Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОНЦЕПТ НЕФТЬ В РУССКОЙ ЛИНГВОКУЛЬТУРЕ

Работа №19935

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

лингвистика

Объем работы63
Год сдачи2016
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
594
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1. Понятие концепта 6
1.2. Соотношение понятий «концепт», «понятие», «значение» 9
1.3. Концепт: его признаки и типы 13
1.4. Структура концепта 16
1.5. Методы исследования концептов 19
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 24
ГЛАВА 2. КОНЦЕПТ НЕФТЬ В РУССКОЙ 26
ЛИНГВОКУЛЬТУРЕ
2.1. Системно-языковое содержание концепта нефть 26
2.2. Психолингвистическое содержание концепта нефть 32
2.3. Лексическая репрезентация концепта нефть в современных 36 текстах
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ

В настоящее время в языкознании антропоцентрическая парадигма признаётся ведущей. Лингвисты стремятся определить и описать не только языковую структуру и её функционирование, но понять, как она организуется в сознании человека, что именно обусловливает такое её представление в языке. В связи с этим интенсивное развитие получила когнитивная лингвистика. В рамках этой дисциплины номинативные единицы рассматриваются с точки зрения репрезентации ими концептуальных структур, отмеченных национально-культурной спецификой. Такой подход выводит понятие концепта на первый план.
Актуальность темы исследования обусловлена, во-первых,
важностью выявления когнитивных структур, лежащих в основе речемыслительной деятельности человека, востребованностью исследования форм представления информации, получаемой в ходе познания мира человеком; во-вторых, необходимостью лингвокогнитивного осмысления ключевых для русского менталитета концептов.
К настоящему времени проведено описание различных значимых для русской языковой картины мира концептов. Для современного общества важным концептом считается и концепт нефть, поскольку влияет на его экономическое благополучие. Этот факт определяет интерес учёных к нему. Концепт нефть ранее исследовали О.В. Орлова [Орлова, 2012], Д.Н. Никитина [Никитина, 2013], А.Г. Богданова, К.А. Вековшинина [Богданова, Вековшинина, 2014] и др. Мы также обращаем внимание на эту ментальную единицу и считаем необходимым дополнить её новыми когнитивными признаками.
Объект исследования - слово нефть как имя концепта.
Предметом исследования выступают языковые средства семантико-структурной и формальной вербализации концепта нефть в русской лингвокультуре.
Цель: описание содержания и структуры концепта нефть.
Поставленная цель требует решения следующих задач:
1) определить понятия «концепт», «значение», «понятие» и установить между ними различия;
2) описать признаки концепта, его типы и структуру;
3) охарактеризовать основные методы исследования концептов;
4) выявить составляющие концепта и установить когнитивные признаки, представленные в системно-словарном содержании составляющих концепта;
5) охарактеризовать когнитивные признаки концепта, полученные в ходе ассоциативного эксперимента;
6) вычленить когнитивные признаки концепта нефть в текстах публицистического и художественного стилей;
7) построить модель концепта нефть.
Реализация поставленных задач осуществлялась с помощью следующих методов: дефиниционный анализ, методы контекстуального и компонентного анализа, метод лингвокогнитивного анализа, наблюдение, обобщение, ассоциативный эксперимент, метод лингвистического описания, статистический метод.
Практическая ценность исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в курсах лексикологии, когнитивной лингвистики, лингвокультурологии.
Теоретической базой послужили работы С.А. Аскольдова, В.П. Белянина, Н.Н. Болдырева, А.П. Бабушкина, И.В. Варуха, С.Г. Воркачёва, В.И. Карасика, В.В. Колесова, В.В. Красных, Г.А. Крюковой, Е.С. Кубряковой, Д.С. Лихачева, В.А. Масловой, О.В. Орловой, З.Д. Поповой, И.А. Стернина, Г.Г. Слышкина, Ю.С. Степанова, А.А. Худякова и др.
