Особенности страхов детей младшего школьного возраста
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СТРАХОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1 Проблема страхов в психологической литературе 6
1.2. Причины возникновения страхов у детей младшего школьного возраста 15
1.3. Методы и приемы коррекции детских страхов 19
Выводы по главе 1 23
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СТРАХОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 24
2.1. Организация и методики исследования 24
2.2 Анализ результатов особенностей страхов у детей младшего школьного
возраста 25
2.3. Программа психологической коррекции страхов детей младшего
школьного возраста 31
Выводы по главе 2 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
ПРИЛОЖЕНИЯ 45
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СТРАХОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1 Проблема страхов в психологической литературе 6
1.2. Причины возникновения страхов у детей младшего школьного возраста 15
1.3. Методы и приемы коррекции детских страхов 19
Выводы по главе 1 23
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СТРАХОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 24
2.1. Организация и методики исследования 24
2.2 Анализ результатов особенностей страхов у детей младшего школьного
возраста 25
2.3. Программа психологической коррекции страхов детей младшего
школьного возраста 31
Выводы по главе 2 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
ПРИЛОЖЕНИЯ 45
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена задачами психолого-педагогической практики, установленными в связи с возросшими требованиями общества к различным аспектам здоровья детей, включая психологическое.
Детские страхи могут негативно сказываться на процессе обучения. Особенно если у ребенка возникают страхи, связанные с учебой в школе. Отрицательное влияние страхов может наблюдаться также и во взаимоотношениях ребенка со сверстниками и взрослыми. Поэтому необходимо своевременное выявление и коррекция страхов у детей младшего школьного возраста. Данный факт находит свое подтверждение в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования. Согласно которому необходимо «обеспечение системного и гармоничного развития личности обучающегося, освоение им знаний, компетенций, необходимых как для жизни в современном обществе, так и для успешного обучения» [1, с. 3].
Исследования детских страхов, как в отечественной, так и в зарубежной научной литературе, исходят из понимания важности того, насколько эмоциональные нарушения детей влияют на формирование их личности и нормальное течение психических процессов (В.В. Зеньковский, А.И. Захаров, Й. Раншбург, Э. Ле Шан, П.Поппер, Г. Эберлейн и др.). Страх в детстве - это нормальное явление в развитии ребенка. Большинство страхов определены возрастными особенностями и со временем бесследно исчезают, но бывают такие страхи, на которых внимание ребенка заостряется. В таком случае страхи доставляют ребенку множество дискомфортных переживаний.
Дети младшего школьного возраста систематически подвергаются влиянию многих негативных факторов, тормозящих развитие потенциальных возможностей личности и препятствующих в целом процессу развития ребенка как личности. Проблема детских страхов является одной из самых 3
распространенных среди обращений родителей к психологам и педагогам, и ввиду этого данная тематика достаточно широко представлена в научных кругах.
Детские страхи, как правило, ограничены возрастными рамками и имеют временный возрастной характер. Но вместе с тем, существует целый ряд разновидностей страхов, сохраняющихся очень длительное время и откладывающих сильный отпечаток в психике младшего школьника. Безусловно, все это самым негативным образом сказывается и на его общем развитии, как личности. Дети младшего школьного возраста в силу своего физиологического развития пока еще не обладают окрепшей психикой как у взрослого человека. Страх довольно часто имеет ассоциацию с эмоциональным нарушением, хорошо поддающимся своевременной коррекции, после чего страхи навсегда уходят из жизни детей. B связи с этим, задача поиска действенных путей выявления и преодоления страхов ребенка является актуальной для практической психологии и педагогики.
Цель исследования: изучить особенности страхов детей младшего школьного возраста.
Объект: страхи детей младшего школьного возраста.
Предмет: особенности страхов детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что существуют различия страхов у девочек и мальчиков младшего школьного возраста.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть проблему страхов в психологической литературе;
2. проанализировать причины возникновения страхов у детей младшего школьного возраста;
3. проанализировать методы и приемы коррекции страхов детей младшего школьного возраста;
4. подобрать методики и организовать исследование;
5. разработать психолого-педагогическую программу по коррекции страхов детей младшего школьного возраста.
