Введение 3
Глава 1 Ретроспективный анализ формирования имиджа России 5
1.1 Формирование имиджа России на международной арене в XX¬
XXI вв 5
1.2 Роль политики и дипломатии в формировании имиджа России 8
Глава 2 Системно-структурный анализ имиджа России на современном этапе.. 14
2.1 Понятие и структура имиджа России 14
2.2 Механизмы и инструменты формирования имиджа РФ 19
Глава 3 Имидж России в системе международных отношений: проблемы и перспективы развития 26
3.1 Проблемы формирования международного имиджа России и пути их
решения 26
3.2 Перспективы продвижения позитивного имиджа современной
России 31
Заключение 37
Список использованных источников 39
Приложение А
Международный имидж современной России имеет ряд особенностей, которые связаны с глобальными процессами в мире, бурным развитием средств коммуникаций, со спецификой происходящих в стране экономических и социально-политических процессов. На сегодняшний день восприятие России, как международной общественностью, так и внутри страны является неоднозначным и противоречивым, требующим теоретического анализа и целого ряда практических шагов.
Развал СССР и реформирование новой России, которое проводилось под лозунгом демократических перемен, привели к утрате международного авторитета страны и большинства положительных характеристик имиджа бывшего СССР, и также к утрате имиджа сверхдержавы, который формировался в мировом общественном мнении на протяжении долгого времени.
Политика руководства СССР, а затем и России в определенной степени способствовала изменению геополитического баланса Запада и Востока, переделу границ в Европе и Азии, стремительному самоопределению бывших республик Советского Союза. Их тяготение к более сильным западным демократиям под эгидой США обозначило крушение биполярного мира, становление многополярной международной системы. Это, в свою очередь, повлекло за собой изменение всей системы экономических и культурных связей некогда братских народов, а также открытые проявления антироссийских настроений.
Эффективным средством решения этой проблемы могут стать бурно развивающиеся и постоянно совершенствующиеся современные средства коммуникации: пресса, телевидение, Интернет и другие, которые создают огромные возможности для интенсивного информационного обмена, расширяют перспективы взаимного сотрудничества разных стран и различных культур.
В отношении современной России преобладает настороженность, вызванная во многом незнанием и непониманием сути в ней происходящего. В основном информация в зарубежных СМИ о процессах, происходящих в России, подается с точки зрения «горячих новостей». В итоге наблюдается негативное отношение к России, которое оказывает влияние не только на массовое сознание зарубежных стран, но и на деятельность политических институтов.
Целенаправленные действия со стороны государства, с продуманной и обоснованной программой действий по преодолению существующего восприятия России позволят осуществить формирование её позитивного имиджа.
Анализ научной литературы позволяет констатировать, что тема эволюции имиджа России широко рассматриваются отечественными учеными. Так, механизмы формирования позитивного имиджа России представлены в трудах Н. А. Бирюковой, Н. Б. Загубного, И. Ю. Глинской. Имидж России в исторической ретроспективе - предмет изучения И. Е. Воробьёвой. Исследователи В. А. Герасимова, М. И. Венедиктова рассматривают имидж страны, как элемент мягкой силы, а Л. Р. Рустамова, Н. А. Чеботарёва, О. В. Лебедева - изучают имидж России в системе современных международных отношениях.
Объект исследования - Российская Федерация.
Предмет исследования - имидж России.
Цель работы заключается в комплексном анализе эволюции имиджа России, выявлении его особенностей и основных направлений формирования позитивного международного имиджа России с учетом трендов современных международных отношений. Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач:
- исследование исторических особенностей процесса формирования имиджа России в ХХ-Х1 вв.;
- изучение роли политики и дипломатии в формировании имиджа России;
- анализ структуры имиджа России и его элементов;
- выявление основных механизмов и инструментов формирования имиджа России;
- изучение проблем и путей решения формирования международного имиджа России на современном этапе;
- анализ перспектив продвижения позитивного имиджа современной России.
Ретроспективный анализ формирования имиджа России и СССР позволили выделить несколько ключевых этапов, которые повлияли на формирование имиджа новой России: образование СССР, Великая Отечественная война и распад СССР. Именно создание СССР и победа в Великой отечественной войне благоприятствовали формированию имиджа великой и могущественной державы. Однако после распада Советского Союза явно прослеживается падение имиджа страны на международной арене.
Имидж государства взаимосвязан со стратегией ведения политики как внутри государства, так и за её пределами. В создании благоприятного имиджа страны дипломатии отводится ключевая роль, так как именно посредствам работы дипломатических представительств осуществляются активные действия по улучшению имиджа государства и демонстрация позитивного имиджа России за рубежом. Одним из вариантов реализации позитивного имиджа страны является внедрение русского языка за рубеж. МИД старается использовать все свои ресурсы для укрепления позиций русского языка.
