Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие изобразительных умений у детей старшею дошкольного возраста в процессе рисования с использованием нетрадиционных техник

Работа №158673

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы65
Год сдачи2020
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.. ..8
1.2. Особенности развития, обучения и воспитания детей старшего
дошкольного возраста 15
1.3. Особенности изобразительных умений у детей старшего
дошкольного возраста 19
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ РИСОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК
2.1. Диагностика изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста до формирующего эксперимента 23
2.2. Апробация программы по развитию изобразительных умений у
детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования с использованием нетрадиционных техник 41
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы по развитию
изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования с использованием нетрадиционных техник 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62

Проблема развития детского изобразительного творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных, как в теоретическом, так и в практическом отношении: ведь речь идет о важнейшем условии
формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления.
Анализ современной практики дошкольного образования позволяет говорить о том, что потенциальные возможности дошкольного детства для развития творчества не всегда используются полностью, в то время как дошкольный период детства общепризнан как начальный этап развития внутреннего мира ребенка, его духовности, формирования общечеловеческих ценностей.
В изобразительной деятельности происходит становление духовного мира ребенка, при этом особая роль отводится искусству (Л.С. Выготский, Т.С. Комарова, Б.М. Неменский, Б.М. Теплов, В.Т. Тихомирова и др.).
Изучение психолого-педагогической литературы позволило выявить, что в старшем дошкольном возрасте развивается особый вид активности - творческая активность, в силу чего изобразительная деятельность наряду с игрой выступает ведущим видом деятельности (Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина, Д.Б. Эльконин), у детей наблюдается раннее проявление творческих чувств, отмечается художественность восприятия детьми окружающего мира, интерес, оценочное отношение к изображаемому, изобразительным материалам, средствам выразительности.
На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Уровень развития изобразительных умений, представляющей собой выполнение мелких и точных движений кистями и пальцами рук - один из показателей 3
интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития изобразительного умения, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
К сожалению, практика показывает, что, придя в школу в возрасте 6­7 лет, 70-80% первоклассников имеют неудовлетворительный уровень развития изобразительных умений и развитие движения кистей. Слабость, неловкость, неразвитость кисти руки, невозможность осуществления тонких дифференцированных движений не позволяют ребенку выработать хороший почерк и выдерживать длительное напряжение руки в процессе письма.
Неудовлетворительный уровень развития изобразительных умений проявляется также в неспособности проводить достаточно четкие и прямые линии при срисовывании образцов фигур, начертании печатных букв, в неумении точно вырезать по контуру фигуры из бумаги и многое другое.
Эффективному процессу художественного воспитания, развитию детского творчества, активности, воображения способствуют разнообразие предоставляемых детям изобразительных материалов, отход от традиционных и привычных, поиски новых решений.
В изобразительной деятельности старших дошкольников находят отражение такие специфические особенности их мышления, как конкретность, образность. Изобразительная деятельность ребенка теснейшим образом связана не только с отдельными функциями (восприятием, памятью, мышлением, воображением), но и с личностью в целом.
В процессе изобразительной деятельности развивается ручная умелость, зрительно-двигательная координация, необходимые для подготовки ребенка к письму. В наибольшей степени этому способствуют занятия, на которых дети создают изображения не по частям, а из целого куска пластилина, одной линией контура в рисовании. Ребенок успешно овладевает письмом, если он умеет производить рукой ритмичные, равномерные, плавные движения. Формированию такого рода движений способствует рисование растений, декоративное рисование по мотивам вышивок, росписей и др. В процессе рисования предметов различной формы, величины и пропорций формируются умения удерживать определенное направление. Знакомство детей с основными формами, близкими к геометрическими фигурам, как плоскими, так и объемными, умение выделить их из окружающей действительности, сравнить их по величине, длине, ширине, высоте, соотносить величину частей изображаемого предмета и их пространственное положение.
Для развития воображения, творческого мышления, творческой активности в практике дошкольного художественного образования рекомендуется использовать нетрадиционные техники рисования, демонстрирующие необычное сочетание материалов и инструментов. Несомненным достоинством таких техник является универсальность использования. Технология их выполнения интересна и доступна и взрослым, и детям дошкольного возраста. Поэтому рассматриваемые техники вводятся в практику дошкольного художественного образования.
