Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Сюжетно-ролевая игра как средство формирования гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста

Работа №158744

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы68
Год сдачи2021
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ ГУМАННЫХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Формирование гуманных чувств у дошкольников как психолого­педагогическая проблема 8
1.2. Методы и средства формирования гуманных чувств у детей
старшего дошкольного возраста 13
1.3 Сюжетно-ролевая игра - средство формирования гуманных чувств
у детей старшего дошкольного возраста 19
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР ДЛЯ
ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАННЫХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Диагностика сформированности гуманных чувств у детей старшего
дошкольного возраста 27
2.2. Содержание работы по использованию сюжетно-ролевой игры как
средство формирования гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста 36
2.3 Анализ эффективности работы по использованию сюжетно-ролевых игр как средство формирования гуманных чувств у детей старшего
дошкольного возраста 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60

Период дошкольного детства - очень важный этап в воспитании человека. В этот период закладываются основные черты его характера, начинается становление личности, а, следовательно, и начинается формирование гуманных чувств.
Совершенствование процесса нравственного воспитания детей - важная задача дошкольного образования на современном этапе развития нашего общества. Важное место в нем занимает вопрос формирования у детей представлений о нравственных нормах, регулирующих отношение человека к окружающим, деятельности, материальным ценностям и самим себе, а также способности дошкольников использовать эти нормы как средство самостоятельной регуляции поведения и взаимоотношений со сверстниками.
В настоящее время люди стремятся создать правовое общество с высокой культурой отношений между людьми, которая будет определяться дисциплиной, совестью и социальной справедливостью. Такое общество определяет необходимость нравственного воспитания каждого. Нравственность в обществе поддерживается силой общественного мнения, выражением общественной оценки нравственных и аморальных действий личности. Большое значение в нравственном развитии личности имеет ее собственное отношение к совершаемым действиям и поступкам, к соблюдению установленных в обществе нравственных требований. Необходимо, чтобы сама личность стремилась быть нравственной, чтобы она соблюдала моральные нормы и правила в силу своего внутреннего стремления и глубокого понимания их необходимости.
Также нужно помнить, что, в первую очередь, ребенку необходимо развивать способность сопереживания и сочувствия. В дошкольном детстве ребенок очень искренне переживает и сопереживает, проявляет свои эмоции: смех, радость, удивление, слезы, грусть, сожаление.
Одним из современных направлений развития образования в нашей стране является гуманизация, которая подразумевает переход к системе взаимодействия, обновление содержания, форм и методов обучения, что должно привести к формированию качественно новых личностных качеств субъектов образовательная деятельность.
Гуманистический подход к образованию предполагает создание благоприятных условий для развития личности, равноправное взаимодействие учителя и ученика, основанное на признании индивидуальности и ценности каждого ребенка как личности. Гуманно - личностный подход ставит развитие всего комплекса личностных качеств в центр образовательной системы. Мера этого развития провозглашается главным результатом обучения, критерием качества работы педагога, руководителя, учебное заведение в целом.
Формирование нравственного воспитания у детей происходит под воздействием объективных условий жизни, обучения и воспитания, в процессе различной деятельности, усвоения общечеловеческой культуры и будет эффективно осуществляться как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Поэтому учебно-воспитательная работа должна включать в себя нравственные идеи, осуществляться в разнообразных и эффективных формах, содержательно и при должной эмоциональной насыщенности, а в этом конечно на наш взгляд поможет игра.
По мнению Н.К. Крупской, именно игра дает ребенку в яркой, доступной и интересной форме представления о том, как принято себя вести в той или иной ситуации, заставляет задуматься над своими поведенческими манерами.
Подчеркивая особенности детских игр, она писала: «Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства. Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них - серьезная форма воспитания...» [23].
