Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Экологическая сказка как средство формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в ДОО

Работа №158725

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дошкольное образование

Объем работы72
Год сдачи2020
Стоимость4400 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
64
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПСИХОЛОГО¬
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1. Сущность экологического образования дошкольников 6
1.2. Использование экологических сказок в практике экологического
образования дошкольников 26
ГЛАВА II. ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СКАЗКИ
2.1. Организация работы педагога ДОО по формированию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста средствами
экологической сказки 32
2.2. Результаты экспериментальной работы 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 69


Основой формирования сознательного отношения к природе является знание о ней. Ознакомление детей дошкольного возраста с миром природы должно решать одну из главных задач: помочь ребенку осознать себя активным субъектом природы, субъектом мира, в котором ребенок живет. Решение этой приоритетной задачи не представляется возможным без определения перспективной образовательной траектории становления базиса экологической личностной культуры на этапе дошкольного детства. Знания об окружающем мире, экологическое мышление, экологическая культура, практические навыки экологической культуры человека - все это берет свое начало в дошкольном возрасте. Среди многих направлений ознакомления дошкольников с природой важным является формирование у ребенка целостной картины окружающего мира. Происходит усвоение детьми системы знаний о природе, о существующих в ней связях, формирование экологических представлений, ценностных основ отношения к миру, осознание влияния деятельности человека на природу. На основе этих знаний должны воспитываться гуманные чувства, практический положительный опыт общения с природой.
Дошкольный возраст - важнейший этап в становлении экологического мировоззрения человека, предусматривающий создание предпосылок гуманного взаимодействия с природной средой. Ознакомление детей дошкольного возраста с природой является средством создания в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте. Эти знания необходимы для формирования материалистического понимание мира. Сведения о природе имеют непреходящее значение в формировании зачатков экологической культуры.
Главная задача экологического образования в детском саду - научить ребенка заботливому отношению к природе, бережно распоряжаться богатствами природы, воспитать защитников природы. У дошкольников ещё преобладают сказочные представления о живой природе, поэтому особая роль в формировании экологической культуры ребёнка отводится экологической сказке.
Педагоги считают сказку действенным средством воспитания и используют ее для развития различных сторон личности ребенка. Однако, как средство экологического воспитания сказка природоведческого содержания используется недостаточно. Учеными доказано, что через эмоциональное взаимодействие с образами дети усваивают определенные знания и представления, производят конкретные суждения, определяют личностные умозаключения. Однако на практике экологические сказки применяются не часто.
Объект исследования - формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - экологическая сказка как средство формирования экологической культуры дошкольников в условиях ДОО.
Цель исследования - изучение проблемы формирования
экологической культуры старших дошкольников в процессе использования экологических сказок в ДОО.
Задачи исследования:
1) выявить степень разработанности проблемы использования экологических сказок в работе с дошкольниками в психолого-педагогической литературе;
2) изучить практику работы дошкольного учреждения по использованию экологической сказки;
3) описать деятельность педагога ДОО по формированию экологической культуры старших дошкольников посредством экологических сказок в условиях ДОО;
4) провести работу с детьми старшего дошкольного возраста по формированию экологической культуры и оценить ее эффективность. 
Гипотеза исследования - экологические сказки являются эффективным средством формирования экологической культуры дошкольников.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, педагогический эксперимент, наблюдение, беседа.
Теоретические основы исследования составили труды С.А. Веретенниковой, Н.Ф. Виноградовой, С.Д. Дерябо, С.А. Козловой, С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой, Д.Б. Эльконина и др. [7, 8, 9, 13, 17, 24, 27].
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы педагогами-практиками в педагогическом процессе ДОО.
База исследования: МБДОУ детский сад №106 г. Пензы.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В условиях продолжающего роста экологической опасности на планете в целом и каждом ее регионе особенно остро стоит проблема переосмысления концептуальных взглядов педагогической науки на теорию и практику развития у подрастающего поколения экологического сознания и ответственности по отношению к социоприродному окружению и собственному здоровью.
Одна из важнейших задач, стоящих на сегодняшний день - формирование экологической культуры детей, начиная с самого раннего возраста. Причем доброй основой служат знания дошкольников об окружающей нас природе.
Проанализировав психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования, мы выяснили, что экологическое воспитание - трудоемкий многогранный процесс познания природы, который представляет собой формирование основных приоритетов экологической культуры путем тесного переплетения знаний, практической деятельности и духовного начала каждого ребенка.
Основная цель экологического воспитания - научить ребенка развивать свои знания законов живой природы, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и формирование умений управлять физическим и психическим состоянием.
Анализ ряда программ ДОО по экологическому воспитанию дошкольников демонстрирует большую творческую активность специалистов - понимание экологических проблем планеты, необходимости их решения, ценности природы и жизни на Земле во всех ее проявлениях, необходимости изменения стратегии и тактики поведения человечества на планете, способов его взаимодействия с природой. У каждой из них существуют различные формы организации воспитательного процесса.
Общим является форма организации - занятие в совокупности с работой в повседневной жизни.
Экологическое воспитание осуществляется с использованием различных форм (занятия, элементарная поисковая деятельность, экологические праздники), методов (наблюдение, экскурсии, рассматривание картин, беседа, чтение художественной литературы, игра, труд в природе) и средств экологического воспитания дошкольников, можно с уверенностью сказать, что их существует большое количество.
Результаты опытно-экспериментальной работы на базе МБДОУ №106 г. Пензы «Облачко» убедительно доказывают, что использование сказок на занятиях позволяет детям гораздо тоньше чувствовать и воспринимать окружающий мир, осознанней размышлять о последствиях взаимодействия с ним, замечать какие-либо детали и элементы, что является прекрасным для ребенка.
Таким образом, сказка является достаточно эффективным средством в повышении уровня экологической культуры и бережного отношения к природе у дошкольников на занятиях в ДОО.



