Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности сформированности звукопроизношения у детей 5-6 лет со стёртой формой дизартрии

Работа №158629

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы78
Год сдачи2019
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения особенностей звукопроизношения у детей со стертой формой дизартрии у детей 5-6 лет
1.1. Развитие звукопроизношения ребенка в онтогенезе 7
1.2. Особенности звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста
с дизартрией 14
1.3. Обзор методик коррекции звукопроизношения при дизартрии 20
Глава 2. Констатирующий эксперимент, его организация и анализ результатов
2.1. Цель, задачи, методики констатирующего эксперимента 26
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 32
2.3. Методические рекомендации коррекционной работы 41
Заключение 56
Литература 59
Приложение 1 65
Приложение 2 66


В настоящее время наблюдается рост детей, имеющих речевые нарушения. Один из них является весьма распространенным - стертая форма дизартрии.
Дизартрия - речевое нарушение, которое характеризуется нарушением произносительной стороны речи вследствие органических нарушений центрального или периферического отделов нервной системы. Дизартрия, особенно одна из ее видов - стертая форма, по данным научных исследований часто встречается в педагогической практике. Так, Е.Ф. Архипова отмечает наличие стертой формы дизартрии у 50% детей с общим недоразвитием речи и 35% детей с фонетико-фонематическими нарушениями.
В существующем информационном поле это речевое нарушение именуется по-разному: «стёртая дизартрия», «минимальные проявления дизартрии», «дизартрический компонент», «дизартрический синдром», «лёгкая форма дизартрии», что свидетельствует о широком круге исследований данной проблемы.
Основные признаки данного нарушения: невнятная невыразительная речь, искажение и замена звуков в сложных по слоговой структуре словах, плохая дикция, и др.
О.А. Токарева была первая, кто предложила термин "стертая" дизартрия. Она характеризует этот термин как легкие (стертые) проявления "псевдобульбарной дизартрии", которые отличаются особой трудностью преодоления.
Позднее, М.П. Давыдова предложила несколько измененное определение стертой дизартрии: «нарушения звукопроизношения, вызванные избирательной неполноценностью некоторых моторных функций речедвигательного аппарата, а также слабостью и вялостью артикуляционной мускулатуры, можно отнести к легкой стертой псевдобульбарной дизартрии».
Нарушения звукопроизносительной стороны речи у детей со стертой формой дизартрии выражаются в искажении, смешении, замене, в пропусках звуков. При стертой дизартрии нарушения звукопроизношения и просодических компонентов речи обусловлены органической недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата.
Особенностью нарушений звукопроизносительной стороны речи при дизартрии является то, что при всех видах активных движений в конечностях нарастает мышечный тонус в артикуляционной мускулатуре и усиливаются дизартрические расстройства.
Нарушение артикуляционной моторики не только затрудняют формирование произносительной стороны речи, но и вторично вызывают нарушения фонематического восприятия. Это вызывает у ребенка трудности звукового анализа слов и искажения звукослоговой структуры слова.
Дети, имеющие стертую дизартрию, нуждаются в длительной, систематической индивидуальной логопедической помощи. Проблемы дифференциальной диагностики стертой дизартрии, организации логопедической помощи этим детям остаются актуальными, учитывая распространенность этого дефекта.
Исследованием этого нарушения речи занимались следующие авторы: Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В., Архипова Е.Ф. и др. В настоящее время системы логопедической работы с детьми со стертой дизартрией разработаны, но недостаточно. В практике логопедической работы существует проблема подбора и разработки системы игровых заданий и упражнений, направленных на закрепление тех знаний, умений, навыков, которые дети получают на логопедических занятиях.
Стертая форма дизартрии у детей дошкольного возраста широко распространена, имеет сложную дифференциальную диагностику и длительность протекания коррекционно-образовательного процесса у данной категории детей и требует поиска эффективных путей исправления имеющихся нарушений речи.