Методы исследования: для реализации целей и поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1. Теоретические: анализ, обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические методы: проективные, опросные.
В психологическое исследование нами были включены следующие психодиагностические методики:
1. Проективная методика А.И. Захарова «Мои страхи».
2. «Страхи в домиках» А.И. Захарова и М.А. Панфиловой.
Методологической основой данного исследования являются работы зарубежных и российских ученых: Г.Г. Аракелова, И.В. Дубровиной, А.И. Захарова, К.С. Лебединской, A.B. Микляевой, Л.Ф. Обуховой, A.M. Прихожан, П.В. Румянцевой, А.В. Суворовцевой, и многих других. Среди зарубежных ученых, занимающихся вопросами исследования страхов можно отметить: А. Адлера, К. Изарда, Ч.Д. Спилбергера, Д. Тейлор,
З. Фрейда, К. Хорни.
База и выборка исследования: исследование проводилось на базе МАОУ СШ г. Красноярска. В исследовании приняло участие 23 респондента младшего школьного возраста 7 лет, из них 13 мальчиков и 10 девочек.
Практическая значимость работы: заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы работниками образовательных учреждений (психологом, социальным педагогом) в коррекционной деятельности.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, после которых идут выводы, заключения, списка использованных источников, состоящего из 51 источника, приложений.
Детские страхи могут негативно сказываться на процессе обучения. Особенно если у ребенка возникают страхи, связанные с учебой в школе. Отрицательное влияние страхов может наблюдаться также и во взаимоотношениях ребенка со сверстниками и взрослыми. Поэтому необходимо своевременное выявление и коррекция страхов у детей младшего школьного возраста. Данный факт находит свое подтверждение в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования. Согласно которому необходимо «обеспечение системного и гармоничного развития личности обучающегося, освоение им знаний, компетенций, необходимых как для жизни в современном обществе, так и для успешного обучения» [1, с. 3].
Исследования детских страхов, как в отечественной, так и в зарубежной научной литературе, исходят из понимания важности того, насколько эмоциональные нарушения детей влияют на формирование их личности и нормальное течение психических процессов (В.В. Зеньковский, А.И. Захаров, Й. Раншбург, Э. Ле Шан, П.Поппер, Г. Эберлейн и др.). Страх в детстве - это нормальное явление в развитии ребенка. Большинство страхов определены возрастными особенностями и со временем бесследно исчезают, но бывают такие страхи, на которых внимание ребенка заостряется. В таком случае страхи доставляют ребенку множество дискомфортных переживаний.
Дети младшего школьного возраста систематически подвергаются влиянию многих негативных факторов, тормозящих развитие потенциальных возможностей личности и препятствующих в целом процессу развития ребенка как личности. Проблема детских страхов является одной из самых 3
распространенных среди обращений родителей к психологам и педагогам, и ввиду этого данная тематика достаточно широко представлена в научных кругах.
Детские страхи, как правило, ограничены возрастными рамками и имеют временный возрастной характер. Но вместе с тем, существует целый ряд разновидностей страхов, сохраняющихся очень длительное время и откладывающих сильный отпечаток в психике младшего школьника. Безусловно, все это самым негативным образом сказывается и на его общем развитии, как личности. Дети младшего школьного возраста в силу своего физиологического развития пока еще не обладают окрепшей психикой как у взрослого человека. Страх довольно часто имеет ассоциацию с эмоциональным нарушением, хорошо поддающимся своевременной коррекции, после чего страхи навсегда уходят из жизни детей. B связи с этим, задача поиска действенных путей выявления и преодоления страхов ребенка является актуальной для практической психологии и педагогики.
Цель исследования: изучить особенности страхов детей младшего школьного возраста.
Объект: страхи детей младшего школьного возраста.
Предмет: особенности страхов детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что существуют различия страхов у девочек и мальчиков младшего школьного возраста.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть проблему страхов в психологической литературе;
2. проанализировать причины возникновения страхов у детей младшего школьного возраста;
3. проанализировать методы и приемы коррекции страхов детей младшего школьного возраста;
4. подобрать методики и организовать исследование;
5. разработать психолого-педагогическую программу по коррекции страхов детей младшего школьного возраста.
Методы исследования: для реализации целей и поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1. Теоретические: анализ, обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические методы: проективные, опросные.