Имидж - это образ, составляемый в коллективном и индивидуальном сознании путём психологического воздействия при помощи средств массовой информации, телевидения, радио, Интернета. Понятие «имидж страны» представляет собой комплекс объективных взаимосвязанных между собой характеристик государственной системы: экономических, географических, национальных, культурных, демографических и других. Характерными функциональными особенностями имиджа являются его подвижность, возможность моделирования, обращенность к конкретной целевой аудитории.
Имиджем страны можно управлять: корректировать или формировать новый. Этот процесс наиболее эффективен по своим результатам в переломные периоды развития страны.
В числе основных способов формирования позитивного имиджа страны выступают отечественные, зарубежные СМИ; дипломатия, публичная дипломатия; национальная культура (спорт, музыка, искусство, театр, литература, туризм, наука и образование); национальный язык; культурные центры (продвижение культуры, языка за рубежом); членство в международных правительственных и неправительственных организациях. Коммуникации можно рассматривать в качестве важного механизма формирования имиджа государства. Благодаря им можно транслировать положительный образ страны на международной арене и внутри страны. Основным каналом коммуникации являются СМИ.
Среди субъектов, прямо и косвенно участвующих в формировании имиджа страны, наряду с государственными институтами, неправительственными организациями, специалистами по связям с общественностью, работающими в этой области, особое место принадлежит дипломатической службе. Обращает на себя внимание, что на протяжении всего рассматриваемого периода роль Министерства иностранных дел в имиджевой политике за рубежом оставалась неизменно значимой, хотя сама по себе государственная политика в этой сфере претерпела существенные изменения.
Поскольку от международного имиджа страны зависят ее место, вес и значимость в системе международных отношений, в глобальной модели мирового порядка, то сегодня необходимо принятие решительных мер, направленных на формирование позитивного международного имиджа России. Необходимо создание эффективно функционирующего механизма реагирования на изменения имиджа страны и разработка стратегии его формирования.
1 Об утверждении Положения о Российском центре международного научного и культурного сотрудничества при Министерстве иностранных дел Российской Федерации : Постановление Правительства РФ от 23.07.2002 г. № 551 // Собрание законодательства Российской Федерации. - № 30. - ст. 3053.
2 О Российском центре международного научного и культурного сотрудничества при Министерстве иностранных дел Российской Федерации : Указ Президента РФ 5.02.2002 № 146 // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 4. - ст. 565.
3 О Государственном гербе Российской Федерации : Указ Президента РФ
30.11.1993 № 2050 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. - 1993. - № 49. - ст. 4761.
4 О Государственном флаге Российской Федерации : Указ Президента РФ
18.12.1993 № 2126 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. - 1993. - № 49. - ст. 232.
5 О Государственном гимне Российской Федерации : Указ Президента РФ
18.12.1993 № 2127 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. - 1993. - № 232. - ст. 5.
6 Баротов, И. И. Пути и способы повышения международного имиджа государства / И. И. Баротов // Вестник таджикского национального университета. -
2018. - № 6. - С. 276-283.
7 Бирюкова, К. С. Роль международного имиджа государства в системе международных отношений / К. С. Бирюкова // Молодежь и системная модернизация страны. - 2020. - № 1. - С. 323-326.
8 Бирюкова, К. С. Роль международного имиджа государства в системе международных отношений / К. С. Бирюкова // Молодежь и системная модернизация страны. - 2020. - № 1. - С. 327-330.
9 Богатуров, А. Д. Международные отношения и внешняя политика России / А. Д. Богатуров. - М. : Аспект пресс, 2017. - 479 с.
10 Борисова, Ю. М. Публичная дипломатия Российской Федерации. Инструменты формирования / Ю. М. Борисова // Национальные интересы и внешняя политика России: История и современность. - 2018. - № 1. - С. 25-30.
11 Боришполец, К. П. Публичная дипломатия: прагматичный взгляд на разнообразие реального опыта / К. П. Боришполец // Международная аналитика. - 2018. - № 23. - С. 22-31.
12 Бурлинова, Н. А. 10 шагов на пути к эффективной публичной дипломатии России. Экспертный обзор российской публичной дипломатии в 2018-2019 гг. / Н. А. Бурлинова. - М. : НП РСМД, 2020. - 57 с.
13 Василенко, И. А. Имидж России в условиях новых вызовов XXI века / И. А. Василенко. - М. : РУСАЙНС, 2020. - 189 с.
14 Василенко, И. А. Имидж регионов России: инновационные технологии
и стратегии ребрендинга / И. А Василенко. - М. : Международные отношения, 2016. - 287 с.
15 Ведерникова, М. И. Имидж страны как элемент «мягкой силы» / М. И. Ведерникова Политика и Общество. - 2018. - № 1. - С. 35-43.