Использование таких техник превращает обычное занятие по изобразительному искусству в настоящий праздник для детей, они словно окунаются в волшебный сказочный мир и становятся маленькими волшебниками. Нетрадиционные техники как нельзя лучше развивают творческое воображение детей, способствует раскрепощению, помогают ребенку осуществить на практике все его фантазии.
Объект исследования: развитие у детей старшего дошкольного возраста изобразительных умений.
Предмет исследования: развитие изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования с использованием нетрадиционных техник.
Цель исследования: изучить особенности использования
нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1) изучить теоретические основы развития детей старшего дошкольного возраста;
2) разработать и апробировать программу по развитию изобразительных умений с использованием нетрадиционных техник в процессе рисования у детей старшего дошкольного возраста;
3) проанализировать результаты экспериментальной работы по развитию изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Поставленные задачи обусловили выделение этапов работы:
I этап (август 2019 года) посвящен изучению и анализу литературы по теме исследования;
II этап (сентябрь 2019 года) предполагал подбор методик для проведения диагностики дошкольников;
III этап (октябрь 2019 года) предусматривал отбор содержания экспериментальной работы;
IV этап (ноябрь 2019 года - март 2020 года) включал проведение экспериментального исследования;
V этап (апрель 2020 года) предусматривал описание эксперимента, анализ его результатов.
Гипотеза исследования - развитие изобразительных умений у старших дошкольников будет более эффективным, если в процессе рисования использовать нетрадиционные техники и учитывать индивидуальные особенности детей.
Методы исследования - анализ психолого-педагогической и методической литературы, обобщение педагогического опыта, эксперимент.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды Л.С. Выготского, Т.С. Комаровой, Б.М. Неменского, Б.М. Теплова, В.Т. Тихомировой, Н.А. Ветлугиной, Н.П. Сакулиной, Е.А. Флериной, Д.Б. Эльконина и др.
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы педагогами-практиками в педагогическом процессе ДОО.
База исследования: МБДОУ д/с №39 г. Пензы «Гнездышко».
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Художественно-эстетическое развитие имеет большое значение в развитии детей дошкольного возраста, именно поэтому оно выделено во ФГОС ДО, как образовательная область, и именно в нее включается такая важная деятельность детей, как рисование. Рисуя, дети приобщаются к культуре и искусству, учатся фантазировать, экспериментируют, развивают мелкую моторику, изучают окружающий мир. В процессе рисования развиваются важные психические процессы, такие как мышление, воображение, память и речь.
В настоящее время создано множество техник, через которые ребенок развивается. Больше значение имеет то, что с оставляющими след материалами ребенок взаимодействует непосредственно. Прикасаясь к краскам руками, он ощущает их температуру, структуру, учится сравнивать различные краски между собой, происходит его сенсорное развитие. Таким образом, большинство материалов для рисования в нетрадиционных техниках можно приготовить вместе с ребенком, что благоприятно влияет на эмоциональную сферу малыша. В рисовании у ребенка развивается воображение, один из самых важных психических процессов, активно становящийся в дошкольном детстве, и который в будущем позволит развиться творческости - способности создания нового образа из чего-то обычного.
В ходе работы над исследованием, было выяснено, что занятия рисованием являются необходимым условием в развитии базовых и творческих способностей ребенка.
Нами была разработана программа, состоящая из 12 занятий, реализация которых предполагала использование различных
нетрадиционных техник работы.
С целью изучения уровня развития изобразительных умений у старших дошкольников нами была организована и проведена опытно­экспериментальная работа.
На основе выделенных критериев диагностики изобразительных умений (невербальное воображение, самостоятельность в создании образов воображения, фантазия, гибкость рук, творческие способности) были подобраны следующие методики: «Нарисуй что-нибудь»; «Дорисовывание фигуры»; «Три краски»; «Повторяющиеся фигуры»; «Солнце в комнате».
По результатам пяти диагностических методик были получены следующие данные:
Большинство детей после проведения констатирующего эксперимента экспериментальной и контрольной группах находятся на среднем уровне, имеют показатели 40% и 44% - соответственно.
Низкий уровень развития изобразительных умений преобладает в экспериментальной группе - 36%, а в контрольной группе составляет 28%. Высокий уровень показали 24% испытуемых в экспериментальной группе и 28% контрольной.
В течение полугодия проходил формирующий эксперимент, после которого состоялся контрольный. Данные, полученные в ходе контрольного эксперимента, подтвердили выдвинутую ранее гипотезу.
Низкий уровень развития изобразительных умений в экспериментальной группе снизился на 28%, средний уровень увеличился на 4%, а высокий уровень вырос на 24%. Изменени в контрольной группе были незначительными.
Построение занятий рисования с применением разработанной нами программы на основе использования разнообразных нетрадиционных техник выполнения работ, способствуют наиболее быстрому и эффективному развитию изобразительных умений старших дошкольников. Такие упражнения не только развивают изобразительные умения, но и повышают мотивацию к процессу рисования.


