Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Реализация культурно-антропологического подхода на уроках истории с использованием мемов (на примере политических портретов лидеров стран Восточной Европы 1990-х гг.)

Работа №158982

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы109
Год сдачи2020
Стоимость4770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ СТРАН ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ В 1990-Х ГГ. В КУЛЬТУРНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ 14
1.1. Сущностная характеристика культурно-антропологического подхода в педагогике 14
1.2. Польша в 1980-1990-х гг 17
1.2.1. «Бархатная революция» в Польше 17
1.2.2. Президентство Л. Валенсы (1990—1995 гг.) 21
1.2.3. Президентство А. Квасьневского (1995 - 2000 гг.) 26
1.3. Венгрия в 1990-х 32
1.3.1. Венгрия в переходный период (1989-1990 гг.) 32
1.3.2. Президентство А. Генца (1990-2000 гг.) 35
1.4. Чехословакия в 1990-х 40
1.4.1. Чехословакия в переходный период (конец 1980-х гг.) 40
1.4.2. Президентство В. Гавела 46
1.5. Болгария в 1990-х гг 48
1.5.1. Болгария в переходный период 48
1.5.2. Роль Ж. Желева в политической трансформации Болгарии 51
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОСВЕЩЕНИЯ РОЛИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЛИДЕРОВ СТРАН ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ В 1990-Е НА СТРАНИЦАХ ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКОВ 61
2.1. Общая характеристика требований к современным школьным учебникам 61
2.2. Анализ современных российских учебников по всеобщей (новейшей) истории 65
ГЛАВА 3. КОМПЛЕКС МЕМОВ «ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЛИДЕРЫ СТРАНВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ В 1990-Е ГГ.» И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА УРОКЕ 78
3.1. Характеристика комплекса мемов и методические рекомендации по его применению 78
3.2. Использование комплекса мемов «Политические лидеры стран Восточной Европы в 1990-е гг.» в рамках технологии кейс-стади 80
Заключение 88
Список источников и литературы 89
Приложения 98

Издревле педагоги думали, как оптимизировать познавательную деятельность учащихся, заинтересовать их. Одним из способов решения этих задач стало использование принципа наглядности. Известный чешский педагог Ян Амос Каменский еще в XVII в. первым теоретически обосновал наглядность как основополагающий принцип в обучении.
За прошедшие столетия менялись подходы к использованию наглядности в образовательной деятельности, изменялись и сами зрительные способы выражения информации. В настоящее время набирает популярность такой вид изобразительной наглядности, как мем. Понятие «мем» (meme от греческого «подобие») искусственно создано британским генетиком Ричардом Докинзом в 1976 г. для книги «Эгоистичный ген». Под мемом он понимал «культурную единицу». Понятие «культурные единицы» находит все большее применение в гуманитарных науках, в т.ч. и в антропологии.
Одной из методологических основ базового для учителя истории документа - историко-культурного стандарта - является культурно-антропологический подход. Он подразумевает, что в изучении прошлого внимание сосредотачивается на личности человека, его месте в истории; изучается опыт выдающихся личностей и повседневная жизнь людей, диалог культур в едином историческом пространстве.
В соответствии с линейной системой в 10 классе обучающиеся знакомятся с новейшей историей. Одной из ключевых проблем этого периода являются достижения и кризисы «реального социализма», в том числе «бархатные» революции в Восточной Европе и демократизация восточноевропейских государств. Пласт информации по этому вопросу огромен, но в школьной программе на него отводится очень мало времени. Изучение этого периода происходит через призму деятельности политических лидеров, и одним из способов эффективной передачи и усвоения знаний является мем. Сжатое, сконцентрированное в виде мемов знание запомнится быстрее, чем большой текст. Кроме того, использование мемов заинтересует учеников, поскольку сейчас мем - это важный элемент молодежной культуры, сленг, облеченный в форму рисунков. Таким образом, внимание к мему как к закодированной исторической информации, позволяющей решать образовательные задачи на уроке, постоянно возрастает.
Избранная нами тема предполагает комплексный междисциплинарный характер исследования. Ее изучение лежит в плоскости истории и методики ее преподавания. В связи с этим мы обратились к исследованиям, посвященным наглядности в целом как методу обучения истории и мему в частности, интерпретации культурно-антропологического подхода в современном школьном образовании. Третью группу работ составили труды ученых по истории постсоциалистических стран Восточной и о лидерах этих стран.
Наглядность как метод обучения истории всегда привлекала педагогов, но в последние годы, в связи с цифровизацией общества и образования, они стали особенно востребованы. Появились новые методы, такие как исторический комикс, мем, интерактивные карты и др.
Еще в начале 2000-х в свет вышла книга М. В. Коротковой «Наглядность на уроках истории». В работе обобщен опыт использования наглядных средств на уроках истории, а также приведены примеры использования некоторых традиционных приемов в новых методических ракурсах.
Предпринимаются попытки дать новую оценку потенциала использования исторических карт в обучении истории. Этому посвящена работа С.С. Атласовой и Т.И. Кельциновой...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Культурно-антропологический подход - одна из методологических основ современной педагогики. Культурно-антропологический подход предполагает представление политических лидеров как субъектов определенной политической культуры. В связи с этим все большее внимание уделяется бытийной стороне жизни выдающихся личностей и простых людей, но у учителя не остается времени на их глубокое изучение на уроках. На помощь учителю приходят современные методы, такие как использование мемов.
До сегодняшнего дня исследований политических портретов лидеров стран Восточной Европы в 1990-х с позиций культурно-антропологического крайне мало, еще меньше внимания уделено этому в школьных учебниках.
Тем не менее, именно такие политические лидеры, как В. Ярузельский, А. Квасьневский, Л. Валенса, А. Генц, В. Гавел, Ж. Желев, предопределили развитие стран Центральной и Юго-Восточной Европы по пути демократии сегодня.
В их судьбах мы видим общие черты: они не были рождены политиками, но стремились привести общество к справедливости и демократии.
«Бархатные революции» стали социальным лифтом для Л. Валенсы, А. Генца, В. Гавела, Ж. Желева, но строительство демократии каждый из них осуществлял в соответствии с политическими традициями своей страны.
Та реальность, в которой они жили, предопределила их политическую деятельность: А. Генц стал посредником между простыми людьми и правительством, хотя у него и не было особых привилегий, Л. Валенса нашел поддержку среди простых, верных католическим традициям, поляков, и стремился усилить свою власть для достижения общего блага. В. Гавел и Ж. Желев всю жизнь стремились к правде, и вошли в историю не только как талантливые, творческие люди, но и гибкие политики.
События 1990-х гг. нашли отражение и в школьном курсе истории. К сожалению, культурно-антропологический подход в них так и не был реализован. Изложение материала не позволяет обучающимся понять, что же все-таки происходило в Восточной Европе, как реагировали люди на события и политику своих президентов, и как же простые люди, не обладающие опытом управления государством, смогли встать у руля.
Кроме того, наглядность, представленная в учебниках по данной теме, фактически не способствует развитию УУД. Нестандартные формы наглядности, такие как мем, позволяют оживить урок, а также способствуют развитию аналитических и когнитивных способностей, критического мышления и коммуникативных компетенций обучающихся.


