ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И КЛАССИФИКАЦИЯ 7
1.1 Понятие, сущность и классификация интернет ресурсов 7
1.2 Обзор электронных ресурсов 17
1.3 Виртуальные практикумы 23
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ
НА УРОКЕ ФИЗИКЕ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ 30
2.1 Методика изучения лабораторной работы по теме: «Определение величины выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело» с использованием интернет ресурсов 30
2.2 Конспект лабораторной работы по теме: «Определение величины выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело» 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Электронные ресурсы сегодня пользуются широкой популярностью во всех сферах жизни. С их помощью повышается эффективность врачей, экономистов, юристов и инженеров. Ни для кого не секрет, что использование сети Интернет возможно при обучении школьников и студентов, при организации внеучебной и научно-исследовательской работы, в ходе планирования и управления работой учреждения образования. Не случайно с каждым годом все большее число педагогов и обучаемых осваивают телекоммуникационные системы, начинают использовать их в своей деятельности.
Как и в любом другом деле, в освоении компьютерной сети важен первый шаг. Даже если в распоряжении педагога или учащегося оказывается компьютер, имеющий доступ к сети Интернет, важно, каким образом начнется их путешествие по многочисленным информационным ресурсам, окажутся ли среди таких ресурсов средства, которые помогут учителям и школьникам в их труде, будут ли такие ресурсы интересными и полезными.
Одной из задач учителя физики, является использование современных научно-обоснованных приемов, методов и электронных средств обучения, информационных и компьютерных технологий. Современный мир меняется очень быстрыми темпами.
В своей работе учителя стремятся, чтобы уроки физики вызывали интерес у школьников, чтобы ученики не только имели представление о физической картине мира, знали понятия, законы физики, но и могли использовать полученные знания в жизни, умели логически мыслить, использовали полученные знания на уроках при изучении других предметов в школе.
Чтобы активизировать познавательную деятельность учащихся, развивать логическое мышление, активизировать поисковую и исследовательскую деятельности, которые формируют информационные компетентности учащихся, я активно использую на своих уроках электронные образовательные ресурсы (ЭОР).
В современном обществе, когда каждый современный ребёнок с малых лет владеет компьютером и осваивает интернет-технологии, применение ИКТ в образовательной деятельности даёт обучающимся уверенность в себе, создаёт комфортные условия для самореализации и творчества, повышает мотивацию обучения, предоставляет большой объем разнообразных образовательных ресурсов.
ЭОР способствует снижению трудоемкости процесса контроля и консультирования учащихся. Развивается плодотворное сотрудничество учителя с учащимися.
Современный урок не может существовать без мотивации к познавательной деятельности. Применение ЭОР может помочь нам в этом. Показ небольшого фрагмента видео, анимационной картинки, демонстрации опыта, выполнение интерактивной лабораторной работы. Для этого должны быть созданы все условия. ЭОР позволяют осуществлять дифференцированный подход, обучать способам самостоятельного получения знаний, обеспечивают многообразие организационно-учебных и внеучебных форм освоения программы (уроки, занятия, практики, тренинги, выставки, соревнования, конкурсы), создают условия для продуктивной творческой деятельности учащегося. Если книга обеспечивает только получение информации, то интерактивность, обеспечивает резкое расширение возможностей самостоятельной учебной работы за счет использования активно-деятельностных форм обучения.
Существенным преимуществом электронных образовательных ресурсов является повышение наглядности учебного процесса, осуществляемого с их использованием - это рисунки, схемы, диаграммы, фотографии, мультимедиа.
Использование форм наглядности, дополняют словесную информацию, также сами выступают носителями информации, способствуют повышению степени мыслительной активности учащихся.
Ведь ученику намного интереснее самому совершить виртуальное путешествие, провести эксперимент, получать ответные реакции, углубиться в заинтересовавшее, попробовать сделать по-своему.
Если есть заинтересованность в процессе обучения, то и обязательно будет результат.
