ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Основные теоретические аспекты 6
1.1 Понятие «математические способности» в психолого-педагогической и
методической литературе 6
1.2 Изучение элементов геометрии в 5-6 классах как основа формирования
математических способностей 10
1.3 Основные направления формирования математических способностей
при изучении элементов геометрии в 5-6 классах 13
Глава 2. Методические подходы к формированию математических способностей 22
2.1 Описание требований, которым должны соответствовать задачи, направленные на формирование математических способностей учащихся 22
2.2 Группа задач на разбиение фигур 26
2.3 Группа задач на пересечение и объединение фигур 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
Современный этап развития школьного образования ставит приоритетной целью формирование целостной личности. И основы данного формирования могут быть заложены в определенной возрастной группе - 7¬13 лет, так как именно в этом возрасте формируются основные черты личности, интеллектуальные способности, гармоничное сочетание логического и образного мышления.
Эффективные средства решения названых задач заложены в школьном геометрическом материале. Курс 5-6 класса является пропедевтикой курса геометрии, поэтому его роль заключается в том, чтобы заложить основы для дальнейшего изучения геометрии, начиная с 7 класса. Пробелы, которые будут получены в 5-6 класса, такие как недостаточное формирование геометрических образов, определенно повлекут трудности и при дальнейшем изучении. На ряду с отмеченной важностью данного математического курса можно отметить задачи интеллектуального развития учащегося, формирование его математических способностей, которые затем будут иметь эффект для всего успешного освоения школьного курса.
Важнейшей задачей образования является формирование и развитие способностей, в частности, математических, которое способствует развитию умений поиска и решения проблем, моделирующих реальные процессы и явления. Работа по развитию математических способностей происходит в процессе решения поисковых и исследовательских математических задач и предполагает специальную ориентацию учебного процесса на привлечение новых подходов в обучении математике. Особую роль, как указывают многие методисты (И.Ф. Шарыгин, В.А. Гусев, Н.С. Подходова и др.), при этом играет геометрический материал.
Математические способности и средства их формирования и развития рассматривали многие математики и методисты (Д. Пойа, Г. Фройденталь, С. Крыговская, А.Н. Колмогоров, С.И. Шварбурд, И.В. Дубровина, Э.Ж. Гингулис и многие другие).
Методика формирования и развития математических способностей учащихся при изучении элементов геометрии в 5-6 классах, должна предполагать специальное выстраивание геометрической содержательно-методической линии, не требующей дополнительного учебного времени и обеспечивающей качественное усвоение образовательных стандартов. Их анализ показывает, что математические способности должны развиваться в деятельности, в первую очередь, в деятельности по решению задач. Соответственно, проблематика нашего исследования связана с возможностями формирования и развития математических способностей учащихся 5-6 классов на основе целенаправленной работы по решению геометрических задач.
Таким образом, можно отметить актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы, проблема которой состоит в определении эффективных возможностей формирования математических способностей школьников при изучении элементов геометрии в 5-6 классах.
Объект исследования - процесс формирования и развития математических способностей учащихся при изучении элементов геометрии в 5-6 классах основной школы.
Предмет исследования - содержание геометрического задачного материала в 5-6 классах.
Цель исследования - определить направления формирования и развития математических способностей обучающихся 5-6 классов и разработать геометрический задачный материал, обеспечивающих такое формирование...
В результате выполнения выпускной квалификационной работы были решены все поставленные задачи:
- Рассмотрено понятие «математические способности» в психолого-педагогической литературе, рассмотрены работы таких авторов как Н.С. Лейтс, С.Л. Рубинштейн, А.А. Столяр, В.А. Крутецкий, Н.В. Метельский
- Проанализированы возможности геометрического материала для формирование математических способностей в 5-6 классах;
- Определены основные направления формирования
математических способностей при изучении геометрического материала в 5¬6 классах;
- Разработаны требования, которым должен соответствовать задачный материал, направленный на формирование математических способностей в 5-6 классах;
- Разработаны группы задач, соответствующих выделенным
требования: задачи на разбиение фигур, задачи на пересечение и
объединение фигур.
Таким образом, можно сделать вывод, что главная цель выпускной квалификационной работы достигнута.
1. Венгер Л. А. Наша группа. (О развитии познавательных способностей ребёнка). М. : Знание, 1978. 94 с.
2. Виленкин Н. Я. Современные проблемы школьного курса математики и их исторические аспекты // Математика в школе. 1988. № 4. С. 7-12.
3. Виситаева М. Б., Вакилов Ш. М. Методические аспекты формирования
математических способностей учащихся 5-6 классов при изучении геометрического материала // Международный журнал
экспериментального образования. 2012. № 11. С. 50-51;
4. Глейзер Г. Д. Каким быть школьному курсу геометрии // Математика в школе. 1991. № 4. С. 68-74.
5. Жукова Т. С. Обучение школьников эвристикам на уроках математики (пропедевтический этап) // ИТС. 2008. №4. С. 67-69.
6. Зеленина Н. А., Смирнова М. В. Формирование пространственных представлений учащихся 5-6-х классов в пропедевтическом курсе геометрии // Концепт. 2011. №1 квартал 2011 (январь-март) (01). С .1-6.
7. Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников. М. : Просвещение, 1968. 431 с.
8. Пичугин С. С. Организация творческой работы с геометрическим материалом // Начальная школа. 2007. № 4. С. 49.
9. Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования. М. : Изд-во АН СССР, 1958. 146 с.
10. Саранцев Г. И. Обучение математическим доказательствам и опровержениям в школе. М. : Владос, 2005. 183 с.
11. Столяр А. А. Педагогика математики. Минск. : Изд-во Высшая школа, 1986. 414 с.
12. Сутягина В. И. Функции геометрии в начальном обучении математике // Начальная школа. 2002. № 11. С. 31.
13. Халитова А. И. Геометрический материал на уроках математики в 5-6 классах // Форум молодых ученых. 2019. №12 (40). С. 21-24.
14. Шадрина И. В. Обучение геометрии в начальных классах: Пособие для учителей, родителей, студентов педвузов. М. : Школьная Пресса,2002. 96 с.
15.Эрдниев П.М. Укрупнение дидактических единиц в обучении математике: кн. для учителя. М. : Просвещение, 1986. 255 с.