Введение 3
Глава 1. Теоретические основы использования коммуникативно- ориентированного подхода в обучении иноязычному говорению в средней общеобразовательной школе 6
1.1. Сущностные характеристики коммуникативно-ориентированного
подхода в обучении иностранным языкам 6
1.2. Современные концептуальные принципы коммуникативно -
ориентированного подхода 14
1.3. Говорение как вид речевой деятельности 20
Выводы по первой главе 25
Глава 2. Организация работы по формированию навыков иноязычного говорения с использованием коммуникативно-ориентированного подхода на
уроках французского языка 27
2.1 Возможности использования современных УМК по французскому языку
при обучению иноязычному говорению с использованием коммуникативно-ориентированного подхода 27
2.2 Фрагменты уроков по применению коммуникативно-ориентированного
подхода при формировании навыков говорения 39
Выводы по второй главе 48
Заключение 49
Библиографический список 52
В эпоху глобализации невозможно отрицать важность иностранных языков, которые играют значимую роль в современном обществе. Сегодня методика преподавания иностранных языков ставит перед собой важный вопрос: как развить у учащихся коммуникативную компетенцию? Нельзя отрицать тот факт, что основная цель иностранного языка как предметной области школьного обучения - это овладение учащимися умением общаться на данном языке. Таким образом, одной из главных целей обучения иностранному языку на младшем, среднем и старших этапах является формирование коммуникативной компетенции.
Стоит отметить, что в наши дни преподавание языка все больше и больше приобретает прикладной характер, а не теоретический, как это было раньше. Функции педагога также изменились, на смену учителю-диктатору пришел учитель-наблюдатель, изменилась как форма подачи материала, так и основные цели обучения. Одной из таковых является обучение говорению как наиболее важному речевому умению, именно поэтому на сегодняшний день одним из самых часто используемых подходов в обучении иностранному языку является коммуникативный подход, который всецело направлен на развитие навыков общения, что очень важно в современном мире.
Актуальность темы исследования состоит в том, что в настоящее время коммуникативно-ориентированный подход является одним из наиболее популярных в обучении иностранным языкам. Данный подход, по мнению специалистов, считается настоятельной потребностью практики обучения, так как, во-первых, именно коммуникативно-ориентированный подход адекватен такой цели, как обучение общению, во-вторых, потому что коммуникативное направление обогатилось новыми исследованиями, которые, несомненно, должны стать достоянием учителя-практика.
Целью данной исследовательской работы является изучение
возможностей реализации коммуникативно-ориентированного подхода в процессе обучения иноязычному говорению.
Исходя из поставленной цели, задачами исследования стали:
1) дать теоретическое обоснование использованию коммуникативно - ориентированного подхода в обучении иностранным языкам и рассмотреть его сущностные характеристики;
2) описать основные принципы коммуникативно-ориентированного подхода;
3) рассмотреть говорение как вид речевой деятельности;
4) проанализировать возможности использования современных УМК по французскому языку при обучении иноязычному говорению с использованием коммуникативно-ориентированного подхода;
5) разработать фрагменты уроков по применению коммуникативно-ориентированного подхода при обучении говорению и сформулировать методические рекомендации по формированию навыков иноязычного говорения.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ, сравнение, обобщение, изучение передового
педагогического опыта использования коммуникативных методик в образовательном процессе при обучении иностранным языкам в средней школе.
Объектом исследования является процесс обучения иноязычному говорению в средней общеобразовательной школе.
Предмет исследования - изучение процесса реализации комуникативно- ориентированного подхода при обучении иноязычному говорению.
Практическая значимость результатов данного исследования состоит в том, что приведенные фрагменты уроков и методические рекомендации могут быть использованы студентами и учителями при обучении учащихся иноязычному говорению.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. В введении раскрывается актуальность, задачи, методы исследования, а также практическая значимость работы.
В первой главе рассматриваются теоретические основы использования коммуникативно-ориентированного подхода в обучении иноязычному говорению в средней общеобразовательной школе. Рассматриваются сущностные характеристики коммуникативно-ориентированного подхода в обучении иностранным языкам, а также его концептуальные принципы. Анализируется понятие о говорении как о виде речевой деятельности.
Во второй главе данной работы рассматриваются практические аспекты использования коммуникативно-ориентированного подхода при обучении французскому языку на среднем этапе обучения. Анализируются УМК по французскому языку, а также предлагается система упражнений для наиболее эффективной реализации данного подхода при обучении иноязычному говорению.
