ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО УСТРАНЕНИЮ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ
1.1. Развитие навыков письма в онтогенезе 6
1.2. Проблема оптической дисграфии в научной литературе 9
1.3. Психолого-педагогическая характеристика младших
школьников с оптической дисграфией 12
ГЛАВА II. ИЗУЧЕНИЕ ОШИБОК ОПТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
НА ПИСЬМЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Содержание методики констатирующего эксперимента 15
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента по
выявлению ошибок оптического характера у младших школьников 19
ГЛАВА III. КОРРЕКЦИЯ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
3.1. Организация проведения формирующего эксперимента 29
3.2. Содержание коррекционной работы по устранению оптической дисграфии 30
3.3. Анализ результатов контрольного эксперимента 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 61
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ
1.1. Развитие навыков письма в онтогенезе 6
1.2. Проблема оптической дисграфии в научной литературе 9
1.3. Психолого-педагогическая характеристика младших
школьников с оптической дисграфией 12
ГЛАВА II. ИЗУЧЕНИЕ ОШИБОК ОПТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
НА ПИСЬМЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Содержание методики констатирующего эксперимента 15
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента по
выявлению ошибок оптического характера у младших школьников 19
ГЛАВА III. КОРРЕКЦИЯ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
3.1. Организация проведения формирующего эксперимента 29
3.2. Содержание коррекционной работы по устранению оптической дисграфии 30
3.3. Анализ результатов контрольного эксперимента 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 61
Одним из проявлений трудностей в обучении младших школьников является овладении письмом. Письмо играет важную роль, т.к. без этого навыка практически невозможно дальнейшее обучение. Эти трудности могут быть связаны не только с уровнем речевого развития, но нарушениями моторики или несформированностью гностических функций. Такие проявления способствуют возникновению оптических нарушений письма.
Несформированность зрительно-пространственного восприятия у детей с дисграфией отмечали такие авторы, как Ахутина Т.В., Венедиктова Л.В., Корнев А.Н., Лалаева Р.И., Садовникова И.Н., Токарева О.А., Хватцев М.Е., Цветкова Л.С. и др.
Письмо является сложной формой речевой деятельности. Процесс письма осуществляется на основе достаточного уровня сформированности речевых и неречевых функций: звукового анализа и синтеза, слуховой дифференциации правильного произношения, развитие лексико-грамматической стороны речи, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений. Дефект одной из указанных функций может вызвать нарушение письменной речи, то есть привести к дисграфии.
При оптической дисграфии у детей наблюдается нарушение зрительного гнозиса и мнезиса, языкового анализа и синтеза, а также моторных координаций, неточность представления о форме и цвете, величине предмета, его положение в пространстве, это проявляется в искажении букв на письме или замене их другими. Несформированность оптического образа буквы приводит к не узнаванию некоторых из них и не могут соотноситься с определенными звуками. Чаще всего у детей встречаются замены букв, состоящих из разного количества одинаковых элементов, замена похожих элементов букв по разному расположенных в пространстве, не дописывание элементов, зеркальное изображение букв.
Особый интерес к изучению дисграфии связан с тем, что она является специфическим расстройством речевой деятельности у детей и, одновременно, нарушением усвоения и функционирования одного из важнейших школьных навыков - письма. Наличие дисграфии препятствует овладению детьми письменной речью как особой формы речи, своеобразным средством общения и обобщения своего опыта, освоение которого связано с качественными изменениями интеллектуальной, эмоциональной, волевой и других сфер личности обучающегося.
Цель работы - проведение коррекционной работы по устранению оптической дисграфии у младших школьников.
Объект исследования - ошибки оптического характера в письменных работах обучающихся младшего школьного возраста.
Предмет исследования - методы, приемы, упражнения и игры для коррекции оптической дисграфии у младших школьников.
Гипотеза - у младших школьников с оптической дисграфией наблюдается нарушение зрительного гнозиса и мнезиса, языкового анализа и синтеза, а так же моторных координаций, это проявляется в искажении и замене букв на письме, если в коррекционную работу включить систему заданий и упражнений, направленных на развитие оптико-пространственных представлений, моторных координаций, зрительного анализа и синтеза, зрительной памяти, то это будет способствовать коррекции оптической дисграфии детей младшего школьного возраста.
Проблема исследования заключается в необходимости формирования зрительно-пространственных представлений у детей с оптической дисграфией, как одного из возможных путей преодоления данного нарушения. Для этого требуется логопедическая помощь с учетом индивидуальности каждого ребенка и разработка коррекционной работы по устранению оптической дисграфии у младших школьников.
