Введение
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ПРОБЛЕМЕ КОМПЛЕКСНОГО КОНТРОЛЯ В СПОРТЕ 6
1.1. Теоретически-методические, технические и информационные аспекты комплексного контроля в спорте 6
1.2. Анализ учебно-тренировочного процесса и соревновательной деятельности в спортивном ориентировании 12
1.3. Годовое планирование в летнем ориентировании 14
1.4. Анализ методик комплексного контроля тренировочного процесса ориентировщиков 33
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 43
2.1. Методы исследования 43
2.2. Организация исследования 46
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 47
3.1. Анализ изучения скорости бега по пересеченной местности на уровне анаэробного порога 47
3.2. Анализ уровня физической подготовленности и физического развития участников эксперимента 51
Выводы 59
Практические рекомендации 61
Список литературы 64
Актуальность исследования. Спортивное ориентирование — это вид деятельности, который позволяет удовлетворять многие потребности людей. Он позволяет сочетать потребность в физической активности с умственной активностью, а также удовлетворять потребность в общении с природой. Так как ориентироваться в лесу можно, используя разные способы передвижения (бегом, на лыжах, на велосипедах и даже на инвалидных колясках), то эволюция ориентирования привела к появлению различных видов этого спорта.
В настоящее время на международной арене выделено три вида ориентирования как самостоятельные официальные виды спорта: ориентирование бегом и ориентирование на велосипедах - летом и лыжное ориентирование — зимой.
С одной стороны, федерация спортивного ориентирования продвигает этот вид спорта как массовый и оздоровительный под лозунгами: «Ориентирование - спорт массовый», «Ориентирование - спорт семейный», «Ориентирование — как культурная потребность». С другой стороны: - Международная федерация прилагает максимальные усилия для включения спортивного ориентирования в Олимпийскую программу.
Широкий диапазон возможностей спортивного ориентирования в удовлетворении различных потребностей людей дает большие преимущества этому виду спорта в деле «оздоровлении нации». «Лесной стадион» не имеет ограничений, ни по количеству участников, ни по их качественному составу. Обычно в соревнованиях по ориентированию могут принимать участие, наряду «элитными» ориентировщиками, тысячи людей от 8 до 80 лет и старше.
Постановка проблемы исследования. Совершенствование системы управления тренировочным процессом на основе объективизации знаний о структуре соревновательной деятельности и подготовленности.
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс юных спортсменов-ориентировщиков.
Предмет исследования - содержание и технология методики комплексного контроля за подготовкой спортсменов-ориентировщиков в условиях Республики Тыва.
Цель исследования - научно-методическая разработка методики комплексного контроля за подготовкой юных спортсменов-ориентировщиков в условиях Республики Тыва.
Для достижения цели поставлены следующие задачи исследования:
1. Изучить основы комплексного контроля в спорте.
2. Проанализировать тренировочный процесс и соревновательную деятельность в спортивном ориентировании.
3. Разработать методику комплексного контроля за подготовкой юных ориентировщиков в условиях Республики Тыва
Выдвинутая гипотеза исследования. Мы предположили, что разработанная методика спортивной подготовки на основе комплексного контроля начинающих и квалифицированных спортсменов-ориентировщиков в условиях Республики Тыва позволит эффективно повысить уровень спортивной подготовки юных спортсменов- ориентировщиков.
Методологической основой исследования явились труды по теории и методике спортивного ориентирования, изучающие основы подготовки спортменов-ориентировщиков В.Г. Акимова, Б.И. Огородникова, Н.Н. Гелецкого, В.И. Тыкула и др.
Научная новизна. С целью совершенствования системы подготовки ориентировщиков в условиях Республики Тыва нами проделаны следующие виды работ: проанализирована тренировочный процесс и соревновательная
деятельность спортсменов-ориентировщиков, изучена методика тренировки сильнейших ориентировщиков России и мира, разработана методика спортивной подготовки начинающих и квалифицированных ориентировщиков в условиях Республики Тыва
Практическая значимость: разработанная система подготовки юных ориентировщиков может быть использована педагогами-тренерами ДЮСШ, учителями физической культуры, занимающихся спортивным ориентированием профессионально и грамотно проектировать план подготовки спортсменов в условиях Республики Тыва.
Методы исследования: изучение, анализ и обобщение научно-методической литературы по теории и методике спортивного ориентирования, педагогические наблюдения, тестирование, педагогический эксперимент, методы математико-статистической обработки.
1. Российские ориентировщики в последние годы добились значительных успехов, чему способствовала возросшая конкуренция спортсменов центральной Европы, а также исключительное внимание к спортивному ориентированию. Например, Чемпионаты СФО превратились практически в неофициальные первенства России, где участвуют около 1000 участников. Серьезный рост мастерства наблюдается во всех возрастных группах.
