ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические аспекты и подходы к исследованию организации
маркетинга микробизнеса 9
1.1 Сущность и содержание понятия «микробизнес» и его роль в
экономике 9
1.2 Применение маркетинга в микробизнесе 13
1.3 Особенности организации маркетинговой деятельности в
микробизнесе 23
2 Исследование организации маркетинговой деятельности микробизнеса в
Российской Федерации 33
2.1 Современное состояние и возможности развития микробизнеса в
России 33
2.2 Исследование особенностей организации и применения маркетинга в
микробизнесе 45
2.3 Ситуативный анализ маркетинговой деятельности в компании
микробизнеса (на примере транспортной компании ООО«АВТОГРУППЕР») 57
3 Разработка инструментария организации маркетинга компаний
микробизнеса 69
3.1 Разработка методики передачи маркетинговых задач на аутсорсинг
для компаний микробизнеса 69
3.2 Разработка рекомендаций по организации маркетинга в компании
ООО «АВТОГРУППЕР» 78
3.3 Оценка эффективности предлагаемых мероприятий по передаче
маркетинговых задач на аутсорсинг 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 90
ПРИЛОЖЕНИЕ А 102
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 105
ПРИЛОЖЕНИЕ В
В современной экономике все большую значимость приобретают микропредприятия. Микробизнесом считаются юридические и физические лица с численностью работников до 15 человек и выручкой от реализации товаров (работ, услуг) с предельными значениями дохода, полученного от предпринимательской деятельности за предыдущий календарный год, до 120 млн рублей. Кроме того, к микробизнесу отнесены индивидуальные предприниматели, нанимающие работников и действующие в тех же критериях, а также физические лица, использующие льготный налоговый режим, и называемые «самозанятые».
Микробизнес в России развивается в ряде сервисных отраслей, а также строительстве, розничной торговле, сфере красоты и других услуг, связанных с сервисной деятельностью на потребительском рынке. Анализ доходности субъектов микробизнеса показывает, что сейчас микробизнес в Российской Федерации переживает трудности в виду нестабильной экономической ситуации. Несмотря на рост числа субъектов предпринимательства, многие из них по прошествии времени закрываются. Субъекты микробизнеса, как правило, обеспечивают свою конкурентоспособность за счет гибкости и быстрой адаптации деятельности к постоянно быстроменяющейся рыночной среде. Эта характеристика очень важна сейчас - в условиях трансформации российской экономики.
Значительную роль при трансформации российской экономики играют информационные технологии и цифровизация, которые меняют и характер деятельности хозяйствующих субъектов (в том числе микробизнеса), что на-ходит отражение не только в изменении количественных измеримых показателей, но и в изменении потребительского поведения. Бизнес переходит в онлайн-среду, осваивая новые технологии и инструменты работы с целевыми потребителями, наращивая объемы интернет-продаж. В результате происходящих изменений у микробизнеса появилось неоспоримое преимущество - возможность формирования персонализированных предложений. Однако, как правило, маркетинговая деятельность субъектов микробизнеса носит хаотичный характер, многие субъекты предпринимательства и самозанятые не имеют четкую маркетинговую стратегию, что не позволяет последовательно и динамично занимать рынок, в том числе через онлайн-каналы продвижения и продаж.
Учитывая очевидную тенденцию увеличения количества субъектов микробизнеса в Российской Федерации, а также смену ориентиров в российской экономике на потребителя, а также в условиях усиления конкуренции, возникает задача исследования особенностей маркетинга в микробизнесе, определения сущности и характера маркетинговой деятельности субъектов предпринимательства, относящихся к этому сектору.
Вместе с тем вопросы использования маркетинга в микробизнесе в России пока не нашло полного отражения в научных публикациях, ни с практической, ни с методологической точек зрения. Основное направление в изучении маркетинга бизнеса остается за крупными и(или) средним бизнесом, реже - за малым бизнесом. Работ, посвященных микробизнесу, практически нет. Эти ключевые моменты определяют необходимость и актуальность проведения исследования, посвященного вопросам организации маркетинга в микробизнесе
Вопросам трансформации российской экономики в современных условиях хозяйствования посвящен широкий ряд публикаций следующих авторов: Г. Б. Клейнер, О. В. Брижак, И. И. Романец. Применение маркетинга в малом бизнесе рассматривают многие зарубежные и отечественные авторы, среди них следует выделить работы С. В. Земляка, А. Е. Коваленко И. М. Синяевой. Особенности развития теории и практики цифрового маркетинга применительно к субъектам предпринимательства в Российской Федерации раскрыты в работах Д. Каплунова, А. П. Карасева, О. А. Кобелева, Д. Румянцева, Ю. А. Еременко, Ю. В. Чередниченко, А. М. Прохоровой.
