Эволюция имиджа России в современной системе международных отношений
|
Введение 3
Глава 1 Ретроспективный анализ формирования имиджа России 5
1.1 Формирование имиджа России на международной арене в XX¬
XXI вв 5
1.2 Роль политики и дипломатии в формировании имиджа России 8
Глава 2 Системно-структурный анализ имиджа России на современном этапе.. 14
2.1 Понятие и структура имиджа России 14
2.2 Механизмы и инструменты формирования имиджа РФ 19
Глава 3 Имидж России в системе международных отношений: проблемы и перспективы развития 26
3.1 Проблемы формирования международного имиджа России и пути их
решения 26
3.2 Перспективы продвижения позитивного имиджа современной
России 31
Заключение 37
Список использованных источников 39
Приложение А
Глава 1 Ретроспективный анализ формирования имиджа России 5
1.1 Формирование имиджа России на международной арене в XX¬
XXI вв 5
1.2 Роль политики и дипломатии в формировании имиджа России 8
Глава 2 Системно-структурный анализ имиджа России на современном этапе.. 14
2.1 Понятие и структура имиджа России 14
2.2 Механизмы и инструменты формирования имиджа РФ 19
Глава 3 Имидж России в системе международных отношений: проблемы и перспективы развития 26
3.1 Проблемы формирования международного имиджа России и пути их
решения 26
3.2 Перспективы продвижения позитивного имиджа современной
России 31
Заключение 37
Список использованных источников 39
Приложение А
Международный имидж современной России имеет ряд особенностей, которые связаны с глобальными процессами в мире, бурным развитием средств коммуникаций, со спецификой происходящих в стране экономических и социально-политических процессов. На сегодняшний день восприятие России, как международной общественностью, так и внутри страны является неоднозначным и противоречивым, требующим теоретического анализа и целого ряда практических шагов.
Развал СССР и реформирование новой России, которое проводилось под лозунгом демократических перемен, привели к утрате международного авторитета страны и большинства положительных характеристик имиджа бывшего СССР, и также к утрате имиджа сверхдержавы, который формировался в мировом общественном мнении на протяжении долгого времени.
Политика руководства СССР, а затем и России в определенной степени способствовала изменению геополитического баланса Запада и Востока, переделу границ в Европе и Азии, стремительному самоопределению бывших республик Советского Союза. Их тяготение к более сильным западным демократиям под эгидой США обозначило крушение биполярного мира, становление многополярной международной системы. Это, в свою очередь, повлекло за собой изменение всей системы экономических и культурных связей некогда братских народов, а также открытые проявления антироссийских настроений.
Эффективным средством решения этой проблемы могут стать бурно развивающиеся и постоянно совершенствующиеся современные средства коммуникации: пресса, телевидение, Интернет и другие, которые создают огромные возможности для интенсивного информационного обмена, расширяют перспективы взаимного сотрудничества разных стран и различных культур.
В отношении современной России преобладает настороженность, вызванная во многом незнанием и непониманием сути в ней происходящего. В основном информация в зарубежных СМИ о процессах, происходящих в России, подается с точки зрения «горячих новостей». В итоге наблюдается негативное отношение к России, которое оказывает влияние не только на массовое сознание зарубежных стран, но и на деятельность политических институтов.
Целенаправленные действия со стороны государства, с продуманной и обоснованной программой действий по преодолению существующего восприятия России позволят осуществить формирование её позитивного имиджа.
Анализ научной литературы позволяет констатировать, что тема эволюции имиджа России широко рассматриваются отечественными учеными. Так, механизмы формирования позитивного имиджа России представлены в трудах Н. А. Бирюковой, Н. Б. Загубного, И. Ю. Глинской. Имидж России в исторической ретроспективе - предмет изучения И. Е. Воробьёвой. Исследователи В. А. Герасимова, М. И. Венедиктова рассматривают имидж страны, как элемент мягкой силы, а Л. Р. Рустамова, Н. А. Чеботарёва, О. В. Лебедева - изучают имидж России в системе современных международных отношениях.
Объект исследования - Российская Федерация.
Предмет исследования - имидж России.
Цель работы заключается в комплексном анализе эволюции имиджа России, выявлении его особенностей и основных направлений формирования позитивного международного имиджа России с учетом трендов современных международных отношений. Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач:
- исследование исторических особенностей процесса формирования имиджа России в ХХ-Х1 вв.;
- изучение роли политики и дипломатии в формировании имиджа России;
- анализ структуры имиджа России и его элементов;
- выявление основных механизмов и инструментов формирования имиджа России;
- изучение проблем и путей решения формирования международного имиджа России на современном этапе;
- анализ перспектив продвижения позитивного имиджа современной России.