В психологическое исследование нами были включены следующие психодиагностические методики:
1. Проективная методика А.И. Захарова «Мои страхи».
2. «Страхи в домиках» А.И. Захарова и М.А. Панфиловой.
Методологической основой данного исследования являются работы зарубежных и российских ученых: Г.Г. Аракелова, И.В. Дубровиной, А.И. Захарова, К.С. Лебединской, A.B. Микляевой, Л.Ф. Обуховой, A.M. Прихожан, П.В. Румянцевой, А.В. Суворовцевой, и многих других. Среди зарубежных ученых, занимающихся вопросами исследования страхов можно отметить: А. Адлера, К. Изарда, Ч.Д. Спилбергера, Д. Тейлор,
З. Фрейда, К. Хорни.
База и выборка исследования: исследование проводилось на базе МАОУ СШ г. Красноярска. В исследовании приняло участие 23 респондента младшего школьного возраста 7 лет, из них 13 мальчиков и 10 девочек.
Практическая значимость работы: заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы работниками образовательных учреждений (психологом, социальным педагогом) в коррекционной деятельности.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, после которых идут выводы, заключения, списка использованных источников, состоящего из 51 источника, приложений.
В результате теоретического обзора научной литературы по теме исследования, были сделаны следующие выводы:
Прежде всего, нами было рассмотрено понятие страха в плане методологического понятия. В большинстве случаев страх рассматривается как эмоциональное состояние, которое отражает защитную биологическую реакцию человека при переживании им реальной или мнимой опасности для их здоровья и благополучия. Также были рассмотрены классификации страхов, рассмотрен специальный термин «фобия», представляющий собой навязчивые страхи (разновидность навязчивых состояний).
В младшем школьном возрасте возрастные страхи обладают динамичностью, а также отмечается преобладание одного страха над другим. Страхи имеют различные причины возникновения, взаимосвязаны со стихиями, боязнью родительского наказания, смертью животных, потерей родителей и их болезни, возможностью опоздания и быть непринятым сверстниками. Наиболее эффективным средствами предупреждения развития страхов у детей является обеспечение эмоционального комфорта для ребенка в семье и внимание к его чувствам и переживаниям.
В психолого-педагогической литературе предлагается множество способов по коррекции детских страхов. На сегодняшний день авторы подчеркивают эффективность использования групповой терапии для коррекции детских страхов, таких как: арт-терапия, игровая терапия, танцевальная терапия, двигательная терапия, телесная терапия, сказкотерапия и тренинги умений и навыков.
С целью изучения особенностей страхов у детей младшего школьного возраста нами были использованы следующие диагностические методики:
1. Проективная методика «Мои страхи» А.И. Захарова.
2. Опросник «Страхи в домиках» А.И. Захарова и М.А. Панфиловой.
В результате проведенного эмпирического исследования мы можем выделить следующие основные группы страхов:
- страх смерти: указали 40,7% мальчиков и 40% девочек;
- страхи, связанные с причинением физического ущерба (пожар, транспорт, неожиданные звуки, война): 25,9% мальчиков и 20% девочек;
- страхи животных и сказочных персонажей: 11,1% мальчиков и 20% девочек;
- страхи кошмарных снов и сновидений: 7,4% мальчиков и 13,3% девочек;
- социально-опосредованные страхи (одиночества, наказания, нападения и т.д.): 11,1% мальчиков и 6,7% девочек;
- «пространственные» страхи указали 3,7% мальчиков, девочки не указали данный вид страхов.
Полученные результаты по проективной методике «Мои страхи»
А.И. Захарова имеют следующие данные - в 1 классе у 30,8% мальчиков и 30% девочек низкий уровень страха. Средний уровень страха наблюдается у 30,8% мальчиков и 20% девочек. Высокий уровень имеют 38,5% мальчиков и 50% девочек.
Далее в качестве рекомендаций была разработана программа психологической коррекции страхов детей младшего школьного возраста, которая рассчитана на 1 месяц и включает в себя 10 тематических занятий. В программе представлены следующие направления работы с детьми младшего школьного возраста: работа со страхами, научение ребенка устанавливать контроль над страхом; обучение ребенка навыкам отреагирования эмоций; снятие эмоционального и мышечного напряжения; развитие положительной самооценки, формирование у ребенка уверенности в себе.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что поставленные нами цели и задачи полностью реализованы в ходе эмпирического исследования, гипотеза нашла свое подтверждение.
