в области государственной службы в отдельных структурах определяются Президентом Российской Федерации. ИТ используются также в министерствах и ведомствах субъектов России. Анализ, проведенный в Министерстве труда, социальной защиты и демографии Пензенской области (далее - Минтруда ПО), подтвердил их разнообразие.
В должностном регламенте служащего отдела кадров Министерства, прописаны полномочия по проведению конкурсов, обязанность размещать информацию на Федеральном портале государственной службы и управленческих кадров.
Соответственно в должностном регламенте ИТ-специалистов, предусмотрены полномочия по обеспечению (настройке) данных ИС для размещения необходимой информации.
Процедура тестирования по ИТ предусмотрена при прохождении аттестации государственных гражданских служащих, а также при получении чина (для государственных гражданских служащих, заключивших срочный служебный контракт).
В Минтруда ПО документооборот осуществляется посредством использования Lotus Notes. Эта система часто встречается в банках, в крупных коммерческих структурах, а также в государственных учреждениях.
В Пензенской области 420 тыс. человек являются получателями мер социальной поддержки, из них 68 тыс. семей с детьми, 117 тыс. человек - федеральные льготники, 120 тыс. человек - региональные льготники, 19 тыс. семей - получатели субсидии по оплате жилого помещения, и 96 тыс. человек, получающие иные меры социальной поддержки [4, с. 18].
Переход системы социального обслуживания населения Пензенской области на автоматизированный режим ориентирован на создание единой базы получателей социальных услуг.
Таким образом, в деятельности Минтруда ПО все служащие используют систему электронного документооборота и электронную почту, у всех при отборе на службу проверяется наличие ИТ-компетенций, 12 сотрудников используют в своей работе «Электронный социальный регистр населения Пензенской области». Вся деятельность отражается на сайте министерства и фиксируется на Федеральном портале государственной службы и управленческих кадров. Использование ИТ - гарантия эффективности и стабильности работы Минтруда ПО.
По итогам 2021 года результат оказания мер господдержки на улучшение жилищных условий (предоставление социальных выплат): 155 молодым семьям выданы жилищные сертификаты в рамках федеральной программы; 273 семьи в рамках региональной программы получили социальную выплату на приобретение (строительство) жилья при рождении первого ребенка. 61 многодетная семья и 24 работника бюджетной сферы реализовали свое право на получение социальной выплаты.
Именно пандемия подтолкнула население к оформлению различных выплат, пособий онлайн при помощи Портала государственных услуг Пензенской области.
В целом можно сказать, что именно использование справочно-информационных систем позволяет стать ближе государству к информационным технологиям, а значит и всем её членам, включая госслужащих.
В процессе работы были даны определения понятию «информационные технологии», обозначены основные направления его развития и расписаны функции. Были рассмотрены структурные характеристики и методы для анализа данного понятия. Дополнительно рассмотрен вопрос безопасности и защиты данных.
Далее изучена роль цифровых технологий для госслужащих, описаны некоторые правовые акты, которые применяются в государственном управлении. Для полноты раскрытия вопроса влияния информационных технологий для госслужащих приведены данные из статей, научных публикаций и новостей. Обозначена основная проблема на пути цифровизации политической системы.
Цифровая модернизация российской государственной службы предполагает развитие не только аппаратной части управления кадровым составом, но и развитие у государственных гражданских и муниципальных служащих новых цифровых компетенций.
То, что ещё недавно считалось прерогативой IT-специалистов сейчас стало жизненной необходимостью всех граждан, не только госслужащих, однако отсутствие даже базовых навыков у последних критически сказывается на развитии всего государства.
Для повышения эффективности работы и снижения временных затрат на исполнение отдельных полномочий госслужащих Министерства, необходимым видится:
1. Направление госслужащих Министерства на повышение квалификации раз в 6 месяцев по совершенствованию знаний в сфере информационных технологий. Необходимым видится проведение очного обучения госслужащих, с последующим тестированием.
2. Важным направлением развития информационных технологий на государственной службе является повышение качества образовательных программ в сфере информационной культуры государственных служащих, в том числе посредством увеличения их практической подготовки.