Развал СССР и реформирование новой России, которое проводилось под лозунгом демократических перемен, привели к утрате международного авторитета страны и большинства положительных характеристик имиджа бывшего СССР, и также к утрате имиджа сверхдержавы, который формировался в мировом общественном мнении на протяжении долгого времени.
Политика руководства СССР, а затем и России в определенной степени способствовала изменению геополитического баланса Запада и Востока, переделу границ в Европе и Азии, стремительному самоопределению бывших республик Советского Союза. Их тяготение к более сильным западным демократиям под эгидой США обозначило крушение биполярного мира, становление многополярной международной системы. Это, в свою очередь, повлекло за собой изменение всей системы экономических и культурных связей некогда братских народов, а также открытые проявления антироссийских настроений.
Эффективным средством решения этой проблемы могут стать бурно развивающиеся и постоянно совершенствующиеся современные средства коммуникации: пресса, телевидение, Интернет и другие, которые создают огромные возможности для интенсивного информационного обмена, расширяют перспективы взаимного сотрудничества разных стран и различных культур.
В отношении современной России преобладает настороженность, вызванная во многом незнанием и непониманием сути в ней происходящего. В основном информация в зарубежных СМИ о процессах, происходящих в России, подается с точки зрения «горячих новостей». В итоге наблюдается негативное отношение к России, которое оказывает влияние не только на массовое сознание зарубежных стран, но и на деятельность политических институтов.
Целенаправленные действия со стороны государства, с продуманной и обоснованной программой действий по преодолению существующего восприятия России позволят осуществить формирование её позитивного имиджа.
Анализ научной литературы позволяет констатировать, что тема эволюции имиджа России широко рассматриваются отечественными учеными. Так, механизмы формирования позитивного имиджа России представлены в трудах Н. А. Бирюковой, Н. Б. Загубного, И. Ю. Глинской. Имидж России в исторической ретроспективе - предмет изучения И. Е. Воробьёвой. Исследователи В. А. Герасимова, М. И. Венедиктова рассматривают имидж страны, как элемент мягкой силы, а Л. Р. Рустамова, Н. А. Чеботарёва, О. В. Лебедева - изучают имидж России в системе современных международных отношениях.
Объект исследования - Российская Федерация.
Предмет исследования - имидж России.
Цель работы заключается в комплексном анализе эволюции имиджа России, выявлении его особенностей и основных направлений формирования позитивного международного имиджа России с учетом трендов современных международных отношений. Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач:
- исследование исторических особенностей процесса формирования имиджа России в ХХ-Х1 вв.;
- изучение роли политики и дипломатии в формировании имиджа России;
- анализ структуры имиджа России и его элементов;
- выявление основных механизмов и инструментов формирования имиджа России;
- изучение проблем и путей решения формирования международного имиджа России на современном этапе;
- анализ перспектив продвижения позитивного имиджа современной России.
Ретроспективный анализ формирования имиджа России и СССР позволили выделить несколько ключевых этапов, которые повлияли на формирование имиджа новой России: образование СССР, Великая Отечественная война и распад СССР. Именно создание СССР и победа в Великой отечественной войне благоприятствовали формированию имиджа великой и могущественной державы. Однако после распада Советского Союза явно прослеживается падение имиджа страны на международной арене.
Имидж государства взаимосвязан со стратегией ведения политики как внутри государства, так и за её пределами. В создании благоприятного имиджа страны дипломатии отводится ключевая роль, так как именно посредствам работы дипломатических представительств осуществляются активные действия по улучшению имиджа государства и демонстрация позитивного имиджа России за рубежом. Одним из вариантов реализации позитивного имиджа страны является внедрение русского языка за рубеж. МИД старается использовать все свои ресурсы для укрепления позиций русского языка.
Имидж - это образ, составляемый в коллективном и индивидуальном сознании путём психологического воздействия при помощи средств массовой информации, телевидения, радио, Интернета. Понятие «имидж страны» представляет собой комплекс объективных взаимосвязанных между собой характеристик государственной системы: экономических, географических, национальных, культурных, демографических и других. Характерными функциональными особенностями имиджа являются его подвижность, возможность моделирования, обращенность к конкретной целевой аудитории.
Имиджем страны можно управлять: корректировать или формировать новый. Этот процесс наиболее эффективен по своим результатам в переломные периоды развития страны.
