Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством техники работы с бумагой "квиллинг"
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНИКИ РАБОТЫ С БУМАГОЙ «КВИЛЛИНГ» 6
1.1. Понятие творческих способностей в педагогических исследованиях 6
1.2. Особенности творческих способностей детей старшего дошкольного возраста 9
1.3. Техника работы с бумагой «квиллинг» как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста 14
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 18
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНИКИ РАБОТЫ С БУМАГОЙ «КВИЛЛИНГ» 20
2.1. Организация и методы исследования 20
2.2. Результаты эмпирического исследования особенностей развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста 22
2.3. Педагогические условия развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством техники работы с бумагой «квиллинг» 27
2.4. Оценка эффективности проведения эмпирической работы 31
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 41
ПРИЛОЖЕНИЯ 46
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНИКИ РАБОТЫ С БУМАГОЙ «КВИЛЛИНГ» 6
1.1. Понятие творческих способностей в педагогических исследованиях 6
1.2. Особенности творческих способностей детей старшего дошкольного возраста 9
1.3. Техника работы с бумагой «квиллинг» как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста 14
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 18
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНИКИ РАБОТЫ С БУМАГОЙ «КВИЛЛИНГ» 20
2.1. Организация и методы исследования 20
2.2. Результаты эмпирического исследования особенностей развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста 22
2.3. Педагогические условия развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством техники работы с бумагой «квиллинг» 27
2.4. Оценка эффективности проведения эмпирической работы 31
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 41
ПРИЛОЖЕНИЯ 46
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО) говорит о необходимости развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка, как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Современное общество требует от человека оригинальных и инновационных идей, которые по своей сущности не были бы однотипными и привычными в действии, а все больше приобретали подвижность и гибкость в процессе мышления, а также имели творческий подход в решении большого количества проблем.
Творческие способности важно и нужно изучать в дошкольном возрасте ведь для успешного развития ребенка важно вовремя раскрыть и развивать способности присущие определенному ребенку [3].
Л.С. Выготский подчеркивал, что одной из важных проблем в педагогики и психологии является развитие детского творчества [22].
В.А. Сухомлинский писал: «Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, который питает источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобразительности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка». Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.
В дошкольном образовательном учреждении изобразительная деятельность содержит в себе такие виды совместной деятельности педагога с ребенком как рисование, лепка, конструирование аппликация и другие виды работы с бумагой.
Сегодня педагоги очень часто стали применять в своей работе разного рода нетрадиционной техники в изобразительной деятельности. Под «нетрадиционный» можно подразумевать применение в изобразительной работе материалов и инструментов, которые не относятся к общепринятым или традиционным, которые являются широко распространенными. Использование в работе нетрадиционных техник помогает ребенку обогатить свои знания и расширить представления о предметах или материалах, а также их применение, качества, способах использования. Все это дает толчок в развитии воображения и творчества.
Занятия квиллингом позволяют реализовать ребенку все свои творческие способности.
В настоящее время имеется дефицит научной и методической литературы по вопросам применения техники квиллинг, как средства развития творческого потенциала детей, что подчеркивает актуальность темы исследования.
Цель исследования: изучить возможности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством техники работы с бумагой «квиллинг».
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические аспекты проблемы в педагогических исследованиях (понятие «творческие способности»; особенности проявления творческих способностей в старшем дошкольном возрасте).
2. Подобрать методы и методики диагностики творческих способностей детей дошкольного возраста.
3. Эмпирическим путем выявить особенности проявления творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать систему педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию их творческих способностей на основе использования техники работы с бумагой «квиллинг».
5. Изучить эффективность проделанной работы....
Современное общество требует от человека оригинальных и инновационных идей, которые по своей сущности не были бы однотипными и привычными в действии, а все больше приобретали подвижность и гибкость в процессе мышления, а также имели творческий подход в решении большого количества проблем.
Творческие способности важно и нужно изучать в дошкольном возрасте ведь для успешного развития ребенка важно вовремя раскрыть и развивать способности присущие определенному ребенку [3].
Л.С. Выготский подчеркивал, что одной из важных проблем в педагогики и психологии является развитие детского творчества [22].
