Введение 2
Глава 1. Теоретические основы исследования метафоры 6
1.1 Концептуальная метафора и ее функции 6
1.2. Классификация метафор 12
1.3 Метафорическая модель и ее компоненты 16
1.4 Газетный дискурс в СМИ 20
1.5. Экономический дискурс в СМИ 24
Выводы по главе 1 27
Глава 2. Анализ отобранного корпуса единиц 29
2.1. Классификация метафорических моделей 29
2.2. Сопоставительный анализ антропоморфных метафор 31
2.3. Сопоставительный анализ социальных метафор 35
2.4. Сопоставительный анализ артефактных метафор 38
2.5. Сопоставительный анализ метафор природы» 40
2.6 Сопоставительный анализ метафор в российских и западных СМИ
43
Выводы по главе 2 46
Заключение 49
Библиографический список 51
Приложение 59
Настоящее исследование посвящено изучению метафор в текстах из
СМИ (газеты, журналы, статьи) на бирже и в сфере экономики.
Актуальность исследования. Феномен метафоры изучается со времен
Аристотеля. В результате появилось большое количество описательных работ, выявляющих и регистрирующих метафорические модели, используемые
в обыденной жизни, науке, политике, искусстве, литературе, в том числе специальные словари метафор и электронные базы данных.
На этом фоне с новой силой зазвучали старые и появились новые вопросы: каковы границы понятия «метафора», какова процедура идентификации метафоры в дискурсе, как измерить степень стертости метафоры и где та
черта, перейдя которую метафора умирает; имеют ли грамматические метафоры тот же потенциал воздействия, что и лексические; как быть со ступенчатостью и альтернативностью метафорической деривации, как проверить
«руководящую и направляющую роль» метафоры в мышлении? Свои ответы
на эти вопросы давали многие философы, логики и филологи, лингвисты и
литературоведы.
Спектр возможных подходов к анализу метафоры в рамках научных
парадигм XX века хорошо отражает сборник «Теория метафоры» под ред.
Арутюновой Н.Д. и с ее же вступительной статьей, дающей не только критический обзор подходов, но и оригинальные ответы на острые вопросы теории
метафоры. Каждая метафора формирует модель восприятия действительности, в которой, как в зеркале, отражаются представления о роли и месте действующего субъекта. Метафора – это своеобразный посредник между субъектом и миром, средство совмещения возможного и реального уровней деятельности.
К началу XXI века экономический дискурс стал одной из ключевых
форм существования языка. Неудивительно, что различные его аспекты в последние годы привлекают столь пристальное внимание исследователей, причем не только лингвистов, но и политологов, социологов, психологов.
Ведь именно язык играет ключевую роль в бизнес переговорах, сделках, в газетных и журнальных аналитических статьях экономического характера и на бирже.
Современные технологии речевого воздействия позволяют оказывать
реальное влияние на сознание и поведение целевой аудитории, влиять на результаты сделок, создавать определенный имидж тех или иных организаций
или людей.
Среди приемов, наиболее активно используемых в современном экономическом дискурсе, одно из главных мест, безусловно, занимает метафора.
Ведь именно использование метафор делает текст более ярким и экспрессивным, позволяя автору не только привлечь внимание читателя, но и удержать
его. Это и определяет актуальность данной работы.
Способность к метафорической репрезентации является отличительным свойством человеческого мышления. Метафорическая номинация является неизбежной и необходимой.
Широкое распространение метафоры в языке и речи обусловлено возможностями ее ассоциативно-образной природы, объединяющей в одной
структурной единице объективное и субъективное. Метафорическое моделирование является наиболее действенным средством представления и оценки
действительности.
Следует отметить, что в сегодня число публикаций, посвященных
функционированию метафоры в экономическом дискурсе, как в России, так и
за рубежом, заметно возросло и продолжает расти.
Значительный интерес у современных лингвистов вызывают такие вопросы, как механизмы метафоризации, преобладание определенных метафорических моделей в конкретные исторические периоды, соотношение между
изменением экономической ситуации и количеством метафор, взаимосвязь
между частотностью метафор и общественно-политическими изменениями. Цели и задачи исследования. Целью данной выпускной квалификационной работы бакалавра является описание и анализ функционирования
метафор в экономике и на бирже.