В числе основных способов формирования позитивного имиджа страны выступают отечественные, зарубежные СМИ; дипломатия, публичная дипломатия; национальная культура (спорт, музыка, искусство, театр, литература, туризм, наука и образование); национальный язык; культурные центры (продвижение культуры, языка за рубежом); членство в международных правительственных и неправительственных организациях. Коммуникации можно рассматривать в качестве важного механизма формирования имиджа государства. Благодаря им можно транслировать положительный образ страны на международной арене и внутри страны. Основным каналом коммуникации являются СМИ.
Среди субъектов, прямо и косвенно участвующих в формировании имиджа страны, наряду с государственными институтами, неправительственными организациями, специалистами по связям с общественностью, работающими в этой области, особое место принадлежит дипломатической службе. Обращает на себя внимание, что на протяжении всего рассматриваемого периода роль Министерства иностранных дел в имиджевой политике за рубежом оставалась неизменно значимой, хотя сама по себе государственная политика в этой сфере претерпела существенные изменения.
Поскольку от международного имиджа страны зависят ее место, вес и значимость в системе международных отношений, в глобальной модели мирового порядка, то сегодня необходимо принятие решительных мер, направленных на формирование позитивного международного имиджа России. Необходимо создание эффективно функционирующего механизма реагирования на изменения имиджа страны и разработка стратегии его формирования.
Имидж государства взаимосвязан со стратегией ведения политики как внутри государства, так и за её пределами. В создании благоприятного имиджа страны дипломатии отводится ключевая роль, так как именно посредствам работы дипломатических представительств осуществляются активные действия по улучшению имиджа государства и демонстрация позитивного имиджа России за рубежом. Одним из вариантов реализации позитивного имиджа страны является внедрение русского языка за рубеж. МИД старается использовать все свои ресурсы для укрепления позиций русского языка.
Имидж - это образ, составляемый в коллективном и индивидуальном сознании путём психологического воздействия при помощи средств массовой информации, телевидения, радио, Интернета. Понятие «имидж страны» представляет собой комплекс объективных взаимосвязанных между собой характеристик государственной системы: экономических, географических, национальных, культурных, демографических и других. Характерными функциональными особенностями имиджа являются его подвижность, возможность моделирования, обращенность к конкретной целевой аудитории.
Имиджем страны можно управлять: корректировать или формировать новый. Этот процесс наиболее эффективен по своим результатам в переломные периоды развития страны.
В числе основных способов формирования позитивного имиджа страны выступают отечественные, зарубежные СМИ; дипломатия, публичная дипломатия; национальная культура (спорт, музыка, искусство, театр, литература, туризм, наука и образование); национальный язык; культурные центры (продвижение культуры, языка за рубежом); членство в международных правительственных и неправительственных организациях. Коммуникации можно рассматривать в качестве важного механизма формирования имиджа государства. Благодаря им можно транслировать положительный образ страны на международной арене и внутри страны. Основным каналом коммуникации являются СМИ.
Среди субъектов, прямо и косвенно участвующих в формировании имиджа страны, наряду с государственными институтами, неправительственными организациями, специалистами по связям с общественностью, работающими в этой области, особое место принадлежит дипломатической службе. Обращает на себя внимание, что на протяжении всего рассматриваемого периода роль Министерства иностранных дел в имиджевой политике за рубежом оставалась неизменно значимой, хотя сама по себе государственная политика в этой сфере претерпела существенные изменения.
Поскольку от международного имиджа страны зависят ее место, вес и значимость в системе международных отношений, в глобальной модели мирового порядка, то сегодня необходимо принятие решительных мер, направленных на формирование позитивного международного имиджа России. Необходимо создание эффективно функционирующего механизма реагирования на изменения имиджа страны и разработка стратегии его формирования.
Подобные работы
- РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И ЭВОЛЮЦИЯ ИМИДЖА РОССИИ В СМИ США (1991-2020 ГГ.)
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2021 - ЭВОЛЮЦИЯ РОССИЙСКО-БРАЗИЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ С 1991-2017гг
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2018 - ОБРАЗ РОССИИ В МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ СТРАН ВОСТОЧНОЙ АЗИИ (НА ПРИМЕРЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ КИТАЯ,ЮЖНОЙ КОРЕИ И ЯПОНИИ)
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2017 - Формирование имиджа России в Туркменистане (1991-2018) (Теория международных отношений, Алтайский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2019 - Дипломатический протокол как инструмент международного права
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Проблема формирования внешнеполитического имиджа Республики Крым в условиях международных санкций
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2019 - Информационные войны в системе современных международных отношений на примере России и США в XXI в.
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - СПОРТИВНАЯ ДИПЛОМАТИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ «МЯГКОЙ СИЛЫ» США
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2020 - ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА МОЛДОВЫ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2017



