Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Реализация системно-деятельностного подхода в преподавании физики основной школы на примере раздела «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

Работа №158863

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы50
Год сдачи2016
Стоимость4720 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
24
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Анализ основных подходов преподавания физики в образовательных организациях 5
1.1 Основные подходы преподавания физики в образовательных учреждениях 5
1.2 Системно-деятельностный подход как основа реализации ФГОС 14
Глава 2. Методика реализации системно-деятельностного подхода в образовательной организации 20
2.1 Моделирование методической системы системно-деятельностного подхода в преподавании школьного курса физики 20
2.2 Методические рекомендации по реализации системно-деятельностного подхода при изучении раздела «Давление твердых тел, жидкостей и газов» 29
2.3 Экспериментальная проверка эффективности реализации системно-деятельностного подхода 37
Заключение 42
Библиографический список 44
Приложения 46
Приложение 1 46

Изменения, происходящие в системе образования, предполагают повышение требований к качеству подготовки учащихся в средней школе. В свете современной образовательной парадигмы задача образования состоит в том, чтобы знания приобретались в контексте модели будущей деятельности и способствовали развитию надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности. Для выполнения поставленной задачи Федеральный Государственный Образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) предполагает формирование у учащихся универсальных учебных действий (УУД) [19].
Универсальные учебные действия на уроках физики формируются через использование системно-деятельностного подхода, который является методологической основой (ФГОС ООО) и обеспечивает:
• Формирование готовности учащихся к саморазвитию и непрерывному образованию;
• Проектирование и конструирование развивающей образовательной среды образовательного учреждения;
• Активную учебно-познавательную деятельность учащихся;
• Построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей.
Актуальность темы заключается в реализации системно-деятельностного подхода в преподавании школьного курса физики.
Цель исследования: формирование УУД у учащихся с использованием специальной системы заданий.
Объект исследования: процесс обучения учащихся в школе.
Предмет исследования: реализация системно-деятельностного
подхода с использованием специальной системы заданий.
Задачи исследования:
1. Проанализировать Федеральный Государственный Образовательный стандарт основного общего образования;
2. Проанализировать основные подходы в преподавании физики в средних учебных заведениях в условиях новых образовательных стандартов;
3. Выявить особенности преподавания физики в условиях системно-деятельностного подхода;
4. Проанализировать учебно-методическую литературу по теории и методике обучения физике;
5. Разработать методические рекомендации и специальную систему заданий по разделу «Давление твердых тел, жидкостей и газов» для реализации системно-деятельностного подхода;
6. Апробировать специальную систему заданий и провести анкетирование с учащимися по теме исследования.
Основные методы исследования: Анализ методической литературы, анкетирование, беседа, наблюдение.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Для достижения цели выпускной квалификационной работы были решены поставленные задачи:
1. Проанализирован Федеральный Государственный Образовательный стандарт среднего общего образования;
2. Проведен анализ основных подходов в преподавании физики в средних учебных заведениях в условиях новых образовательных стандартов;
3. Выявлены особенности преподавания физики в условиях системно-деятельностного подхода;
4. Проанализирована учебно-методическая литература по теории и методике обучения физике;
5. Разработаны методические рекомендации и специальная система заданий по разделу «Давление твердых тел, жидкостей и газов» для реализации системно-деятельностного подхода на уроках физики;
6. Апробирована специальная система заданий и проведено анкетирование с учащимися по теме исследования.
И получены следующие результаты и выводы:
Обучение с использованием специальной системы заданий позволяет реализовать системно-деятельностный подход на уроках физики, что в свою очередь способствует формированию универсальных учебных действий у учащихся, таких как:
• Использовать естественнонаучные знания для решения реальных жизненных ситуаций;
• Привлекать дополнительную информацию, личный опыт, известные знания для решения поставленной задачи;
• Использовать решения предыдущего задания для поиска решения следующих заданий;
• Использовать исследовательский метод: анализ полученных результатов и их научная аргументация для подтверждения своей позиции и оценки различных точек зрения.
Применение специальной системы заданий позволяет не только сформировать универсальные учебные действия, но и приводит к более прочному усвоению информации, так как возникают:
• Ассоциации с конкретными действиями и событиями;
• Развитие любознательности, творческой активности;
• Повышение интереса учащихся.
Школьников захватывает сам процесс поиска путей решения задач. Они получают возможность развивать логическое и ассоциативное мышление.
Реализация системно-деятельностного подхода - многоплановая работа и требует дальнейших разработок.


1. Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические труды / Сост. М.Ю. Бабанский. - М.: Педагогика, 1989. - 560 с.
2. Блауберг, И.В. Философский принцип системности и системный подход / И.В. Блауберг, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин // Вопросы философии. - 1978. - №8. - С. 39-53.
3. Божович, Е.Д. Особенности усвоения учебного материала школьниками / Е.Д. Божович, М.К. Гумматова, В.Е. Сосина // Советская педагогика. - 1988. - №10. - С. 41-45.
4. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального исследования / В.В. Давыдов. - М.: Педагогика, 1986. - 239 с.
5. Ильина, Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения. Вып. 3 Т.А. Ильина. - М.: Знание, 1973. -78 с.
6. Кларин, М.В. Технология учебного процесса // Современная дидактика: Теория практике / Под ред. И.Я. Лернера, И.К. Журавлева. - М.: ИТПиМИО РАО, 1994.
7. Кон, И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1989. - 225 с.
8. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Политическая литература, 1975. -304 с.
9. Лернер, И.Я. Дидактическая система методов обучения / И.Я Лернер. - М.: Знание, 1976. -64 с.
10. Махмутов, М.и. Проблемное обучение / М.И. Махмутов. - М.: Педагогика, 1975. - 210 с.
11. Перышкин, А.В. Физика. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.В. Перышкин. - 10-е изд., доп. - М.: Дрофа, 2006. - 192 с.
12. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: в 2-х т. / С.Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 1989. - т. 2. - 328 с.
13. Рыжкова, В.И. Дифференциация обучения как важный фактор развития познавательного интереса школьников // Завуч, 2003. № 8. С. 58-63.
14. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований / М.Н. Скаткин. - М.: Педагогика, 1986. - 150 с.
15. Тесленко, В.И., Эверт Н.А., Залезная Т.А., Профессиональное становление будущего учителя физики в обновленном педагогическом образовании: монография / Тесленко В.И., Эверт Н.А., Залезная Т.А.; Красноярск.гос.пед.ун-т. - Красноярск, 2008. -380 с...(23)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