Оглавление
Введение 6
Глава 1. Теоретические аспекты формирования графической культуры учащихся 7-ого класса на уроках технологии 10
1.1. История развития графической культуры, основные понятия 10
1.2. Этапы формирования графической культуры на уроках технологии в 7-ых классах в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта второго поколения 21
1.3. Психолого-педагогические аспекты формирования графической культуры в 7-ых классах 29
Выводы по первой главе 37
Глава 2. Формирование графической культуры учащихся на примере использования графического пакета КОМПАС-3Э 39
2.1. Содержание разделов технического труда с элементами графики в предметной области «Технология» 39
2.2. Формирование графической культуры на примере графического пакета
КОМПАС-3Э 56
2.3. Диагностика исследования уровня сформированности графической грамотности у школьников 7-х классов 76
Выводы по второй главе 82
Заключение 84
Список использованных источников 86
Приложения 91
Приложение 1 92
Приложение 2 93
Приложение 3 94
Приложение 4 95
Приложение 5 96
Приложение 6 97
Современное общество находится в постоянном развитии. Его состояние можно охарактеризовать как период постиндустриального общества, производственным ресурсом которого являются информация и знания. Все больших высот достигает научно-технический прогресс, который в свою очередь качественно влияет на окружающую действительность и меняет среду жизнедеятельности человека. Вместе с тем, совершенствуется и информационно-технологическая культура, которая содержит в себе очень значимую составляющую - графическую культуру.
Формирование графической культуры у обучающихся в наши дни является особенно актуальной. Графическая культура, в настоящее время, это язык общения между людьми, язык дизайна, технологии, эстетики, язык визуальной культуры и средство визуальной грамотности. Графическое представление информации является наглядным, простым и естественным для человека средством осмысления окружающего его мира. Более того, графическая культура сегодня приобретает роль второй грамотности, графический язык также называют универсальным, международным языком. Поэтому, можно сказать, что графическая грамотность - один из элементов общечеловеческой культуры, в связи с чем, требует формирования элементарных умений чтения чертежей с самого раннего школьного возраста.
Под формированием графической культуры у учащихся, по мнению Пеньковой М.Е., следует понимать процесс овладения графическим языком, используемым в технике, науке, производстве, дизайне и других областях деятельности, что обеспечивает общую и политехническую грамотность [31].
Учащиеся сталкиваются с основами графической грамотности при построении графиков и диаграмм на уроках математики, изучая основы картографии на уроках географии. Но сталкиваются с ней поверхностно, в связи с чем, не осознают всех плюсов и необходимости знания графического языка.
Основы графической грамотности заложены в дисциплине «Черчение». Основной целью черчения является формирование у учащихся умений и навыков в чтении и выполнении чертежей, рациональных приемов самостоятельной деятельности. При этом происходит вовлечение в активную работу мышления, воображения, памяти и органов чувств школьника. Благодаря изучению дисциплины «Черчение», у учащихся формируются аналитические и созидательные (включая комбинаторные) компоненты мышления. Немаловажным фактом является то, что черчение развивает статические и динамические пространственные представления учащихся. Неразвитые пространственные представления у учеников чреваты огромной преградой при изучении ряда обязательных школьных предметов, например географии, физики, геометрии, технологии. И именно черчение призвано решать столь важную проблему.
Вместе с тем, федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) не предусматривает наличие черчения как обязательной предметной дисциплины в учебном плане, в связи с чем, становится очень затруднительно качественно обучить учащихся графической грамоте. Но элементы графической культуры, и основ черчения входят в образовательную область «Технология».
Кругликов Г.И. считает, что проведя анализ программ технологии, становится очевидным, что системность в ознакомлении школьников с вопросами графики предусмотрена на всех этапах трудового обучения в учебных мастерских. Но спрессованная в конкретные уроки программа по технологии не предусматривает специального выделения часов для ознакомления учащихся с вопросами технического черчения. Поэтому речь может идти только о попутных, в процессе изучения технологии, сообщениях учителем сведений, которые должны вместе с тем, однако, формировать стройную, последовательную систему представлений. В таком случае они должны быть четко продуманы, привязаны к изделиям, способным служить иллюстрацией объясняемым понятиям [12]....