Задачи исследования:
- изучить и проанализировать литературу, освещающую проблему оптической дисграфии у обучающихся младших классов;
- провести эксперимент по выявлению ошибок оптического характера на письме обучающихся младших классов;
- подобрать, апробировать задания и упражнения, разработать конспекты по коррекции оптической дисграфии младших школьников.
Для решения обозначенных задач использовались следующие методы:
• эмпирические (наблюдение, психолого-педагогический эксперимент);
• организационные (сравнительный, комплексный);
• биографические (изучение и анализ анамнестических данных);
• интерпретационные (анализ полученных данных).
Практическая значимость: материалы данного исследования могут использовать в своей работе учителя-логопеды, учителя начальных классов.
База исследования: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №18 г. Пензы.
Несформированность зрительно-пространственного восприятия у детей с дисграфией отмечали такие авторы, как Ахутина Т.В., Венедиктова Л.В., Корнев А.Н., Лалаева Р.И., Садовникова И.Н., Токарева О.А., Хватцев М.Е., Цветкова Л.С. и др.
Письмо является сложной формой речевой деятельности. Процесс письма осуществляется на основе достаточного уровня сформированности речевых и неречевых функций: звукового анализа и синтеза, слуховой дифференциации правильного произношения, развитие лексико-грамматической стороны речи, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений. Дефект одной из указанных функций может вызвать нарушение письменной речи, то есть привести к дисграфии.
При оптической дисграфии у детей наблюдается нарушение зрительного гнозиса и мнезиса, языкового анализа и синтеза, а также моторных координаций, неточность представления о форме и цвете, величине предмета, его положение в пространстве, это проявляется в искажении букв на письме или замене их другими. Несформированность оптического образа буквы приводит к не узнаванию некоторых из них и не могут соотноситься с определенными звуками. Чаще всего у детей встречаются замены букв, состоящих из разного количества одинаковых элементов, замена похожих элементов букв по разному расположенных в пространстве, не дописывание элементов, зеркальное изображение букв.
Особый интерес к изучению дисграфии связан с тем, что она является специфическим расстройством речевой деятельности у детей и, одновременно, нарушением усвоения и функционирования одного из важнейших школьных навыков - письма. Наличие дисграфии препятствует овладению детьми письменной речью как особой формы речи, своеобразным средством общения и обобщения своего опыта, освоение которого связано с качественными изменениями интеллектуальной, эмоциональной, волевой и других сфер личности обучающегося.
Цель работы - проведение коррекционной работы по устранению оптической дисграфии у младших школьников.
Объект исследования - ошибки оптического характера в письменных работах обучающихся младшего школьного возраста.
Предмет исследования - методы, приемы, упражнения и игры для коррекции оптической дисграфии у младших школьников.
Гипотеза - у младших школьников с оптической дисграфией наблюдается нарушение зрительного гнозиса и мнезиса, языкового анализа и синтеза, а так же моторных координаций, это проявляется в искажении и замене букв на письме, если в коррекционную работу включить систему заданий и упражнений, направленных на развитие оптико-пространственных представлений, моторных координаций, зрительного анализа и синтеза, зрительной памяти, то это будет способствовать коррекции оптической дисграфии детей младшего школьного возраста.
Проблема исследования заключается в необходимости формирования зрительно-пространственных представлений у детей с оптической дисграфией, как одного из возможных путей преодоления данного нарушения. Для этого требуется логопедическая помощь с учетом индивидуальности каждого ребенка и разработка коррекционной работы по устранению оптической дисграфии у младших школьников.
Задачи исследования:
- изучить и проанализировать литературу, освещающую проблему оптической дисграфии у обучающихся младших классов;
- провести эксперимент по выявлению ошибок оптического характера на письме обучающихся младших классов;
- подобрать, апробировать задания и упражнения, разработать конспекты по коррекции оптической дисграфии младших школьников.
Для решения обозначенных задач использовались следующие методы:
• эмпирические (наблюдение, психолого-педагогический эксперимент);
• организационные (сравнительный, комплексный);
• биографические (изучение и анализ анамнестических данных);
• интерпретационные (анализ полученных данных).
Практическая значимость: материалы данного исследования могут использовать в своей работе учителя-логопеды, учителя начальных классов.
База исследования: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №18 г. Пензы.
В процессе проведенного исследования нами была изучена проблема преодоления оптической дисграфии младших школьников. Данное исследование состояло из трех частей: теоретический обзор литературы по изучаемой проблеме, экспериментальное изучение работ младших школьников с целью выявления ошибок оптического характера и оптико-пространственных представлений обучающихся, проведение комплексного логопедического воздействия по устранению оптической дисграфии.