Ученик сможет самостоятельно провести проверку собственных знаний, умений и навыков без участия педагога или родителя. Данные ресурсы обогащают урок, позволяют менять виды деятельности на уроке, экономят время учителя на уроке, пробуждают интерес у учеников к предмету, которых сейчас очень сложно заинтересовать.
Не возможно не отметить, что на текущий момент, а именно за последний год, использование интернет ресурсов в разы увеличилось. В связи со сложившейся ситуацией в стране обучение перешло в режим online, не только в школах, но и во всех учреждениях. Создано большое количество сайтов, приложений, с помощью которых как ученики, так и учителя без особых усилий могут воспользоваться.
Цель: рассмотрение основных аспектов в составлении лабораторных практикумов на основе интернет ресурсов в школьном курсе физике.
Предмет: методика использования интернет ресурсов в лабораторных практикумах на уроках физики в основной школе
Объект: процесс изучения физики в основной школе
Задачи:
• Рассмотреть понятие, сущность и классификацию интернет ресурсов
• Рассмотреть подробнее ряд электронных ресурсов и применить их
• Разработать методику урока
• Разработать конспект урока с использованием электронных ресурсов
Актуальность: В настоящее время широко распространено использование различных интернет ресурсов не только как источник и сбор информации, но и для демонстрации урока, в частности урока физики.
Подводя итог данной работы, можно сделать вывод, что виртуальные модели эксперимента компенсируют недостаток оборудования в лаборатории школы. Определяются достоинства и недостатки каждого вида эксперимента. Реальный и комбинированный эксперименты из-за значительных погрешностей измерений и большого количества времени на подготовку и проведение часто не могут служить источником знаний о физических законах, так как выявленные закономерности имеют лишь приближенный характер, зачастую правильно рассчитанная погрешность превышает сами измеряемые величины. Разумеется, компьютерная лаборатория не может заменить настоящую физическую лабораторию. И все же выполнение компьютерных лабораторных работ требует определенных навыков, которые характерны и для реального эксперимента - выбор начальных условий, установка параметров опыта и т.д. В большинстве интерактивных моделей предусмотрены варианты изменений в широких пределах начальных параметров и условий опытов, варьирования их временного масштаба, а также моделирования ситуаций, недоступных в реальных экспериментах. Виртуальная среда компьютера позволяет оперативно видоизменить постановку опыта, что обеспечивает значительную вариативность его результатов, а это существенно обогащает практику выполнения учащимися логических операций анализа и формулировки выводов результатов эксперимента. При его использовании можно вычленить главное в явлении, отсечь второстепенные факторы, выявить закономерности, многократно провести испытание с изменяемыми параметрами, сохранить результаты и вернуться к своим исследованиям в удобное время. Ещё один позитивный момент в том, что компьютер предоставляет уникальную, не реализуемую в реальном физическом эксперименте, возможность визуализации не реального явления природы, а его упрощенной теоретической модели, что позволяет быстро и эффективно находить главные физические закономерности наблюдаемого явления. Кроме того, учащийся может одновременно с ходом эксперимента наблюдать построение соответствующих графических закономерностей. Также необходимо учитывать, что далеко не все процессы, явления, исторические опыты по физике учащийся способен представить себе без помощи виртуальных моделей. Интерактивные модели позволяют ученику увидеть процессы в упрощенном виде, представить себе схемы установок, поставить эксперименты вообще невозможные в реальной жизни.
Но следует помнить, физика - наука о природе, а не о виртуальной реальности. Физические модели - это всегда приближение к реальной действительности. Поэтому компьютерные эксперименты не могут быть заменой реальных, но могут дополнить их, помочь в их теоретическом осмыслении. Проводя такие эксперименты, стоит озадачить учащихся, обратив их внимание на то, что происходящие так реально на экране монитора движения и взаимодействия тел - всего лишь модель реальных физических процессов. Каждое положение тела на экране рассчитывается компьютером по законам физики, открытыми людьми и изучаемыми в данный момент на уроке.