16 Воробьева, И. Е. Международный имидж Российской Федерации: историческая ретроспектива / И. Е. Воробьева // Актуальные проблемы рекламы и связей с общественностью: концепции, техники, технологии. - 2018. - № 1. - С. 35¬39.
17 Герасимова, В. А. Инструменты и ресурсы «мягкой силы» на пространстве СНГ / В. А. Герасимова // Постсоветские исследования. - 2018. - № 1. - С. 574-582.
18 Глинская, И. Ю. Имидж России: иллюзия и реальность / И. Ю. Глинская. - М. : Унисерв, 2016. - 196 с.
19 Загубный, Н. Б. Анализ характеристики современного международного образа РФ / Н. Б. Загубный // Аллея науки. - 2019. - № 4. - С. 856-866.
20 Землянникова, О. Ю. Формирование имиджа России за рубежом: проблемы и решения / О. Ю. Землянникова // Вестник воронежского института экономики и социального управления. - 2018. - № 4. - С. 9-11.
21 Кенда, А. О. Имидж Российской Федерации в современном мире / А. О. Кенда // Петербург - город будущего: новая городская политика в России и мире. - 2020. - № 1. - С. 121-123.
22 Кицану, М. И. Некоторые аспекты формирования международного облика России / М. И. Кицану // Педагогические и социальные вопросы образования. - 2020. - № 1. - С. 181-184.
23 Кузнецова, Е. Н. Метафорическое моделирование национальных
стереотипов: образ России в англоязычных СМИ / Е. Н. Кузнецова // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 1. - С. 406-409.
24 Лебедева, О. В. Новые тенденции в российской дипломатии / О. В. Лебедева // Казачество. - 2018. - № 36. - С. 8-16.
25 Малик, Е. Н. Формирование международного имиджа России в условиях информационной глобализации / Е. Н. Малик // Социальная политика и социальное партнерство. - 2019. - № 3. - С. 43-48.
26 Мошонкина, А. Д. Образ ведущих мировых держав в сознании граждан / А. Д. Мошонкина // Студенческий вестник. - 2018. - № 30. - С. 36-39.
27 Патарая, Г. Г. Статус Русского языка как фактор формирования имиджа России в современной Грузии / Г. Г. Патарая // Южно-российский журая социаьных наук. - 2011. - № 1. - С. 117-123.
28 Пушков, А. К. Внешняя политика России и ее национальные интересы в XXI в. / А. К. Пушков. - М. : МГИМО, 2011. - 112 с.
29 Пчегатлук, С. К. Конструирование образа России в публичном пространстве / С. К. Пчегатлук // Научные труды КУБГТУ. - 2019. - № 1. - С. 454¬461.
30 Рустамова, Л. Р. Формирование международного имиджа: опыт Германии и России / Л. Р. Рустамова // Политика и общество. - 2018. - № 5. - С. 25-31.
31 Русяева, М. М. Россия глазами Европы. Имидж страны через призму языка / М. М. Русяева. - Саратов : РПА Минюста России, 2018. - 124 с.
32 Рущин, Д. А. Публичная дипломатия России на пути к стратегической коммуникации и политическому маркетингу / Д. А. Рущин // Современная
41
периодическая печать в контексте коммуникативных процессов. - 2018. - № 3. - С. 52-60.
33 Тарасова, А. А. Деятельность институтов публичной дипломатии в России / А. А. Тарасова // Приоритеты мировой науки: эксперимент и научная дискуссия. -
2019. - № 1. - С. 23-25.
34 Фокин, В. И. Публичная дипломатия России на пространстве СНГ / В. И. Фокин // Межкультурный диалог в современном мире. - 2018. - № 3. - С. 57¬66.
35 Цыганков, А. П. Внешняя политика России от Горбачева до Путина: формирование национального интереса / А. П. Цыганков. - М. : Научная книга, 2008. - 272 с.
36 Цыганков, А. П. Теория международных отношений / А. П. Цыганков. - М. : Юрайт, 2015. - 316 с.
37 Чеботарёва, Н. А. Формирование позитивного имиджа Российской Федерации в контексте деятельности МИД России / Н. А. Чеботарёва // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития. - 2019. - № 1. - С. 18¬19.
38 Чеботарева, Н. И. Имидж России в международном информационном пространстве / Н. И. Чеботарева // Вестник московского гуманитарно - экономического института. - 2019. - № 1. - С. 147-150.
39 Чомак, А. А. Публичная дипломатия современной России / А. А. Чомак // Современные технологии: актуальные вопросы, достижения и инновации. - 2020. - № 1. - С. 108-110.
40 Якубкина, М. В. Международный имидж государства как объект научного исследования / М. В. Якубкина // Вестник современных исследований. - 2019. - № 29. - С. 160-169.
41 URL: https://vk.com/divineconomist?w=wall-146541187_50305 (дата обращения: 13.06.2020)