В.А. Сухомлинский писал: «Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, который питает источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобразительности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка». Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.
В дошкольном образовательном учреждении изобразительная деятельность содержит в себе такие виды совместной деятельности педагога с ребенком как рисование, лепка, конструирование аппликация и другие виды работы с бумагой.
Сегодня педагоги очень часто стали применять в своей работе разного рода нетрадиционной техники в изобразительной деятельности. Под «нетрадиционный» можно подразумевать применение в изобразительной работе материалов и инструментов, которые не относятся к общепринятым или традиционным, которые являются широко распространенными. Использование в работе нетрадиционных техник помогает ребенку обогатить свои знания и расширить представления о предметах или материалах, а также их применение, качества, способах использования. Все это дает толчок в развитии воображения и творчества.
Занятия квиллингом позволяют реализовать ребенку все свои творческие способности.
В настоящее время имеется дефицит научной и методической литературы по вопросам применения техники квиллинг, как средства развития творческого потенциала детей, что подчеркивает актуальность темы исследования.
Цель исследования: изучить возможности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством техники работы с бумагой «квиллинг».
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические аспекты проблемы в педагогических исследованиях (понятие «творческие способности»; особенности проявления творческих способностей в старшем дошкольном возрасте).
2. Подобрать методы и методики диагностики творческих способностей детей дошкольного возраста.
3. Эмпирическим путем выявить особенности проявления творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать систему педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию их творческих способностей на основе использования техники работы с бумагой «квиллинг».
5. Изучить эффективность проделанной работы....
Старший дошкольный возраст благоприятен для развития способности к творчеству, так как именно в это время закладывается психологическая основа для творческой деятельности.
Одним из способов развития творческих способностей детей является конструирование из бумаги с помощью техники «Квиллинг».
Тематика занятий квиллингом строится с учетом интересов детей, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. В процессе работы дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.
Нами проведено эмпирическое исследование особенностей развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством техники работы с бумагой «квиллинг».
В ходе работы были решены следующие педагогические задачи: рассмотрены теоретические аспекты проблемы в педагогических исследованиях (раскрыто понятие «творческие способности»; выделены особенности проявления творческих способностей в старшем дошкольном возрасте); подобраны методы и методики диагностики творческих способностей детей дошкольного возраста; эмпирическим путем выявлены особенности проявления творческих способностей детей старшего дошкольного возраста; разработана система педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию их творческих способностей на основе использования техники работы с бумагой «квиллинг».
Решение указанных задач позволило доказать гипотезу исследования, о том, что нетрадиционная техника работы с бумагой «квиллинг», предполагающая создание продукта творческой деятельности, является эффективным средством развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, цель исследования достигнута.
Одним из способов развития творческих способностей детей является конструирование из бумаги с помощью техники «Квиллинг».
Тематика занятий квиллингом строится с учетом интересов детей, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. В процессе работы дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.
Нами проведено эмпирическое исследование особенностей развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством техники работы с бумагой «квиллинг».
В ходе работы были решены следующие педагогические задачи: рассмотрены теоретические аспекты проблемы в педагогических исследованиях (раскрыто понятие «творческие способности»; выделены особенности проявления творческих способностей в старшем дошкольном возрасте); подобраны методы и методики диагностики творческих способностей детей дошкольного возраста; эмпирическим путем выявлены особенности проявления творческих способностей детей старшего дошкольного возраста; разработана система педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию их творческих способностей на основе использования техники работы с бумагой «квиллинг».
Решение указанных задач позволило доказать гипотезу исследования, о том, что нетрадиционная техника работы с бумагой «квиллинг», предполагающая создание продукта творческой деятельности, является эффективным средством развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, цель исследования достигнута.
Подобные работы
- ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ
ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2023 - Использование техники квиллинга в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4450 р. Год сдачи: 2022 - РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ БУМАГОПЛАСТИКЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ БУМАГОПЛАСТИКИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2021 - Занятия бумагопластикой как средство
развитие художественно-творческих способностей детей
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2017 - Использование техники квиллинга в работе но развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2022 - Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста на занятиях бумагопластикой
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2019