Исходя из поставленной цели, в работе предлагается решить следующие задачи:
1) изучить научную литературу по теме исследования, концептуальную метафору и ее функции, существующие классификации
метафор;
2) отобрать и классифицировать метафоры; проанализировать
отобранный материал, выявить сходства и различия метафорических
моделей, выявить преобладающие типы метафор.
Объектом исследования являются метафорические словоупотребления в экономическом дискурсе в экономических текстах и метафоры на бирже.
Предметом исследования является сопоставительное исследование
метафор в экономических текстах российских и западных СМИ.
Материалом исследования послужили метафорические единицы в
экономических статьях, отобранных из журналов, отобранные методом
сплошной выборки.
Методы исследования. Для достижения поставленной цели в работе
использован комплекс методов исследовательских приемов. В качестве основного применяется сопоставительный метод.
Научная новизна и теоретическая значимость настоящей работы заключается в развитии теории когнитивной лингвистики и в определении
функциональной нагрузки такого комплексного явления, как метафора.
Практическое значение данной выпускной квалификационной работы
заключается в том, что материалы и выводы могут быть использованы в курсах теории и практики перевода, стилистики, общего и сопоставительного
языкознания. Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического раздела и приложения.
Во Введении обосновывается актуальность исследования, его научная
новизна, теоретическая и практическая значимость, определены цели и задачи работы.
В первой главе «Теоретические основы исследования» дается определение метафоры, рассматривается ее связь с другими тропами, выделяются
метафорические группы, дается определение экономического дискурса.
Во второй главе «Анализ отобранного корпуса единиц» рассматриваются метафоры в текстах в сфере экономики и на бирже, а также проводится сопоставительный анализ метафор.
В конце каждой главы предлагаются краткие выводы, а в заключении
работы приводятся основные выводы по теме исследования.
В настоящей выпускной квалификационной работе бакалавра исследованы метафоры в российских и западных СМИ, а именно в статьях об экономике и бирже.
Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что метафора широко используется в текстах западных и российских СМИ.
Метафора в экономическом дискурсе направлена на освещение событий в экономической жизни общества, информирование о состоянии экономики, на формирование определенного отношения к различным изменениям
и побуждение к определенным действиям, создание экономических теорий,
внушение какой-либо идеи или точки зрения.
Представленные в настоящей выпускной квалификационной работе бакалавра материалы свидетельствуют о том, что наиболее часто в российских
и западных СМИ используются четыре основных разряда моделей метафор,
которые были выделены в монографии Чудинова А.П.: антропоморфная метафора, артефактная метафора, метафора природы и социальная метафора.
При проведении данного исследования было выявлено, что наиболее
популярной, как в российских, так и в западных СМИ является антропоморфная метафора – 85 метафор, (48% в российских СМИ и 37% в западных). Данная метафора представлена такими метафорическими моделями,
как «человеческий организм», «больной организм», «семья». Большое количество антропоморфных метафор можно объяснить тем, что человеческий
организм ассоциируется с компанией, а больной организм ассоциируется с
убыточностью фирм, чьи экономические и финансовые проблемы сравниваются с болезнью. А отношения между членами семьи ассоциируются с взаимодействием компаний.
Следующей по частотности употребления оказалась социальная метафора – 54 метафоры (15% в российских СМИ и 39% в западных СМИ). Данная метафора представлена такими метафорическими моделями, как «Война», «Спорт», «Криминал», «Искусство». Фрейм «Военные действия» присутствует больше остальных, что объясняется постоянной конкуренцией в
условиях рыночной экономики.
На третьем месте стоит природоморфная метафора – 38 примеров (23 в
российских СМИ и 15 в западных СМИ). Осмысление кризисной ситуации,
серьезных изменений в экономической сфере в газетных текстах происходит
через проведение параллели с неблагоприятными погодными явлениями,
природными катастрофами, а также с эксплуатацией животных человеком.
Наименее частотной является артефактная метафора – 23 примера (14%
в российских СМИ и 9% в западных СМИ). В данной сфере-источнике российской и западной картинах мира не наблюдается существенных расхождений. Неактивное использование метафор данной сферы-источника можно
объяснить тем, что явления, связанные с экономикой, не ассоциируются с
механизмами, либо строениями.
