Введение 3
Глава 1 Теоретические основы проблемы взаимодействия семьи и школы 7
1.1 Особенности семьи, ее место в мире и психолого-педагогические
функции 7
1.2 Модернизация современного образования, ее влияние на
современную школу 17
1.3 Организация взаимодействия общеобразовательного учреждения
и семьи о формированию мотивации учения младших школьников 24
Глава 2 Опытно-экспериментальное исследование и методы
диагностики учебной мотивации 35
2.1 Методики исследования учебной мотивации 35
2.2 Организация исследования учебной мотивации 38
Заключение 53
Список использованных источников 57
Приложения
Четвертая промышленная революция влечет за собой сокращение рабочих мест. Сокращение коснется не только заводов, но и систему образования. Существующее образование не успевает за темпами изменения потребностей стремительно развивающегося промышленного производства на базе появляющегося нового технологического уклада.
Современное общество предъявляет все более строгие требования (метапредметные, предметные, личностные) к личности современного ученика. Но бурные изменения промышленного производства в сфере обслуживания не способствует устойчивому формированию учебной мотивации, так как исчезают профессии, меняется рынок труда, требования работодателя к работникам становятся выше.
Когда ребенок становится школьником, то существенно меняются отношения в семье, у него появляются новые обязанности, предъявляются новые требования. Благополучное личностное и интеллектуальное развитие обучающегося зависит не только от учителя, но от взаимоотношений семьи и школы. Взаимодействие семьи и учителя влияют на личностные достижения ребенка в школе, на его желание учится, на его самооценку. Сотрудничество семьи и школы формируют благоприятные условия для успешного развития и воспитания личности ребенка.
В научных исследованиях учебная мотивация является одной из базовых проблем, к изучению которой приступили зарубежная и отечественная педагогика. Особенно актуальным со стороны педагогики является начальный этап школьного образования, в котором закладываются основы всего образования. В отечественной педагогике вопросами мотивации учебной деятельности занимались Эльконин Д.Б., А.Ф. Лазурский, А.К. Маркова и многие другие. Также важно отметить работы Л.И. Анцыферовой, В.Г. Асеевой, П.Я. Гальперина, Е.П. Ильина, Н.Ф. Талызиной, которые внесли огромный вклад в исследование развивающейся личности, природы мотивов, тенденции, определяющие изменение и укрепление в структуре личности.
Цель исследования: теоретически обосновать педагогические условия, обеспечивающие формирование мотивации учебной деятельности у младших школьников при взаимодействии семьи и школы.
Объект исследования: проблемы взаимодействия семьи и школы.
Предмет исследования: влияние взаимодействия семьи и школы на учебную мотивацию младших школьников.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что взаимодействие семьи и школы влияет на мотивацию учения у обучающихся начальной школы, а именно сотрудничество, характеризующийся активным участием родителей в школьной жизни, удовлетворенностью отношениями классного руководителя с родителями, положительно влияет на уровень учебной мотивации в целом, а также в частности таких учебных мотивов как процесс учения, повышением самооценки, самореализации, достижения успеха, долга и ответственности, самоопределения и самосовершенствования.
Задачи исследования:
1) провести анализ научной литературы по вопросам особенностей семьи, её место в мире и психолого-педагогические функции;
2) изучить особенности современной школы;
3) проанализировать особенности взаимоотношений семьи и школы в младшем школьном возрасте;
4) установить связь мотивации учения у младших школьников и взаимодействия семьи и школы.
Для достижения целей исследования, проверки гипотезы и решения задач были определены и использованы следующие методы:
- теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы по проблеме исследования; теоретическое осмысление и систематизация полученных эмпирических данных; обобщение опыта отечественных исследований по проблемам формирования учебной мотивации у младших школьников; проектирование и моделирование опытно-экспериментальной части исследования;
- эмпирические: анкетирование, педагогический эксперимент;
- математические: статическая обработка данных, количественный и качественный анализ.
В эмпирическом исследовании использовались следующие методики:
- Методика Н.Г. Лускановой (Анкета для оценки уровня школьной мотивации);
- Лесенка «Зачем я учусь» М.В.Матюхиной (в модификации Н.Ц.Бадмаевой);
- Методика диагностики направленности учебной мотивации Т.Д. Дубовицкой.
Основные этапы исследования:
Исследование осуществлялось в три этапа.
Первый этап (2019 - 2020 гг.)
На первом этапе исследования (2019 - 2020 г.г.) происходило теоретическое изучение проблемы, определение цели, задач и предмета исследования, разработка гипотезы, анализ имеющихся теоретических и экспериментальных данных по исследуемой проблеме. Одновременно осуществлялось изучение учебно-материальной базы исследования, проблемы формирования и развитие учебной мотивации, взаимодействия семьи и школы, как фактор, влияющий на уровень мотивации к учебной деятельности.
На втором этапе (2020 - 2021 гг.) - велась опытно-экспериментальная работа по исследованию педагогических условий взаимодействия семьи и школы, влияющих на учебную мотивацию младших школьников. В ходе эксперимента изменялись условия формирования мотивации к учению: осуществлялись проверки педагогической эффективности методических приемов для повышения уровня мотивации к учению у младших школьников, проводился анализ и обобщение результатов эксперимента.