Прежде всего, нами было рассмотрено понятие страха в плане методологического понятия. В большинстве случаев страх рассматривается как эмоциональное состояние, которое отражает защитную биологическую реакцию человека при переживании им реальной или мнимой опасности для их здоровья и благополучия. Также были рассмотрены классификации страхов, рассмотрен специальный термин «фобия», представляющий собой навязчивые страхи (разновидность навязчивых состояний).
В младшем школьном возрасте возрастные страхи обладают динамичностью, а также отмечается преобладание одного страха над другим. Страхи имеют различные причины возникновения, взаимосвязаны со стихиями, боязнью родительского наказания, смертью животных, потерей родителей и их болезни, возможностью опоздания и быть непринятым сверстниками. Наиболее эффективным средствами предупреждения развития страхов у детей является обеспечение эмоционального комфорта для ребенка в семье и внимание к его чувствам и переживаниям.
В психолого-педагогической литературе предлагается множество способов по коррекции детских страхов. На сегодняшний день авторы подчеркивают эффективность использования групповой терапии для коррекции детских страхов, таких как: арт-терапия, игровая терапия, танцевальная терапия, двигательная терапия, телесная терапия, сказкотерапия и тренинги умений и навыков.
С целью изучения особенностей страхов у детей младшего школьного возраста нами были использованы следующие диагностические методики:
1. Проективная методика «Мои страхи» А.И. Захарова.
2. Опросник «Страхи в домиках» А.И. Захарова и М.А. Панфиловой.
В результате проведенного эмпирического исследования мы можем выделить следующие основные группы страхов:
- страх смерти: указали 40,7% мальчиков и 40% девочек;
- страхи, связанные с причинением физического ущерба (пожар, транспорт, неожиданные звуки, война): 25,9% мальчиков и 20% девочек;
- страхи животных и сказочных персонажей: 11,1% мальчиков и 20% девочек;
- страхи кошмарных снов и сновидений: 7,4% мальчиков и 13,3% девочек;
- социально-опосредованные страхи (одиночества, наказания, нападения и т.д.): 11,1% мальчиков и 6,7% девочек;
- «пространственные» страхи указали 3,7% мальчиков, девочки не указали данный вид страхов.
Полученные результаты по проективной методике «Мои страхи»
А.И. Захарова имеют следующие данные - в 1 классе у 30,8% мальчиков и 30% девочек низкий уровень страха. Средний уровень страха наблюдается у 30,8% мальчиков и 20% девочек. Высокий уровень имеют 38,5% мальчиков и 50% девочек.
Далее в качестве рекомендаций была разработана программа психологической коррекции страхов детей младшего школьного возраста, которая рассчитана на 1 месяц и включает в себя 10 тематических занятий. В программе представлены следующие направления работы с детьми младшего школьного возраста: работа со страхами, научение ребенка устанавливать контроль над страхом; обучение ребенка навыкам отреагирования эмоций; снятие эмоционального и мышечного напряжения; развитие положительной самооценки, формирование у ребенка уверенности в себе.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что поставленные нами цели и задачи полностью реализованы в ходе эмпирического исследования, гипотеза нашла свое подтверждение.
Подобные работы
- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАЗНОЙ СИБЛИНГОВОЙ ПОЗИЦИЕЙ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2024 - Изучение страхов детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития (Красноярский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2024 - ВЗАИМОСВЯЗЬ ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ОСОБЕННОСТЕЙ ВЫРАЖЕННОСТИ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Исследование взаимосвязи актуальных страхов детей младшего школьного возраста и их родителей
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2016 - КОРРЕКЦИЯ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ АРТ - ТЕРАПИИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2017 - Агрессия как признак затрудненного общения детей младшего школьного возраста (Омская гуманитарная академия)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2019 - Агрессивность детей младшего школьного возраста с разным уровнем тревожности
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2017 - Сказкотерапия как средство коррекции страхов в младшем школьном возрасте
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2023