Постоянное развитие общества, стремительная информатизация и появление новых технологий - все это дает предпосылки считать необходимым формирование графической грамотности у учащихся.
Говоря о графической культуре, нельзя забывать и о графической грамотности. Ведь эти два понятия «Графическая культура» и «Графическая грамотность» связаны между собой. Графическая грамотность - первоначальная ступень формирования графической культуры.
В работе были изучены и проанализированы виды графических изображений, возможность пользоваться ими на уроках технологии. Рассмотрена история «эволюции» пещерного рисунка в профессиональные чертежи и их значение для жизни общества. Выявлены влияния психолого-педагогических особенностей учащихся 7-х классов на формирование графической культуры.
В основных положениях федерального государственного образовательного стандарта второго поколения прописано, что необходимо введение информационных технологий в образовательный процесс современной школы, как одним из важнейших направлений повышения эффективности образования. Поэтому, для лучшего понимания тем по технологии, а так же для повышения инженерных знаний у учащихся можно применять графический редактор КОМ1IAC-3D.
С помощью КОМПАС-SD можно создавать несложные модели деталей, что очень пригодится на уроках технологии у мальчиков, а так же с помощью графического редактора можно сделать выкройки одежды, что пригодится девочкам.
Проводя исследование, стали очевидны недостатки образования в формировании графической культуры у учащихся:
- черчение не предусмотрено в учебном плане как обязательная предметная дисциплина;
- не достаточное количество методических материалов и методических разработок по формированию графической грамотности;
- не предусмотрено специального выделенного времени на уроках технологии для изучения графики.
Формировать графическую культуру у учащихся очень важно. Ведь она способствует развитию творческих способностей учащихся, зрительной памяти, становлению пространственного воображения, логического мышления и эстетического вкуса. Графическая культура является необходимым элементом общей культуры современного человека, и целесообразней, правильней и продуктивней будет формировать ее на уроках технологии.
Результатом исследования стали разработка содержания направления «Технический труд» дисциплины «Технологии» с элементами графической культуры, а так же проект «Шахматы», реализованный совместно с учащимися при проведении эксперимента.
1. Асмолов А.Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А., Карабанова О. А., Салмина Н. Г., Молчанов С. В. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.] ;под ред. А. Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2010. - 159 с.
2. Боголюбов С.К. Инженерная графика: Учебник для средних специальных учебных заведений. - 3-е изд., испр. и дополн. - М.: Машиностроение, 2000. - 352с.
3. Ботвинников А. Д. Черчение: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский. — 4-е изд., дораб. - М.: ACT: Астрель, 2008. - 221с.
4. Будасов Б.В., Каминский В.П. Строительное черчение: Учеб. для вузов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Стройиздат, 1990. - 464 с.
5. Виноградов В.Н. Начертательная геометрия: Учеб. для студентов худож.- граф.фак.пед.ин-тов. -2-е изд., перераб. - М.:Просвещение, 1989. -239 с.
6. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: Учебник/Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.- Изд. 2-е, испр. и доп.- М.: Гардарики, 2003.- 512 с.
7. Габибов Ибрагим Абульфас оглы. История Науки: Инженерная графика. Баку: изд. АГНА, 2010. - 167с.
8. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. В.Е. Клочко. -М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.-264 с.
9. Казакевич В.М., Молева Г.А. Технология. Технический труд. 7 класс: учебник для общеобразоват. учреждений / И.В. Афонин, В.А. Блинов, А.А. Володин и др.; под ред. В.М. Казакевича, Г.А. Молевой. - 4-е изд., стереотип. - М. : Дрофа, 2013. - 185 с.
10. Казанская В.Г. Подросток. Трудности взросления: книга для психологов, педагогов, родителей. - СПб.:Питер, 2006. - 240 с.
11. Кон И.С., Фельдштейн Д.И. отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста. В мире подростка / Под ред. А. А. Бодалева. М., 1980, С. 16-28.
12. Кругликов Г. И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 480 с.
13. Лейтес Я.С. Возрастные предпосылки умственных способностей. Советская педагогика,1974. №1, С. 97-107.
14. Матвеева М.В. Основы формирования графической культуры студентов инженерных специальностей вузов: Вестник Томского государственного педагогического университета. Выпуск №2/ 2011
15. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 2: Психология образования. - 608 с....(39)