Нормативные акты
1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования // Министерство образования и науки Российской Федерации. Документы. URL:https://fgos.ru/(дата обращения 20. 02.2020)
2. Концепция нового учебно-методического комплекса по всемирной истории [Электронный ресурс]- URL: http://www.tsput.ru/his_seminar/progect.pdf(Дата обращения: 4.04. 2020)
3. Приказ о федеральном перечне учебников [Электронный ресурс] URL: https://docs.edu.gov.ru/document/ 1a542c2a47065cfbd1ae8449adac2e77/ (Дата обращения: 19.04.2020)
Учебно-методический комплекс
4. Белоусов Л.С. Всеобщая история. Новейшее время. 10 класс : учебник / Л.С. Белоусов, В.П. Смирнов, М.С. Мейер. - М.: Просвещение, 2019. - 160 с.
5. Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы». 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений / В.А. Ведюшкин, В.И. Уколова. М.: Просвещение, 2012. - 176 с.
6. Несмелова М.Л. История. Всеобщая история. Новейшая история. Рабочая программа. Поурочные рекомендации. 10 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций : базовый и углубл. уровни / М. Л. Несмелова, Е. Г. Середнякова, А. О. Сороко-Цюпа. — М. : Просвещение, 2020. — 208 с.
7. Пленков О.Ю. Всеобщая история. 11 класс: учебник / О.Ю. Пленков, Т.П. Андреевская, С.В. Шевченко. - М.: Вентана-Граф, 2019. - 336 с.
8. Сороко-Цюпа А.О., Сороко-Цюпа О.С. История. Всеобщая история. Новейшая история. 10 класс: учебник / О.С. Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа. - М.: Просвещение, 2019. - 223 с.
9. Хейфец В.Л. Всеобщая история. Новейшая история. 10 класс: учебник / В.Л. Хейфец, О.Д. Федоров, Л.С. Хейфец, К.М. Северинов. - М.: Вентана-Граф, 2019. - 400 с.
10. Шубин А.В. Всеобщая история. Новейшая история. 10 класс: учебник / А.В. Шубин. - М.: ДРОФА, 2019. - 432 с.
Нарративные документы
11. Гавел В. Гостиница в горах . - М. : МИК, 2000. - 215 с.
12. Гавел В. Политика и совесть [Электронный ресурс] URL: https://royallib.eom/read/gavel_vatslav/politika_i_sovest.html#0(Дата обращения: 22.05.2020)
13. Желев Ж. Дисертацията. Определението на материята и съвременното естествознание. - София, Фондация «Д-р Желю Желев», 2010. С. 26.
14. Ярузельский В. Можно ли было избежать введения военного положения в Польше в 1981 году? // Новая и Новейшая история. 2008. №4. С. 100-121.
15. Kwasniewski A.Wywiad dla tygodnika «Nowiny Kurier» : to nie zydzi opuscili Polske, to Polska opuscila zydow, W-wa, 27 marc.1998r. // Ibid. — S.86-89...(75)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