ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ 7
1.1. История возникновения и развития методов обучения 7
1.2. Классификация методов обучения 12
1.3. Педагогическая характеристика наглядных методов обучения 16
Глава 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 32
2.1. Особенности внимания детей старшего дошкольного возраста 32
2.2. Опытно педагогическая работа по применению наглядных методов
обучения на занятиях для активизации произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста на занятиях 35
2.3. Анализ и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ 67
Актуальность исследования. Метод обучения - система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования. Метод обучения характеризуется тремя признаками: означает цель обучения, способ усвоения, характер взаимодействия субъектов обучения. Каждый метод обучения призван отразить специфику проявления в нем этих признаков, а совокупность методов должна обеспечить всех целей воспитывающего обучения [26,289].
ФГОС дошкольного образования отмечено, что образовательная область программы «Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира [55, в части 2.6].
Как отмечает В. Оконь, познавательная практическая деятельность на занятиях может быть организована на основе наглядного показа соответствующих предметов и явлений [37, 422]. К группе наглядных методов обучения относятся наблюдение, демонстрация наглядных пособий (предметы, картины, диафильмы, слайды, видеозаписи, компьютерные программы), иллюстрация, показ действия, показ образца, видеометод.
Наглядные методы обучения широко стала распространяться в XIX веке. Теория наглядных методов обучения была разработана Я. А. Коменским, И. Г. Песталоцци и К. Д. Ушинским. Этот способ обучения основан на приобретении информации не со слов, не из книг, а как выразился Я. А.Коменский, с неба, с земли, с дубов, т. е. через познание самих предметов.
Цель наглядных методов обучения в дошкольных учреждениях, обогащение и расширение непосредственного чувственного опыта детей, развитие наблюдательности изучения конкретных свойств предметов, создание условий для перехода к абстрактному мышлению.
В дошкольной педагогике разработаны дидактические требования к наглядным методам обучения Е. А. Флериной и Е. И. Радиной.
Авторы показали, что правильная организация чувственного восприятия объектов природы обеспечивает формирование и развитие у детей отчетливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы. Целенаправленные наблюдения дают возможность сформировать не только конкретные, но и обобщенные представления, научить детей ориентироваться на наиболее значимые признаки наблюдаемых объектов и явлений.
В дошкольном возрасте внимание имеет ряд специфических особенностей, знание и учет которых важны как с точки зрения психодиагностики готовности ребенка к школьному обучению, так и для организации оптимальных условий обучения и воспитания. Применение наглядных методов обучения на занятиях не должно ограничиваться только вооружениями знаний у детей, а должно способствовать формированию психических процессов.
Наблюдению как важному методу познания природы придавали очень большое значение все педагоги дошкольного воспитания (Е. И. Тихеева, О. Иогансон, А. А. Быстров, П. М. Басе, Э. И. Залкинд, С. А. Веретенникова, П. Г. Саморукова и др.). В 1950-1970-е годы в Москве, Ленинграде, Минске проводились исследования, которые позволили вскрыть особенности познания дошкольниками природы через наблюдения» (Э. И. Залкинд, А. И. Васильева, А. К. Матвеева, П. Г. Саморукова, Г. С. Филиппюк и др.). Авторы показали, что правильная организация чувственного восприятия объектов природы обеспечивает формирование и развитие у детей отчетливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы. Целенаправленные наблюдения дают возможность сформировать не только конкретные, но и обобщенные,научить детей ориентироваться на наиболее значимые признаки наблюдаемых объектов и явлений.
В дошкольном возрасте внимание имеет ряд специфических особенностей, знание и учет которых важны как с точки зрения психодиагностики готовности ребенка к школьному обучению, так и для организации оптимальных условий обучения и воспитания.
Проблема исследования: каково влияние наглядных методов обучения на занятиях активизацию произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: выявить использование наглядных методов обучения на занятиях активизацию произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: активизация внимания детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: применение наглядных методов обучения для активизации произвольного внимания старших дошкольников.
Гипотеза исследования: применение наглядных методов обучения на занятиях способствует более эффективному активизацию произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать методическую литературу по теме исследования.
