ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ АУДИРОВАНИЮ 5
1.1. Аудирование как вид речевой деятельности и его место в учебном
процессе 5
1.2. Трудности аудирования иноязычной речи 11
1.3. Этапы обучения аудированию 18
Выводы по первой главе 21
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ АУДИРОВАНИЮ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ 23
2.1. Обучение аудированию. Цели и задачи 23
2.2. Психолого-педагогическая характеристика младших
школьников 28
2.3. Особенности обучения аудированию в младших классах 31
2.4. Анализ упражнений, направленных на развитие аудирования в
УМК 35
2.5. Типы упражнений при обучении аудированию в младших классах.. ..38
Выводы по второй главе 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49
В связи с бурным развитием науки, техники, культуры функции литературного языка расширяются. На значение живого слова в воспитании ребенка все чаще ставится ударение в системе средств массовой информации, в многочисленных статьях, многих дискуссиях. Особую роль в процессе становления связной речи младшего школьника играет аудирование.
Формирование у младших школьников умений понимания воспринятого на слух иноязычной речи составляет одно из первоочередных задач начального этапа обучения детей английскому языку. Ведь ознакомление с языком и новой для учащихся англоязычной средой начинается и длительное время происходит преимущественно в звуковом коде. Поэтому аудирование составляет основу иноязычного общения, с него начинается овладение устной коммуникацией. Как видно из выше названных фактов, выбранная тема работы является актуальной.
Проблематику работы исследовали многие отечественные и зарубежные ученые: М.А. Соколова, К.П. Гинтовт, Р. Бернс, А.Б. Бигич, Л.И. Божович, Ветохов, В.Г. Владимирова, И.Р. Гальперин, Н.И. Гез, Т.А. Глоба, И.А. Гончар, Ю.Р. Романовская и многие другие.
Объектом работы является обучение английскому языку.
Предметом работы являются особенности обучения аудированию младших школьников на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе.
Целью работы является раскрытие особенностей обучения аудированию младших школьников на уроках английского языка.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- раскрыть сущность аудирования как вида речевой деятельности и его место в учебном процессе;
- описать трудности аудирования иноязычной речи;
- охарактеризовать этапы обучения аудированию;
- описать использование технических средств при обучении аудированию;
- раскрыть цели и задачи аудирования;
- дать психолого-педагогическую характеристику младших школьников;
- раскрыть особенности обучения аудированию в младших классах;
- провести анализ упражнений, направленных на развитие аудирования в УМК;
- охарактеризовать типы упражнений при обучении аудированию в младших классах.
Для написания работы использовались следующие методы:
- анализа (при характеристике упражнений, направленных на развитие аудирования в УМК);
- синтеза (при раскрытии целей и задач аудирования);
- классификации (при характеристике типов упражнений для аудирования).
Работа состоит из двух глав, введения, заключения и списка использованных источник.
Первая - теоретическая, описывает основы обучения аудированию; вторая - практическая, характеризует аспекты обучения аудированию младших школьников на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе.
Аудирование является самостоятельным видом речевой деятельности. Практическая цель аудирования заключается в том, чтобы научить учащихся понимать на слух иностранную речь, что презентуется в нормальном темпе учителем или в звукозаписи.
При соблюдении правильной методики обучения аудированию учитель может развить у своих учеников умение воспринимать реальный (аутентичный) разговорный иностранный язык на слух и дать им веру в свои возможности понимать этот язык и общаться на нем.
Поскольку основой аудирования является аудиотекст, то можно сделать вывод о том, что обучение аудированию не может осуществляться без использования технических средств. Технические средства при обучении аудированию необходимо использовать не только при предъявлении аудиотекста, но и для выполнения различных видов упражнений.
Для успешного формирования навыка аудирования значимыми являются количество предъявлений аудиосообщения, его объем и, соответственно, продолжительность звучания. Ведь естественное аудирование предусматривает однократное предъявление речи, что связано со спецификой условий протекания естественного общения: в реальной коммуникации аудирование осуществляется синхронно с говорением, и речевое сообщение не повторяется.
Как показывают психологические исследования, младший школьный возраст - сенситивный период для становления морально-духовной культуры, потому что именно в этом периоде закладываются основы для усвоения нравственных знаний, убеждений и ряда других необходимых предпосылок следующего нравственного развития человека. Это период кардинальной перестройки всей системы отношений ребенка с окружающим миром. Это период, когда резко меняется образ жизни, дети переходят к новой серьезной учебной деятельности, в них полнее развиваются предварительно собранные формы поведения. Различные нравственные переживания, возникающие у ребенка в многочисленных жизненных ситуациях, нравственные проблемы и коллизии, взаимодействия со сверстниками и старшими, создают своеобразное эмоциональное восприятие нравственных феноменов. Вследствие систематических повторений закладывается эмоциональный фундамент нравственного бытия личности. В то же время индивидуальная мораль конкретного человека является отражением социальной и духовной морали общества.