Л.С. Выготский определил место игры в педагогическом процессе. Он считал, что игра может быть представлена в виде формы организации жизни и деятельности детей, досуга в повседневной жизнедеятельности ребенка, может являться средством воспитания, коррекции, реабилитации и самореализации, методом и приемом обучения, а также способом изменения отдельного ребенка в коллективе сверстников.
Особенность игровой деятельности заключается в том, что именно в ней формируются в единстве и взаимодействии все стороны личности ребенка. Переживания, которые возникают в игре, глубоко остаются в сознании дошкольников, формируют гуманные чувства, навыки коллективной деятельности со сверстниками. Игра тогда становится важным средством нравственного воспитания, если дошкольникииспытывают настоящие чувства, на основе которых рождаются товарищество, дружба, коллективизм, взаимопомощь, сопереживание. Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что сюжетно-ролевая игра может стать эффективным средством формирования гуманных чувств у детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования гуманных чувству детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: сюжетно-ролевая игра как средство
формирования гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: изучение проблемы и выявление особенностей воспитания гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1) изучить психолого-педагогическую и методическую литературу, посвященную проблемам формированияивоспитания гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста;
2) раскрыть сущность понятия «гуманные чувства», выделить показатели сформированности гуманных чувств у детей дошкольного возраста;
3) определить возможности использования сюжетно-ролевой игры как средства формирования гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста;
4) подобрать методики и провести эмпирическое исследование сформированности гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста;
5) доказать эффективность использования сюжетно-ролевой игры как средства формирования гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста.
Поставленные задачи обусловили выделение четырех этапов работы:
I этап (май - август 2020 года) был посвящен изучению и анализу научной литературы по проблеме исследования;
II этап (сентябрь - октябрь 2020 года) предполагал выявление уровня сформированности гуманных чувств у детей дошкольного возраста;
III этап (октябрь 2020 - март 2021 года) включал формирующий эксперимент, направленный на разработку и реализацию комплекса сюжетно-ролевых игр, целью которых было формирование гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста;
IV этап (апрель 2021 года) предусматривал повторную диагностику и выявление эффективности использования сюжетно-ролевой игры как средства формирования гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой использование сюжетно-ролевых игр в старшем дошкольном возрасте для формирования гуманных чувств является эффективным.
Для решения поставленных задач в процессе проверки гипотезы использовались следующие методы исследования:
• теоретические: изучение и анализ литературы по теме исследования, обобщение теоретического и практического опыта;
• эмпирические методы: наблюдение, беседа, эксперимент, анализ продуктов деятельности детей.
Теоретические основы исследования составили работы Е.И. Кульчицкой, В.А. Сухомлинского, А.М. Виноградовой,
A. Д. Стрелковой, Т.В. Княжиной, А.В. Запорожца, И.Г. Песталоцци,
Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, М.Х. Свентицкой, М.А. Бесовой,
B. В. Поповой, Р.И. Жуковской, В.С. Мухиной, Т. А.Куликовой,
C. А. Козловой.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что разработанные нами сценарии сюжетно-ролевых игр могут быть использованы специалистами ДОО для формирования доброжелательных взаимоотношений у старших дошкольников.
База исследования: МДОУ д/с №13 г. Сердобска Пензенской области.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, включающего 41 наименование.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Формирование гуманных чувств начинается в детстве, с самых первых контактов ребенка с окружающими людьми - взрослыми, сверстниками. Доброжелательное отношение со стороны окружающих благотворно влияет на процесс социализации ребёнка, облегчает восприятие и понимание людьми друг друга, способствует оказанию взаимопомощи в реальных жизненных ситуациях.
Большую часть своего времени ребенок-дошкольник проводит в игре. Игра является мощным фактором развития гуманных отношений у дошкольников. Смена позиций в игре, взаимоотношения, в которые дети вступают по поводу игры, создают благоприятные условия для понимания другого, его положения, настроения, желаний.
В результате анализа научной литературы, нами были сделаны следующие выводы.