2. Выявить уровень произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста.
3. Проверить опытно-педагогическим путем применение наглядных методов обучения для активизации произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста.
Для выполнения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
Теоретические методы исследования: изучение и анализ, научно-педагогической и методической литературы для определения теоретических основ и практических направлений исследования.
Эмпирические методы исследования: педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент); анализ продуктов деятельности старших дошкольников
Методологическая основа труды в области психолого¬педагогических и методических исследований: В. Оконь, Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци К. Д. Ушинский, Е. А. Флерина, Е. И. Радинова, Е. И. Тихеева, О. Иогансон, А. А. Быстров, П. М. Басе, Э. И. Залкинд, С. А. Веретенникова, П. Г. Саморукова, А. И. Васильева, А. К. Матвеева, Г. С. Филиппюк, Ж. Ж. Руссо, В. Ф. и В. И. Паламарчуки, А. Шапоринский, Ю. К. Бабанским, С. Л. Рубинштейн, Г.А. Урунтаева, Д. Б. Эльконин и др.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Метод обучения - система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования.
Исследование И.Ф. Гербарта, И.Г. Песталоции, П.Ф. Каптерева, В. Оконь, И.Я. Лернер, Ю.К. Бабанского показали, что усвоение знаний и способов деятельности происходит на трех условиях: осознанного восприятия и запоминания, которое внешне проявляется в точном и близком к оригиналу воспроизведению учебного материала; на уровне применения знаний и способов деятельности по образцу или в сходной ситуации, на уровне творческого применения знаний и способов деятельности. Методы обучения призваны обеспечить все уровни усвоения.
Применение наглядных методов обучения на занятиях не должно ограничиваться только вооружениями знаний и умений у детей, а должно способствовать формированию психических процессов. Мы предполагали в исследовательской работе, что применение наглядных методов обучения способствуют формированию произвольного внимания.
Для подтверждения гипотезы нами была проведена опытно - экспериментальная работа.
Результаты контрольного эксперимента показали, что целенаправленная работа с детьми дошкольного возраста успешно формируется произвольным вниманием.
Результаты контрольного эксперимента показали, что уровень развития произвольного внимания детей после опытных занятий повысилось. Высокий уровень развития произвольного внимания показали 8 детей, что составляет 67%. Средний уровень развития произвольного внимания 4 детей составляет 33%. Уровень ниже среднего не наблюдалось ни одного из детей. Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного эксперимента показали, что проценты детей высокого уровня повысилось на 42%. Проценты детей среднего уровня понизилось на 17%. Уровень ниже среднего не преобладало.
Наше исследование показало, что целенаправленное применение наглядных методов обучения на занятиях способствует формированию произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста.
Предложения работникам ДОО:
1) систематически изучить состояние развития психических процессов у детей;
2) при проведении занятий использовать методы и приемы работы с детьми, способствующие успешно формировать произвольное внимание.
1. Аветисян Л. Природа и умственное воспитание дошкольников [Текст] / Л. Аветисян // Дошкольное воспитание. - 1988. - №6. - С.27-32.
2. Агапова И.А. Комплексная подготовка детей к школе [Текст] / И. А. Агапова, М. А. Давыдова.- М.: ТЦ «Сфера», 2003. -192 с.
3. Айдашева Г. А. Дошкольная педагогика [Текст] / Г. А. Айдашева, С. В. Ассаулова. - М.: Академия, 2004, - 486 с.
4. Айзман Р. И. Подготовка ребенка к школе [Текст]: метод. пособие / Р. И. Айзман. -М.: Наука, 1991. - 134 с.
5. Алябьева Е. А. Коррекционно-развивающие занятие для детей старшего дошкольного возраста [Текст]: метод. пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений / Е. А. Алябьева.- М.: ТЦ «Сфера», 2003. 96 с.
6. Бабанский Ю. К. Выбор методов обучения [Текст] / Ю. К. Бабанский- М.: Наука, 1986. - 186 с.
7. Бармашова Е. Игровая мозаика: программа занятий по развитию внимания у детей дошкольного возраста [Текст] / Е. Бармашова // Школьный психолог. - 2005. - №5. - С.8 14.
