РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АЛГЕБРЕ В 7-9 КЛАССАХ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические предпосылки реализации системно-деятельностного подхода в процессе обучения алгебре в 7-9 классах 6
1.1. Системно-деятельностный подход как методологическая основа ФГОС 6
1.2. Особенности обучения алгебре с позиции системно-деятельностного подхода 15
1.3. Дидактические условия реализации системно-деятельностного подхода в процессе обучения алгебре в 7-9 классах 21
Глава 2. Методика реализации системно-деятельностного подхода в процессе обучения алгебре в 7-9 классах 29
2.1. Проектирование содержательного компонента методики реализации системно-деятельностного подхода в процессе обучения алгебре в 7-9 классах29
2.2. Проектирование технологического компонента методики реализации системно-деятельностного подхода в процессе обучения алгебре в 7-9 классах42
2.3. Описание организации и результатов экспериментальной работы.54
Заключение 71
Библиографический список 73
Приложение А «Групповая работа по теме «Деление степеней с натуральными показателями» 77
Приложение Б «Фрагмент урока по теме «Понятие квадратного корня из неотрицательного числа» 80
Приложение В «Текстовые задачи по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессии» 88
Приложение Г «Технологическая карта урока по теме «Решение системы линейных уравнений методом подстановки» 89
Приложение Д «Задание по теме «Функция» 102
Приложение Е «Задание по теме «Координатная плоскость» 104
Приложение Ж «Деловая игра по теме «Степень числа с натуральным показателем» 108
Приложение З «Входная контрольная работа для 7 класса» 111
Приложение И «Диагностическая работы №1» 112
Приложение К «Итоговая контрольная работа для 7 класса» 114
Приложение Л «Диагностическая работа №2» 115
Глава 1. Теоретические предпосылки реализации системно-деятельностного подхода в процессе обучения алгебре в 7-9 классах 6
1.1. Системно-деятельностный подход как методологическая основа ФГОС 6
1.2. Особенности обучения алгебре с позиции системно-деятельностного подхода 15
1.3. Дидактические условия реализации системно-деятельностного подхода в процессе обучения алгебре в 7-9 классах 21
Глава 2. Методика реализации системно-деятельностного подхода в процессе обучения алгебре в 7-9 классах 29
2.1. Проектирование содержательного компонента методики реализации системно-деятельностного подхода в процессе обучения алгебре в 7-9 классах29
2.2. Проектирование технологического компонента методики реализации системно-деятельностного подхода в процессе обучения алгебре в 7-9 классах42
2.3. Описание организации и результатов экспериментальной работы.54
Заключение 71
Библиографический список 73
Приложение А «Групповая работа по теме «Деление степеней с натуральными показателями» 77
Приложение Б «Фрагмент урока по теме «Понятие квадратного корня из неотрицательного числа» 80
Приложение В «Текстовые задачи по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессии» 88
Приложение Г «Технологическая карта урока по теме «Решение системы линейных уравнений методом подстановки» 89
Приложение Д «Задание по теме «Функция» 102
Приложение Е «Задание по теме «Координатная плоскость» 104
Приложение Ж «Деловая игра по теме «Степень числа с натуральным показателем» 108
Приложение З «Входная контрольная работа для 7 класса» 111
Приложение И «Диагностическая работы №1» 112
Приложение К «Итоговая контрольная работа для 7 класса» 114
Приложение Л «Диагностическая работа №2» 115
Актуальность исследования. Актуальность исследования заключается в модернизации российского образования в направлении повышения его качества, доступности и эффективности.
Действующий Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) требует от школы стремления к удовлетворению потребностей современного общества, а в качестве основной цели рассматривает развитие личности свободной, гуманной, творческой, открытой, с возможностью самоактуализации. Однако, это становится возможным только в том случае, если сам обучающийся мотивирован на принятие новых знаний и понимание учебного материала, способен и готов учиться. И важнее даже не столько давать знания обучающимся, сколько развивать у них гибкость ума. Другими словами, сегодня речь идет не о количестве знаний, а об их качественном содержании.
Для оптимального решения данных вопросов в основе ФГОС ООО заложен системно-деятельностный подход, который способен в полной мере обеспечить глубину и качество приобретенных обучающимися знаний, умение самостоятельно их добывать и применять в жизни.
Системно-деятельностный подход предполагает, что в деятельности происходит развитие психики, мышления, которое проявляется, в первую очередь, как понимание учебного материала. Основной целью и результатом учебной деятельности является изменение самого действующего субъекта - обучающегося (развитие способностей, его самоконтроля и саморегуляции, овладение им способами действий и т.д.). Однако, изменяется также понимание роли педагога в учебном процессе. В его функции теперь входит создание условий для возникновения деятельности учения, организация и управление познавательной деятельностью обучающихся, контроль их результатов. Понятно, что все это должно происходить регулярно, системно.
