Формирование правил поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста
|
Введение 3
Глава 1. Теория формирования правил безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста 6
1.1. Возрастная характеристика детей 5-6 лет
1.2. Жилищная среда 10
1.3. Предметы домашнего быта и потенциальная опасность... 14
1.4. Профилактика опасностей грозящих ребенку-дошкольнику 18
Выводы по 1 главе 23
Глава II. Опытно-практическая работа по формированию правил безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста 24
2.1. Констатирующий эксперимент 24
2.2. Формирующий эксперимент 30
2.3. Контрольный эксперимент 46
Выводы по 2 главе 49
Заключение 50
Список литературы 51
Приложение 56
Глава 1. Теория формирования правил безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста 6
1.1. Возрастная характеристика детей 5-6 лет
1.2. Жилищная среда 10
1.3. Предметы домашнего быта и потенциальная опасность... 14
1.4. Профилактика опасностей грозящих ребенку-дошкольнику 18
Выводы по 1 главе 23
Глава II. Опытно-практическая работа по формированию правил безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста 24
2.1. Констатирующий эксперимент 24
2.2. Формирующий эксперимент 30
2.3. Контрольный эксперимент 46
Выводы по 2 главе 49
Заключение 50
Список литературы 51
Приложение 56
Актуальность темы. На современном этапе развития общества и государства подверженность детей различным опасностям постоянно возрастает. Статистика показывает, что ежегодно ведут к гибели и травматизму детей несоблюдения элементарных правил пожарной безопасности в быту, криминальные ситуации из-за пьянства, насилие в семье. Ведь 64% всех травм приходится на бытовые, и 45% - это дети до 6 лет. Детям необходимо получить осознанное представление о том, как выстроить свое поведение, чтобы обезопасить себя.
Формирование умений и навыков безопасного поведения в быту - сложный, непрерывный, систематический и последовательный процесс, который должен начинаться в раннем детстве. Вопросы формирования безопасного поведения в быту у детей дошкольного возраста отражены в научных трудах К.Ю Белой, Э.Я. Соколова, В.А.Деркунской, З.С. Дмитриенко, П.А.Хромцовой и других.
Из принципа, признающего приоритетность жизни и здоровья человека в соответствии государственной политики в области образования вытекает требование к деятельности педагога: он должен формировать у детей правил безопасного поведения в быту [1].
Из сказанного можно констатировать, что в условиях дошкольного образования формирование правил безопасного поведения в быту является актуальной и значимой проблемой.
Решения этой задачи способствует правильно организованная непосредственная образовательная деятельность в форме интегрированных занятий, где осуществляется познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, речевое и физическое развитие детей с использованием всех видов детской деятельности: игровой,
коммуникативной, познавательно-исследовательской, изобразительной, двигательной активности, восприятием художественной литературы, фольклора [2].
Проблема исследования: каковы условия формирования правил безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста?
Цель исследования: определить условия формирования правил безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста.
Область исследования: теория и технология экологического образования детей.
Объект исследования: процесс формирования правил безопасного поведения детей дошкольного возраста,.
Предмет исследования: формирование правил безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста,.
Гипотеза исследования: целенаправленное проведение
интегрированных занятий способствует более эффективному формированию правил безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста,.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить исходный уровень формирования правил безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста,.
3. Разработать и апробировать интегрированные занятия как непосредственную образовательную деятельность старших дошкольников, направленную на формирование правил безопасного поведения в быту.
4.Определить эффективность использования интегрированных занятий как непосредственную образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста, направленную на формирование правил безопасного поведения в быту.
Методы исследования: анализ изученной литературы, беседа, наблюдение, эксперимент, обобщение, математическая обработка.
Методическую основу исследования работы авторов комплексной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Веракса и методические работы К.Ю.Белой, В.А.Деркунской, З.С. Дмитриенко, П.А.Хромцовой и других по воспитанию безопасного поведения детей в быту.
Апробация работы: основные направления содержания работы доложены на ежегодной научно-практической конференции студентов, проводимой в рамках мероприятий Программы развития деятельности студенческих объединений, Всероссийского фестиваля науки HAUKA 0+, посвященной Году Экологии в России и Году молодежных инициатив в Туве 14 апреля 2017 года (г. Кызыл).
Организация исследования Экспериментальной базой исследования является муниципальное бюджетное автономное дошкольное образовательное учреждение №40 города Кызыла. В эксперименте принимали участие 30 детей старшего дошкольного возраста.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Формирование умений и навыков безопасного поведения в быту - сложный, непрерывный, систематический и последовательный процесс, который должен начинаться в раннем детстве. Вопросы формирования безопасного поведения в быту у детей дошкольного возраста отражены в научных трудах К.Ю Белой, Э.Я. Соколова, В.А.Деркунской, З.С. Дмитриенко, П.А.Хромцовой и других.