Исследованием микробизнеса занимались О. В. Коморова, И. В. Ершова, Г. И. Ибрагимова, однако их сфера интересов касалась вопросов особенностей микробизнеса, его роли в экономике и государственной поддержки субъектов предпринимательства.
Недостаточная степень научной разработанности проблемы и ее практическая значимость для современного этапа развития экономики России обусловили тему магистерской диссертации, определили цель и задачи диссертационного исследования.
Цель исследования - выявление специфики организации и применения маркетинга в микробизнесе в Российской Федерации.
Задачи исследования:
- определить сущность и содержание понятия «микробизнес», его роль в экономике;
- определить круг стратегических и тактических задач маркетинга в отношении микробизнеса с позиции теории;
- провести ситуационный анализ современного состояния микробизнеса в Российской Федерации, выявить возможности и угрозы его развития в условиях трансформации российской экономики;
- выявить особенности применения маркетинга российскими организациями микробизнеса, определить основные проблемы субъектов предпринимательства по использованию маркетинговых инструментов и технологий в целях повышения эффективности деятельности на рынке в современных условиях хозяйствования;
- разработать инструментарий повышения эффективности организации маркетинга компаний микробизнеса;
- предложить рекомендации по организации маркетинга в микробизнесе (на примере транспортной компании ООО«АВТОГРУППЕР»);
- оценить эффективность предлагаемых мероприятий по передаче маркетинговых задач на аутсорсинг.
Объект исследования - субъекты микробизнеса.
Предмет исследования - маркетинговая деятельность в микробизнесе.
Гипотеза исследования: руководителям микробизнеса не всегда хватает маркетинговых знаний для грамотной разработки маркетинговых стратегий и организации взаимовыгодного взаимодействия с целевыми потребителями и ключевыми партнерами, однако именно маркетинг для них может послужить источником обеспечения экономической эффективности и развития бизнеса.
В качестве теоретической основы исследования послужили труды отечественных и зарубежных авторов, посвященные вопросам теории и практики применения маркетинга в малом бизнесе, а также занимающиеся вопросами использования интернет-технологий в маркетинге. Информационной базой работы являются нормативно-правовые акты РФ, информационные и аналитические материалы информационных агентств, статистические данные, материалы научных конференций, результаты собственных исследований автора.
Для решения поставленных задач были применены следующие методы исследования: общенаучные, такие как абстрагирование, формализация, анализ и синтез, индукция и дедукция, группировка, обобщение и классификация данных; эмпирические, такие как наблюдение, измерение, сравнение; отраслевые, такие как экспертные оценки, методы экономической статистики, сопоставительный анализ, также PEST-анализ, SWOT-анализ, контент- анализ, методы маркетинговых исследований.
Информационную базу исследования составили материалы российских и зарубежных изданий, специализированных научно-практических конференций по маркетингу; материалы федеральной службы государственной статистики; научные труды и учебно-методические издания, Интернет- ресурсы по теме исследования, документы и данные о деятельности ООО «АВТОГРУППЕР», результаты исследований консалтинговых компаний и отдельных учёных, а также результаты исследований, проведенных автором самостоятельно.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в развитии теоретических и методических основ применения маркетинга в деятельности микробизнеса в условиях трансформации российской экономики, перехода субъектов предпринимательства и потребителей в онлайн-среду. Основные элементы научной новизны состоят в следующем:
- выявлены особенности маркетинга в микробизнесе, заключающиеся в том, что руководитель организации решает большинство задач маркетинговой деятельности самостоятельно, это обусловлено ограниченным количеством персонала в таких организациях;
- определены основные проблемы организации маркетинга в микро-бизнесе, связанные с достаточно низким уровнем маркетинговых знаний, из - за чего не разрабатывается маркетинговая стратегия, в результате действия носят хаотичный и несистемный характер;
- на основании систематизации научного знания о преимуществах и недостатках маркетингового аутсорсинга применительно к компаниям микробизнеса разработан инструментарий, обеспечивающий принятие решения о передаче маркетинговых задач на аутсорсинг;
- усовершенствована методика передачи маркетинговых задач на аутсорсинг для компаний микробизнеса за счет ввода чек-листа, который позволяет учитывать качественные характеристики при анализе выгодности раз-личных вариантов организации маркетинга;
- предложены образовательные ресурсы для повышения маркетинговых компетенций специалистов микробизнеса в разрезе маркетинговых задач;
- предложен алгоритм передачи маркетинговых задач на аутсорсинг для компаний микробизнеса (на примере транспортной компании ООО«АВТОГРУППЕР»), который носит универсальный характер и при этом учитывает отличительные характеристики микробизнеса от других субъектов предпринимательства.