В заключении подводятся общие итоги исследования, формулируются окончательные выводы по изучаемой теме.
Нельзя отрицать тот факт, что в эпоху глобализации владение иностранным языком становится необходимостью. В наши дни методика преподавания языков претерпевает значительные изменения, так как меняются сами цели изучения иностранных языков. Сегодня одной из главных целей обучения иностранному языку на младшем, среднем и старших этапах является формирование коммуникативной компетенции, а именно - умения общаться с носителями иностранного языка. Говорение рассматривается как один из наиболее важных речевых умений, именно поэтому все большую популярность в обучении иностранным языкам обретает коммуникативно-ориентированный подход.
Развитие коммуникативного направления обучению иностранным языкам обусловлено объективной необходимостью, которая, прежде всего, заключается в несоответствии традиционных методик обучения иноязычному говорению и новой цели, а именно - развития коммуникативной компетенции и учащихся как первостепенной задачи. Также одной из основных целей коммуникативно - ориентированного подхода является развитие у учащихся умения понимания иноязычной речи на слух и выражать свои мысли в устной или письменной форме, то есть развитие продуктивных речевых умений.
Целью коммуникативно-ориентированного подхода, в первую очередь, является формирование у учащихся навыков иноязычной коммуникации, то есть развитие коммуникативной компетенции. В соответствии с данной целью строится весь процесс обучения:
1) основную часть времени урока учащиеся не слушают и пишут, а общаются (с учителем, между собой, произносят диалоги);
2) преподаватель лишь незаметно «дирижирует» процессом говорения учащихся;
3) весь урок проходит как живая беседа, в которой участвуют все учащиеся;
4) на начальном этапе обучения преподаватель не требует от учащихся говорить только правильно (обычно это невозможно), наоборот, поощряется любое говорение, в том числе с ошибками, что является допустимым на начальном этапе обучения иностранному языку. Среди основных принципов коммуникативно-ориентированного подхода выделяют принципы речевой направленности, ситуативности, индивидуализации, функциональности и новизны.
Невозможно представить обучение говорению при коммуникативно - ориентированном подходе без применения заданий речевого взаимодействия, которые построены так, что их невозможно выполнить в одиночку только в парах или, как наиболее эффективный вариант, в интерактивных (малых) группах, что также способствует развитию коммуникативной компетенции. Формирование навыков спонтанной монологической и диалогической речи у учащихся - это одна из основных целей обучения при использовании коммуникативно-ориентированного подхода. Обучение речевой деятельности на иностранном языке должно осуществляться с позиции формирования и самостоятельной, определяющейся всей полнотой своих характеристик деятельности.
Немаловажную роль в обучении иноязычному говорению при данном подходе играют учебно-методические комплекты, которые должны иметь коммуникативную направленность. Также следует отметить, что при коммуникативно-ориентированном подходе необходимо использовать аутентичные материалы и УМК для наибольшего погружения в иноязычную среду. После анализа УМК Селивановой Н. А. и Шашуриной А. Ю. «Синяя птица» («L'oiseau bleu») и франкоязычных авторов Анни Бертэ, Эмманюэля Дайи и Катрин Юго под названием «Alter Ego» мы пришли к выводу, что, данные УМК российских и зарубежных авторов имеют ярко выраженную коммуникативную направленность, включают в себя широкий спектр различных коммуникативных упражнений. Нами также были предложены примеры коммуникативных игр, как одна из наиболее интересных для учащихся и эффективных форм обучения говорению. Во время педагогической практики было замечено, что данные игры всегда вызывают большой интерес у учащихся, повышают их мотивацию к изучению иностранного языка, а также развивают коммуникативные навыки и умение работать в команде.
Подводя итог данного исследования, мы можем сделать вывод об эффективности использования коммуникативно-ориентированного подхода при обучении говорению на уроках французского языка в средней общеобразовательной школе. Данный подход дает практические знания, повышает мотивацию учащихся, а также способствует развитию всех четырех видов речевых умений.
1. Алексеева Е.О. Обучение студентам коммуникативным методам // Иностранные языки в школе. - 2004. - С. 19-26.
2. Артемов В. А. Психология обучения иностранным языкам. - М.: Просвещение, 1999. - 116 с.
3. Бабинская П.К. Практический курс методики преподавания иностранных языков: учебное пособие. - М.: Открытое образование, 2005. - 288 с.