Третий этап (2021 - 2022 гг.) - определение эффективности разработанных методических приемов посредством обобщения экспериментальных данных и формулирования выводов; статистическая обработка данных педагогического эксперимента, их количественный и качественный анализ, оформление текста диссертации.
Экспериментальной базой исследования, где проводилась основная научно-исследовательская; опытно-экспериментальная работа являлась МАОУ Гимназия 216 «Дидакт» г. Заречного Пензенской области.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, которые разделены на параграфы, заключения, списка использованных источников и трех приложений.
Приходя в школу, ребенок обладает сильной мотивацией к учению. В дошкольном периоде у него складывается положительное отношение к школе. Учитель является главной фигурой у младшего школьника, и он беспрекословно выполняет все задания. Но этого недостаточно для поддержания высокого уровня учебной мотивации к учебному процессу, и в конце интерес к обучению может совсем исчезнуть. В учебной деятельности развиваются основные психологические новообразования младшего школьного возраста: произвольных психических процессов, внутренний план действий, умение организовывать свою деятельность, рефлексия.
Принято выделять две группы мотивов: познавательные и социальные. Роль социальных мотивов настолько велика, что обучающийся не всегда понимает цель выполнения заданий. У современных младших школьников доминируют мотивы получения высоких отметок и уважения со стороны значимых взрослых. У них совсем не отслеживаются мотивы самоопределения и самообразования. Познавательные мотивы сопряжены с содержанием учебной работы, они не имеют преобладающего значения в формировании учебной мотивации. Но каждый ребенок индивидуален, и у каждого ученика свои потребности, интересы и мотивы к учебной деятельности. У одних учеников стимулом является хорошая отметка, чтобы иметь высокое положение в классе. Для других важна новизна информации, мотивом является сама учебная деятельность. Необходимо каждому школьнику понять необходимость обучения в школе, занятие самообразованием. Сформировать у ребенка учебно-познавательный интерес.
Как показало исследование уровень высокой учебной мотивации зависит не только от правильной целенаправленной организации урока, а также от хорошо организованной работе с родителями обучающихся. Необходимо постоянно взаимодействовать с семьей младшего школьника. Учитель должен сотрудничать с родителями, иметь доверительные отношения. Семья непосредственно тоже должна активно участвовать в школьной жизни. Родителям ребенка важно иметь общую цель, а также формы и методы воспитания с учителем, чтобы достигать результатов в учебной и воспитательной работе. Важно совместно создавать условия для личностного развития обучающихся. На постоянной основе должны проводится родительские собрания, вечера вопросов и ответов, родительские лектории. Учителю необходимо организовывать конференции для семей, на которых обсуждались вопросы воспитания, происходил обмен опытом. Необходимо замечать творческие проявления в ученике, при этом нужно поощрять любые прогрессы, для большего стимулирования учащегося, чтобы он продолжил заниматься. Важно создать комфортную среду, следить за эмоциональным состоянием ребенка. Учебный процесс должен вызывать положительные эмоции, но совсем исключать отрицательные нельзя. Только после при хороших взаимоотношениях семьи и школы младший школьник способен реализовать свои творческие способности, личностный потенциал, стремится к саморазвитию.
В рамках нашего исследования была проведена опытно-экспериментальная работа. Она состояла из трех этапов: констатирующего, формирующего, контрольного. Были разработаны и апробированы в ходе формирующего эксперимента методические приемы, направленные на формирование высокой учебной мотивации у младших школьников. Результаты эксперимента подтвердили справедливость тезиса, что систематическое взаимодействие общеобразовательного учреждения и семьи способствует формированию положительной мотивации к учению у обучающегося начальных классов, а также способствует развитию творческих способностей, личностных качеств ученика. Постоянное взаимодействие семьи и учителя способствует формированию доверительных отношений, желанию постоянного сотрудничества и совместной деятельности.
Таким образом, цель исследовательской работы достигнута, гипотеза о том, что взаимодействие семьи и школы влияет на мотивационную сферу обучение младших школьников, подтверждена. Задачи исследования выполнены. Представленные в исследовании способы работы, являются результативным средством развития мотивации учебной деятельности младших школьников. Мы учитывали во взаимодействии с детьми, что познавательная деятельность содержит не только процесс целенаправленного обучения, который регулирует учитель, но и самостоятельное, самопроизвольное усвоение ребенком определенных знаний.
1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М.: Мысль, 2006. 158 с.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2009. 400 с.
3. Божович Л. И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка / Изучение мотивации поведения ребенка и подростков / Под ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежиной. М. 1972.
4. Биктагирова Г.Ф., Муртазина Э.И. Психология и педагогика семьи: Учебное пособие. Казань: Издательство «Бриг». 2015. 232 с.