Из принципа, признающего приоритетность жизни и здоровья человека в соответствии государственной политики в области образования вытекает требование к деятельности педагога: он должен формировать у детей правил безопасного поведения в быту [1].
Из сказанного можно констатировать, что в условиях дошкольного образования формирование правил безопасного поведения в быту является актуальной и значимой проблемой.
Решения этой задачи способствует правильно организованная непосредственная образовательная деятельность в форме интегрированных занятий, где осуществляется познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, речевое и физическое развитие детей с использованием всех видов детской деятельности: игровой,
коммуникативной, познавательно-исследовательской, изобразительной, двигательной активности, восприятием художественной литературы, фольклора [2].
Проблема исследования: каковы условия формирования правил безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста?
Цель исследования: определить условия формирования правил безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста.
Область исследования: теория и технология экологического образования детей.
Объект исследования: процесс формирования правил безопасного поведения детей дошкольного возраста,.
Предмет исследования: формирование правил безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста,.
Гипотеза исследования: целенаправленное проведение
интегрированных занятий способствует более эффективному формированию правил безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста,.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить исходный уровень формирования правил безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста,.
3. Разработать и апробировать интегрированные занятия как непосредственную образовательную деятельность старших дошкольников, направленную на формирование правил безопасного поведения в быту.
4.Определить эффективность использования интегрированных занятий как непосредственную образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста, направленную на формирование правил безопасного поведения в быту.
Методы исследования: анализ изученной литературы, беседа, наблюдение, эксперимент, обобщение, математическая обработка.
Методическую основу исследования работы авторов комплексной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Веракса и методические работы К.Ю.Белой, В.А.Деркунской, З.С. Дмитриенко, П.А.Хромцовой и других по воспитанию безопасного поведения детей в быту.
Апробация работы: основные направления содержания работы доложены на ежегодной научно-практической конференции студентов, проводимой в рамках мероприятий Программы развития деятельности студенческих объединений, Всероссийского фестиваля науки HAUKA 0+, посвященной Году Экологии в России и Году молодежных инициатив в Туве 14 апреля 2017 года (г. Кызыл).
Организация исследования Экспериментальной базой исследования является муниципальное бюджетное автономное дошкольное образовательное учреждение №40 города Кызыла. В эксперименте принимали участие 30 детей старшего дошкольного возраста.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
На современном этапе развития общества и государства подверженность детей различным опасностям постоянно возрастает. Детям необходимо получить осознанное представление о том, как выстроить свое поведение, чтобы обезопасить себя.
Формирование умений и навыков безопасного поведения в быту - сложный, непрерывный, систематический и последовательный процесс, который должен начинаться в раннем детстве.
Решению этой задачи способствовала непосредственная образовательная деятельность в форме интегрированных занятий. Эксперимент подтвердили гипотезу: целенаправленное проведение интегрированных занятий
способствует эффективному формированию правил безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста.
По результатам констатирующего эксперимента высокий уровень формирование правил безопасного поведения детей в быту было 26,6%,а в результате контрольного эксперимента стал 46,7% то есть повысилось на 40%.
Средний уровень формирования правил безопасного поведения детей в быту было 53,4%, а в результате контрольного эксперимента стал 46,7% то есть снизилось на 7%, это связано с переходом детей со среднего уровня на высокий.
Низкий уровень формирования правил безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста выявлен 20%, а по результатам контрольного эксперимента не выявлено.
Таким образом,интегрированное занятие способствовали повышения уровня формированности детей старшего дошкольного возраста,гипотеза поставленная в начале эксперимента подтвердилась.
Формирование умений и навыков безопасного поведения в быту - сложный, непрерывный, систематический и последовательный процесс, который должен начинаться в раннем детстве.
Решению этой задачи способствовала непосредственная образовательная деятельность в форме интегрированных занятий. Эксперимент подтвердили гипотезу: целенаправленное проведение интегрированных занятий
способствует эффективному формированию правил безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста.
По результатам констатирующего эксперимента высокий уровень формирование правил безопасного поведения детей в быту было 26,6%,а в результате контрольного эксперимента стал 46,7% то есть повысилось на 40%.
Средний уровень формирования правил безопасного поведения детей в быту было 53,4%, а в результате контрольного эксперимента стал 46,7% то есть снизилось на 7%, это связано с переходом детей со среднего уровня на высокий.
Низкий уровень формирования правил безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста выявлен 20%, а по результатам контрольного эксперимента не выявлено.
Таким образом,интегрированное занятие способствовали повышения уровня формированности детей старшего дошкольного возраста,гипотеза поставленная в начале эксперимента подтвердилась.