Материал исследования. Фактическая база языкового материала была собрана методом сплошной выборки: данные различных лексикографических источников, данные словоупотреблений из текстов публицистического и художественного стилей, ассоциативного эксперимента. Всего было проанализировано около 500 конструкций, репрезентирующих исследуемый концепт.
Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Во введении аргументируется актуальность данной работы, определяется предмет и объект исследования, формулируется цель исследования и задачи, необходимые для достижения этой цели, а также перечисляются научные методы, использованные в работе, практическая значимость исследования.
В первой главе рассматривается понятие концепта, устанавливаются различия между такими терминами, как «концепт», «значение», «понятие», описываются признаки концепта, приводятся типологии концептов, а также описываются методы исследования концептов и структура концепта.
Во второй главе выявляются когнитивные признаки, представленные в системно-словарном содержании составляющих концепта нефть; приводятся данные ассоциативного эксперимента, вычленяются когнитивные признаки концепта нефть в текстах публицистического и художественного стилей; описывается модель концепта нефть.
В заключении подводятся итоги работы.
В приложении представлены результаты ассоциативного эксперимента.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Дипломная работа посвящена описанию содержания и структуры концепта нефть.
Исследование проходило в два этапа. Первый этап предполагал определение теоретических основ исследования и описание рабочего терминологического аппарата. Анализ научной литературы позволил сделать следующие выводы.
В языкознании выделяется три подхода к толкованию концепта: лингвистический, когнитивный и культурологический. В рамках лингвистического подхода концепт понимается как значение слова в сочетании с когнитивным элементом. Для представителей когнитивного подхода концепт относится к явлениям ментального характера. В рамках культурологического направления приоритетным становится культурологический аспект изучения концептов. Культура понимается как совокупность концептов и отношений между ними, концепт, таким образом, базовая единица культуры.
Вслед за В.И. Карасиком характеризуем концепты как «ментальные образования, которые представляют собой хранящиеся в памяти человека значимые осознаваемые типизируемые фрагменты опыта».
Учёными зафиксировано множество признаков концепта. Перечислим некоторые. Концепт имеет ментальную природу; является условной единицей, отличающейся некоторой размытостью; состоит из ядра, являющегося его именем, и периферии; обладает ценностной характеристикой; отличается некоторой изменчивостью (непостоянством признака); ограничен сознанием носителя языка; трехкомпонентен, включает ценностный, образный (эмоционально-чувственный и образно¬метафорический) и понятийный или фактуальный компонент, который хранится в вербальной словоформе в сознании; многомерен.
В лингвистике разработаны различные типологии концептов. Например, учёные выделяют культурные концепты: этнокультурные, социокультурные и индивидуально-культурные. Также исследователи описывают типологию когнитивных концептов по принятым в когнитивной науке признакам: мыслительные картинки; схемы; гиперонимы; фреймы; инсайты; сценарии; калейдоскопические концепты.
Не следует смешивать и употреблять как синонимичные такие термины, как «концепт», «понятие», «значение». Между понятием и значением существуют различия, которые заключаются в том, что понятие формируют предмет и мышление, а значение - предмет, мышление и структура языка. Значение является общеизвестной и коммуникативно¬релевантной частью концепта. Понятие также выступает в качестве одного из составляющих концепта.
Структура концепта очень сложна. В лингвистике высказываются различные мнения об основных составляющих (слоях, уровнях, компонентах) концептов. Как и В.И. Карасик, будем вычленять в структуре концепта понятийный, образный и ценностный компоненты.
Исследование содержания концептов предполагает использование различных методик. В данном дипломном сочинении для описания концепта нефть были проанализированы материалы словарей разного типа, проведён ассоциативный эксперимент, выявлены когнитивные признаки и культурные смыслы в текстах. Данные признаки в структуре концепта образуют три слоя (компонента): понятийный, образный и ценностный. Представим
обобщённую модель концепта нефть.