1. Авдеева Н.Н., Степанова Г.Б. «Жизнь вокруг нас». - М.:
Издательство «Академия Развития», 2003. - 112 с.
2. Ашиков В. И., Ашикова С. Г. «Семицветик»: программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. - М.: «ЭКСМО», 2012. - 238 с.
3. Бианки В. В. Лесные были: рассказы, сказки и повести. - М.:
Издательский дом «Оникс 21 век», 2003. - 240 с.
4. Бобылева Л.П. Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников. // Дошкольное воспитание. - 2011. - №7. - С.10-15.
5. Васякина-Новикова Ж.Л. «Паутинка». - М.: Издательский центр «Академия», 1996. - 97 с.
6. Вересов Н. «Мы - земляне» - программа по экологическому воспитанию. - М., 1998. - 198 с.
7. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. - Москва: Просвещение, 2011. - 180 с.
8. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. - Москва: Просвещение, 2012. - 230 с.
9. Дерябо С.Д. Методики диагностики и коррекции в экологическом воспитании. - М: Интор, 2011. - 208 с.
10. Дерябо С.Д. Экологическая педагогика и психология. - Ростов н/Д: Феникс, 1996. - 480 с.
11. Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных. - Москва: Просвещение, 2011. - 324 с.
12. Кадырова Р.М. Проблема экологического воспитания дошкольников в современной педагогической теории. // Дошкольное воспитание. - 2014. - С. 160-162.
13. Козлова С.А. Дошкольная педагогика : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - Москва: «Академия», 2011. - 416 с.
14. Кондратьева Н.Н. Программа «Мы» экологического образования детей. - Санкт - Петербург: Детство-пресс, 2014. - 240 с.
15. Копцева Т.А. «Природа и художник» - художественно-экологическая программа по изобразительному искусству. - М.: Мозаика- Синтез, 2005 г. -208 с.
...
26 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ
Loading...