Введение 8
Перечень сокращений и обозначений 10
Перечень терминов и определений 12
1 Программный компонент эмиссии и учета кодов маркировки 16
1.1 Анализ предметной области 16
1.1.1 Анализ проблемы 16
1.1.2 Способы решения 16
1.2 Обоснование актуальности разработки 20
1.2.1 Компоненты эмиссии и учета кодов маркировки 24
1.3 Обзор аналогов 25
1.3.1 Единая государственная автоматизированная система 26
1.3.2 Национальная система маркировки 27
1.4 Постановка задачи 29
1.5 Выбор инструментов разработки 31
1.5.1 Языки программирования 31
1.5.1.1 Язык программирования сервера 31
1.5.1.2 Библиотека сервера 32
1.5.1.3 Язык программирования клиента 33
1.5.2 Интегрированная среда разработки 34
1.5.3 Сборка программного обеспечения 35
1.5.4 Система развертывания и управления компонентами 36
1.5.5 Системы управления базами данных 36
1.5.5.1 Система управления реляционными базами данных 37
1.5.5.2 Система управления нереляционными базами данных 38
1.5.6 Система управления версиями 39
1.5.7 Система визуального проектирования отчетов 40
1.6 Архитектура приложения 41
1.6.1 Концепция архитектуры 41
1.6.2 Подсистемы и составные части программного компонента 43
1.6.3 Сервисы программного компонента 44
1.6.4 Модель системы 46
1.6.5 Взаимодействие с внешними системами 47
1.7 Проектирование и разработка 50
1.7.1 Проектирование программного компонента 50
1.7.1.1 Определение назначения 50
1.7.1.2 Проектирование основных функций 51
1.7.1.3 Определение показателей назначения 51
1.7.1.4 Проектирование компонентов 52
1.7.1.5 Доступность 52
1.7.1.6 Масштабируемость 53
1.7.1.7 Единый источник данных 53
1.7.2 Разработка программного компонента 54
1.7.2.1 Паттерны разработки 54
1.7.2.2 Уровень контроллеров 55
1.7.2.3 Уровень сервисов 56
1.7.2.4 Уровень базы данных 57
1.7.2.5 Обработка ошибок 59
1.7.2.6 Особенности реализации 61
1.8 Описание алгоритма 62
1.8.1 Последовательность процессов 62
1.8.2 Ключевые этапы процессов 64
1.8.3 Создание заказа на эмиссию кодов маркировки 65
1.8.4 Получение статуса массива кодов маркировки 67
1.8.5 Получение кодов маркировки 69
1.8.6 Отправка отчета о нанесении кодов маркировки 71
1.9 Описание программы 73
1.9.1 Метод создания заказа на эмиссию кодов маркировки 74
1.9.2 Метод создания отчета о нанесении КМ 77
1.9.3 Метод создания отчета об отбраковке КМ 79
1.9.4 Метод создания отчета об агрегации КМ 80
1.10 Условия применения программы 83
1.10.1 Используемые технические средства 83
1.10.1.1 Характеристики программного компонента 83
1.10.1.2 Характеристики интерфейса программного компонента 83
1.10.2 Необходимое программное обеспечение 84
1.10.2.1 Веб-интерфейс программного компонента 84
1.10.3 Информационное обеспечение 84
1.10.3.1 Требования по обработке JSON формата 84
1.11 Отладка и тестирование 85
1.11.1 Отладка системы 85
1.11.2 Тестирование системы 86
1.11.2.1 Функциональное тестирование 87
1.11.2.2 Ручное тестирование 87
1.11.2.3 Интеграционное тестирование 89
2 Безопасность жизнедеятельности 94
2.1 Анализ негативных факторов и способы их устранения 94
2.2 Физическое и психофизическое влияние 95
2.3 Оборудование рабочих мест 96
2.4 Освещенность рабочего места 97
Заключение 99
Список использованных источников 100
Приложение А - UML-диаграммы 101
Приложение Б - Листинг программы 106
Приложение В - Презентация 200
В настоящее время большое внимание уделяется экономической отрасли, а именно: товарообороту Российской Федерации, качеству и оригинальности производимой продукции. Важным направлением данной сферы деятельности является поиск, определение и устранение источников производства контрафактной продукции. Данное направление получило большое внимание и активное участие потребителей товаров в нем. Ведь качество продукции и товаров может непосредственно сказываться на здоровье, самочувствии и состоянии покупателей.
Однако развитие и эволюционирование информационных технологий сказалось и на появлении новых и усовершенствованных методов по созданию низкокачественной контрафактной продукции, схожей с оригинальной, но способной нанести существенный ущерб здоровью. Существующие меры борьбы по обнаружению и устранению контрафактной продукции показывают себя все менее и менее эффективными, в связи с этим развитие национальной маркировки является весьма актуальным и перспективным направлением.