Кроме этого, важно в обязательном порядке включать данные квалификационные требования в квалификационный экзамен с учетом категории должности государственной службы, замещаемой служащим, модульности и уровня требуемых знаний.
3. Обновление сайта Министерства, с целью повышения доступности для граждан. Создание и размещение активных ссылок на информацию о размере пособий, требований к получателям, срока рассмотрения.
4. Разработка и размещение анкеты на официальном сайте Министерства для подачи на рассмотрение различных пособий и льгот, с сроком рассмотрения данного обращения - 3 рабочих дня.
Важным аспектом является рассмотрение конкретной семьи на получение всех возможных льгот и участие в программах, а не сбор документов для каждой льготы (пособия) отдельно. В перспективе, актуальным будет онлайн подача, при помощи Портала государственных услуг.
5. Необходимо развивать методическое сопровождение процессов, связанных с информационной открытостью государственной службы.
6. Внедрение ниже представленной «Методички в схемах для новичка» по Документообороту Lotus Notes.
7. Разработка и заполнение таблицы под названием «Реестр IT- специалистов Министерства труда, социальной защиты и демографии Пензенской области».
8. Проведение конкурсов среди специалистов подведомственных учреждений, в сфере информационных технологий.
В результате, выбор победителей, зачисление лучших в «Реестр IT- специалистов Министерства труда, социальной защиты и демографии Пензенской области», участие которых
9. Проведение конкурсов среди школьников, студентов по написанию эссе на тему: «Образ госслужащего в новой IT-реальности», «Информационные технологии в социальной сфере. Реальность и перспективы», «Госслужба и информационные технологии. Пути развития».
В качестве примера одной из важных информационных систем в политической жизни граждан приведен портал «Гарант».
В целом можно заключить, что роль информационных технологий неоспорима важна и применятся практически во всех областях жизни человечества.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с изм. от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).
Кодексы Российской Федерации
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (с изм. от 25.03.2022).
Федеральные законы Российской Федерации
3. Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (с изм. от 16.04.2022).
4. Федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (с изм. от
30.12.2021).
5. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной
гражданской службе Российской Федерации» (с изм. от 30.12.2021).
6. Федеральный закон от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (с изм. от 09.03.2021).
7. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации,
информационных технологиях и о защите информации» (с изм. от 30.12.2021).
8. Федеральный закон от 23.11.2007 № 270-ФЗ «О Государственной
корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех» (с изм. от 31.07.2020).
9. Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (с изм. от 30.04.2021).
Указы Президента Российской Федерации
10. Указ Президента от 20.01.1994 № 170 «Об основах государственной политики в сфере информатизации» (с изм. от 09.07.1997).
11. Указ Президента от 17.03.2008 № 351 «О мерах по обеспечению
информационной безопасности Российской Федерации при использовании информационно-телекоммуникационных сетей международного
информационного обмена» (с изм. от 22.05.2015).
12. Указ Президента от 05.12.2016 №646 «Об утверждении Доктрины
информационной безопасности Российской Федерации» (с изм. от 02.07.2016).
Постановления Правительства Российской Федерации
13. Постановление Правительства РФ от 26.06.1995 № 608 «О сертификации средств защиты информации» (с изм. от 21.04.2010).
14. Постановление Правительства РФ от 29.12.2007 № 947 «Об утверждении Правил разработки, апробации, доработки и реализации типовых программно-технических решений в сфере региональной информатизации» (с изм. от 10.03.2009).
15. Постановление Правительства РФ от 17.03.2008 № 179 «Об утверждении Положения о пользовании сайтами в сети Интернет, на которых осуществляется проведение открытых аукционов в электронной форме, и требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными сайтами, а также к системам, обеспечивающим проведение открытых аукционов в электронной форме» (с изм. от 10.03.2009).
16. Постановление Правительства РФ от 08.09.2010 № 697 «О единой
системе межведомственного электронного взаимодействия» (с изм. от 24.06.2021).
17. Постановление Правительства РФ от 19.06.2012 № 610 «Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации» (с изм. от 01.03.2022).