В связи с этим подготовку сильнейших ориентировщиков отличают:
1) современная система подготовки спортсменов высокого класса;
2) систематические исследования в области психологической и технической подготовки и ее взаимосвязи с подготовкой физической;
3) возможность проведения тренировок на незнакомой местности при наличии отличных карт;
4) хорошо продуманный календарь соревнований.
2. В разработанной системе подготовки ориентировщиков Рес. Тыва годовой цикл подготовки разбит на 52 недели и делится на 4 главных периода:
1) развитие аэробной выносливости: ноябрь - январь и февраль - март;
2) предсоревновательный: апрель - май и июнь - июль;
3) соревновательный; конец июля - сентябрь;
4) переходный: октябрь - начало ноября.
Тренировки в первом периоде проводятся циклично: в течение 3 недель повышенные нагрузки, затем неделю выполняется около 70% работы по сравнению с предшествующей. В этот период уделяется внимание повышению уровня теоретической подготовки.
Тувинские карты, по которой в последние десять лет системно проводятся республиканские соревнования по спортивному ориентированию, выглядит совершенно иначе чем в сибирские карты: пологие склоны, мало дорог, большие открытые пространства, легко проходимая растительность. Мест для привязки контрольных пунктов мало, и от этого трудности ориентирования не уменьшаются. В картах Дзун-Хемчикского кожууна преобладает зона водноэрозионного рельефа. Под действием поверхностных текучих вод образуются лощины, овраги, промоины. А вот ландшафт, оставшийся в наследство от древних ледников, - край , гор, скал.
Местность центральных кожуунов РТ, где составлены спортивные карты единственным в республике рисовальщиком Ойдуп А.С. - абсолютная равнина. Практически ни одной горизонтали, лишь небольшие впадины, оставшиеся после высыхания стариц, и несколько продолговатых холмиков - песчаных наносов.
3. Мы разработали систему подготовки юных ориентировщиков основываясь на опыт ведущих тренеров г. Красноярска. Годовое планирование преследует в основном две задачи:
3. повышение уровня общей и специальной работоспособности по сравнению с предшествующим годом;
4. достижение наилучшей спортивной формы к наиболее ответственным соревнованиям сезона.
Для решения этих задач тренировочный процесс разбивают на периоды (подготовительный, соревновательный, переходный), подбирают средства и методы тренировок, определяют объем и интенсивность занятий. Подготовительный период (ноябрь - апрель)
Методы и средства тренировки:
1) равномерный метод: продолжительный бег - около 4 недель, 4-5 раз в неделю по 1,5-2 часа (пульс 130-140);
2) переменный метод: фартлек (пульс 150-180);
3) интервальный метод;
4) комплексная тренировка на развитие общей силовой выносливости с легкой анаэробной работой;
1. Акимов В.Г. Подготовка спортсмена-ориентировщика. - Минск: Полымя, 1987. - С. 78-98.
2. Акимов В.Г., Кудряшов А.А. Спортивное ориентирование. - Минск, 1977. - 96 с.
3. Алешин В.М. Карта в спортивном ориентировании. - М., 1983. - 152 с.
4. Алешин В.М., Серебреников А.В. Туристская топография. - М., 1985. - 37 с.
5. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 223 с.
6. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 256 с.
7. Беляков Л.В., Ганюшкин А.Д., Моисеенков А.Л. Основы тренировки в ориентировании на местности. - Смоленск, 1973. - 118 с.
8. Богатов С.Ф., Крюков О.Г. Спортивное ориентирование. - М., 1982. - 37 с.
9. Борбай-оол М.В. Спортивное ориентирование в Республике Тыва - прошлое, настоящее, будущее: Респуб. науч.-практ. конф. - Кызыл, 1999. - С. 5-17.
10. Борбай-оол М.В. Детско-юношеский туризм на стыке двух веков: Респуб. науч.- практ. конф. - Кызыл, 1999. - С. 4-10.
11. Бреггинс Анни. Ориентирование по тропам. - М.: Библиотека инвалидного спорта, 1997. - 76 с.
12. Васильев Н.Д. Спортивное ориентирование: Учебное пособие. - Волгоград, 1983. - 108 с.
13. Васильев Н.Д., Рожнов А.Е. Характеристика соревновательной деятельности в спортивном ориентировании // Теория и практика физической культуры. - 1989. - № 4. - 47 с.
14. Васильев Н.Д., Столов И.И. Взаимосвязь физической и технической подготовки в спортивном ориентировании // Теория и практика физической культуры. - 1985. - № 11. - С. 9-12.
15. Вяткин Л.А., Сидорчук Е.В., Немытов Д.Н. Туризм и спортивное ориентирование: Учебное пособие. - М.: Академия, 2001. - С. 130¬182.
