ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ 7
1.1. История возникновения и развития методов обучения 7
1.2. Классификация методов обучения 12
1.3. Педагогическая характеристика наглядных методов обучения 16
Глава 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 32
2.1. Особенности внимания детей старшего дошкольного возраста 32
2.2. Опытно педагогическая работа по применению наглядных методов
обучения на занятиях для активизации произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста на занятиях 35
2.3. Анализ и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ 67
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ 7
1.1. История возникновения и развития методов обучения 7
1.2. Классификация методов обучения 12
1.3. Педагогическая характеристика наглядных методов обучения 16
Глава 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 32
2.1. Особенности внимания детей старшего дошкольного возраста 32
2.2. Опытно педагогическая работа по применению наглядных методов
обучения на занятиях для активизации произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста на занятиях 35
2.3. Анализ и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ 67
Актуальность исследования. Метод обучения - система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования. Метод обучения характеризуется тремя признаками: означает цель обучения, способ усвоения, характер взаимодействия субъектов обучения. Каждый метод обучения призван отразить специфику проявления в нем этих признаков, а совокупность методов должна обеспечить всех целей воспитывающего обучения [26,289].
ФГОС дошкольного образования отмечено, что образовательная область программы «Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира [55, в части 2.6].
Как отмечает В. Оконь, познавательная практическая деятельность на занятиях может быть организована на основе наглядного показа соответствующих предметов и явлений [37, 422]. К группе наглядных методов обучения относятся наблюдение, демонстрация наглядных пособий (предметы, картины, диафильмы, слайды, видеозаписи, компьютерные программы), иллюстрация, показ действия, показ образца, видеометод.
Наглядные методы обучения широко стала распространяться в XIX веке. Теория наглядных методов обучения была разработана Я. А. Коменским, И. Г. Песталоцци и К. Д. Ушинским. Этот способ обучения основан на приобретении информации не со слов, не из книг, а как выразился Я. А.Коменский, с неба, с земли, с дубов, т. е. через познание самих предметов.
Цель наглядных методов обучения в дошкольных учреждениях, обогащение и расширение непосредственного чувственного опыта детей, развитие наблюдательности изучения конкретных свойств предметов, создание условий для перехода к абстрактному мышлению.
В дошкольной педагогике разработаны дидактические требования к наглядным методам обучения Е. А. Флериной и Е. И. Радиной.
Авторы показали, что правильная организация чувственного восприятия объектов природы обеспечивает формирование и развитие у детей отчетливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы. Целенаправленные наблюдения дают возможность сформировать не только конкретные, но и обобщенные представления, научить детей ориентироваться на наиболее значимые признаки наблюдаемых объектов и явлений.
В дошкольном возрасте внимание имеет ряд специфических особенностей, знание и учет которых важны как с точки зрения психодиагностики готовности ребенка к школьному обучению, так и для организации оптимальных условий обучения и воспитания. Применение наглядных методов обучения на занятиях не должно ограничиваться только вооружениями знаний у детей, а должно способствовать формированию психических процессов.
Наблюдению как важному методу познания природы придавали очень большое значение все педагоги дошкольного воспитания (Е. И. Тихеева, О. Иогансон, А. А. Быстров, П. М. Басе, Э. И. Залкинд, С. А. Веретенникова, П. Г. Саморукова и др.). В 1950-1970-е годы в Москве, Ленинграде, Минске проводились исследования, которые позволили вскрыть особенности познания дошкольниками природы через наблюдения» (Э. И. Залкинд, А. И. Васильева, А. К. Матвеева, П. Г. Саморукова, Г. С. Филиппюк и др.). Авторы показали, что правильная организация чувственного восприятия объектов природы обеспечивает формирование и развитие у детей отчетливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы. Целенаправленные наблюдения дают возможность сформировать не только конкретные, но и обобщенные,научить детей ориентироваться на наиболее значимые признаки наблюдаемых объектов и явлений.
В дошкольном возрасте внимание имеет ряд специфических особенностей, знание и учет которых важны как с точки зрения психодиагностики готовности ребенка к школьному обучению, так и для организации оптимальных условий обучения и воспитания.
Проблема исследования: каково влияние наглядных методов обучения на занятиях активизацию произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: выявить использование наглядных методов обучения на занятиях активизацию произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: активизация внимания детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: применение наглядных методов обучения для активизации произвольного внимания старших дошкольников.