Приказы Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации
18. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 14.05.2020 № 240н «Об утверждении Положения о порядке проведения эксперимента по использованию электронных документов, связанных с работой» (с изм. от 29.04.2021).
Законы Пензенской области
19. Закон Пензенской области от 22.12.2005 № 906-ЗПО «О Правительстве Пензенской области» (с изм. от 12.02.2022).
Постановления Правительства Пензенской области
20. Постановление Правительства Пензенской области от 31.01.2013 № 33- пП «Об утверждении Положения о Министерстве труда, социальной защиты и демографии Пензенской области» (с изм. от 19.04.2022).
21. Постановление Правительства Пензенской области №815-пП от 05.11.2013 «Об утверждении государственной программы Пензенской области «Формирование информационного общества в Пензенской области на 2014 - 2022 годы» (с изм. от 08.04.2022).
Нормативно-методические документы
22. Справочник квалификационных требований к специальностям,
направлениям подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для замещения должностей государственной гражданской службы с учетом области и вида профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих» (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ) Электронный ресурс: URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 219036/
Неопубликованные источники
23. Должностной регламент ведущего специалиста Отдела Информационных технологий и защиты информации Министерства труда, социальной защиты и демографии Пензенской области (утвержден Министром труда, социальной защиты и демографии Пензенской области от 11.11.2021).
24. Должностной регламент консультанта Отдела Информационных технологий и защиты информации Министерства труда, социальной защиты и демографии Пензенской области (утвержден Министром труда, социальной защиты и демографии Пензенской области от 11.11.2021).
II. Литература
25. Быкова Т.А., Вялова Л.М., Санкина Л.В. Делопроизводство:. - М.:
ИНФРА-М, 2012. - 364 с.
26. Васильева Е.В. Аналитика и человеко-ориентированный дизайн в управлении интеллектуальным ресурсом государственной службы // Социально-трудовые исследования, №1, М., 2020, С.44-47 Электронный ресурс: URL:https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/analitika-i-cheloveko-orientirovannyy-dizayn-v-upravlenii-intellektualnym-resursom-gosudarstvennoy-sluzhby(дата обращения: 08.06.2022).
27. Васильева Е.В. Развитие цифровых компетенций государственных гражданских служащих Российской Федерации / Е.В. Васильева, В.Н. Пуляева, В.А. Юдина // Бизнес-информатика, №4, М., 2018, С.28-42.
28. Волков Ю.Г., Курбатов В.И. Глобальная социология пандемии: отечественные и зарубежные сценарии и тренды по-слекоронавирусного мира // Гуманитарий Юга России, №1, М., 2020, С.17-32 Электронный ресурс: URL: https:ZZdoi.orgZ10.18522Z2227-8656.2020.2.1.
29. Вольпян Н. Модели компетенций. Международный опыт в ИТ-сфере / Рождение коллективного разума. - М. : ЛЕНАНД, 2018. - 537 с.
30. Гагарина Л.Г., Киселев Д.В., Федотова Е.Л. Разработка и эксплуатация автоматизированных информационных систем. - М.: Форум, Инфра-М, 2019. - 453 с.
31. Гарипова З.Ф. О некоторых моментах влияния цифровизации на развитие социальной сферы общества// Экономика и бизнес: теория и практика, №12, М., 2020, С.55-56 Электронный ресурс: URL: 2020.https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/o-nekotoryh-momentah-vliyaniya-tsifrovizatsii-na-razvitie-sotsialnoy-sfery-obschestva(дата обращения: 08.06.2022).
32. Гвоздева В.А., Лаврентьева И.Ю. Основы построения
автоматизированных информационных систем. - М.: Форум, Инфра-М, 2020. - 732 с.
33. Гончарова Е.А. Инновации в правовом регулировании государственной
гражданской службы в Липецкой области // Государственная служба, №4, М., 2021, С.77-78 Электронный ресурс: URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/innovatsii-v-pravovom-regulirovanii-gosudarstvennoy-grazhdanskoy-sluzhby-lipetskoy-oblasti (дата обращения:
08.06.2022).