Анализ примеров показывает, что метафора широко используется как в
российских, так и в западных СМИ. Анализ показал, что существуют различия метафор в русском и английском языках. Отличия проявляются в процентном соотношении основных разрядов метафор, в различной наполненности фреймов и слотов.
Таким образом, активное использование той или иной метафорической
модели отражает особенности национального самосознания, акцентирует
внимание на существующих проблемах в экономике.
Настоящая работа не претендует на полноту и всеобъемлющую комплексность рассмотрения обозначенной проблематики, ведь объект исследования неисчерпаем. Дальнейшее развитие когнитивной лингвистики (и в том
числе теории метафорического моделирования) откроет новые перспективы,
высветит новые актуальные темы и проблемы, позволит развить и уточнить
некоторые высказанные в данной дипломной работе положения.
Арутюнова Н. Д. Метафора и дискурс // Теория метафоры. М., 1996.
2. Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. М., 1999.
3. Баранов, А.Н. Предисловие редактора. Когнитивная теория метафоры:
почти двадцать пять лет спустя / Дж.Лакофф , М.Джонсон М. // Метафоры, которыми мы живем - М.: Языки русской культуры, 2004. - с. 7-
18.
4. Бессарабова Н.Д. Метафора как языковое явление. Значение и смысл
слова: художественная речь, публицистика. / Под ред. Д.Э. Розенталя.
М.: Изд-во МГУ, 1987. 200с.
5. Богданова Л. И. Стилистика русского языка и культура речи: Лексикология для речевых действий: учебное пособие // Л.И. Богданова .— М.
: НАУКА : Флинта, Наука, 2011. – 126 с.
6. Виноградов С.И. Выразительные средства в парламентской речи, 2001.
- http://www.gramota.ru/biblio/magazines/rr/28_355
7. Гак В.Г. О контрастивной лингвистике // Новое в зарубежной лингвистике. 1989. - с. 5 - 17.
8. Глазунова О.И. Логика метафорических преобразований. – СПб: Филологический факультет // Государственный университет, 2002. – c. 177-
178.
9. Глотова, Е.Ю., Тулатова, Е.А. Политическая метафора Джеффри Арчера / Е.Ю. Глотова, Е.А. Тулатова // Актуальные проблемы филологии
и педагогической лингвистики: Сборник научных трудов / Т.Ю. Тамерьян. – Владикавказ: СОГУ, 2004. - с. 195 – 204.
10.Голуб И.Б.. Стилистика русского языка: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Журналистика» / И.Б. Голуб. - М.: Айрис-пресс: Рольф, 2002 . – 441с.52
11.Дейк Т. А. ван. Язык. Познание. Коммуникация -
http://www.superlinguist.com
12.Ермакова О. П. Семантические процессы в лексике // Русский язык
конца ХХ столетия (1985-1995). М., 2000.
13.Ипполитова Н.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие /
Н.Б. Ипполитова. - Саранск: Изд-во Саранского государственного университета, 2004. – 91с.
14.Каган Е.Б. Метафорические заголовки в российской, американской и
британской прессе: когнитивный, текстовый и психолингвистический
аспекты - Екатеринбург, 2012. – 255с.
15.Карасик В. И. Культурные доминанты в языке / В. И. Карасик // Языковой круг: личность, концепты, дискурс. – Волгоград : Перемена,
2002. - с. 166 - 205.
16. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. – М.: Изд-во ЛКИ,
2010. – 264 с.
17.Кубрякова Е.С. Языковая картина мира как особый способ репрезентации образа мира в сознании человека // Вестник Чувашского гос.
пед. университета им. И.Я. Яковлева. Чебоксары 2003. с. 3–12.
18.Кухаренко В.А. Интерпретация текста. Л.: Просвещение, 1988. - 326 с.
19.Лакофф Дж. Когнитивная семантика // Язык и интеллект. М., 1995.
20.Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем: Пер. с
англ. / Под. ред. и с предисл. А.Н. Баранова. М., 2004. – 390 c.
21.Макаров М.Л. Основы теории дискурса. М.: Изд-во Гнозис, 2003. – 280
с.
22.Марченко Т.В. Манипулятивный потенциал интертекстуальных включений в современном политическом дискурсе. – Ставрополь, 2007. –
28с.
23.Олешков М.Ю. Лингвоконцептуальный анализ дискурса (теоретический аспект) - http://pedlib.ru/53
24.Почепцов, Г.Г. Коммуникативные технологии 20 века / Г.Г. Почепцов.