8. Баскакова И. Л. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития. Изучение внимания школьников [Текст] / И. Л. Баскакова. - М.: НПО «МОДЭК»,1995. -64 с.
9. Безруких М. М. Ребенок идет в школу: знаете ли вы своего ученика? [Текст]: пособие для студентов пединститутов, пед. училищ и колледжей и родителей / М. М. Безруких, С. П. Ефимова. -М.: Академия, 1996. - 240 с.
10. Белкина В. Н. Психология раннего и дошкольного детства [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / В. Н. Белкина.- М.: Академический проект; Гаудеамус, 2005. - 256с.
11. Выготский Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский.
- М.: Наука, 1991. - 256 с.
12. Вьюнова Н. И. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе: психолого--педагогические основы [Текст]: учеб, пособие. -2-е изд./ Н. И. Вьюнова, К. М. Гайдар, Л. В. Темнова. -М.: Академический проект, 2005. - 256 с.
13. Голуб Б. А. Основы общей дидактики [Текст]: учеб, пособие для студентов пед. вузов / Б. А. Голуб. - М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1999. - 96 с.
14. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения [Текст] / В. В. Давыдов.
- М.: Академия, 1996 - 190с.
15. Егоров С. Ф. Введение в историю дошкольной педагогики [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / С. Ф. Егоров, С. В. Лыков, Л. М. Волобуева. - М.: Академия, 2001. 234с.
16.3анков Л. В. Развитие школьников в процессе обучения [Текст] / Л. В. Занков. - М.: Наука, 1967. 254 с.
17.Звягинцева Е. В. Методы изучения познавательных способностей школьников [Текст] / Е. В. Звягинцева // Народное образование. - 2009.- №4. - С. 168-175.
18. Казаручик Г. Н. Развитие экологических представлений у дошкольников [Текст] / Г. Н. Казаручик // Дошкольная педагогика. - 2009. - №1. - С.33-37.
19. Коджаспирова Г. М., Петров К. В. Технические средства обучения и методика их использования [Текст]: учеб, пособие / Г. М. Коджаспирова, К. В. Петров. - М.: Изд. центр «Академия», 2002. 256 с.
20. Козлова С. А. Дошкольная педагогика [Текст] / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 416 с.
21. Кокуева Л. В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе [Текст]: метод. пособие / Л. В. Кокуева. - М.: Наука, 2005. - 196 с.
22. Коломинский Я. Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста [Текст] / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько. - М.: Просвещение, 1988. 190с.
23. Коменский Я. А. Педагогическое наследие [Текст] / Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци;сост. В. М. Кларин, А. Н.Джуринский. - М.: Педагогика, 1987. 416 с.
24. Константинов Н. А. История педагогики [Текст] / Н. А. Константинов, Е. Н. Медынский, М. Ф. Шабаева. - 5-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1982. - 447 с.
25. Краевский В. В. Основы обучения. Дидактика и методика [Текст]: учеб, пособие / В. В. Краевский. - М.: Изд. центр «Академия», 2007. - 352 с.
26. Лемберг Р. Г. Методы обучения в школе [Текст] / Р. Г. Лемберг. - М.: Наука, 1998. - 289 с.
27. Лернер И. Я. Дидактическая система методов обучения [Текст] / И. Я. Лернер. - М.: Академия, 1996. - 320 с.
28. Логинова В. И. Развитие наблюдения у детей дошкольного возраста [Текст] / В. И. Логинова, А. К. Матвеева, П. Г. Саморукова // Дошкольное воспитание. - 1970. - №6. - С. 23-38.
29. Маневцова Л. Ребенок познает мир природы [Текст] / Л. Маневцова // Дошкольное воспитание. - 2004. - №°8 - С. 17-19.
30. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении [Текст] / А. М. Матюшкин. - М.: Директмедиа паблишинг, 2008. - 264 с.
31. Махмутов М. И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории [Текст] / М. И. Махмутов. - М.: Изд. центр «Академия», 1995. 380 с.
32. Семакова Е. М. Младшие школьники с синдромом дефицита внимания и гиперактивность [Текст] / Е. М. Семакова // Социальная педагогика. - 2008. - №°1.-С. 73-75.