34. Горшков М.К. Будущее социологического знания и вызовы социальных трансформаций (к 90-летию В.А. Ядова) // Гуманитарий Юга России, Т. 9, № 1, 2020. С. 15-21 Электронный ресурс: URL:https:ZZdoi.org/10.19181Z2227-8656.2020.1.1. (дата обращения: 08.06.2022).
35. Григорьева, Д. Р. Применение информационных технологий в социальной сфере// Молодой ученый, №11, М., 2015, С. 177-179 Электронный ресурс: URL: https:ZZmoluch.ruZarchiveZ91Z19119Z(дата обращения: 02.05.2022).
36. Ижунинов, М. А. Информационные технологии в области
государственной службы // Молодой ученый, №16, М., 2022, С.26-28
Электронный ресурс: URL:https:ZZmoluch.ruZarchiveZ411Z90499Z (дата
обращения: 28.05.2022).
37. Емелин В.И., Молдовян А.А. Метод информационного управления для защиты баз данных автоматизированных систем в социально-экономической сфере деятельности // Вопросы защиты информации, №4, М., 2017, С. 78-81.
38. Караковский К.А., Обухова Л.А. Управление профессиональным развитием государственных гражданских служащих в цифровой экономике // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки, №2, М., 2020, С.88-89 Электронный ресурс: URL:https:ZZcyberleninka.ruZarticleZn/upravlenie-professionalnym-razvitiem-gosudarstvennyh-grazhdanskih-sluzhaschih-v-tsifrovoy-ekonomike(дата обращения: 08.06.2022).
39. Кондратьева А.А., Кудинова В.Д., Перова М.В. Цифровизация
государственной службы// Международный студенческий научный вестник, №1, М., 2022, С.33-47 Электронный ресурс: URL:
https://eduherald.ru/ru/article/view?id=20856(дата обращения: 28.05.2022).
40. Коновалова А.Ф., Иремадзе Э.О. Информационные технологии в
управлении персоналом// Скиф, №12, М., 2021, С.33-36 Электронный ресурс: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnye-tehnologii-v-upravlenii-
personalom-1(дата обращения: 08.06.2022).
41. Корнеев И.К., Пшенко А.В., Машурцев В.А. Управление документами: Учебник.- М.: ИНФРА-М, 2019. - 300 с.
42. Корчагин С. Цифровая экономика и трансформация механизмов государственного управления. Риски и перспективы для России / С. Корчагин, Б.Польшиков // Свободная мысль, № 1 (1667), 2018, С. 23-36.
43. Кузнецова А.Р. Развитие информационных технологий в системе управления социальной сферы // Информационные ресурсы России, №5, М., 2015, С.12.
44. Кузнецов С.Л. Современные технологии документационного обеспечения управления: 2-ое издание, переработанное и дополненное. - М.: Издательство "ТЕРМИКА", 2019 г. - 288 с.
45. Латышев В.Л., Илларионова Н.Г. Применение информационных
технологий в подготовке государственных служащих // Образовательные ресурсы и технологии, №2, М., 2017, С.33 Электронный ресурс: URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-informatsionnyh-tehnologiy-v-podgotovke-gosudarstvennyh-sluzhaschih(дата обращения: 28.05.2022).
46. Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности. - М.: Академия, 2019. - 285 с.
47. Могилев А.В., Листрова Л.В. Информация и информационные процессы. Социальная информатика. - М.: БХВ-Петербург, 2016. - 524 с.
48. Новые технологии государственного управления в зеркале канадского и российского опыта : монография / под ред. А. М. Марголина и П. Дуткевича.- М. : Моск. городск. ун-т управления Правительства Москвы, 2013. - 272 с
49. Овчаренко Р.К., Лунева И.А. Цифровизация региональной гражданской
службы// Теория и практика общественного развития, №11, М.,
2021Электронный ресурс: URL:https://cyberleninka.ru/article/ntsifrovizatsiya-regionalnoy-grazhdanskoy-sluzhby(дата обращения: 08.06.2022).