Вопросы реализации системно-деятельностного подхода теоретически рассмотрены достаточно хорошо. Им уделяли большое внимание А.Г. Асмолов, В.П. Беспалько, А.В. Боровских, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, М.М. Малышева, О.Н. Шумейко, Э.Г. Юдин, И.С. Якиманская и др.
Тем не менее, изучение теоретических предпосылок реализации системно-деятельностного подхода и анализ реальной школьной практики в образовательных организациях г. Красноярска позволил выделить ряд противоречий:
- между провозглашаемым системно-деятельностным подходом и отсутствием достаточно обширного и интересного методического материала по данному направлению;
- между предполагаемой в системно-деятельностном подходе совместной деятельности педагога и обучающихся и сложностями ее организации на практике;
- между преподаванием, предполагающим знание педагогом психологических и возрастных особенностей обучающихся и тем, что педагоги- предметники в школе не имеют психолого-педагогических знаний;
- между провозглашаемыми самообучением и саморазвитием обучающихся и тем, что они не приучены к тому, чтобы самим добывать знания.
Представленные выше противоречия определяют основную проблему исследования, которая заключается в поиске и разработке результативных методических решений по реализации системно-деятельностный подход на уроках алгебры в 7-9 классах.
Исходя из актуальности, в связи с недостаточной разработанностью методических решений по внедрению и реализации системно-деятельностного подхода в школе, для исследования была выбрана тема «Реализация системно-деятельностного подхода в процессе обучения алгебре в 7-9 классах».
Объект исследования: процесс обучения алгебре с позиции системно-деятельностного подхода.
Предмет исследования: методика реализации системно-деятельностного подхода в процессе обучения алгебре в 7-9 классах.
Цель исследования: разработка содержательного и технологического компонентов методики реализации системно-деятельностного подхода в процессе обучения алгебре в 7-9 классах...
Действующий Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) требует от школы стремления к удовлетворению потребностей современного общества, а в качестве основной цели рассматривает развитие личности свободной, гуманной, творческой, открытой, с возможностью самоактуализации. Однако, это становится возможным только в том случае, если сам обучающийся мотивирован на принятие новых знаний и понимание учебного материала, способен и готов учиться. И важнее даже не столько давать знания обучающимся, сколько развивать у них гибкость ума. Другими словами, сегодня речь идет не о количестве знаний, а об их качественном содержании.
Для оптимального решения данных вопросов в основе ФГОС ООО заложен системно-деятельностный подход, который способен в полной мере обеспечить глубину и качество приобретенных обучающимися знаний, умение самостоятельно их добывать и применять в жизни.
Системно-деятельностный подход предполагает, что в деятельности происходит развитие психики, мышления, которое проявляется, в первую очередь, как понимание учебного материала. Основной целью и результатом учебной деятельности является изменение самого действующего субъекта - обучающегося (развитие способностей, его самоконтроля и саморегуляции, овладение им способами действий и т.д.). Однако, изменяется также понимание роли педагога в учебном процессе. В его функции теперь входит создание условий для возникновения деятельности учения, организация и управление познавательной деятельностью обучающихся, контроль их результатов. Понятно, что все это должно происходить регулярно, системно.
Вопросы реализации системно-деятельностного подхода теоретически рассмотрены достаточно хорошо. Им уделяли большое внимание А.Г. Асмолов, В.П. Беспалько, А.В. Боровских, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, М.М. Малышева, О.Н. Шумейко, Э.Г. Юдин, И.С. Якиманская и др.
Тем не менее, изучение теоретических предпосылок реализации системно-деятельностного подхода и анализ реальной школьной практики в образовательных организациях г. Красноярска позволил выделить ряд противоречий:
- между провозглашаемым системно-деятельностным подходом и отсутствием достаточно обширного и интересного методического материала по данному направлению;
- между предполагаемой в системно-деятельностном подходе совместной деятельности педагога и обучающихся и сложностями ее организации на практике;
- между преподаванием, предполагающим знание педагогом психологических и возрастных особенностей обучающихся и тем, что педагоги- предметники в школе не имеют психолого-педагогических знаний;
- между провозглашаемыми самообучением и саморазвитием обучающихся и тем, что они не приучены к тому, чтобы самим добывать знания.
Представленные выше противоречия определяют основную проблему исследования, которая заключается в поиске и разработке результативных методических решений по реализации системно-деятельностный подход на уроках алгебры в 7-9 классах.
Исходя из актуальности, в связи с недостаточной разработанностью методических решений по внедрению и реализации системно-деятельностного подхода в школе, для исследования была выбрана тема «Реализация системно-деятельностного подхода в процессе обучения алгебре в 7-9 классах».
Объект исследования: процесс обучения алгебре с позиции системно-деятельностного подхода.
Предмет исследования: методика реализации системно-деятельностного подхода в процессе обучения алгебре в 7-9 классах.