Понятийный (слой) компонент концепта нефть:
• вещество;
• происхождение (природное, минеральное);
• состав (различные углероды; маслянистое вещество);
• источник (недра земли, море);
• консистенция (влажное, жидкое, густое, твёрдое, гибкое и др.);
• цвет (красно-коричневое, чёрное, белое, бурое, тёмное);
• способность к горению (горючее);
• места добычи (Россия, Кувейт, ОАЭ и др.);
• возможности и особенности использования (сырьё, которое добывают, изучают, перерабатывают, хранят, транспортируют, используют для получения топлива, в качестве смазочного материала, а также для синтеза некоторых продуктов);
• экономический фактор (экономика, нефтяные биржи, монополия, экспорт, конкуренция и др.).
Образный компонент (слой) концепта нефть:
1. Нефть - живой объект:
• существо, имеющее некоторые органы (ноги, кровеносную систему);
• птица с ярким оперением;
• человек (имеет национальность, способность влиять на людей).
2. Нефть - неживой объект:
2.1. Предмет, вызывающий восхищение его удивительными свойствами (маленькое чудо).
2.2. Нефть - вещество:
• продукт питания (пообедать нефтью, есть нефть);
• моющее средство (мыть руки);
• лекарство (мазать, натираться нефтью, целебные свойства нефти);
• драгоценный металл (чёрное золото, жидкое золото).
Ценностный компонент (слой) концепта нефть:
1. Положительная оценка:
• редкое, полезное, важное вещество;
• ресурс, приносящий пользу обществу в различных сферах: благотворительность, спорт, здоровье и др.;
• полезное ископаемое, положительно влияющее на экономику страны, дающее независимость, силу и мощь государству.
2. Отрицательная оценка:
• ресурс, из-за которого ведутся войны и гибнут люди (война, смерть);
• объект преступной деятельности (воровство, мафия);
• источник обогащения и власти (деньги, доллар, евро, рубль, дорогая, богатство, олигарх, могущество, управление людьми и миром);
• ресурс, отрицательно влияющий на политику и экономику страны (кризис).
• нефть - загрязнитель окружающей среды (портить, загрязнение, мусор);
• нефть - наркотик (зависимость, нефтяная игла).
Перспективой дипломной работы может стать сопоставительное описание структуры концепта нефть в русском и иностранном языках. Являясь универсальным явлением в человеческой жизни вообще, нефть как понятие универсально с точки зрения совокупности существенных признаков, наполняющих его. Но языковые интерпретации этого понятия могут быть отличны в сравниваемых языках, так как образные и ценностные признаки, вычлененные конкретным языковым сознанием, своеобразны и базируются на ментальных образах, свойственных только данному культурному социуму.



1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка: Практический справочник. 11-е изд., перераб. и доп. М.: Рус.яз., 2001. 568 с.
2. Алефиренко Н.Ф. Концепт и значение в жанровой организации речи: когнитивно-семасиологические корреляции // Жанры речи: сб. науч. ст.
Вып. 4. Жанр и концепт. Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 2005. 438 с.
3. Арбекова Т.И. Лексикология английского языка: практ. курс. М.: Высшая школа, 1977. С. 52-53.
4. Арутюнова Н.Д. Лингвистические проблемы референции // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XIII. Логика и лингвистика (проблемы референции). М.: Радуга, 1982. 431 с.
5. Аскольдов С.А. Концепт и слово / Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология // Под ред. проф. В.П. Нерознака. М.: Академия, 1997. С. 269.
6. Бабушкин А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка. Воронеж: Изд-во Воронежского государственного университета, 1996. 104 с.
7. Бартминьский Е. Языковой образ мира: очерки по этнолингвистике: [пер. с пол.] [сост. и отв. ред. С. М. Толстая]. М.: Индрик, 2005. 528 с.
8. Белянин В.П. Психолингвистика. Учебник. М.: Флинта, Московский психолого-социальный институт, 2004. 232 с.
9. Березович Е.Л. Язык и традиционная культура:
Этнолингвистические исследования М.: «Индрик», 2007. 600 с.