Полученные результаты, обобщения и выводы, содержащиеся в магистерской диссертации, направлены на дальнейшее изучение и развитие теоретической и методической базы организации и применения маркетинга в микробизнесе, в том числе в онлайн-среде.
Практическая значимость исследования заключается в следующем:
- предложенная модель организации маркетинга в микробизнесе может быть использована в качестве основы для разработки раздела бизнес-плана относящиеся к маркетингу и управлению для микропредприятий;
-разработанный алгоритм передачи маркетинговых задач на аутсорсинг может быть применен компаниями микробизнеса для оптимизации бизнес-процессов, связанных с маркетингом;
- предложенный чек-лист позволит выявить потребность в маркетинговом аутсорсинге для микроорганизаций.
Отдельные положения исследования могут быть включены в учебные материалы вузов при преподавании дисциплин «Цифровой маркетинг», «Маркетинг в малом и среднем бизнесе», «Управление маркетингом» и др.
Основные положения диссертационного исследования обсуждались на научно-практической конференции «Модели, системы, сети в экономике, тех-нике, природе и обществе» (г. Пенза, ПГУ, 13 апреля 2021 г. и 23 апреля 2023 г.), на региональной научно-практической конференции «Креативный город» (г. Пенза, ПГУ, 8 ноября 2022 г.), научных семинарах кафедры «Маркетинг, коммерция и сфера обслуживания» ФГБОУ ВО «ПГУ», где получили положительную оценку.
Результаты проведенного исследования нашли практическое применение в маркетинговой деятельности ООО «АВТОГРУППЕР», о чем свидетельствует справка о внедрении.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, в котором 102 источника, 3 приложения. Объем работы- 100 страниц, включающих 32 рисунка, 24 таблицы.
В ходе выполнения магистерской диссертации были получены следующие результаты.
1) Была определена роль микробизнеса в экономике страны, которая заключается в том, что микропредприятия в значительной степени определяет социально-экономический уровень развития страны, способствует повышению уровня занятости и доходов населения, формируют инвестиционную привлекательность региона, положительно влияют на научно-технический процесс и имеют антимонопольную функцию.
2) Были выявлены особенности организации маркетинга в микробизнесе. Можно выделить следующие основные направления организации маркетинга в микробизнесе: аутсорсинг (фрилансер или агентство), найм специалиста, самостоятельная работа руководителя организации над маркетинговыми задачами. Это обусловлено главной особенностью, которая заключается в том, что микробизнес имеет небольшой численный состав персонала, где каждый выполняет множество различных функций, либо вообще представлен одним человеком. Современный бизнес выживает на высококонкурентном рынке благодаря своей основной компетенции, при этом передавая не свойственные ему функции аутсорсинговым организациям.
3) Были систематизированы научные знания о преимуществах и недостатках маркетингового аутсорсинга применительно к компаниям микробизнеса. Основными преимуществами являются оптимизация бизнес-процессов, оплата за конкретный результат и концентрация на основном виде бизнеса. Основные недостатки: потенциальный риск утечки внутренней информации и риск некачественного выполнения задания.
4) Методами анализа, синтеза, группировки, обобщения и классификации данных, а также контент-анализа были исследованы и проанализированы факторы способствующие развитию микробизнеса в России и Пензенской области, а также факторы сдерживающие это развитие. К драйверам развития можно отнести введенный «Налог на профессиональный доход» и государственную поддержку. Основными сдерживающими факторами являются: сложная нормативно-правовая система, налоговое бремя, нестабильность экономической ситуации в стране, низкая предпринимательская активность, высокая конкуренция и т.д.
5) Из проведенного исследования методами анкетного опроса и глубинного интервью были получены следующие результаты: в организациях микробизнеса, как правило, руководитель сам реализует маркетинговые задачи, но при этом нехватка маркетинговых знаний приводит к неэффективности маркетинговой политики, которая выражается в хаотичности действий и отсутствии стратегии. На основании этого можно выделить следующие рекомендации:
- для вузов страны открывается перспектива для разработки курсов по маркетинга непосредственно для владельцев микробизнеса;
- для вузов и других организаций, оказывающих образовательные услуги, открывается перспектива для разработки курсов по маркетингу непосредственно для владельцев микробизнеса;
- для органов власти и институтов развития полученные результаты могут быть полезны при разработке мер поддержки субъектов микробизнеса, особенно в части снижения бюрократических «проволочек», связанных с ведением микробизнеса.