Актуальность проекта обосновывается огромными объемами производства и потребления промышленной и пищевой продукции, а также других товаров, использующихся в повседневной жизнедеятельности. В связи с чем фальсифицированная продукция может быть не замечена и доставлена конечным получателям, не подозревающим всей опасности.
Внедрение процесса маркировки в производство товаров позволит:
- обеспечить индивидуальную прослеживаемость каждой единицы товара (за счет уникальной идентификации кодов маркировки, передаваемых по защищенным каналам связи), продающейся в России, от фабрики или от границы страны до конкретного покупателя;
- сделать процесс производства товаров и их перемещения с завода - изготовителя до пунктов продажи максимально прозрачным и честным для пользователей;
- обеспечить повышение качества продукции;
- обеспечить ситуацию, в которой нелегальная торговля станет просто невыгодной и фактически невозможной;
- обеспечить повышение собираемости налогов и иных платежей
- обеспечить повышение качества контроля и управления во всех отраслях экономики;
- обеспечить защиту потребителя от некачественных товаров;
- осуществлять сбор и накопление статистических данных по наиболее востребованной продукции в конкретном регионе страны.
Таким образом, разработка компонента эмиссии и учета кодов маркировки выступит непосредственно входной точкой по старту внедрения, реализации и запуска процесса маркировки для каждой единицы произведенного товара, в связи с чем может считаться крайне актуальной и востребованной в современном мире.
Новизна разработки данной системы заключается в реализации уникального решения по объемам обрабатываемых и хранимых данных, охвату пользователей товарооборота, параллельности и нагрузке системы, что позволяет разработать приложение, удовлетворяющее критериям и требованиям, предъявляемых к современным системам аналогичного уровня.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы было разработан клиент-серверный программный компонент эмиссии и учета кодов маркировки, основанный на сервис-ориентированной архитектуре. Созданный программный компонент полностью соответствует поставленному техническому заданию и реализует следующие основные функции:
- осуществление заказов на эмиссию кодов маркировки;
- предоставления эмитированных кодов маркировки для нанесения на продукцию;
- верификация нанесения КМ, формирования отчета о нанесении;
-агрегация готовой и упакованной продукции с нанесенными средствами идентификации;
- списание бракованной продукции с указанием причины отбраковки.
Разработанный программный компонент решает актуальные проблемы по борьбе с производством, распространением и продажей контрафактной продукции и товаров, предоставляя обширный функционал для работы с системой и пользователе-ориентированный интерфейс. Автоматизированная система специализированного программного обеспечения внедрена в процессы национальной маркировки продукции Российской Федерации и является входной точкой для осуществления процесса маркировки.
В ходе выполнения работы были получены навыки по проектированию и разработке программного обеспечения, основанного на клиент-серверной и сервис-ориентированной архитектуре, разработки высоконагруженных и многопоточных программ. А также, усовершенствованы умения анализа предметной области, постановки технических требований и декомпозиции задач и процессов.
1. Д.В. Мантуров, «Методические рекомендации для проведения эксперимента по маркировке табачной продукции средствами идентификации и мониторингу оборота табачной продукции на территории Российской Федерации». Утверждено Минпромторгом России 25.12.2017.
2. Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и статьи 4.4 и 4.5 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" от 25.12.2018 N 488-ФЗ.
3. Д.В. Мантуров, «Методические рекомендации для участников эксперимента по маркировке средствами идентификации и мониторингу оборота фотокамер (кроме кинокамер), фотовспышек и ламп-вспышек в Российской Федерации». Утверждено Минпромторгом России 28.10.2019.
4. Г.М. Кадырова, «Методические рекомендации для участников эксперимента по маркировке средствами идентификации и мониторингу оборота духов и туалетной воды в Российской Федерации». Утверждено Минпромторгом России 31.10.2019.
5. Электронная библиотека, свободная энциклопедия Википедия.
«Система маркировки и прослеживаемости товаров (Россия)» [Электронный ресурс]. URL :
1и1|.^://Г11.1к1ресйа.огцЛ1к1/Система маркировки и прослеживаемости товаров.
6. Юлиана Козмина, Роб Харроп, Крис Шефер, Кларенс Хо. «Spring 5 для профессионалов». 2019 год, 1120 стр.
7. Саймон Ригс, Ханну Кросинг. «Администрирование PostgreSQL9. Книга рецептов». 2013 год, 368 стр.
8. David Heffelfinger. «JasperReports 3.5 for Java Developers». 2009 год, 368 стр.
9. Ричардсон Крис. «Микросервисы. Паттерны разработки и рефакторинга». 2022 год, 544 стр.