4. Баграмова Н.В. Коммуникативно-интерактивный подход как способ повышения овладения иностранным языком// Материалы XXXI Всероссийской научно-методической конференции преподавателей и аспирантов. - 2010. - № 18. - С. 3-6.
5. Борисова Р.Г. О некоторых приемах обучения диалогической речи // Иностранные языки в школе. - 2003. - С. 51-54.
6. Бим И. Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. - 2001. - С. 5-8.
7. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. - М: АРКТИ, 2003. - 99 с.
8. Гурвич П.Б. Обучение неподготовленной речи // Иностранные языки в школе. - 1964. - № 1. - С. 35-40.
9. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. - М., 1989. - С. 222-226.
10. Киреева Т.Н. Совершенствование и контроль разговорных навыков учащихся на уроках иностранного языка. - М.: Первое сентября. - 2004. - № 33. - 47 с.
11. Коростелев В.С. Сущность процесса формирования лексических навыков при коммуникативном методе обучения говорению // Проблемы коммуникативного метода обучения иноязычной речевой деятельности. - Воронеж, 1980. - 85 с.
12. Кузнецова Л.М. Обучение диалогической, полилогической и монологической речи на основе коммуникативно-ориентированного подхода. - М.: Первое сентября. - 2008. - С. 5-8.
13. Леонтьев А. А. Психология общения; Академия, Смысл. - Москва, 2008. - С 52-54.
14. Маслыко Е. А. Настольная книга преподавателя иностранного языка / Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская. - Минск: Высшая школа, 1996. - 445 с.
15. Мильруд Р.П., Максимова И.Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. - 2002. - С. 12-16.
16. Павлова Е.А . Коммуникативный подход в обучении грамматике. - М.: 2009. - С. 18-20.
17. Павлова, Е. А. Игровые упражнения с песнями и стихами на уроках иностранного языка. - М. : Чистые пруды, 2007. - 32 с.
18. Пальмер Г. Устный метод обучения иностранным языкам / Пер. с англ. - М.: 1960. - 10 с.
19. Пантелеева Т.В. Языковые знания и навыки// Первое сентября. 2004. - С. 19-26.
20. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению // Пособие для студентов высших учебных заведений 2 -е издание. - М.: Просвещение, 1991. - C. 19-22.
21. Пассов Е. И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. - М.: Рус. яз., 1989. - С. 276-278.
22. Пассов Е.И. Урок иностранного языка. - М.: ГЛОССА-ПРЕСС, 2010. - C. 140-141.
23. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М.,1994. - C. 58¬60.
24. Селиванова Н. А., Шашурина А. Ю. Синяя птица // Учебник для
общеобразовательных учреждений 7-8 классы 14-е издание. - М.:
Просвещение, 2012. - С. 4-32.
25. Скалкин В. П. Коммуникативные упражнения на английском языке. - Владимир, 1980. - С. 185-187.
26. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций // Пособие для студентов педагогических вузов. 3-е издание. - М.: Просвещение, 2005. - 239 с .
27. Филатов В.М. Методика обучения иностранным языкам в начальной и общеобразовательной школе: учебное пособие для студентов педагогических колледжей. - Ростов Н /Д: «Феникс», - 2004. - 107 с.
28. Хужаева, З. Х. Le role del’approche communicative dans 1’enseignement des langues etrangeres / З. Х. Хужаева, Гузал Садикова, Г. Х. Эшниязова. // Молодой ученый. - 2019. - № 24 (262). - С. 458-459.
29. Шатилов С.Ф. Психологические основы обучения иностранному языку. - М., 1990. - 75 с.
30. Щерба Л. В. Преподавание иностранных языков в средней школе: общ.вопросы методики / под ред. И. В. Рахманова. - Изд. 2-е. - М.: Высш. шк., 1974. - 56 с.
31. Berthet A., Daill E., Hugot C. Alter Ego A2 Methode de frangais, Paris - Editeur: Hachette, 2010. - p. 23-27.
32. Cadre europeen commun de reference pour les langues: apprendre, enseigner, evaluer, Paris - Editeur: Didier, 2001. - p. 65-67.
33. Cuq J.-P., Gruca I. Cours de didactique de frangais langue etrangere et seconde - Editeur: Presses Universitaires de Grenoble, 2003. - 41-42 p.
34. Porcher L. Le frangais langue etrangere. Editeur: Hachette, 2005. - 56 p.