6) Была разработана методика организации маркетинга в микробизнесе, которая определяет оптимальный вариант организации маркетинга: полностью самостоятельное решение маркетинговых задач и повышение квалификации в требуемых сферах или же передача части маркетинговых задач на аутсорсинг. Организация маркетинга в компаниях микробизнеса зависит от трех факторов: время, которым располагает руководитель, финансовые ресурсы на маркетинг и квалификация руководителя в сфере маркетинга.
Также для проверки потребности в аутсорсинге был разработан чек- лист и доработан алгоритм передачи маркетинговых задач на аутсорсинг в зависимости от особенностей микробизнеса. При отсутствии необходимости в аутсорсинге можно рассмотреть ресурсы для повышения квалификации со-гласно определенным маркетинговым задачам.
7) Были разработаны рекомендации по организации маркетинговой деятельности для транспортной компании ООО «АВТОГРУППЕР» и оценены результаты предложенных мероприятий.
Первоначально затраты на фриланс кажутся меньше, но по факту директор по развитию выполняет гораздо больше функций за достаточно не-большую заработную плату. Одной из основных причин прибегнуть к делегированию стало отсутствие свободного времени на решение других маркетинговых задач. И в рамках трехмесячного периода оценить результативность такого решения и управленческий эффект от высвобождения времени директора по развитию на решения других управленческих и маркетинговых задач крайне трудно.
Для компании ООО «АВТОГРУППЕР» аутсорсинг маркетинговых услуг показал, что он необходим при развитии бизнеса, а компания в современных реалиях находится на стадии стагнации. Полученный результат подтверждает, что при принятии решения о передаче маркетинговых задач на аутсорсинг нужно обращать внимание на дополнительный факторы, которые могут влиять на результат данного управленческого решения.
Аутсорсинг может послужить перспективной формой для организации маркетинга в компаниях микробизнеса, но решения о делегировании необходимо принимать индивидуально для каждого бизнеса. При этом универсальным инструментом для микробизнеса может послужить безбюджетный маркетинг или низкобюджетный. И при этом решающую роль играют именно образование руководителей микробизнеса. И в итоге можно сказать, что самое важное в маркетинге для микробизнеса - это уровень маркетинговых знаний руководителей компаний.
1 Закон Пензенской области от 04.03.2015 № 2684-ЗПО «О внесении изменений в отдельные законы Пензенской области» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Законодательного собрания Пензенской области.- URL: https://www.zspo.ru/legislative/acts/24039/(Дата обращения 21.12.22)
2 Закон Пензенской области от 21.12.2020 № 3588-ЗПО «Об установлении налоговых ставок отдельным категориям налогоплательщиков при применении упрощенной системы налогообложения» [Электронный ресурс]// glavbukh.ru.- URL: https://www.glavbukh.ru/npd/edoc/81_11866981/(Дата об-ращения 21.12.22)
3 Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» от 22.05.2003 № 54-ФЗ [Электронный ресурс] // Компьютерная справочная правовая система «Консультант Плюс». - URL:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_42359/ (Дата обращения 21.10.22)
4 Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ [Электронный ресурс]// Компьютерная справочная правовая система «Консультант Плюс».- URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/(Дата обращения 10.06.22)
5 Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 4 и 4.1 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 26.07.2017. № 207-ФЗ [Электронный ресурс]// Компьютерная справочная правовая система «Консультант Плюс».- URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_220889//(Дата обращения 10.06.22)
6 Федеральный закон «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход»
от 27.11.2018 № 422-ФЗ [Электронный ресурс]// Компьютерная справочная правовая система «Консультант Плюс».- URL:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_311977/(Дата обращения 10.09.21)
7 Аникин Б. Аутсорсинг и аутстаффинг: высокие технологии менеджмента : учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Инфра-М, 2016. - 320 с.
8 Бабаев А., Евдокимов Н., Иванов А. Контекстная реклама. - СПб.: Питер, 2012. - 304 с.
9 Баззел, Р. Д. Информация и риск в маркетинге. - М.: Финстатин- форм, 2016. - 909 c.
10 Белых В. С. Предпринимательское право России: Учеб. - М.: Проспект, 2008. - 157 с.
11 Ван Ватершут У. Маркетинг-микс / под ред. М. Бейкера. СПб.: Питер, 2002. - 405 с.
12 Гайдаенко Т. А. Маркетинговое управление - М: Эксмо, 2008. - 512 с.