Обзор теоретической части показал, что данную проблему рассматривали многие отечественные авторы. Проанализировав литературные источники, мы изучили развитие письма в онтогенезе, рассмотрели подробно проблему оптической дисграфии, определили психолого-педагогическую характеристику младших школьников с дисграфией. Было выявлено, что у детей с оптической дисграфией наблюдаются нарушение зрительного гнозиса и мнезиса, зрительного и языкового анализа и синтеза, а также моторных координаций, несформированность оптического образа буквы, что приводит к не узнаванию некоторых из них и не могут соотноситься с определенными звуками.
Изучив подходы наших соотечественников, по диагностике оптической дисграфии нами была выбрано методика Садовниковой И.Н. и пробы для исследования оптико-пространственных представлений у младших школьников.
Базой исследования было муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №18 г. Пензы. В исследовании принимали участие обучающиеся вторых классов. Путем анализа письменных работ и проведенных проб, направленных на изучение оптико-пространственных представлений, мы выявили обучающихся с признаками оптической дисграфией.
После проведения формирующего эксперимента нами были определены задачи и направления коррекционного воздействия по устранению оптической дисграфии у младших школьников. Мы рассмотрели методы, приемы, упражнения, игры отечественных авторов, составили комплекс работ по коррекции оптико-пространственных нарушений и апробировали его на группе учащихся второго класса.
Анализ контрольного эксперимента показал улучшения динамики, как в качественном, так и в количественном отношении. У обучающихся сократились на письме ошибки оптического характера.
Из этого следует, что направления коррекционной работы были выбраны верно. Для получения наиболее эффективного результата нужно дальше продолжать проводить коррекционную работу по данным направлениям.
Таким образом, задачи исследования решены, цель достигнута. Материалы по устранению оптической дисграфии у младших школьников могут использовать в своей работе учителя-логопеды и учителя начальных классов.
Обзор теоретической части показал, что данную проблему рассматривали многие отечественные авторы. Проанализировав литературные источники, мы изучили развитие письма в онтогенезе, рассмотрели подробно проблему оптической дисграфии, определили психолого-педагогическую характеристику младших школьников с дисграфией. Было выявлено, что у детей с оптической дисграфией наблюдаются нарушение зрительного гнозиса и мнезиса, зрительного и языкового анализа и синтеза, а также моторных координаций, несформированность оптического образа буквы, что приводит к не узнаванию некоторых из них и не могут соотноситься с определенными звуками.
Изучив подходы наших соотечественников, по диагностике оптической дисграфии нами была выбрано методика Садовниковой И.Н. и пробы для исследования оптико-пространственных представлений у младших школьников.
Базой исследования было муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №18 г. Пензы. В исследовании принимали участие обучающиеся вторых классов. Путем анализа письменных работ и проведенных проб, направленных на изучение оптико-пространственных представлений, мы выявили обучающихся с признаками оптической дисграфией.
После проведения формирующего эксперимента нами были определены задачи и направления коррекционного воздействия по устранению оптической дисграфии у младших школьников. Мы рассмотрели методы, приемы, упражнения, игры отечественных авторов, составили комплекс работ по коррекции оптико-пространственных нарушений и апробировали его на группе учащихся второго класса.
Анализ контрольного эксперимента показал улучшения динамики, как в качественном, так и в количественном отношении. У обучающихся сократились на письме ошибки оптического характера.
Из этого следует, что направления коррекционной работы были выбраны верно. Для получения наиболее эффективного результата нужно дальше продолжать проводить коррекционную работу по данным направлениям.
Таким образом, задачи исследования решены, цель достигнута. Материалы по устранению оптической дисграфии у младших школьников могут использовать в своей работе учителя-логопеды и учителя начальных классов.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2018 - КОРРЕКЦИЯ ОШИБОК ОПТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА НА ПИСЬМЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2024 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ
ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2018 - КОРРЕКЦИЯ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ И ДИСЛЕКСИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2021 - Коррекция дисграфии у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи в условиях инклюзивного образования
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020 - Преодоление нарушений письма у младших школьников
с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
в общеобразовательной школе
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - Преодоление нарушений письма у младших школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в общеобразовательной школе
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2021 - Коррекция дисграфии у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи в условиях инклюзивного образования
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2020 - ПРОЯВЛЕНИЕ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У УЧАЩИХСЯ 2-Х КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2017



