Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Средний класс в современной России (Методология и методы социологического исследования, Новосибирский Государственный Архитектурно-Строительный Университет)

Работа №159005

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

социология

Объем работы32
Год сдачи2020
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
27
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Есть приложение.

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..…...3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СРЕДНЕГО КЛАССА…5
1.1 Понятие, функции и критерии среднего класса……………..……………..5
1.2 Типология среднего класса.…8
2 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СРЕДНЕГО КЛАССА В РОССИИ…12
2.1 Характеристика и динамика среднего класса современной России…12
2.2 Исследование среднего класса в г. Новосибирск………..……………..…20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….………30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….32
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………..35

Структура российского общества XXI в. существенно изменилась. Появилось несколько реальных многочисленных слоев населения, новых страт, прежде всего в результате экономических реформ 1990-х гг. Решающую роль приобрел критерий собственности и доходов. Вследствие чего сформировалась новая, предельно поляризованная социально-классовая структура с противоположными полюсами: с одной стороны, богатых, с другой – бедных, при весьма тонком и неустойчивом среднем классе, а точнее среднем социальным слоем между ними. Экономический кризис, падение уровня жизни, безработица, обнищание масс приводит сегодня к вымыванию среднего класса в России. В этой связи проблема сохранения и для развития среднего класса достаточно актуальна, и заслуживает особого внимания, так как именно представители среднего класса формируют запрос на модернизацию и преобразования, гарантируют стабильность современного общества.
Цель – исследовать состояние и динамику российского среднего класса.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы исследования среднего класса.
2. Дать характеристику среднего класса современной России.
3. Исследовать средний класс в городе Новосибирск.
Объектом данной курсовой работы является средний класс.
Предмет – средний класс в России.
Методы курсовой работы – анализ литературы, обобщение, сравнение, анкетирование и анализ вторичных данных.
Теоретической базой исследования послужили труды зарубежных и отечественных авторов: Алексеенко А.А., Волкова Ю.Г., Колбановского, В.В., Вормса Р, Гидденса Э., Уорнера Л. и др.
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Итак, средний класс – это семя стабильности в обществе. Это наиболее самостоятельная и независимая сила в обществе, которая обозначает социальный слой людей, которые имеют средний достаток, достаточный на удовлетворение широкого круга материальных и социальных потребностей. Основной функцией среднего класса является социальная стабилизация, а роль среднего класса нельзя переоценить. Средний класс – это комплексное образование, которое имеет свою внутреннюю структуру и различия по происхождению отдельных социальных слоев, входящих в данную структуру.
Исследование среднего класса в России показало, что сегодня в отечественной социологической науке не существует общепринятой и эмпирически обоснованной структурной модели среднего класса. В выделении среднего класса в структуре современного российского общества следует применять целый комплекс моделей, состав которого определяется исследовательской целью и зависит от социального и территориального профиля социальных групп, изучаемых на эмпирическом уровне.
Мы выяснили, что обычный представитель среднего класса подпадает под следующие критерии:
- у них достаточно высокий уровень благосостояния;
- у них существует возможность использовать высокотехнологичные предметы быта и услуги;
- у них соответствующий уровень образования (один или несколько дипломов о высшем образовании) и культуры, что позволяет им занимать руководящие должности;
- у данных людей присутствует экономический тип поведения, в сочетании со стремлением к самостоятельности и независимости, наращиванием капитала.
Анализ среднего класса России выявил, что за последние годы ситуация в стране стала намного лучше и количество жителей, которые могут причислить себя к среднему классу, возросло. Вместе с тем было обнаружена весьма тревожная тенденция: средний класс и его периферия снижают свою активность в повышении квалификации. Особенно обращает на себя внимание то, что это снижение активности в наращивании своего человеческого капитала характеризует новый средний класс, и это касается не только снижения активности в повышении своей квалификации или получения новых навыков, но и готовности тратить на эти цели собственные средства.
Проведенное нами исследование среднего класса в городе Новосибирск, показало, что из общего количества опрошенных только 8 % по своему достатку и образу жизни можно отнести к среднему классу, тогда как по России этот процент составляет 10 %. Анализ выявил, что имеется корреляционная зависимость между показателями среднего класса г. Новосибирска и показателями среднего класса в целом по России.