13 Годин С. Доверительный маркетинг. Как из незнакомца сделать друга и превратить его в покупателя. Пер. с англ. - 2004. - М.: Альпина Бизнес Букс. - 246 с.
14 Завьялов П. С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: Учебное пособие.- М.: ИНФРА-М, 2002 - 496 с.
15 Каплунов Д. Контент, маркетинг и рок-н-ролл. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 450 с.
16 Карасев А. П. Управление маркетингом: учебное пособие. - Ярославль: ООО «ПКФ «СОЮЗ-ПРЕСС», 2021. - 148 с.
17 Кобелев О. А. Электронная коммерция: учеб. пособие. - М : Дашков и К°. - 2015. - 684 с.
18 Котлер Ф., Картаджайа Х., Сетиаван А. Маркетинг 4.0. Разворот от традиционного к цифровому: технологии продвижения в интернете. [перевод с английского М. Хорошиловой]. - М.: Эксмо, 2019. - 224 с.
19 Котлер Ф., Келлер К. Маркетинг менеджмент, - СПб, Питер, 2018, - 848 с.
20 Лебедев А. Ководство - М.: Издательство Студии Артемия Лебедева, 2018. - 556 с.
21 Майкл М. YouTube для бизнеса. Онлайн видео-маркетинг для любого бизнеса / Майкл Миллер. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. - 358 с.
22 Малое предпринимательство в России: Становление и факторы развития. Обеспечение конкурентоспособности и эффективность. Государственная поддержка и экономическая безопасность: монография / В. Ю. Буров [и др.]; под науч. ред. Г. Л. Багиева, В. Ю. Бурова; Забайкал. гос. ун-т. - Чи¬та: ЗабГУ, 2017. - 236 с.
23 Манелова Д. Как зарабатывать в Instagram - М.: Альпина Паблишер, 2019. - 217 с.
24 Медведева М. А. Электронный бизнес. Ч. 1 : учеб. пособие - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2015. - 108 с.
25 Нефедьев И. Игрофикация в бизнесе и в жизни: преврати рутину в игру! - М.: Издательство «АСТ», 2019. - 448 с.
26 Развитие малого и среднего предпринимательства в России в контексте реализации национального проекта / М. П. Антонова [и др.]. - М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2020. - 88 с.
27 Румянцев Д. Продвижение бизнеса ВКонтакте. Системный подход. - СПб.: Питер, 2019. - 336 с.
28 Синяева И. М., Маркетинг в малом бизнесе: учеб. пособие для студентов вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 287 с.
29 Умавов Ю. Д. Основы маркетинга: учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2016. - 236 с.
30 Хант Б. Конверсия сайта. Превращаем посетителей в покупателей. / Бэн Хант. - СПб.: Питер, 2012. - 288 с.
31 Чередниченко Ю. В. Маркетинг в интернете: сайт, который зарабатывает. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2013. - 176 с.
32 Шонесси Дж. Конкурентный маркетинг. Стратегический подход.- М.: Питер, 2017. - 864 с.
33 Щербаков С. Таргетированная реклама. Точно в яблочко. - СПб.: Питер, 2020. - 352 с.
34 Яковлев А. А. Раскрутка сайтов: основы, секреты, трюки. - СПб.: БХВ-Петербург, 2011. - 320 с.
35 Якуба В. А. Продажник идет в сеть. Как продавать через мессенджеры и соцсети. - М.: Издательство «АСТ», 2019. - 272 с.
36 Артомонов Б. В. Комплекс маркетинга «7Р» как развитие концепции «Marketing-mix» // Научный вестник МГТУ ГА. - 2016. - №104. - 12-16 с.
37 Брижак О. В., Романец И. И. Новая парадигма развития экономических систем в условиях цифровизации // Электронный сетевой политематический журнал «Научные труды КубГТУ», Краснодар. - 2020. - № 1. - 55¬63 с.
38 Бурмистров А., Меликова Е. Модернизация комплекса маркетинга розничных компаний в цифровой экономике. // Практический маркетинг. - 2021. - №4 (290). - 3-9 с.
39 Володин В. М., Куликова Т. А. Анализ востребованности аутсорсинга как инструмента инновационного развития предприятий // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки- 2021. - № 3.- 202-216 с.
40 Гайсина Р. Р. Особенности информационного обеспечения деятельности малой организации // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия экономика. - 2021. - № 4 (38). - 125-131 с.
41 Голиков Д. Е., Чаусов Н. Ю. Специфика маркетинга малых предприятий // Journal of Economy and Business 2021. - vol. № 7 (77). - 45-52 с.
