ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ СИНТАКСИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1. Лингвистические основы структуры предложения 6
1.2. Формирование синтаксического строя речи в онтогенезе 10
1.3. Нарушение синтаксической структуры предложения у
дошкольников с общим недоразвитием речи 15
1.4. Основные подходы к обучению дошкольников с общим
недоразвитием речи построению предложений 18
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПОСТРОЕНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Организация констатирующего эксперимента 24
2.2. Методика экспериментального изучения 26
2.3. Анализ результатов экспериментального изучения 31
ГЛАВА III. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СИНТАКСИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
3.1. Организация, цель, задачи и принципы формирующего
эксперимента 37
3.2. Коррекционная работа по формированию синтаксической
структуры предложения 39
3.3. Конспекты логопедических занятий 49
3.4. Анализ результатов контрольного эксперимента 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 68
Развитие речи имеет принципиальное значение для формирования познавательной деятельности ребенка, для становления личности и для полноценного общения с другими людьми.
В настоящее время одним из самых встречающихся и распространенных речевых нарушений у детей является общее недоразвитие речи. Р.Е. Левиной и коллективом научных сотрудников дефектологии в 50¬60-х годах XX века была впервые теоретически рассмотрена эта проблема.
Проблема преодоления общего недоразвития речи (ОНР), а также разработка методов диагностики и коррекции речевых и неречевых нарушений у детей является важной и актуальной для теории и практики логопедии и специальной педагогики. Одной из наиболее важных проблем в логопедии является проблема формирования грамматического строя речи у детей с ОНР.
Сам процесс усвоения ребенком грамматического строя очень сложный, он связан в первую очередь с аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга. Формирование грамматического строя речи осуществляется лишь на основе определенного уровня когнитивного развития детей - мыслительных процессов, восприятия, памяти, воображения [1].
Для детей с ОНР характерны замедленный темп усвоения в искажение общей картины речевого развития, специфические трудности в овладении грамматическим строем речи.
Проблема нарушений грамматического строя речи у детей с ОНР различного генеза рассматривалась в работах многих авторов, таких как: 3.Е. Агранович, А.Г. Арушанова, Т.П. Бессонова, С.М. Валявко, Ю.Ф. Гаркуша, А. Н. Гвоздев, О.Е. Грибова, Л.М. Ефименкова, Н.С. Жукова, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, С.А. Миронова, Т.В.Туманова, О.С. Ушакова,
Т.Б. Филичева, Г.Р. Шашкина и др. Наиболее изученным вопросом этой проблемы являются нарушения морфологической системы языка у детей с общим недоразвитием речи. Однако особую значимость приобретает описание нарушений синтаксической системы языка у данной категории дошкольников, что объясняется особой ролью синтаксиса в процессе речепроизводства. Основной синтаксической единицей является предложение - модель конечного продукта процесса продуцирования речевого высказывания. Предложение играет важную роль в формировании языковой способности и процессов вербально-логического мышления.
Нарушения синтаксических операций у детей с общим недоразвитием речи проявляются не только в существенном ограничении типов используемых конструкций, но и в отклонении процесса их формирования, в расстройстве синтаксических связей.
В настоящее время специалистами не в полной мере учитываются особенности формирования синтаксического строя речи, недостает конкретных рекомендаций, раскрывающих возможности использования различных видов деятельности в целях совершенствования синтаксических операций у детей, что подтверждает актуальность выбранной мной темы.
Цель: сформировать в речи дошкольников с общим недоразвитием речи синтаксическую структуру сложных предложений.
Объект исследования: ошибки в построении и понимании сложных предложений.
Предмет исследования: система игр, заданий, упражнений, направленных на коррекцию нарушенной синтаксической структуры предложения.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу по формированию синтаксической структуры сложных предложений у дошкольников с общим недоразвитием речи.
2. Провести экспериментальное изучение по формированию синтаксической структуры сложных предложений у дошкольников с общим недоразвитием речи.
3. Провести обучающий эксперимент, направленный на понимание и построение сложных предложений дошкольниками с общим недоразвитием речи.
Гипотеза:
1. В речи детей с ОНР дошкольного возраста нарушена синтаксическая структура сложных предложений.
2. Вследствие коррекционной работы использование игр, заданий, упражнений, направленных на формирование понимания и построения сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, позволит получить более хорошие результаты в использовании дошкольниками с общим недоразвитием речи сложных предложений.
В соответствии с целью и задачами исследования были использованы методы работы:
1. Анализ литературы по исследуемой теме.
2. Проведение констатирующего, контрольного экспериментов.
