Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Групповое консультирование детей и родителей как средство повышения эмоционального благополучия младших школьников

Работа №158669

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы299
Год сдачи2021
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
3
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Реферат 3
Введение 10
Глава 1. Теоретические основы изучения представлений современных родителей об успешном ребенке, эмоционального благополучия детей 17
Научные подходы к пониманию социальных представлений, понятиям
«успешность», «успех», «эмоциональное благополучие» в психологопедагогической науке. Критерии эмоционального благополучия 17
Особенности родителей как фактор эмоционального благополучия
детей 43
Возможности группового консультирования как средства повышения
уровня эмоционального благополучия младших школьников 57
Способы коррекции социальных представлений современных родителей
об успешном ребенке 67
Выводы по Главе 1 75
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению возможностей группового психологического консультирования как средства повышения эмоционального благополучия младших школьников 77
Методическая организация исследования. Результаты констатирующего
эксперимента и ихобсуждение 77
Организация и проведение формирующего эксперимента 114
Результаты формирующего эксперимента и их обсуждение 127
Выводы по Главе 2 142
Заключение 145
Список используемыхисточников 148
Приложения 158

Актуальность исследования. В настоящее время большую тревогу вызывает здоровье детей. Так, по данным научного Центра охраны здоровья детей и подростков РАМН, за последнее десятилетие выросло число выпускников, имеющих хронические болезни. Также в арифметической прогрессии растет число учащихся с ОВЗ. Все чаще и чаще звучат слова о негативном влиянии школы на здоровье учащихся. Учебные перегрузки, несоответствие внешних требований психофизическим возможностям учащихся, низкая функциональная готовность к школе, недоразвитие мотивационной сферы обусловливают хроническое пребывание учащихся в условиях стресса. В особой группе риска находятся учащиеся младших классов, поскольку именно им необходимо быстро адаптироваться к сложным условиям школьной жизни.
Здоровье человека можно рассматривать в различных контекстах: с точки зрения активности человека в жизнедеятельности, наличия или отсутствия симптомов различных заболеваний, способности к адаптации и т. п. Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье человека предполагает его полное физическое, душевное и социальное благополучие.
В обществе принято акцентировать внимание на сохранении физического здоровья: с момента рождения на ребенка заводится медицинская карта, он регулярно наблюдается в медицинских учреждениях. Душевное же здоровье детей остается вне внимания взрослых. Совсем недавно оно было введено И.В.Дубровиной в научный оборот как психологическое здоровье.
Несмотря на кажущуюся очевидность понятия психологического здоровья, его содержание до сих пор однозначно не определено, не разработаны четкие критерии его оценки, принципы формирования, пути и методы восстановления его потенциала. Иногда психологическое здоровье
описывается в терминах состояния, в частности, состояния, для которого характерен баланс между различными аспектами личности человека (Р. Ассаджиоли), баланс между потребностями индивида и общества (С. Фрайберг). Некоторые исследователи рассматривают психологическое здоровье как процесс жизни личности, в котором сбалансированы коммуникативные, когнитивные, эмоциональные, рефлексивные,
поведенческие аспекты (Н.Г. Гаранян, А.Б. Холмогорова). Другие делают акцент на функциях адекватной регуляции поведения и деятельности человека (А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский), умении справляться с трудными жизненными ситуациями без отрицательных последствий для здоровья (П.Бейкер). Многие авторы понимают психологическое здоровье как динамическую совокупность различных психических свойств. Нередко для описания психологического здоровья используются синонимичные понятия «сила Я», «духовное здоровье».
Актуальность исследования эмоционального благополучия связана с увеличением интереса специалистов различных профилей - медицинского, экономического, психологического - к проблемам эмоционального здоровья нации. Согласно данным ряда специалистов (С.В. Воликова, Н.Г. Гаранян, В.В. Николаева, С.В. Малыхина, А.Б. Холмогорова и др.), наблюдается возрастание нарушений эмоционального здоровья современного человека. Такие ученые, как М.С. Дмитриева, М.Ю. Долина, Л.В. Куликов дают более объемное представление об эмоциональном благополучии, за счет рассмотрения его как неотъемлемой и составной части психологического благополучия личности в целом.
На формирование здоровой личности оказывают влияние родители, так являются ближайшим окружением ребенка и значимыми взрослыми. Мы считаем, что одним из важных факторов, определяющих влияние родителей на ребенка, является их представление о том, каким он должен быть. Проблемами социальных представлении занимались в основном зарубежные авторы (Э. Дюркгейм, Л. Леви-Брюль, С. Москвичи и их последователи), в отечественной психологии изучением социальных представлений занимались (К.А. Абульханова-Славская, Г.М. Андреева, М.И. Воловикова, А.И. Донцов, Т.П. Емельянова, и др).
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема снижения уровня психологического здоровья детей и эмоционального благополучия как его компонента становится актуальнее с каждым годом. Отмечается повышения процента детей с различными психологическими отклонениями, с различными нозологиями ОВЗ.
Проблема эмоционального благополучия является не достаточно изученной. Большинство психологов в качестве критериев для определения уровня эмоционального благополучия выделяют преобладание положительного эмоционального фона и преобладание отрицательного эмоционального фона.
Уровень эмоционального благополучия младших школьников зависит от уровня развития социальных представлений родителей об успешном ребенке, о том, каким он должен быть, чем заниматься, как выстраивать коммуникацию и так далее.
Проблема социальных представлений уже на протяжении многих десятилетий является актуальной и живо обсуждается в рамках различных наук.
Традиция изучений представлений человека в психологии и социологии была заложена уже относительно давно, однако активное развитие этой проблемы началось лишь после того, как на нее обратила внимание французская школа социальных представлений С. Московичи.
В последнее время этой проблеме посвящаются новые работы, исследующие сущность социального представления, причины его возникновения, характерные проявления и влияние на разные категории людей в разные периоды жизни.
Социальное представление возникает в процессе коммуникации между людьми.Образ социального мира складывается у человека на протяжении всей его жизни, и особенное значение имеют в этом процессе ранние стадии социализации индивида, которые чаще всего осуществляются именно в семье. Все результаты первичного воспитания в семье проявляют себя в социальной группе. Также на социальное представление влияют СМИ и различные литературные произведения.
В работе были рассмотрены различные подходы к понятию успех, особенности современного родительства и представлений современного родителя об успешном ребенке, понятие эмоционального благополучия, приемы работы со взрослыми по коррекции социальных представлений.
В соответствии с изученной литературой была составлена диагностическая программа исследования социальных представлений и эмоционального благополучия. В своей работе мы использовали групповой ассоциативный эксперимент, метод проективного сочинения, тестирование, контент-анализ, количественный и качественный анализ данных.
Обобщая результаты исследований, можно сделать выводы, что представления современных родителей об успешном ребенке характеризовались слабой дифференцированностью, обобщенностью, формированием установок по отношению к успешному ребенку, складывающимися когнитивными схемами.
В ходе исследования было определено, что более чем у половины детей (57,5%) средний уровень эмоционального благополучия, что говорит о ситуативности и зависимости эмоций ребенка от влияния окружающих.
В результате сопоставления уровня социальных представлений родителей об успешном ребенке и уровня эмоционального благополучия младших школьников, была подтверждена гипотеза о взаимосвязи уровня представления родителей и эмоционального благополучия детей. Это подтверждает необходимость работы не только с деть по повышению эмоционального благополучия, но и по коррекции представлений современных родителей об успешном ребенке, которая будет способствовать развитию позитивного дифференцированного социального представления об успешном ребенке.
Результаты формирующего эксперимента говорят о его эффективности.
В результате реализации программ групповых консультаций детей и родителей нам удалось повысить уровень дефферинцированности и осознанности социальных представлений родителей об успешном ребенке и повысить уровень эмоционального благополучия младших школьников.
Анализ работы позволяет оценить её теоретическую и практическую значимость.
Теоретическая значимость заключается в изучении социальнопсихологических особенностей развития социальных представлений современных родителей, понятия и критериев определения эмоционального благополучия, а также анализе приёмов и средств, способствующих, комплексному развитию компонентов социальных представлений и повышения эмоционального благополучия младших школьников.
...