Цель исследования: разработка содержательного и технологического компонентов методики реализации системно-деятельностного подхода в процессе обучения алгебре в 7-9 классах...
В результате теоретического анализа психолого-педагогической и методической литературы был изучен системно-деятельностный подход. Выявлены особенности обучения алгебре с позиции СДП. Определены дидактические условия его реализации: целеполагание и определение задач урока; планирование результатов урока; включение обучающихся в различные виды деятельности; соблюдение алгоритма: 1) постановка учебного задания; 2) деятельность обучающихся по его выполнению; 3) подведение итога деятельности; 4) контроль, самоконтроль, самооценка процесса и степени выполнения; 5) рефлексия обучающихся; разнообразие технологий, форм, методов, приемов для побуждения и активизации деятельности обучающихся.
Были описаны требования к содержанию обучения алгебре, на основе которых разработаны рекомендации по проектированию содержательного компонента обучения алгебре в 7-9 классах.
Определены требования к технологическому компоненту процесса обучения алгебре в 7-9 классах.
На основе выявленных требований был разработан комплекс заданий отобраны методы и технологии организации обучения алгебре в 7-9 классах.
Опытно-экспериментальная часть исследования проводилась на базе муниципального автономного общеобразовательного учреждения СШ № 23
Свердловского района г. Красноярска (7 «б» класс). На момент проведения опытно-экспериментальной работы в классе обучалось 25 человек. На первом этапе экспериментальной работы обучающимся были предложены контрольная и диагностическая работы. На втором этапе эксперимента была проведена серия уроков по алгебре в 7 «б» классе, организованных с включением соответствующего содержания и применением различных организационных методов, форм и технологий направленных на формирование образовательных результатов в условиях реализации требований ФГОС. На третьем этапе вновь были предложены контрольная и диагностическая работы.
Результаты экспериментальной работы подтвердили эффективность разработанных заданий и отобранных форм организации урока.
Таким образом, все поставленные задачи решены, гипотеза нашла теоретическое и практическое подтверждение, цель исследования достигнута.
Практическая значимость данной работы заключается в разработанных рекомендациях, которые можно использовать при проектировании уроков алгебры в 7-9 классах.
Перспективой нашего исследования является разработка результативных методических решений по реализации системно-деятельностного подхода в процессе обучения алгебре и началам анализа на базовом и углубленном уровнях изучения....
Были описаны требования к содержанию обучения алгебре, на основе которых разработаны рекомендации по проектированию содержательного компонента обучения алгебре в 7-9 классах.
Определены требования к технологическому компоненту процесса обучения алгебре в 7-9 классах.
На основе выявленных требований был разработан комплекс заданий отобраны методы и технологии организации обучения алгебре в 7-9 классах.
Опытно-экспериментальная часть исследования проводилась на базе муниципального автономного общеобразовательного учреждения СШ № 23
Свердловского района г. Красноярска (7 «б» класс). На момент проведения опытно-экспериментальной работы в классе обучалось 25 человек. На первом этапе экспериментальной работы обучающимся были предложены контрольная и диагностическая работы. На втором этапе эксперимента была проведена серия уроков по алгебре в 7 «б» классе, организованных с включением соответствующего содержания и применением различных организационных методов, форм и технологий направленных на формирование образовательных результатов в условиях реализации требований ФГОС. На третьем этапе вновь были предложены контрольная и диагностическая работы.
Результаты экспериментальной работы подтвердили эффективность разработанных заданий и отобранных форм организации урока.
Таким образом, все поставленные задачи решены, гипотеза нашла теоретическое и практическое подтверждение, цель исследования достигнута.
Практическая значимость данной работы заключается в разработанных рекомендациях, которые можно использовать при проектировании уроков алгебры в 7-9 классах.
Перспективой нашего исследования является разработка результативных методических решений по реализации системно-деятельностного подхода в процессе обучения алгебре и началам анализа на базовом и углубленном уровнях изучения....
Подобные работы
- МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕМЕ «ПРОЦЕНТЫ» В 5-м КЛАССЕ НА ОСНОВЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
Дипломные работы, ВКР, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - РАЗВИТИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7-9 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АЛГЕБРЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2022 - САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК
СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - Изучение функциональной линии с позиций
системно-деятельностного подхода
Дипломные работы, ВКР, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2015 - МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ОБЫКНОВЕННЫХ ДРОБЕЙ СЛАБОСЛЫШАЩИМИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2022 - РЕАЛИЗАЦИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТЕРИОМЕТРИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2021 - ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ПРОЦЕССЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7-8 КЛАССОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2021 - Индивидуализация обучения математике учащихся 5-6-х классов средствами ИКТ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - РЕАЛИЗАЦИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ
ОБУЧЕНИЯ СТЕРИОМЕТРИИ
Дипломные работы, ВКР, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021