1. Алексеенко, А.А. Теоретико-методологические подходы к исследованию структуры среднего класса [Текст] / А.А. Алексеенко // Вестник государственного и муниципального управление. 2014. – № 2/1(12). – С. 52-57.
2. Волков Ю. Г. Социология: учебник / Ю. Г. Волков. – 4-е изд. и доп. – М.: КНОРУС, 2017. – 320 с.
3. Городской средний класс в современной России [Электронный ресурс] // Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук. 2006. URL: https://www.isras.ru/analytical_report_MiddleClass.html
4. Добрынина, Е. Роль среднего класса в России: сайта rg.ru. [Электронный ресурс]. 2014. Дата обновления: 30.05.2014. URL: https://rg.ru/2014/05/30/klass.html
5. Колбановский, В.В. «Средний класс – социальная реальность, класс на бумаге или обман трудящихся? [Текст] / В.В. Колбановский // Социологические исследования. 2013. – № 2, – С. 42-57.
6. Кононова, Н.А. Средний класс после финансового кризиса августа 1998 [Текст] / Н.А. Кононова // Деловая пресса. 2004. – № 4. – С.24-28.
7. Левинсон, А. О тех, кто называет себя средний класс [Текст] / А. Левинсон, О. Стучевская, Я. Щукин // Вестник общественного мнения. 2004. –№5. – С. 50-53.
8. Люди среднего класса: кто они? Сколько их?: сайт ВЦИОМ [Электронный ресурс]. 2008. Дата обновления: 20.04.2008. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=3069
9. Молочников, Н.P. Средний класс в России: критерии отнесения [Текст] / Н.Р. Молочников, Н.Н. Крюченко // Международный журнал экспериментального образования. –2013. – № 11-1. – С. 147-149.
10. О среднем классе по данным Левада-Центра [Электронный ресурс]. 2011. Дата обновления: 14.02.2011. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2011/0455/opros06.php
11. Огородова, О.Б. Проблемы становления среднего класса как социально-политического субъекта в современной России [Текст] / О.Б. Огородова // Вестник Московского университета. – 2008. – №4. – С. 147-149.
12. Попова, И.П. Средние слои, средний класс в российском обществе - к проблеме соотнесения [Текст] / И.П. Попова // Социологические исследования. – 2005. – №12. – С. 65-76
13. Российский средний класс: анализ структуры и финансового поведения [Текст]. – М.: Эхон-Информ, 2009. – 148 с.
14. Соболев, А.Е. Дифференциация подходов к исследованию среднего класса в стратификационной модели современного российского [Текст]: дисс…. канд. соц. наук: 22.00.04: защищена 03.07.2013: утв. 27.07.2013/ Соболев Алексей Евгеньевич. – М., 2013. – 135 с.
15. Средний класс: сайт ВикипедиЯ [Электронный ресурс]. 2016. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Средний_класс#Ресурсный_подход
16. Средний класс в России и мире: сайт IQ REVIEW [Электронный ресурс]. 2015. Дата обновления: 02.09.2015. URL: https://profi-news.ru/search/средний-класс-в-россии-и-мире/
17. Средний класс в современной России: 10 лет спустя [Электронный ресурс] // Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук. 2014. URL: https://www.isras.ru/analytical_report_sredny_klass_10_let_spustya.html
18. Чаплыгин, А.Э. Классовое деление общества и структурные позиции среднего класса / А.Э. Чаплыгин // Общественные науки. – 2011. – № 4(20). – С. 72-77.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