Абульханова К.А. Психология и сознание личности (проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): избранные психологические труды М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. 224с.
Абульханова К.А. Представления личности об отношении к ней значимых других // Психологический журнал. 2001. Т. 22, №5.
Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1987. С. 48.
Айварова Н.Г. Психологическое здоровье как условие успешной социализации личности/ Н.Г. Айварова// 2016,№1.С.113-115.
Ананьев, В. А. Психология здоровья. Книга 1. Концептуальные основы психологии здоровья. СПб. : Речь, 2006. - 384 с.
Андреева Г.М. Психология социального познания М.: Аспект Пресс, 2009. С. 303.
Андреева Т.В. Психология современной семьи. СПб.: Речь, 2005. С 436.
Антонов А.И. Кризис семьи и родительства//Проблемы родительства и планирования семьи/Отв. ред. А.И. Антонов. М.: ИС РАН., 2005. С. 11-27.
Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики. Издательство: Наука, Смысл. 1999. 350 с.
Арымбаева К.М. Семья и проблемы социализации ребенка // Актуальные проблемы современной науки. 2005, № 5. С. 99-101.
Бадулина О.И. Педагогические основы эмоционального благополучия дошкольников: Дисс. кандидата пед. наук.:Москва, 1998. С.125.
Безусловная любовь как основное правило воспитания детей [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.b17.ru/article/73230/
Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. С.
40.
Белецкая С. Ваш ребенок и его успех. М: Эксмо-Пресс, 2012. С. 7883
Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М.: Совершенство, 1998. 298 с.
... всего 85 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