Период с 5 до 9 лет является наиболее благоприятным возрастом для развития нравственной стороны личности, гуманных чувств и отношений. Гуманные взаимоотношения - это отношение человека к человеку, построенные на принципах равенства, справедливости, человечности, реализуемые в актах содействия, соучастия и помощи. Эти отношения подразумевают сопереживание, соучастие, поддержку и помощь окружающим людям, это осознанные отношения к другим людям, которые предполагают совокупность таких качеств, как милосердие, доброта, сострадание, доброжелательность, терпимость, альтруизм.
Оптимальным средством развития у детей старшего дошкольного возраста гуманных взаимоотношений является использование сюжетно­ролевой игры, так как игровая деятельность является одним из ведущих видов деятельности в этом возрасте, оказывающим наиболее эффективное влияние на развитие личностных свойств и качеств, формирование основ нравственного поведения ребёнка.
В своем исследовании мы предположили, что психолого­педагогическими условиями, активизирующими процесс формирования гуманных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре, будут:
• включение в деятельность воспитателя ДОО сюжетно-ролевых игр, стимулирующих формирование гуманных взаимоотношений у детей;
• грамотное педагогическое руководство игровой деятельностью дошкольников со стороны педагога, обеспечивающее самореализацию ребёнком своей эмоционально-чувственной направленности на мир другого человека и гармоничного взаимодействия с ним;
• трансляция собственного примера проявления гуманного отношения со стороны воспитателя при организации воспитательного процесса.
Нами было проведено экспериментальное исследование, целью экспериментальной работы стало определение эффективности использования сюжетно-ролевых игр в работе по формированию гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста. Исследование проводилось среди воспитанников старшей группы МДОУ д/с №13 г. Сердобска. Выборку составили 48 детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет). На констатирующем этапе исследования проводилось изучение особенностей и уровней сформированности гуманного отношения к сверстникам у дошкольников.
Результаты диагностики показали, что низкий уровень гуманных отношений был зафиксирован по таким показателям, как: способность объяснить свои чувства и действия, способность по невербальным сигналам определить переживания и поступки другого человека, наличие чувства долга и эмпатия. Низкие показатели объясняются нами особенностями возрастного развития, несформированностью нравственной и духовной сферы дошкольников, отсутствием целенаправленной воспитательной работы в данном направлении.
Высокие уровень развития гуманных отношений был зафиксирован по таким показателям, как: эмоциональное отношение к сверстникам и яркость проявлений эмоциональных реакций
Таким образом, суммируя результаты по всем методикам, мы пришли к следующему выводу: высокий уровень сформированности гуманного отношения к сверстникам выявлен у испытуемых; средний уровень зафиксирован у 48% дошкольников; низкий уровень выявлен у детей.
В результате беседы с воспитателями старшей и подготовительной групп ДОО было выявлено, что такой аспект воспитательного процесса, как формирование гуманных отношений, не является для воспитателей приоритетным, и зачастую ему не уделяется должного внимания. Такое результативное средство, как сюжетно-ролевая игра, в этом направлении используется недостаточно или вообще не используется.
Проведенный качественный и количественный анализ
экспериментальных данных констатирующего эксперимента доказал актуальность проведенного исследования и выявил необходимость дальнейшей психолого-педагогической работы с детьми по повышению уровня гуманных отношений у детей дошкольного возраста.
Формирующий этап эксперимента проводился в течение шести месяцев (октябрь 2020 г. - март 2021 г.) и предполагал проведение специальной работы, направленной на формирование у детей старшего дошкольного возраста гуманных чувств средствами сюжетно-ролевых игр.
На основе анализа полученных результатов нами были составлены сценарии сюжетно-ролевых игр, направленные на формирование гуманных чувств у детей данного возраста. Нами было предложено использовать для повышения уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста гуманных чувств следующие сюжетно-ролевые игры:
• «Семья»;
• «Больница»;
• «Магазин»;
• «День рождения куклы Маши»;
• «Зоопарк»;
• «Пожарные спешат на помощь»;
• «Спасатели».