5. Брюхова В. М. Школа и семья: от диалога к партнерству / В. М. Брюхова // Классный руководитель. 2008.№ 4. С. 108 - 124
6. Бурина Е.А., Кудинова А.Е. Особенности современной российской семьи в условиях социально-исторических изменений института родительства // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8, №1. С. 6
7. Бухарова Г. Д., Старикова Л. Д. Современное образование: сущность и развитие // Известия Алтайского государственного университета. 2009. №12. С. 7 - 11
8. Верхорубова О.В. О современной модели личности выпускник средней общеобразовательной школы // Историческая и социально-образовательная мысль. 2013. №5 С.21
9. Воробьева А. В. Исследовательские компетенции современного школьника: сущность и содержание // Дисскусия. 2013. №3 С. 90 - 95
10. Гаврилова Т.С. Современный учитель: вызов времени // Вестник Герценовского университета. 2012. №2 С.31
11. Гинзбург М.Р. Изучение учебной мотивации. М., 2003 г.
12. Гордеева Т. О., Шепелева Е. А. Внутренняя и внешняя учебная мотивация академически успешных школьников. // Вестник Московского университета. Психология. 2011. №3 С. 33-24.
13. Гринько А. И. Проблемы стимулирования самостоятельной учебно- познавательной деятельности учащихся // Журнал родная школа. 2013. № 5. С. 72-75
14. Гребнева Н.А. Развитие познавательного интереса младших школьников с помощью использования дидактических игр в учебном процессе // Вестник науки и образования. 2016. №2 С. 17 - 23
15. Дементьева И. Ф. Семья и школа: партнерство или противостояние? // Проблемы современного образования. 2014. № 5 С. 40 - 47
16. Дубовицкая Т.Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации // Психологическая наука и образование. 2002. Том 7. № 2. С. 42-45.
17. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. - СПб.: Питер. 2006. - 508 с.
18. Кулагина И. Ю. Проблемы доминирующей мотивации в контексте теории деятельности А. Н. Леонтьева // Московская психологическая школа. История и современность / Под ред. В. В. Рубцова. Т. 4. М., 2007.
19. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М. 2009. 316 с.
20. Леонтьев Д.А. Развитие мотивации в онтогенезе: векторная модель // Мир психологии. 2019. № 4 (100). С. 151 - 162.
21. Лусканова, Н.А. Оценка школьной мотивации учащихся начальных классов / Н.А. Лусканова // Школьный психолог. - 2001. - № 9. - С. 8-9.
22. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения: кн. для учителя / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. - М.: Просвещение, 1990. - 192 с.
23. Маркова А. К. Возрастные особенности мотивации учения и умение школьников учиться /А.К.Маркова, Т.А.Матис, А.Б.Орлов: книга для учителя - М.: Просвещение. 1990. - 149 с.
24. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. М.: Педагогика, 1984. 144 с.57
25. Подласый И.П. Педагогика. - М.: Владос, 2004. - 256 с.
26. Прохорова О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учебно-методическое пособие по курсу / Под общей редакцией Торохтий В.С. - Москва, 2005. - 398 с.
27. Сапронов И.А. Познавательный интерес в структуре учебной мотивации младшего школьника / И.А.Сапронов // Журнал проблемы педагогики и психологии. 2008. №3. С. 185 - 188
28. Сахарова С. П. Проблемы формирования учебной мотивации / С. П. Сахарова // Символ науки. 2019. № 4. С. 126-127.
29. Сластенин В.А. Педагогика. - М: Академия, 2014. - 608 с.
30. Скрипкин И. Н. Формирование положительной мотивации у школьников к учебной деятельности на основе дифференциации образовательного процесса / И. Н. Скрипкин. Липецк. 2010. - 243 с.
31. Ставринова Н. Н. О необходимости изменений в системе образования в контексте новой образовательной парадигмы // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2010. №3 С. 5 - 11
32. Степанов Е.Н. Родительское собрание: методика подготовки и проведения. // Классный руководитель. 2006. №7. С. 6-13.
33. Урбанская О.Н. Работа с родителями младших школьников. М.: Просвещение. 1989 г. 192с.
34. Фридман Л. М. Школа и родители // Классный руководитель. 1998. № 5. С. 39.
35. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. 2 изд. СПб.: Питер, 2003. С. 860.
36. Ширинкина О. А. Формирование положительной мотивации к учебной деятельности у младших школьников / О. А. Ширинкина // Начальная школа. 2015.№ 7. С. 44-45.
37. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г.И. Щукина // Под ред. Г.И. Щукиной. - Москва: Наука, 1975. - 183 с.
38. Целуйко В.М. Вы и ваши дети: психология семьи / В.М. Целуйко. -Р- н Д: Феникс, 2004. 448 с.
39. Целуйко В. М. Психология современной семьи / В.М. Целуйко. - М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС. 2004. 288 с.
40. Эльконин, Д.Б. Психология обучения младшего школьника / Д.Б. Эльконин // Педагогика и психология. - Москва, 1974. - № 10. С. 45-53.
41. Якимова М.С. Развитие познавательного интереса у младших школьников во внеурочной деятельности / М.С. Якимова // Журнал историческая и социально-образовательная мысль. 2012. №4. С.122-124.