1. Антакова-Фомина Л.В. Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путём тренировки движений пальцев рук. - М.: Просвещение, 2014. - 228 с.
2. Безруких М.М. Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5-7,5 лет. // Дошкольное образование. - 2015. - №6. - С. 41-56.
3. Безруких М.М. Ступеньки к школе: кн. для педагогов и
родителей. - М.: Дрофа, 2015. - 256 с.
4. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. - М., 2015. - 349 с.
5. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т. 5. Основы дефектологии. / Под ред. Т.А. Власовой. - М.: Педагогика, 2016. - 368 с.
6. Гаврина С.Е. Развиваем руки, чтоб учиться писать, и красиво рисовать. / С.Е. Гаврина, Н.Л.Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина. - Ярославль: Академия Развития, 2016. - 95 с.
7. Гуровец Г.В. Генез, клиника и основные направления работы при моторной алалии. / Г.В. Гуровец, С.И. Маевская // Недоразвитие и утрата речи. Вопросы теории и практики. - М., 2014. - С. 112-118.
8. Денисова Л.Т. Психолого-педагогические предпосылки и создание благоприятных условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей 5-6 лет. Подготовка руки ребенка к письму. [Электронный ресурс] // http://www.rassvet.edu.yar.ru/work1/index.html
9. Дудьев В.П. Мозговая организация психомоторики. - Барнаул: Изд-во БГПУ, 2017. - 124 с.
10. Дудьев В.П. Психомоторика: словарь-справочник. - М.: Владос,
2017. - 366 с.
11. Дудьев В.П. Развитие моторики детей раннего возраста. // Сибирский учитель. - 2015. - №5 (102). - С. 56-61.
12. Дудьев В.П. Развитие тонкой моторики рук у дошкольников с нарушениями речи. // Сибирский учитель. - 2016. - №5(9). - С. 34-44.
13. Запорожец А.В. Восприятие и действие. - М., 2017. - 323 с.
14. Ильин Е.П. Умения и навыки: нерешенные вопросы. // Вопросы психологии. - 2015. - №2. - С. 64-67.
15. Капралова В.Г. Формирование мелкой моторики у детей
дошкольного возраста. // Материалы Зональной научно- практической конференции педагогов Южного Подмосковья «Педагогическое проектирование и исследовательская деятельность как условие развития муниципального образовательного пространства». - Чехов, 2017. -
С. 178-204....30


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