10. Богданова А.Г., Вековшинина К.А. Образные признаки в структуре концепта нефть (на примере метафор живой и неживой природы) [Электронный ресурс] // Коммуникативные аспекты языка и культуры: сборник материалов XIV Международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых, г. Томск, 21-23 мая 2014 г. в 3 ч. / Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ), Институт международного образования и языковой коммуникации (ИМОЯК); под ред. С.А. Песоцкой. 2014. Ч. 2. C. 132-138. Режим доступа: http://www.lib.tpu.ru/fulltext/c/2014/C77/V2/030.pdf (дата обращения 20.04.2016).
11. Болдырев Н.Н. Когнитивная семантика: Курс лекций по английской филологии. Изд. 2-е стер. Тамбов: Изд-во Тамб. ун-та, 2001. 123 с.
12. Варуха И.В. Ментальные структуры: значение, концепт, понятие // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. Вып. 56. 2011. № 20 (235). С. 50-52.
13. Введение в когнитивную лингвистику: учебное пособие / Под ред. М. В. Пименовой. Вып. 4. Кемерово: ИПК «Графика», 2004. 210 с.
14. Виноградов В.В. Избранные труды. Лексикология и лексикография. М.: Наука, 1977. С. 162-189.
15. Войшвилло Е.К. Понятие как форма мышления: логико-гносеологический анализ. М.: Изд-во МГУ, 1989. 239 с.
16. Воркачев С.Г. Методологические основания
лингвоконцептологии // Теоретическая и прикладная лингвистика. Вып. 3: Аспекты метакоммуникативной деятельности. Воронеж, 2002. С. 79-95.
17. Воркачев С.Г. Счастье как лингвокультурный концепт. М.: ИТДГК «Гнозис», 2004. 192 с.
18. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. [Электронный ресурс]. СПб., 1863-1866. URL: http://v- dal.ru/?f=%ED%E5%F4%F2%FC&action=q (дата обращения 15.06.15).
19. Дмитриев Д.В. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс]. URL: http://baldatop.com/dictionary/search?dic=dmitriev&word=%D0% BD%D0%B5%D1%84%D1%82%D1%8C (дата обращения 15.06.15).
20. Евсеева О.В. Ассоциативный эксперимент как исследовательская процедура в психолингвистике // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Лингвистика. 2009. № 2 (135). С. 82¬84.
21. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный [Электронный ресурс]. URL: http://www.efremova.info (дата обращения 15.06.15).
22. Жуков А.В., Жуков М.Е. Современный фразеологический словарь русского языка. М.: АСТ: Астрель, 2009. 443 с.
23. Ильина О.В. Речевое воплощение стереотипных представлений о богатых и бедных в современных газетных текстах: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01. Екатеринбург, 2008. 24 с.
24. Карасик В.И. Языковая личность: аспекты лингвистики и лингводидактики: сб. науч. тр. Волгоград: Перемена, 1999. 195 с.
25. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002. 265 с.
26. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. М.: Гнозис, 2004. 389 с.
27. Карасик В.И., Слышкин Г.Г. Лингвокультурный концепт как единица исследования // Методологические проблемы когнитивной лингвистики / под. ред. И.А. Стернина. Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 2001. С. 75-79.
28. Колесов В.В. Философия русского языка. СПб.: ЮНА, 2002. С. 68.
29. Комлев Н.Г. Словарь иностранных слов. М.: Эксмо-Пресс, 2000. 1308 с.
30. Красных В.В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность? М.: ИТДГК «Гнозис», 2003. 375 с.
31. Краткий словарь когнитивных терминов / Кубрякова Е.С. и др. М.: Филол. ф-т МГУ им. М. В. Ломоносова, 1997. 245 с.
32. Крюкова Г.А. Концепт. Определение объема содержания понятия // Известия Российского государственного педагогического университета. Вып. 59. 2008. С. 128-135.
33. Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка // Изв. РАН. СЛЯ. 1993. №1. С. 3-9.
34. Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка / По ред. Л.А. Новикова. 2-изд., испр. и доп. М.: Рус. яз., 1984. 384 с.
35. Маслова В.А. Когнитивная лингвистика: учебное пособие. 3-е изд., перераб., доп. Минск: ТетраСистемс, 2008. 272 с.
