ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ 7
1.1. Сущность и условия эффективной реализации проектной методики
обучения в рамках общеобразовательной школы 7
1.2. Цели и содержание проектного обучения в рамках занятий английском
языком согласно ФГОС третьего поколения 14
1.3. Основные требования к образовательным лингвистическим проектам и
их виды 16
1.4. Показатель готовности школьников к проектной деятельности в
старших классах средней школы 20
Выводы по 1 главе 22
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ МЕТОДИКИ НА ЗАНЯТИЯХ
СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ 25
2.1. Анализ УМК Starlight 11 (“Звездный английский”, 11) на предмет использования проектной методики 25
2.2. Анализ электронных платформ для совместной работы над проектами в
рамках учебной деятельности старших школьников средней общеобразовательной школы 28
2.3. Разработка универсального шаблона на электронной платформе MIROдля использования в процессе обучения учеников средней школы в рамках
реализации проектной методики 33
Выводы по главе 2 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43
Целью образования в 21-ом веке является активное развитие школьника как личности, способной решать нестандартные и проблемные задачи. На передний план школьной деятельности выходит формирование навыков работы в команде и индивидуально. Учителя больше не выступают в роли единственного и неопровержимого источника знания, а занимают позицию помощника-наставника. В педагогическую практику активно вводится применение проектной технологии.
Современный мир требует от молодого человека владения знаниями и умениями во всех сферах деятельности человека. Особенно важно в наши дни располагать соответствующим уровнем межкультурной компетенции для понимания того, как развивается мировое сообщество, и для успешного взаимодействия с социумом. Понятие межкультурной коммуникативной компетенции появилось в педагогике относительно недавно и считается не до конца детерминированным в методике обучения иностранным языкам.
У истоков разработки и трактовки термина находились Н. Хомский, Д. Хаймз. Термин был уточнен О. Д, Митрофановой. Однако феномен межкультурной коммуникативной компетенции был раскрыт только в 2007 году О. А. Леонтович.
Принимая во внимание тот факт, что любое обучение является сложным многогранным процессом, нужно помнить, что при этом реализация всевозможных проектов все еще возможна.
Проектная технология, о возможности применения которой в процессе обучения старших школьников пойдет речь, несет в своей основе методологические разработки Д. Дьюи, У. Х. Кил-Патрика, Б. В. Игнатьевой и других. Именно в России развитие данной технологии тесно связано с именем выдающегося педагога П. Ф. Каптерева. Однако. К сожалению, на данный момент научное сообщество не обладает достаточным количеством научных разработок и педагогическим опытом по применению проектной технологии в обучении иностранным языкам.
Актуальность работы заключается в необходимости развития и продвижения проектной технологии обучения в старшей школе в процессе обучения иностранному языку для усовершенствования процесса всестороннего развития, а также для формирования необходимых для полноценного функционирования в современном обществе умений и навыков.
Предметом исследования является возможность реализации проектного метода обучения как высокоэффективной педагогической технологии в процессе обучения школьников старшего звена средней общеобразовательной школы.
Объектом исследования является проектная технология в образовательном процессе.
Цель работы заключается в оптимизации и упрощении применения предметной проектной технологии на базе средней общеобразовательной школы с помощью разработки шаблона.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- сформулировать и обобщить теоретическое обоснование применению проектной технологии в процессе обучения английскому языку;
- проанализировать УМК Starlight 11 на наличие проектных заданий;
- проанализировать и выбрать лучшую онлайн- платформу для комфортной для учеников работы над проектными задачами;
- разработать шаблон для работы над проектными заданиями.
Работа была осуществлена с применением следующих методов исследования: теоретический анализ учебно-методической, психолого-педагогической литературе по проблеме исследования, сравнение, интерпретация, описательный метод, обобщающий метод, интерпретация, синтез и моделирование.
Теоретическая основа исследования представлена в виде обобщения теоретических сведений о проектной деятельности в процессе обучения.
Практическая значимость исследования заключается в создании шаблона для работы над проектными заданиями на занятиях иностранным языком. Разработанная модель оптимизирует количество часов и усилий, затрачиваемых на работу со стороны учителя и учеников.
Апробация исследования. Материалы и промежуточные результаты работы были представлены на VIII Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Языковые и культурные реалии современного мира» (2023 гг.).
Содержание проведенного исследования изложено в публикации Е. М. Лимоновой
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и трех приложений.
Первая глава исследования раскрывает вопросы проектной деятельности на современном этапе развития образования с применением проектной технологии в процессе обучения английскому языку. В тексте главы рассматривается сущность, цели, содержание проектного обучения, основные требования к школьным проектам, а также показатель готовности школьников старшего звена средней общеобразовательной школы.
Вторая глава исследования представляет собой практическую часть работы, в которую входят: анализ межкультурного компонента в проектных заданиях УМК по английскому языку Starlight 11 в средней общеобразовательной школе, анализ доступных на данный момент онлайн- платформ для реализации проектного обучения и разработка шаблона для работы над проектными заданиями.
Заключение представляет собой анализ результатов проведенного исследования, полученных в ходе его осуществления, выводы и перечень тем в качестве перспективы дальнейшего исследования.
В списке литературы содержится перечень книжных и электронных источников информации, использованных при создании данной работы.