33. Мухина В. С. Психология дошкольника [Текст] / В. С Мухина. - М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС»,1997. - 352 с.
34. Немов Р. С. Психология [Текст]: учеб, для вузов: в 3 кн. / Р. С. Немов. - 5-е изд. М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2004. - 687 с.
35. Николаева С. Н. Юный эколог: программа экологического воспитания дошкольников [Текст] / С. Н. Николаева. - М.: Мозаика-Синтез, 2004¬128 с.
36. Обухова Е. Ю. Возрастная динамика регуляции зрительно-пространственного внимания детей дошкольного возраста [Текст] / Е. Ю. Обухова // Вопросы психологии. 2006. -№6. - С. 134-144.
37.Оконь В. А. Введение в дидактику [Текст] / В. А. Оконь. - М.: Наука,2002. - 422 с.
38. Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. - 528 с.
39. Печенкова Е. В. Переключение внимания при восприятии одновременности событий [Текст] / Е. В. Печенкова // ВМУ. - 2008. - №3. - С. 54-63.
40. Сохина Ф. А. Подготовка детей к школе в детском саду [Текст] / Ф.А. Сохина. - М.: Педагогика, 1977. - 158 с.
41. Подласый И. П. Педагогика в начальной школе [Текст]: учеб, пособие / И. П. Подласый. -М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2000. - 400 с.
42. Подласый И. П. Педагогика [Текст]: учебник / И. П. Подласый- М.: Высшее образование, 2007. - 540 с.
43. Богословский В. В. Практикум по общей психологии [Текст]: учеб, пособие / под. ред. В. В. Богословский, А. И. Щербакова. - М.: Просвещение, 1979. - С. 110 -112.
44. Васильева М. А. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / под.ред. М. А. Васильевой, В. В.Гербовой, Т. С.Комаровой. - М.: Олма пресс, 2005- 92 с.
45. Путляева Л. Воспитываем внимание [Текст] / Л. Путляева // Начальная школа. - 2007. №40. С.39-41.
46. Рубинштейн С. Л.Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2007. 713 с.
47. Селеменев С. В. Видит око [Текст] / С. В. Селеменов // Образование в современной школе. - 2009. - №5. - С. 3-11.
48. Сергеева И. А. Как способствовать развитию внимания будущего ученика [Текст] / И. А. Сергеева // Дошкольная педагогика. - 2007. - №5. - С. 54-56.
49. Сластенин В. А. Общая педагогика: учеб, пособие / В. А.Сластенин, И. Ф.Исаев, Е. Н.Шиянов. В 2 ч. - М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС»,2003. -4.1. -288 с.
50. Сластенин В. А. Педагогика [Текст]: учеб, пособие для вузов / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - 8-е изд., стер. - М.: Изд. центр «Академия», 2008. - 576 с.
51. Сорокина Н. Глобальное потепление в ДОУ: об использовании в детском саду макетов / Н. Сорокина // Обруч. - 2009. - № 4. - С. 30-33.
52. Титова О. В. К вопросу изучения природоведческих представлений у старших дошкольников с ДДП [Текст] / О. В. Титова // Коррекционная педагогика. - 2007. - № 6.- С. 43-47.
53. Урунтаева Г. А. Практикум по дошкольной психологии [Текст] / Г. А. Урунтаева. - 2 е изд., стереотип. - М.: Академия, 2000. - 304 с.
54. Ушинский К. Д. Собрание сочинений [Текст] / К. Д. Ушинский // в 6 т.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. - 446 с.
55. ФГОС дошкольного образования - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 года №1155 (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013 года №30384) // Российская газета. - 2013. - 25.11 (№ 265).
56. Фролова Н В. Работа с самодельными наглядными пособиями, аппликациями и перфокартами на уроках русского языка [Текст] / Н. В. Фролова // Русский язык в школе. - 2008. - № 5. - С.27.
57. Фуряева Т. В. Педагогическое наблюдение в дошкольной зарубежной практике [Текст] / Т. В. Фуряева // Мир образования - образование в мире. - 2009. - №1. -С. 70-78.