16. Геллер Е.М. Роль игры в формировании личности юного спортсмена,гражданина социального общества и идейно-политическое воспитание физкультурников и спортсменов. - М.,1979. - 39 с.
17. Ганьшин В.Н. Простейшие измерения на местности. - М., 1973. - 27с.
18. Гелецкий В.М., Богащенко Ю.А. Развитие устойчивости внимания средствами спортивного ориентирования // Массовая физическая культура и профессия: Тез. док. регион. науч.-практ. конф. - Омск, 1990. - 27 с.
19. Гепецкий Н.Н., Якубович В.Б. Бег с картой. - Кишинев, 1972. - С. 64-81.
20. Гогунов Е Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособ. для студентов выс. учеб. заведений. - М.: Академия, 2002. - С. 117-128.
21. Голицына И.И., Полякова В.П. Двигательная активность и физическое развитие школьников // Состояние и перспективы совершенствования физической культуры в системе образования: Тез. док. регион. науч.-практ. конф. - Омск, 1996. - 54 с.
22. Голубев В.С. Техническая и тактическая подготовка юных ориентировщиков // Физическая культура в школе. -1969. - № 7. - С. 36¬37.
23. Дажы Ч.А., Ооржак Х.Д.-Н. «Основы спортивного ориентирования» учебно-методическое пособие Кызыл -2002
24. Дажы Ч.А. «Организация многодневных походов и массовых туристических соревнований школьников» учебно-методическое пособие Кызыл-2006
25. Елаховский С.Б. Бег к невидимой цели. - М.: Физкультура и спорт, 1973. - 143 с.
26. Елаховский С.Б. Спортивное ориентирование на лыжах. - М.: Физкультура и спорт, 1981. - 120 с.
27.Зубков С.А. Особенности динамики внимания в ориентировании на местности // Теория и практика физической культуры. -1971. - № 12.-26 с.
28. Иванов А.В., Ширинян А.А. Влияние скорости передвижения спортсмена-ориентировщика на способность к переключению внимания // Теория и практика физической культуры. - 1990. - № 93 - С. 25-27.
29. Иванов Е.И. Начальная подготовка ориентировщика. - М.:Физкультура и спорт, 1985. - 159 с.
30. Иванов Е.И. Судейство соревнований по спортивному ориентированию. - М., 1978. - 4 с.
31. Изоп Э. Игровой метод при обучении ориентированию на местности: Рабочая тетрадь новичка. - Таллинн: ТПИ, 1978. - 34 с.
32. Ильин Е.П. Психология физического воспитания. - М., 1987. - С. 54-62.
33. Ингстрем А. В лесу и на опушке. - Физкультура и спорт, 1979. - 53 с.
34. Кивистик А.К. О технике и тактике в спортивном ориентировании. - Тарту: Изд-во ТГУ, 1979. - 34 с.
35. Костылев В.В. Размышления о процессе ориентирования. - М., 1994. - 29 с.
36. Лосев А.С. Тренировка ориентировщиков-разрядников. - М.:Физкультура и спорт, 1984. - 102 с.
37. Матвеев А.П., Алексеев Н.И., Афанасьев В.З. и др. Примерная
учебная программа по физической культуре. Основная школа. - М., 1997. - С.9-16.
38. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. - М.: Физкультура и спорт, 1977. - 240 с.
39. Методические рекомендации по составлению спортивных карт. - М.,1974. - С. 34-35.
40. Моисеенков А.Л., Ганюшкин Л.Д. Специальная тренировка внимания спортсменов-ориентировщиков // Теория и практика физич. культуры. - 1974. № 4. - С. 14-16.
41. Новиков А.Л. Контрольно-обучающее устройство по спортивному ориентированию // Физическая культура в школе. 1985. - №11. - С. 61-64.
42. Огородников Б.И. Туризм и спортивное ориентирование в комплексе ГТО. - М., 1983. - 112 с.
43.Огородников Б.И., Кирчо А.Н., Крохин Л.А. Подготовка спортсменов-ориентировщиков. - М., 1978. - 138 с.
44.Огородников Б.И., Моисеенков А.Л., Приймак Е.С. Сборник задач и упражнений по спортивному ориентированию. - М., 1980. - 72 с.
45.Система подготовки младших школьников в начальный период обучения спортивному ориентированию. - М., 1978. - 16 с.
46 . Столов И.И., Киселев В.М. Совершенствование техники и тактики в спортивном ориентировании: Метод. рекомендации. - М.: ВНИИФК, 1988. - 33 с.
47. Титов В.В. Туристско-краеведческие кружки в школе. - М., 1988. - С. 35-37.
48. Тыкул В.И. Спортивное ориентирование. - М.: Просвещение, 1990. -147с.
49. Федеральный закон РФ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». - Н., 2008.
50. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд. Центр «Академия», 2001. - С. 193¬198.