При организации и проведении сюжетно-ролевых игр мы старались обращать внимание на выполнение следующих педагогических условий:
1) наличие эталона поведения, что подразумевает ежедневный пример проявления гуманного отношения со стороны воспитателя при организации педагогического процесса или оценивание деятельности детей;
2) организация предварительной работы перед проведением сюжетно­ролевой игры, которая включала такие виды, как этические беседы, наблюдения, чтение художественной литературы, разбор проблемных ситуаций и т. п.;
3) использование в сюжетно-ролевой игре так называемых социальных сюжетов, целью которых является воспитание гуманных отношений дошкольников к окружающим;
4) внимательное и чуткое педагогическое руководство сюжетно­ролевой игрой со стороны взрослого.
Предварительная работа перед проведением сюжетно-ролевой игры предусматривала чтение литературных произведений и решение проблемных ситуаций, близких по содержанию теме игры.
Работа по использованию сюжетно-ролевых игр для формирования гуманных чувств проводилась с детьми экспериментальной группы, в то время как в контрольной группе воспитательно-образовательный процесс проходил в обычном порядке, по основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Формирующий этап эксперимента был завершен контрольной диагностикой,
В результате было выявлено, что в экспериментальной группе преобладает высокий уровень сформированности гуманных чувств, но также есть в этой группе и средний уровень.
Таким образом, выдвинутая ранее гипотеза нашла свое подтверждение. Поставленные задачи были решены, цель достигнута. Дальнейшее изучение данной проблемы может быть направлено на выявление динамики развития гуманных отношений в зависимости от возрастного критерия, на проведение сравнительного анализа в следующих группах детей: между мальчиками и девочками, детьми, воспитывающимися в приемных семьях и детьми в полных семьях и др.


1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.: Издательский центр «Академия»: Раритет, 2017. - 704 с.
2. Аникеева Н.Э. Главное о воспитании детей. М. Монтессори, Я. Корчак, Л. Выготский, А. Макаренко, Э. Эриксон. - СПб.: Питер, 2019. - 295 с.
3. Анисимова И.М. Хорошие манеры для детей. - СПб.: Аквариум, 2016. - 352 с.
4. Белоцерковец Н.И, Чупаха И.В. Сюжетно-ролевая игра как средство формирования гуманистической направленности у детей дошкольного возраста. // Мир науки, культуры, образования. - 2019. - №1 (74). - С. 84-87.
5. Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. - М.: Просвещение, 2015. - 176 с.
6. Боденко Б.Н. Воспитание-проблема современного образования в России (состояние, пути решения). - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов 2012. - 37 с.
7. Буре Р.С. Как поступают друзья? Воспитание гуманных чувств и отношений. - М.: Детство-Пресс, 2005. - 164 с.
8. Буре Р.С. Мы друг другу помогаем. Воспитание гуманных чувств и отношений. - М.: Детство-Пресс, 2006. - 148 с.
9. Васильева М.А. Руководство играми детей в дошкольном учреждении.- М.: Просвещение, 1985. - 109 с.
10. Венгер Л.А. Вот и вышел человечек... - М.: Карапуз, 2010. - 184 с.
11. Виноградова A. M. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. - М.: Просвещение, 1989. - 95 с.
12. Вопросы психологии ребёнка дошкольного возраста. / под ред.
A. Н. Леонтьева и А.В. Запорожца. - М.: Просвещение, 2005. - 144 с.
13. Воспитание гуманных чувств у детей. / Под ред. Л.Н. Прокошенко,
B. К. Котырло. - Киев: Радянська школа, 2007. - 174 с.
14. Воспитание детей в игре. / Под ред. Д.В. Менжерицкой. - М.: Просвещение, 2004. - 175 с.
15. Выготский Л.С. Проблема возраста. // Собрание сочинений: в 6 т.; Т. 4. - М.: Педагогика, 1984. - 269 с....42


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