Таким образом, разработка системы логопедической работы по развитию фонетической стороны речи у детей 5-6 лет с минимальными дизартрическими проявлениями посредством комплексного применения речевых игр и упражнений является актуальной.
Цель исследования - выявить характерные особенности звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии.
Объект исследования - звукопроизношение детей 5-6 лет.
Предмет исследования - нарушения звукопроизношения детей со стертой формой дизартрии.
Гипотеза - мы предполагаем, что у детей с дизартрией будут выявлены нарушения звукопроизношения, которые проявятся преимущественно в нарушениях звукопроизношения сложных по артикуляции звуков и будут преобладать искажения их произношения.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. изучить и проанализировать научные данные теории и практики по проблеме дизартрии, определение речевого нарушения, его виды, характерные особенности,
2. провести констатирующий эксперимент и выявить нарушения звукопроизношения у детей со стертой формой дизартрии,
3. раскрыть содержание логопедической работы с детьми со стертой формой дизартрии.
Основы исследования:
Проблеме изучение дизартрии посвящены работы Соботович Е.Ф., Карелиной И.Б., Токаревой О.А., Винарской Е.Н., Архиповой Е.Ф. и др.
Изучение особенностей произносительной стороны речи и ее коррекции у старших дошкольников со стертой формой дизартрии базировалось на современных представлениях специальной психологии и логопедии о сущности речевого дефекта у детей с дизартрией, о диалектическом единстве речевого и психического развития, о комплексном, системном и функционально-семантическом подходах к обследованию имеющихся отклонений в развитии.
Методы исследования:
1. Теоретический ( анализ литературы)
2. Эмпирический метод
3. Экспериментальный, констатирующий эксперимент.
4. Сбор анамнестических данных.
5. Количественный и качественный анализ экспериментальных данных.
Теоретическая значимость работы определяется дальнейшим развитием опыта коррекционной работы по нормализации звукопроизношения.
Практическая значимость работы заключается в разработанных методике и системе коррекционно-развивающих занятий по формированию звукопроизношения у дошкольников со стертой формой дизартрии, а также методических рекомендаций педагогам дошкольных учреждений по формированию звукопроизношения. Под влиянием специально организованных занятий у дошкольников со стертой формой дизартрии наблюдается нормализация звукопроизношения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ теоретических и практических данных в области исследуемой темы позволил расширить знания о речевом нарушении - дизартрии.
При составлении методики эксперимента использовались разработки Е.Ф. Архиповой, Г.А. Волковой, Р.И. Лалаевой, Л.В. Лопатиной, Г.В. Чиркиной.
Выбор методики констатирующего эксперимента позволил определить ряд особенностей:
- артикуляционной моторики,
- произношения звуков у детей с дизартрией,
- уровень сформированности фонематического восприятия.
По результатам проведенного эксперимента было отмечено:
- отсутствие высокого уровня развития звукопроизношения в экспериментальной группе;
- средний и низкий уровни развития звукопроизношения у детей экспериментальной группы;
- у 3 детей экспериментальной группы, что составляет 30%, был выявлен средний уровень развития звукопроизношения,
- у 7 детей (70%) - низкий уровень звукопроизношения.
Следовательно, уровень развития звукопроизношения у старших дошкольников со стертой формой дизартрии ниже, чем у их сверстников с нормальным речевым развитием. Звукопроизношение детей со стертой формой дизартрии характеризуется многочисленными искажениями, смешениями, отсутствием звуков. Артикуляционная моторика детей данной категории не сформирована, отмечаются нарушения мышечного тонуса, ограниченный объем движений, трудности при переключении с одного движения на другое, при удержании артикуляционной позы, при чередовании движений. Нарушена как кинетическая, так и кинестетическая основа артикуляционных движений. Фонематические процессы не сформированы. Дети испытывают трудности при дифференциации твердых и мягких, глухих и звонких звуков, нарушена дифференциация свистящих, шипящих и сонорных звуков.