42 Демидова Н. Е., Шершова Е. В. Анализ малого и среднего бизнеса в России: проблемы и перспективы развития // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2020. - № 12-2. - 284-290 с.
43 Еременко Ю. А. Инструментарий реализации маркетинговых интернет-технологий в бизнесе // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2017. - № 3 (23). - 41-50 с.
44 Жук А. А., Потий К. М. Феномен семейного предпринимательства в современной экономической теории // Российское предпринимательство. - 2017. - Том 18, № 19. - 2891-2908 с.
45 Земляк С. В. Управление маркетинговыми технологиями в сфере малого бизнеса: автореферат дис. ... д-ра. экон. наук. - Москва: ВЗФЭИ, 2007. - 46 с.
46 Клейнер Г.Б. Системная перезагрузка российской экономики: ключевые направления и перспективы // Научные труды Вольного экономического общества России. - 2020. - Т. 223. - № 3. - С. 111-122.
47 Коваленко А. Е., Каточков В. М., Окольнишникова И. Ю. Уточнение понятийного аппарата в развитии технологической сущности интернет-маркетинга предприятий малого бизнеса // Вестник Евразийской науки. - 2018. - № 5 - 1-13 с.
48 Комарова О. В. Особенности государственной поддержки микро-бизнеса // ЦИТИСЭ. - 2020. - № 4 - 538-551с.
49 Кормишина В. В., Романович В. К. Функции маркетинга в деятельности предприятия // Инновационная наука. - 2019г. - №11 - 58-62 с.
50 Лысенко А. С. Содержание маркетингового планирования в со-временной предпринимательской среде // Современные проблемы управления и экономического развития. 2019. - 139-141с.
51 Надтока Т. Б., Алистратова Д. О. Корпоративная социальная ответственность в малом бизнесе: сильные стороны и проблемы развития //
Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2021. - Т.6. № 3. - 408-417с.
52 Петров А. В., Романович В. К. Пути развития маркетинговых технологий по продвижению продукции в сети Интернет // Journal of Economy and Business. - 2021. - № 32 (73). - 115-117 с.
53 Прохорова А. М. Основные понятия и инструменты Интернет- маркетинга // Наука и Современность. - 2016. - №12.- 114 - 118 с.
54 Рабаджи Н. И. Актуальные проблемы малого и среднего бизнеса в России // Актуальные исследования. 2021. - №22 (49). - 52-56 с.
55 Сауткина В. А. Международный рынок фриланса: перспективы развития. Анализ и прогноз // Журнал ИМЭМО РАН . - 2020. - № 3. - 35-43с.
56 Серова Л. С., Чуракова И. Ю. Роль микропредприятий в инновационном развитии регионов РФ. // Инновационная экономика №4 (222). - 2017 -79-88 с.
57 Федорцова С. С., Голобородько Ю. А. Аутсорсинг как фактор повышения эффективности в сфере малого предпринимательства организаций (на примере организаций г. Таганрога) // ECONOMIC SCIENCES. - 2022. -№ 1 (124) - 72-77 с.
58 Юсупова Р. А. Эффективность функционирования малого и среднего бизнеса в период экономического кризиса //Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия экономика.- 2020. - № 3 (33). - 139-145 с.
59 Целютина Т. В., Масловская А. Г., Мальков Е. В. Аутсорсинг в системе маркетинга: инновационный подход к управлению конкурентоспособностью региональных предприятий // Перспективы Науки и Образования.- 2014. - № 6 (12). - 155-159 с.