Упражнения для аудирования УМК «Spotlight» комплексно активизируют практически все виды деятельности на уроках английского языка, соответствуют выдвинутым требованиям государственных стандартов и способностям школьников данного возраста. В каждом модуле содержится в среднем 3-4 упражнения на аудирование. Однако все эти задания являются однотипными и направлены только на постановку произношения.
В целом уровень развития способностей к аудированию проверяется косвенно из-за особенностей иноязычного общения, или непосредственно путем опроса, анкетирования, тестирования и тому подобное. Весомость аудирование как вида иноязычной речевой деятельности подчеркивает то, что уровень сформированности компетенции аудирования повышает эффективность формирования компетентности в говорении.
1. Бернс Р. Развитие «Я - концепции» и воспитание - М. : Прогресс, 2006.
2. Бигич А.Б. Методика формирования иноязычной компетенции в аудировании студентов языковых специальностей // Методика формирования межкультурной иноязычной коммуникативной компетенции: курс лекций: [навч.метод. пособие] / [Бигич О. Б., Бориска Н. Ф., Гапонова С. В. и др.]. - М.: Ленвит, 2011. - С. 175-187
3. Божович Л.И. «О некоторых проблемах и методах изучения личности школьника» / Вопросы психологии личности школьника. - М., Просвещение, 2008.
4. Ветохов А.Н. Наслушаться иностранного языка / А. Н. Ветохов // Иностранные языки в школе. - 2015. - № 1. - С. 74-82.
5. Владимирова В.Г. Обучение аудированию и говорению на начальном этапе // Иностранные языки в школе.- 2006.- № 3.- С. 59.
6. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. - 5-е изд., стер. - М.: КомКнига, 2007. - 328 с.
7. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам : Лингводидактика и методика: Учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений. - М. : Академия. - 2005. - 236 с.
8. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика : учеб. пособие / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. - [4-е изд., стер.]. - М. : Академия, 2007. - С. 161-189.
9. Гез Н.И. Роль условий общения при обучении слушанию и говорению Иностранные языки в школе. - 2011. - № 5. - С. 32.
10. Глоба Т. А. К вопросу о коммуникативной адекватности аудиотекста // Актуальные проблемы современных лингвистических исследований : Сборник статей Международной (заочной) научно-практической конференции / Под ред. С. Б. Улановой. - Рязань : Узоречье, 2012. - С. 295-299
11. Гончар И.А. Аудирование иноязычного текста как объект лингвистики и методики // Вестник С.-Петербургского университета. Сер. 9. -2011. - Вып. 4. - С. 118-120.
12. Гончар И.А. Модель обучения аудированию иноязычного текста // МИРС. 2010. - № 1. - С. 86-92.
13. Гужва Т., Кодалашвили О., Романовская Ю. Английский язык. Тексты для чтения и аудирования. Упражнения по грамматике: Для абитуриентов, слушателей курсов, студентов. - К.: Тандем, 1998. - 368 с.
14. Данилина К.В. Взаимодействие видов речевой деятельности при обучении иностранным языкам // Преподавание русского языка аспирантам- иностранцам: сб. ст. - М.: Наука, 1981. - С. 41-48
15. Дуткевич Т. Детская психология: учеб. пособие. - М.: Центр
учебнойлитературы, 2012. - 424 с.
16. Елухина Н.В. Обучение аудированию в русле коммуникативно¬ориентированной методики // Иностранные языки в школе. 1989. № 2. С. 29-30.
17. Епифанцева Л. А. Аудирование. Английский язык: Методические
рекомендации /Л. А. Епифанцева. - Х.: Изд. группа «Основа», 2010. - 78 с.
18. Жинкин Н.И. Механизмы речи. - М.: АПН РСФСР, 1958. - 420 с.
19. Кайшева Р. Учебная книга нового типа как средство деятельной
педагогической поддержки школьника в образовании / Р. Кайшева; науч. ред. Н. И. Пушина. - Ижевск: Удмуртский университет, 2012. - 380 с.
20. Колесникова И.Л. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков / И. Л. Колесникова, О. А. Долгина. - СПб. : Cambridge University Press, 2001. - С. 101-106.
21. Колкер Я.М., Устинова Е.С. Личностно-ориентированные технологии в преподавании иностранных языков. // Иностранные языки в высшей школе, вып. 1. Рязань, 2004. С. 28-38.
22. Коломинова А. А. Методика формирования социокультурной компетенции учащихся младшего школьного возраста в процессе обучения англоязычного общения: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2009. - 16 с.
23. Колчина А.И. Принципы обучения аудированию через систему Интернет / А. И. Колчина // Лингвистика и методика обучения иностранным языкам : сб. науч. тр. - СПб. : РГПУ, 2005. - Вып. 2.
24. Кремень В. Г. Продвижение новой философии образования в России / В. Г.Кремень // Развитие педагогической и психологической наук в России. - Томск, 2002. - С. 9-23.
25. Кураев Г. Возрастная психология / Г. Кураев, Е. Пожарская. - Ростов-на- Дону, 2002. - 140 с.