50. Отношение населения к цифровым технологиям общественно-политического участия и взаимодействия с властью / В.М. Захаров, К.А. Комков, М.В. Пастюк, В.А. Сапрыка // Власть, Т. 29, № 2, 2021. С.199-205 Электронный ресурс: URL:https://doi.org/10.31171/vlast.v29i2.8046(дата обращения: 08.06.2022).
51. Официальный сайт Министерства цифрового развития, связи и массовых
коммуникаций Российской Федерации// Электронный ресурс: URL:
https://digital.gov.ru/ru/ministry/common/(дата обращения: 28.05.2022).
52. Официальный сайт Министерства труда, социальной защиты и
демографии Пензенской области// Электронный ресурс: URL:
https://trud.pnzreg.ru/(дата обращения: 28.05.2022).
53. Официальный сайт Российский фонд развития информационных технологий// Электронный ресурс: URL:https://xn--h1apajh.xn--p 1 ai/(дата обращения: 28.05.2022).
54. Радзиевский Г.П. Архитектура единой информационной системы в сфере здравоохранения и социального развития // Врач и информационные технологии, №3, М., 2017, С.8-23.
55. Романова Н.В. Цифровизация услуг в социальной сфере: проблемы и
перспективы// Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика, №1, М., 2020, С.44-47 Электронный ресурс: URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-uslug-v-sotsialnoy-sfere-problemy-i-perspektivy(дата обращения: 08.06.2022).
56. Романов В.В. Цифровая модернизация государственной службы Российской Федерации// Новые импульсы развития: вопросы научных исследований, №1, М., 2020, С.33-36 Электронный ресурс: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-modernizatsiya-gosudarstvennoy-sluzhby-rossiyskoy-federatsii(дата обращения: 28.05.2022).
57. Рыбакова М.В., Иванова Н.А. Цифровые технологии в современной системе государственной службы // Социология, №2, М., 2022, С.55-58.
58. Рыжова Н.И., Громова О.Н. Актуализация деятельности специалистов
социально-образовательной сферы в условиях цифровизации // ЧиО, №2, М., 2021, С.33-39 Электронный ресурс: URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/aktualizatsiya-mediatsionnoy-deyatelnosti-spetsialistov-sotsialno-obrazovatelnoy-sfery-v-usloviyah-tsifrovizatsii (дата
обращения: 08.06.2022).
59. Титоренко Г.А. Автоматизированные информационные технологии в экономике. - М.: Юнити, 2019. - 254 с.
60. Чагин К.Г. Новые технологии управления в сфере социальной помощи и социального обслуживания населения // Журнал исследований социальной политики, №1, М., 2015, С.465-478.
61. Чумаков М.В., Елизарова А.А., Берендеева А.Б. Интерактивные методы в обучении будущих государственных и муниципальных служащих// Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение, №1, М., 2022, С.33-36 Электронный ресурс: URL:https://cyberleninka.ru/article/n/interaktivnye-metody-v-obuchenii-buduschih-gosudarstvennyh-i-munitsipalnyh-sluzhaschih(дата обращения: 08.06.2022).
62. Фионова, Л.Р. Терминологический анализ понятий «электронный
документ» и «электронное сообщение» /Л.Р.Фионова// Делопроизводство, № 3, М., 2012, С.18-23 Электронный ресурс: URL: http://www/top-
personal.ru/officework.html?22(дата обращения: 08.06.2022).
63. Фионова, Л.Р. Грамотное управление документами - основа эффективного управления/ Л.Р.Фионова // Теория и практика общественного развития : Междунар. науч. журн. №6 / гл. ред. В.Л. Харсеева - Краснодар : ООО Издательский дом «ХОРС», 2014. С. 115-120 Электронный ресурс: URL: http://www.teoria-practica.ru/vipusk-6-2014(дата обращения: 08.06.2022).
64. Яницкий О.Н. Глобализация: новые вызовы для науки // Россия реформирующаяся, №18, М., 2020, С. 511-528 Электронный ресурс: URL: https://doi.org/10.19181/ezheg.2020.22511(дата обращения: 03.06.2022).