Полученные экспериментальные данные позволили определить основные направления коррекционной работы по развитию звукопроизношения у старших дошкольников со стертой формой дизартрии.
Детям со средним уровнем развития звукопроизношения были рекомендованы следующие коррекционные мероприятия:
- нормализация мышечного тонуса, которая предполагает активизацию мышц общей и артикуляционной моторики,
- развитие общих речевых навыков, которые включают дыхательные, голосовые, темпо-ритмические упражнения,
- коррекция звукопроизношения, которая направлена на выработку артикуляционного уклада, развитие фонематических процессов (слухового восприятия, представлений, внимания), постановку звука, его автоматизацию и дифференциацию в слогах, словах, предложениях.
С детьми с низким уровнем произносительных навыков проводится более насыщенная и длительная по времени коррекционная работа, которая включает следующие мероприятия:
- активизация артикуляционной моторики с помощью артикуляционных упражнений, логопедического массажа, работой по преодолению гиперсаливации и гиперфлексии,
- тренировка мышц дыхательно-голосового аппарата,
- работа над звуком - постановка, автоматизация, дифференциация с использованием логоритмических упражнений,
- включение ребенка в активное общение,
- параллельно проводится работа по развитию мелкой и общей моторики.
Логопедическая работа с детьми данной группы требует системного подхода и направлена на формирование артикуляционной моторики,
развитие навыков звукопроизношения и фонематического слуха. По результатам контрольного эксперимента отмечается улучшение уровня сформированности артикуляционной моторики, звукопроизношения,
фонематического слуха, что доказывает эффективность проведенной коррекционной работы.



1. Адрущенко Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррекция психологического развития младших школьников на начальных этапах обучения // Вопросы психологии, № 1, 1991. С.20-22.
2. Артеменко, О.Н. Влияние критических возрастных периодов на развитие речи: Физическая культура и спорт: интеграция науки и практики//Материалы IX Международной научно-практической конференции. Ставрополь: Изд-во Агрус, 2012. 280 с.
3. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стёртой дизартрии у детей / Е.Ф. Архипова. - М.: Астрель, 2010. - 254 с.
4. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей / Е.Ф. Архипова. - М.: Астрель, 2008. - 319с.
5. Ахутина Т.В. О зрительно-пространственной дисграфии: нейропсихологический анализ и методы ее коррекции / Т.В. Ахутина, Э.В. Золоторева // Школаздоровья. - 1997. - № 3. С. 38-42.
6. Ахутина Т.В.Особенности внимания у младших школьников по данным компьютерного исследования./ Ахутина Т.В. Меликян З.А. Низнайко Н.Н. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 1999. № 4, стр. 36-48.
7. Балобанова В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова Л.В. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. - СПб.: Детство- пресс, 2001.
8. Белякова Л. И, Дьякова Е. А. Речевой онтогенез // Логопедия: Заикание. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - С. 27-37.
9. Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия. - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2009. - 287 с.
10. Верясова Т.В. Коррекционно-развивающая система формирования
моторного праксиса в структуре преодоления общего недоразвития речи у детей с дизартрией: Дис. ... канд.пед.наук: 13.00.03. -
Екатеринбург, 1999. - 235 с.
11. Винарская Е. Н., Богомазов Г. М. Возрастная фонетика. - М.: Астрель, 2005.
12. Винарская Е.Н. Дизартрия / Е.Н. Винарская. — М.: АСТ: Астрель Хранитель, 2006. — 141 с.
13. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи / Г.А. Волкова. - СПб.: Детство Пресс, 2003.
- 45 с.
14. Вренёва Е.П. Ресурсы информационно-компьютерных технологий в обучении дошкольников с нарушением речи // Логопед, 2010, №5, с.46
- 52.
15. Выготский Л. С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте. // Выготский Л. С. Психология развития ребенка. - М.: Смысл, Эксмо, 2004. - 512 с.
...
60 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