3. Количественный и качественный анализ полученных результатов
В заключение стоит отметить, что особенности построения предложений детьми дошкольного возраста с ОНР является актуальной темой, потому что, уровень сформированности синтаксической структуры предложений в целом низкий и требует его развития.
Сформированность речи человека является важным критерием его успешной жизни. Одним из вопросов современной логопедии является поиск новых методов и приемов обучения синтаксической структуры речи детей, имеющих общее недоразвитие речи. Неотъемлемой частью работы по формированию синтаксического строя речи является обучение предложениям, которое базируется на определенном уровне сформированности как когнитивных процессов, так и самого речевого опыта ребёнка.
Теоретический анализ литературы показал, что под синтаксическим строем сложного предложения понимается вся структура языковых компонентов, которое представляет собой единое целое данного языка.
Именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для решения коррекционных задач, для формирования синтаксической структуры предложения. В логопедии развитию синтаксической структуры предложения уделено должное внимание. Большинство проблем, с которыми сталкиваются дети в процессе общения, возникает в контексте резко выраженных трудностей употребления сложных синтаксических конструкций.
Нами было проведено экспериментальное исследование по проблеме сформированности синтаксической структуры сложных предложений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Результаты оценивались по следующим критериям: самостоятельное выполнение заданий, правильное употребление союзной связи, установление связей между словами в предложениях.
Результаты эксперимента показали, что уровень сформированности синтаксической структуры сложных предложений в целом низкий и требует развития. Результаты диагностики свидетельствуют о том, что у детей с ОНР недостаточно развиты синтаксические представления и в связи с этим сложные предложения практически не сформированы, а только используются детьми простые распространенные предложения.
Отметим следующие особенности синтаксической структуры сложных предложений у детей с ОНР: предложения крайне бедные, не раскрыты причинно-следственные связи, недостаточность языковых средств в предложениях, речевая активность недостаточна.
По итогам констатирующего эксперимента можно отметить, что дети дошкольного возраста с ОНР недостаточно владеют сложными предложениями. Особенно, если говорить о понимании и построении сложноподчиненных предложений с различными видами подчинительной связи, то наблюдается низкий уровень развития синтаксической структуры речи и собственно навыка построения сложных предложений.
С целью развития синтаксической структуры сложных предложений у детей экспериментальной группы в условиях дошкольного учреждения изучалась программа с применением игровых приемов. Программа обеспечивала включение детей в игровую деятельность, все занятия программы были педагогически обоснованы и придерживались основных педагогических принципов и методов обучения дошкольников. Предложенные игровые приемы способствовали формированию навыков понимания и построения сложных предложений.
Контрольное исследование показало, что уровень сформированности навыков понимания и построения сложных предложений стал гораздо выше: дети быстрее подбирали картинки к предъявляемым предложениям, стали лучше понимать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения с разными видами союзных слов, составляли по двум простым односложное предложение, придумывали концовки к сложноподчиненным предложениям, выбирали правильное предложение из двух предъявляемых.
Анализ полученных экспериментальных данных на контрольном этапе исследования указывает на достаточную эффективность реализованной разработанной коррекционной программы.
Таким образом, проведенные нами занятия в контрольном эксперименте, которые включали в себя игры и упражнения, в процессе которых развивался навык понимания и построения синтаксической структуры сложных предложений у детей дошкольного возраста с ОНР. Мы можем утверждать, что цель исследования достигнута, задачи реализованы, поставленная гипотеза подтверждена.
1. Арушанова, А.Г. Формирование грамматического строя речи / А.Г.
Арушанова. - СПб.: Питер - 2011. - 89 с.
2. Виноградов, В.В. Из истории изучения русского синтаксиса / Акад. В. В. Виноградов. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1958. - 400 с.
3. Валгина, Н.С. Современный русский язык / Валгина, Н.С., Д.Э.
Розенталь, М.И. Фомина. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Логос, 2002. - 528 с.
4. Вяткина, С.В. Синтаксис современного русского языка / С.В.
Вяткина. - M.: Просвещение, 2009. - 234 с.
5. Гвоздев, А. Н. Формирование у ребенка грамматического строя / А.Н. Гвоздев. - М.: Высшая школа, 2011. - 499 с.
6. Глухих, В.М. О некоторых трудностях в разборе сложных предложений / В.М. Глухих. // Русский язык в школе. - 2004. - №3. - С. 35-41.
7. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с
общим речевым недоразвитием / В.П. Глухов. - [2-е изд., испр. и доп.]. - М.:
АРКТИ, 2004. - 166 с.