36. Маслова В.А. Лингвокультурология: учеб. пособие для вузов. 2-е изд. М.: Академия, 2004. 204 с.
37. Методологические проблемы когнитивной лингвистики: Науч. изд. / Под ред. И.А. Стернина. Воронеж: Издательство ВГУ, 2001. 182 с.
38. Михайлова О.А. Ограничения в лексической семантике: Семасиологический и лингвокультурологический аспекты; Министерство общего и профес. образования РФ; Урал. гос. ун-т; Науч. ред. Т.В. Матвеева. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1998. 240 с.
39. Молотков А.И. Фразеологический словарь русского языка. М.: Советская энциклопедия, 1968. 544 с.
40. Нетерина С.С. Тропы и концепты. М.: РАН. Ин-т философии, 1999. 27 с.
41. Никитина Д.Н. Концепт «Нефть» в дискурсе журналиста нефтяного моногорода // Вестник ТГПУ. 2013. 2 (130) С. 186-189.
42. Орлова О.В. Дискурсивно-стилистическая эволюция медиаконцепта: жизненный цикл и миромоделирующий потенциал: дис. ... д-ра филол. наук: 10.02.01. Томск, 2012. 425 с.
43. Плотникова С.Н. Языковой знак и концепт // Материалы IV регионального научного семинара по проблемам систематики языка и речевой деятельности. Иркутск: ИГЛУ, 2001. 173 с.
44. Попова З.Д., Стернин И.А. Очерки по когнитивной лингвистике. Воронеж: Истоки, 2003. 191 с.
45. Попова З.Д., Стернин И.А. К проблеме унификации лингвокогнитивной терминологии // Введение в когнитивную лингвистику. Кемерово: ИПК «Графика», 2004. С. 53-54.
46. Попова З.Д., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика [Электронный ресурс]. URL: http://zinki.ru/book/kognitivnaya-lingvistika/ (дата обращения: 23.05.2015).
47. Рудакова А.В. Когнитология и когнитивная лингвистика. Воронеж: Истоки, 2004. 80 с.
48. Словообразовательно-морфемный словарь / под общим
руководством К.Р. Галиуллина [Электронный ресурс]. URL:
http://old.kpfu.ru/infres/slovar1/slov.htm (дата обращения 15.06.15).
49. Слышкин Г.Г. Лингвокультурные концепты и метаконцепты. Волгоград: Перемена, 2004. 260 с.
50. Смирнова О.М. К вопросу о методологи описания концептов // Вестник Нижнегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2009. № 3. С. 247-253.
51. Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. Изд. 3-е, испр. и доп. М.: Академический Проект, 2004. 992 с.
52. Стернин И.А. Методика исследования структуры концепта // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: Научное издание / Под ред. И.А. Стернина. Воронеж: Воронежский государственный университет, 2001. С. 58-65.
53. Стернин И.А., Розенфильд М.Я. Слово и образ: монография. Воронеж: Истоки, 2008. 243 с.
54. Талапова Т.А. Концепт «Вера / неверие» в русской языковой картине мира: дис. .канд. филол. наук: 10.02.01. Абакан, 2008. 198 с.
55. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. 3-е изд. М.: Культура и традиция, 1997. 577 с.
56. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка [Электронный ресурс]. URL: http://vasmer.narod.ru/p443.htm (дата обращения 15.06.15).
57. Фёдоров А.И. Фразеологический словарь русского литературного языка. М.: Астрель, АСТ, 2008. 828 с.
58. Фразеологический словарь русского языка. Авторский коллектив: И.В. Федосов, А.Н. Лапицкий. М.: «ЮНВЕС», 2003. 608 с.
59. Худяков А.А. Концепт и значение // Языковая личность: культурные концепты. Волгоград-Архангельск: Перемена, 1996. С. 97-103.
60. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический
словарь русского языка [Электронный ресурс]. URL:
http://www.slovorod.ru/etym-shansky/shan-n.htm (дата обращения 15.06.15).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