60 ConvertMonster [Электронный ресурс] // Официальный сайт Con-vertMonster. - URL: https://convertmonster.ru/marketing-live/?gcpc=76607 (Дата обращения 21.12.22)
61 Coursera [Электронный ресурс] // Официальный сайт Coursera. -URL:https://www.coursera.org(Дата обращения 22.12.22)
62 GeekBrains [Электронный ресурс] // Официальный сайт
GeekBrains. - URL: https://gb.ru/geek_university/internet-
marketing?utm_source=aff&utm_medium=cpa&utm_campaign=aff_cpa_affiliate&utm_content=skiicz&utm_term=b9cdfd430d9da3 5eb17bf4f0c5538feb&sub 1=level_up&sub2=marketing&keyword=zen (Дата обращения 22.12.22)
63 Micro businesses: where do they turn for help [Электронный ресурс]// Martha Mattare. - URL: http://www.coastal.edu/business/ cbj/pdfs/ ar- ticles/spring2010/mattare_shah_monahan.pdf (Дата обращения: 25.10.2021)
64 Ron P. Wacks. Microbusinesses are from Venus; Big Business is
from Pluto. Электронный ресурс URL:
http://www.microbusinessstrategies.com/ftpgetfile.php?id=27 (Дата обращения: 25.10.2021)
65 Skillbox [Электронный ресурс] // Официальный сайт Skillbox. -
URL: https://skillbox.ru/course/profession-marketplace-promotion-
special-ist/?utm_source=advcake&utm_medium=cpa&utm_campaign=affiliate&utm_content=skiicz&advcake_params=0794ce5581 a620a5135175c7e386ef85&utm_term=0794ce5581 a620a5135175c7e386ef85&sub 1=level_up&sub2=marketing&keyword=zen (Дата обращения 22.12.22)
66 Small Business Association [Электронный ресурс] // NFIB. - URL: https://www.nfib.com (Дата обращения: 25.09.2021)
67 Бизнес-инкубаторы [Электронный ресурс] // Официальный сайт Пензенского регионального объединения бизнес-инкубаторов. - URL: http://www.biznes-penza.ru/(Дата обращения 30.10.2022).
68 Вакансии маркетолога [Электронный ресурс] // hh.ru. - URL: https: //nn.hh.ru/vacancy/55370350?from=vacancy_search_list&hhtmFrom=vacancy_search_list&query=%D0%BC%D0%B0%D 1 %80%D0%BA%D0%B5%D 1 %82%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3 (Дата обращения: 16.04.2022)
69 Государственный университет города Пензы [Электронный ресурс] // Официальный сайт.- URL: https://mrcpk.pnzgu.ru/pppuk(Дата обращения 21.12.22)
70 Демография. Общий прирост постоянного населения [Электронный ресурс] // rosstat.gov.ru- URL: https:// rosstat.gov.ru(Дата обращения: 25.03.2021)
71 Должностная инструкция и обязанности маркетолога [Электронный ресурс] // superjob. - URL: https://www.superjob.ru/pro/5375/ (Дата обращения: 16.04.2022)
72 Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства бизнеса [Электронный ресурс] // Официальный сайт ФНС. - URL: https://rmsp.nalog.ru/statistics.html (Дата обращения: 25.04.2021)
73 Ершова И. В. Микропредприятие: «микро» не значит «малое» [Электронный ресурс] // urfac.ru. - URL: https://urfac.ru/?p=291#_ftn14(Дата обращения: 25.10.2021)
74 Зимин А. А. Организационное взаимодействие на основе маркетингового аутсорсинга [Электронный ресурс] // cyberleninka.ru- URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionnoe-vzaimodeystvie-na-osnove-marketingovogo-autsorsinga (Дата обращения: 18.05.2022)
75 Ибрагимова Г. И. Сущность и роль микробизнеса. Социальная
функция микропредприятий [Электронный ресурс] // Вестник удмуртского университета. Экономика и право. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-rol-mikrobiznesa-sotsialnaya-funktsiya-mikropredpriyatiy/viewer (Дата обращения: 25.10.2021)
76 Как одна маленькая ложь породила большой обман. [Электронный ресурс]//Дзен. - URL:
https://dzen.ru/media/id/5ca870eebf205200b42f57ba/kak-odna-malenkaia-loj-porodila-bolshoi-obman-6291e77803b73906abbc4242 (Дата обращения: 18.10.2022)
11 Логинова Е. В. Проблемы организации маркетинговой деятельности на предприятиях малого бизнеса [Электронный ресурс] // Электронный научный архив. - 2021. URL: https:ZZelar.urfu.ru/bitstream/1G995Z103435/1Z978-5-7996-3280-9_1-014.pdf (Дата обращения: 16.04.2022)
78 Малый и средний бизнес как фактор экономического роста России [Электронный ресурс] // Ин-т экон. политики им. Е.Т. Гайдара 2019. - URL: https:ZZwww.iep.ruZfilesZtextZworking_papersZNauchnye_trudy-178.pdf (Дата обращения: 25.10.2021)
79 Национальные проекты [Электронный ресурс] // Официальный сайт. - URL: https:ZZxn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1aiZprojectsZmsp (Дата обращения 21.12.22)
80 Национальный исследовательский университет «Высшая школаэкономики» [Электронный ресурс] // Официальный сайт. - URL: https://marketing.hse.ru/complexpage/(Дата обращения 21.12.22)
81 Нестеров А. К. Маркетинговая деятельность предприятия [Электронный ресурс]// Энциклопедия Нестеровых -
URL: https:ZZodiplom.ruZlabZmarketing_pred.html (Дата обращения: 23.10.2021)
82 О навигаторе [Электронный ресурс] // Официальный сайт Портала информационных ресурсов для предпринимателей. - URL:
https:ZZwww.smbn.ruZmsp2020Zallservices.htm (Дата обращения 05.10.2022).