26. Липкина А.И. «Педагогическая оценка и ее влияние на формирование личности неуспевающего школьника» / А.И. Липкина // Психологические проблем и неуспеваемости школьников. - М., 1991. - С. 132-157.
27. Ляховицкий М.В., Кошман И.М. Технические средства в обучении иностранным языкам. - М.: Просвещение, 1984. - 143 с.
28. Манькова О. В. Способы обучения пониманию рецептивной устной иноязычной речи // Молодой ученый. - 2012. - № 2. - С. 281-282.
29. Михина А.Е. Теория и методика обучения аудированию: Автореф. / А. Е. Михина. - М., 2009.
30. Морозов Д.Л. Обучение профессионально-ориентированному аудированию на основе совершенствования психологических механизмов речи : автореф. дис. соискание ученой степени канд. филол. наук / Д. Л. Морозов. - Н. Новгород, 2009.
31. Николаева С. Ю. Методика преподавания иностранных языков в средних учебных заведениях: Учебник. Изд. .2-е, испр. и перераб. / Кол. авторов под руковод.С. Ю. Николаевой. - М.: Ленвит, 2002. - 263 с.
32. Павловский Д.А. Об одном приёме обучения аудированию // Учитель. 2000. № 4. С. 62-65.
33. Пентилюк М. Уроки развития связной речи или коммуникативных умений и навыков / М. Пентилюк // Чудо слово. - 2010. - № 3. - С. 2 - 5.
34. Петровский В. А. Личностно развивающее взаимодействие / В. А. Петровский, В. К. Клиненко, И. Б. Котова. - Ростов-н/Д. : Изд-во РГПУ, 1993. - 88 с.
35. Пономарева К. И. Компетентностный подход к проверке устных видов речевой деятельности младших школьников // Начальная школа. - 2015. - № 12. - С. 6 - 14.
36. Пруссаков Н.Н. Трудности при обучении аудированию иноязычного звучащего текста // Иностранные языки в школе. 1994. № 6. С. 6-7
37. Психологический словарь. - М., 1997.
38. Пуговица И. П. Развитие коммуникативной компетенции на уроках чтения // Начальная школа. - 2014. - №11. - С. 25 - 29.
39. Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Г. В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова. - М. : Просвещение, 1991. - 287 с.
40. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии : учеб.-педагог. пособие - М. : Изд-во Мин-ва просв. РСФСР, 1946. - 704 с.
41. Самохвалова, М. Основные проблемы аудирования и пути их преодоления
[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://irbis-nbuv.gov.ua/cgi-
bin/irbis_nbuv/cgiirbis_64.exe?C21 COM=2&I21DBN=UJRN&P21DBN=UJRN&IMAGE_FILE_DOWNLOAD=1 &Image_file_name=PDF/Npkpnu_fil_2012_29(1)__26.pdf.
42. Сафонова В. В., Соловова Е. Н. Программа начального общего образования по английскому языку. - М.: АСТ «Астрель», 2006. - 48 с.
43. Смирнова Л.П. Уровни понимания иноязычных речевых сообщений на слух и способы контроля их сформированности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М.: Просвещение, 1982. 19 c.
44. Соколова М.А., Гинтовт К.П. Практическая фонетика английского языка. М: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. - 384 с.
45. Соколова М.А., Гинтовт К.П. Практическая фонетика английского языка. - М: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. - 384 с.
46. Соловова Е.Н. Практикум к базовому курсу методики обучения иностранным языкам : учеб. пособие для вузов / Е. Н. Соловова. - М. : Просвещение, 2004. - С. 98-112.
47. Старко Ф. Человековедческих подход к обучению (информационно-образовательный аспект) / Ф. Старко // Сборник научных трудов: материалы IV Международной научно-практической конференции ученых, аспирантов и студентов «Актуальные проблемы социальной педагогики, начального и дошкольного образования» (15 мая 2013 г.) / под ред. П. Н. Гусака и Н. И. Корпач. - Омск, 2013 - С. 410-419.
48. Степанец Н. Обеспечение непрерывности начального образования в условиях внедрения новых стандартов и личностно ориентированного обучения / Н.Степанец. - Москва: Наука, 2013. - 56 с.
49. Сухомлинский В. Избранные произведения: в 5 т. / В. Сухомлинский. - К.: Сов.школа, 1976. Т. 2. - 1976. - 718 с.
50. УМК «Spotlight» [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://elviraz.ucoz.ru/tbkp/spotlight 3 angliiskii v fokuse workbook.pdf.
51. Dahlhaus B. Fertigkeit Horen: Fernstudienprojekt zur Fort- und Weiterbildung im Bereich Germanistik und Deutsch als Fremdsprache. - Munchen: Goethe - Institut, 2001. - 192 s.
52. Harmer J. The Practice of English Language Teaching. London & New York, 1992.
53. Kazymyra Z. Communicative Approach to English Language Teaching // Тезисы 3й междунар. конф. "Компьютерная лингвистика и преподавания иностранных языков в высших учебных заведениях". Москва, 2013.