В процессе написания работы было установлено, что применение проектного обучения как педагогической технологии на уроках иностранного языка в старших классах средней общеобразовательной школы является наиболее эффективным и целесообразным способом преподавания. Проектная методика полностью отвечает требованиям современного ФГОС, основываясь на личностном ориентировании и развитии школьников как полноценных высоко компетентных членов современного общества.
Формирования многих качеств личности происходит на начальном этапе образования, однако их совершенствование продолжается на протяжение всего курса обучения. В связи с новыми требования ФГОС третьего поколения внимание к школе как к социальному институту значительно повышается, а одной из главных задач образования становится формирование свободно и креативно мыслящей личности, обладающей самостоятельностью принятия решений и постоянно расширяющимся кругозором.
Современная школа должна внедрять проектное обучение для решения проблемы недостатка внимания к функциям, развивающим учебные и творческие способности личности.
Рассматриваемый в работе метод проектного обучения является не только инновационной педагогической технологией, но и естественным компонентом учебного процесса, где учитель позволяет ученикам самостоятельно приобретать знание под его чутким контролем. Преподаватель одновременно является источником информации, помощником, наблюдателем, а также координатором групповой деятельности учащихся.
Внедрение проектной деятельности в образовательный процесс не должно выступать в качестве полной замены традиционного предметного обучения. Ее функция в современной системе образования заключается в гармоничном дополнении образовательной программы.
Анализ представленных в выбранном УМК проектных заданий показал, что применение проектов при обучении иностранному языку способствует:
- стимулированию мотивации учеников к самостоятельному приобретению знания;
- лучшему запоминанию как изученной, так и недавно
приобретенной лексики;
- приближению к решению проблемы межкультурной компетенции;
- формированию лидерских качеств у учеников.
Стремительное развитие современных технологий и рост нагрузки учеников старшего звена средней общеобразовательной школы требует от внедрения проектной технологии минималистичности изложения и возможности осуществления совместной проектной деятельности из любой точки мира в любую минуту времени и на расстоянии.
Созданный в процессе исследования универсальный шаблон для организации проектной деятельности школьников и учителя отвечает всем вышеперечисленным требованиям.
Платформа для создания универсального шаблона была выбрана на основе проведенного анализа основных четырех популярных онлайн- сервисов для работы с проектами. Выбранный онлайн-сервис является наиболее оптимальным и удобным для использования как учениками, так и преподавателем.
Обобщая вышеизложенное, можно утверждать, что поставленные в исследовании задачи выполнены, цель достигнута.
В качестве перспективы исследования можно рассмотреть следующие темы:
- адаптация разработанного шаблона под образовательные проекты разных этапов обучения;
- использование разработанного шаблона при работе с детьми среднего звена средней общеобразовательной школы;
- автоматизация управления проектами с применением современных технологий;
- разработка универсальной онлайн-платформы для работы с проектами в России без ограничения количества бесплатных функций.
1. Ариян, М.А. Повышение самостоятельности учебного труда школьников при обучении иностранным языкам / М.А. Ариян // ИЯШ. - 1999. - № 6. - С. 17-22.
2. Асеев, В. Возрастная психология : учеб. пособие / В. Асеев. - Иркутск : ИГПИ, 1989. - 190 с.
3. Байдурова, Л.А. Метод проектов при обучении учащихся двум иностранным языкам / Л.А. Байдурова, Т.В. Шапошникова // ИЯШ. - 2002. - № 1. - С. 5-11.
4. Бим, И.Л. Личностно-ориентированный подход - основная стратегия обновления школы / И.Л. Бим // ИЯШ. - 2002. - № 2. - С. 11-15.
5. Бим, И.Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам / И.Л. Бим // ИЯШ. - 2001. - № 4. - С. 5-8.
6. Бим, И.Л. Основные направления организации обучения иностранным языкам на старшей ступени полной средней школы / И.Л. Бим // ИЯШ. - 2002. - № 5. - С. 7-11.
7. Бурцева, Э.В. Учебный проект как средство мотивации изучения иностранного языка у студентов неязыкового вуза : Автореф. дис. ... канд. пед. наук / Бурцева Эмма Владимировна. - Улан-Удэ, 2002. - 25 с.
8. Васильев, В. Проектно-исследователькая технология : развитие мотивации / В.Васильев // Народное образование. - 2018. - № 9. - С. 177-180.
9. Витлин, Ж.Л. Эволюция методов обучения иностранному языку в XX веке / Ж.Л. Витлин // ИЯШ. - 2001. - № 2. - С. 23-29.
10. Даниленкова, Г.Г. Педагогическое проектирование учебного процесса / Г.Г. Даниленкова // Сб. научн. ст. - Калининград : Изд-во Калинингр. ун-та, 2020. - С. 25-27.
11. Джонс, Д.К. Современные методы проектного анализа / Д. К. Джонс : пер. с англ. - М. : Мир, 1986. - 369 с.
12. Дьюи Дж. Школы будущего / Дж. Дьюи, Э. Дьюи. - Берлин : Госуд. Изд-во РСФСР, 1922. - 178 с.
13.Зимняя, И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И.А. Зимняя. - М. : Просвещение, 1991. - 222 с.
14.Зимняя, И.А. Проектная методика обучения английскому языку / И.А. Зимняя, Т.Е. Сахарова // ИЯШ. - 1991. - № 3. - С. 9-15.
15. Иванова, Е.В. Работа старшеклассников с различными информационными источниками / Е.В. Иванова // ИЯШ. - 1999. - № 6. - С. 41-42.
...
42 источника