83 Образовательная платформа Неотология [Электронный ресурс] // Официальный сайт Неотология. - URL: https://netology.ru/#/(Дата обращения 22.12.22)
84 Общая информация о «Пензенской областной торговопромышленной палате» [Электронный ресурс] // Официальный сайт «Пензенской областной торгово-промышленной палаты». URL:
https:ZZtpppnz.ruZindex.phpZo-palateZobshchaya-informatsiya (Дата обращения 05.10.2022).
85 Официальный сайт Федеральной налоговой службы [Электронный ресурс] // Федеральная налоговая служба. -URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/forms/11892410/ (Дата обращения: 25.05.2022)
86 Портал МСП.РФ [Электронный ресурс] // Официальный сайт портала МСП.РФ - URL: https://xn--l1agf.xn--p1ai/education/promo/ (Дата об-ращения 21.12.22)
87 Резиденты технопарка «Яблочков» [Электронный ресурс] // Официальный сайт технопарка «Яблочков». - URL: // http://pnztp.ru/rez/10/(Дата обращения 03.11.2022).
88 Российский рынок услуг в 2020 году. Самозанятые исполнители
и микробизнес. [Электронный ресурс] // AVITO. - URL:
https://datainsight.ru/sites/default/files/DI_Avito_Services.pdf (Дата обращения: 25.03.2022)
89 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
[Электронный ресурс]// Официальный сайт. URL:
https://www.rea.ru/ru/org/buisschools/bizschoolmarkent/Pages/marketing-prodazhi.aspx (Дата обращения 21.12.22)
90 Сидоркин Р. Р. Особенности маркетинга субъектов малого бизнеса 2018. [Электронный ресурс] // rea.ru. URL:
https://www.rea.ru/ru/org/buisschools/bizschoolmarkent/Pages/marketing-prodazhi.aspx (Дата обращения: 23.10.2021)
91 Статистика бизнеса. 18.04.2020 [Электронный ресурс] // Vawilon. - URL: https://vawilon.ru/statistika-biznesa/ (Дата обращения: 25.03.2022)
92 Теневая экономика по данным Росстат [Электронный ресурс] // Росстат. - URL: https://rosinfostat.ru/tenevaya-ekonomika/#i-2 (Дата обращения: 30.05.2022)
93 Технопарк «Рамеев» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Технопарка «Рамеев». - URL: http://www.technopark-rameev.ru/(Дата обращения 30.10.2022).
94 Трудоспособный рекорд. [Электронный ресурс] // РБК. - URL: https://www.rbc.ru/newspaper/2022/04/14/62541f409a7947ca585aa5ab (Дата об-ращения: 30.05.2022)
95 Универсариум [Электронный ресурс] // Официальный Универсариум. - URL:https://universarium.org/course/724(Дата обращения 22.12.22)
96 Услуги АО «Центр кластерного развития» Пензенской области [Электронный ресурс] // Официальный сайт АО «Центр кластерного развития» Пензенской области. - URL: http://www.clustercenter.ru/91/(Дата обращения 04.10.2022)
97 Услуги Корпорации развития Пензенской области [Электронный ресурс] // Официальный сайт Корпорации развития Пензенской области. - URL: http://krpo.ru/services(Дата обращения 05.10.2022).
98 Центр кластерного развития [Электронный ресурс] // Официальный сайт центра кластерного развития. - URL:
https://ckr58.ru/services/marketingovye-uslugi (Дата обращения 21.12.22)
99 Что такое маркетинг: инструкция для начинающих, 2020г. [Электронный ресурс] // business.ru. - URL: https://www.business.ru/article/2529-marketing (Дата обращения: 23.10.2021)
100 Школа интернет-маркетинга Яндекса [Электронный ресурс] // Официальный сайт Яндекса. - URL: business.yandex.ru(Дата обращения 22.12.22)
101 Экономика малых дел [Электронный ресурс] // РБК. - URL: https://plus.rbc.ru/specials/malyj-i-srednij-biznes-gospodderzhka-predprinimatelstva-v-rossii (Дата обращения: 25.10.2022)
102 Экономисты оценили число россиян с теневыми зарплатами
[Электронный ресурс] // РБК. - URL:
https://www.rbc.ru/economics/10/12/2019/5dee50109a79474ae5293e3d (Дата об-ращения: 30.05.2022)