– М.: Рефлбук Ваклер, 2000. - 386 с.
25.Реформатский А.А. Введение в языковедение. - М.: Аспект Пресс. -
2007. - С.83.
26.Салливан У., Рэз Д. Эффективный коучинг через метафоры. – M.: Велигор. – 2011 – С.252.
27.Скворцов О.Г. Методы исследования лексических систем /Уральский
государственный педагогический университет; Институт Международных Связей. - Екатеринбург: АМБ, 2001. -142 с.
28.Скляревская Г.Н. Метафора в системе языка / Г.Н. Скляревская. -
СПб.: Наука, 1993. - 152 с
29.Скребнев Ю.М. Основы стилистики английского языка. М.: Высшая
школа, 2003. - 238 с.
30.Чудинов А. П. Структурный и когнитивный аспекты исследования метафорического моделирования // Лингвистика: Бюллетень Уральского
лингвистического общества. Екатеринбург, 2001. Т. 6.
31.Чудинов А.П. Практическая риторика. Екатеринбург: Уральский пед.
ун-т, 1998. - 107 с.
32. Чудинов А. П. Теория метафорического моделирования на современном этапе развития // Лингвистика: Бюллетень Уральского лингвистического общества. Екатеринбург, 2000. Т. 5
Источники на иностранных языках
33.Donoghue Denis, Metaphor, 2014 by Harvard University Press, 232 p.
34.Ballard J.G., Extreme Metaphors, 2012 by Fourth Estate, 528 p.
35.Grice H.P. Logic and Conversation / Grice H.P // Syntax and Semantics.
Vol. 3: Speech Acts (ed. P. Cole and J. Morgan). - New York: Academic
Press, 1975, - p. 41 - 58.
36.Hoffman R.R. What could reaction-time studies be telling us about metaphor comprehension? // Metaphor and Symbolic Activity, 1987. – p. 152.54
37.Lynch Thomas, Bodies in Motion and at Rest: On Metaphor and Mortality,
2001 by W. W. Norton Company, 273 p.
38.Müller R. Creative Metaphors in Political Discourse. Theoretical considerations on the basis of Swiss Speeches - http://www.metaphorik.de/
39.Picalo J. Metaphors of Nature in Political Science - http://eis.bris.ac.uk/
40.Ricœur Paul, The Rule of Metaphor, 2003, by Routledge, 466 p.
41.Sontag Susan, Illness as Metaphor & AIDS and Its Metaphors, 2001, by
Picador, 183 p.
42. Sweetser Eve, From Etymology to Pragmatics: Metaphorical and Cultural
Aspects of Semantic Stucture, July 1st 1991 by Cambridge University
Press, 188 p.
43.Widdowson H.G., Stylistics and the Teaching of Literature (Applied Linguistics and Language Study), 1975, by Longman Publishing. 128 p.
Интернет-источники
44.www.mk.ru
45.www.aif.ru
46.www.gazeta.ru
47.www.novayagazeta.ru
48.www.vm.ru
49.www.vedomosti.ru
50.www.nytimes.com
51.www.theguardian.com
52.www.fusionnews.net
53.www.theatlantic.com
54.www.bbc.com/russian
55.www.bbc.com
56.www.telegraph.co.uk
57.www.theweek.com
58.www.reuters.com
59.www.economist.com55
Список словарей
60.ABBYY Lingvo, выпуск 16.2.2.64. ABBYY Professional edition, 2014.
Электронный словарь.
References
Monographs, books, brochures, articles, speeches
1. Arutyunova N. D. Metafora i diskurs // Teoriya metafory. M., 1996.
2. Arutyunova N. D. YAzyk i mir cheloveka. M., 1999.
3. Baranov A.N. Predisloviye redaktora. Kognitivnaya teoriya metafory: pochti
dvadtsat' pyat' let spustya / Dzh.Lakoff, M.Dzhonson M. // Metafory, kotorymi my
zhivem - M .: YAzyki russkoy kul'tury, 2004. - s. 7-18.
4. Bessarabova N.D. Metafora kak yazykovoye yavleniye. Znacheniye i smysl
slova: khudozhestvennaya rech', publitsistika. / Pod red. D.E. Rozental'. M .: Izdvo MGU, 1987. 200s.