8. Горбунов, Ю. И. Основы языкознания: электронное учебное пособие
[Электронный ресурс] / Ю.И. Горбунов, Е.Ю. Горбунов. - Т.: Изд-во
ТГУ, 2017. -
Режим доступа:https://dspace.tltsu.ru/bitstream/123456789/6107/1/Gorbunov%201-01-17-eui-Z.pdf
9. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда. / Л.Н. Ефименкова. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1985. - 112 с.
10. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - М.: Просвещение, 1990. - 305с.
11. Ильякова, Н.Е. Логопедические тренинги по формированию связной
речи у детей с ОНР 5-6 лет. От глаголов к предложениям. / Н.Е. Ильякова, - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2004. - 32 с. - (Слова - в словосочетания,
словосочетания - в предложения).
12. Коррекция нарушений речи / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т.
В. Туманова. - М.: Просвещение, 2008. - 272 с.
13. Лаврентьева, А.И. Детская речь (становление языковой способности в онтогенезе) / А.И. Лаврентьева. - М.: МГПУ, 2003. - 50 с.
14. Лалаева, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников
(формирование лексики и грамматического строя) / Р.И. Лалаева, Н.В.
Серебрякова. - СПб.: СОЮЗ, 1999. - 160 с.
15. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Психология» / А.А. Леонтьев. - 4-е изд., испр. - М.; Academia: Смысл, 2005 (ГУП Сарат. полигр. комб.). - 287 с.
16. Логопедия: учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред.
Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. -
680 с.
17. Логопедия. Основы теории и практики / Н.С. Жукова, Е.М.
Мастюкова, Т.Б Филичева. - М.: Эксмо, 2011. - 288 с.: ил.
18. Ломов, А. М. Словарь-справочник по синтаксису современного русского языка / А.М. Ломов. - М.: АСТ: Восток-Запад, 2007. - 412 с.
19. Лурия, А.Р. Язык и сознание / А. Р. Лурия. - М.: Книга по Требованию, 2017. - 320с.
20. Маслов, Ю. С. Введение в языкознание: учеб. для филол. спец. Вузов. / Ю.С. Маслов. - 2-е изд. М.: Высш. Шк., 1987. 272 с.
21. Негневицкая, Е. И. Язык и дети. / Е.И. Негневицкая, А.М.
Шахнарович. - М.: Главная редакция восточной литературы издательства
«Наука», 1981. - 111с.
22. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. - Репр. изд. - М.: Альянс, 2013. - 366 с.: ил.
23. Пешковский, А.М. Русский синтаксис в научном освещении / А.М. Пешковский. - Изд. 7. - М., 1956. - С. 455.
24. Розенгарт-Пупко, Г.Л. Формирование речи у детей раннего возраста / Г.Л. Розенгарт-Пупко. - Акад. пед. наук РСФСР. - М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1963. - 96 с.
25. Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика. Перевод с английского Е. И. Негневицкой / Под общей редакцией и с предисловием доктора филологических наук А. А. Леонтьева. - М.: Прогресс, 1976. - 336 с.
26. Соботович, Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции / Е.Ф. Соботович. - М.: Классик Стиль, 2006. - 68 с.
27. Современный русский язык. В 3 ч. Ч. 3. Синтаксис: сборник элементов
учебно-методического комплекса по дисциплине для студентов, обучающихся по направлению подготовки специальности 031000 «Филология. Русский язык и литература» / сост. О.Г. Каменская, Р.А. Кан. - Тольятти: Изд-во ТГУ, 2012. - 195 с. - Режим доступа:
ййрз://4зрасе.111зи.ги/Ьйз1геаш/123456789/3361/1/Каменская%201-43-10.р41‘
28. Ткаченко, Т.А. Комплексная система коррекции общего недоразвития речи у дошкольников (5 лет) / Т.А. Ткаченко. - М.: Книголюб, 2007. - 127 с.
29. Туманова, Т.В. Дети с ОНР. Воспитание и обучение / Т.В.
Туманова, Т.Б. Филичева. - М.: Академия, 1999. - 321 с.
30. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб. метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 288 с.
31. Филичева, Т.Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина. - М.: Дрофа, 2009. - 189, [3] с. - (Дошкольник. Логопедия).
32. Филичева, Т.Б. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. - М.: Просвещение, 1989. - 223 с.: ил.
33. Филичева, Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста / Т.Б. Филичева. - М., 1999. - С. 87-98.
34. Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / С.Н. Цейтлин. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 240 с.
35. Шахматов, А.А. Синтаксис русского языка / А.А. Шахматов. - М.: изд. ФЛИНТА, Наука, 2014. - 350 с.