Гипотеза исследования: применение наглядных методов обучения на занятиях способствует более эффективному активизацию произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать методическую литературу по теме исследования.
2. Выявить уровень произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста.
3. Проверить опытно-педагогическим путем применение наглядных методов обучения для активизации произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста.
Для выполнения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
Теоретические методы исследования: изучение и анализ, научно-педагогической и методической литературы для определения теоретических основ и практических направлений исследования.
Эмпирические методы исследования: педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент); анализ продуктов деятельности старших дошкольников
Методологическая основа труды в области психолого¬педагогических и методических исследований: В. Оконь, Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци К. Д. Ушинский, Е. А. Флерина, Е. И. Радинова, Е. И. Тихеева, О. Иогансон, А. А. Быстров, П. М. Басе, Э. И. Залкинд, С. А. Веретенникова, П. Г. Саморукова, А. И. Васильева, А. К. Матвеева, Г. С. Филиппюк, Ж. Ж. Руссо, В. Ф. и В. И. Паламарчуки, А. Шапоринский, Ю. К. Бабанским, С. Л. Рубинштейн, Г.А. Урунтаева, Д. Б. Эльконин и др.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
ФГОС дошкольного образования отмечено, что образовательная область программы «Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира [55, в части 2.6].
Как отмечает В. Оконь, познавательная практическая деятельность на занятиях может быть организована на основе наглядного показа соответствующих предметов и явлений [37, 422]. К группе наглядных методов обучения относятся наблюдение, демонстрация наглядных пособий (предметы, картины, диафильмы, слайды, видеозаписи, компьютерные программы), иллюстрация, показ действия, показ образца, видеометод.
Наглядные методы обучения широко стала распространяться в XIX веке. Теория наглядных методов обучения была разработана Я. А. Коменским, И. Г. Песталоцци и К. Д. Ушинским. Этот способ обучения основан на приобретении информации не со слов, не из книг, а как выразился Я. А.Коменский, с неба, с земли, с дубов, т. е. через познание самих предметов.
Цель наглядных методов обучения в дошкольных учреждениях, обогащение и расширение непосредственного чувственного опыта детей, развитие наблюдательности изучения конкретных свойств предметов, создание условий для перехода к абстрактному мышлению.
В дошкольной педагогике разработаны дидактические требования к наглядным методам обучения Е. А. Флериной и Е. И. Радиной.
Авторы показали, что правильная организация чувственного восприятия объектов природы обеспечивает формирование и развитие у детей отчетливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы. Целенаправленные наблюдения дают возможность сформировать не только конкретные, но и обобщенные представления, научить детей ориентироваться на наиболее значимые признаки наблюдаемых объектов и явлений.
В дошкольном возрасте внимание имеет ряд специфических особенностей, знание и учет которых важны как с точки зрения психодиагностики готовности ребенка к школьному обучению, так и для организации оптимальных условий обучения и воспитания. Применение наглядных методов обучения на занятиях не должно ограничиваться только вооружениями знаний у детей, а должно способствовать формированию психических процессов.
Наблюдению как важному методу познания природы придавали очень большое значение все педагоги дошкольного воспитания (Е. И. Тихеева, О. Иогансон, А. А. Быстров, П. М. Басе, Э. И. Залкинд, С. А. Веретенникова, П. Г. Саморукова и др.). В 1950-1970-е годы в Москве, Ленинграде, Минске проводились исследования, которые позволили вскрыть особенности познания дошкольниками природы через наблюдения» (Э. И. Залкинд, А. И. Васильева, А. К. Матвеева, П. Г. Саморукова, Г. С. Филиппюк и др.). Авторы показали, что правильная организация чувственного восприятия объектов природы обеспечивает формирование и развитие у детей отчетливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы. Целенаправленные наблюдения дают возможность сформировать не только конкретные, но и обобщенные,научить детей ориентироваться на наиболее значимые признаки наблюдаемых объектов и явлений.
В дошкольном возрасте внимание имеет ряд специфических особенностей, знание и учет которых важны как с точки зрения психодиагностики готовности ребенка к школьному обучению, так и для организации оптимальных условий обучения и воспитания.
Проблема исследования: каково влияние наглядных методов обучения на занятиях активизацию произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: выявить использование наглядных методов обучения на занятиях активизацию произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: активизация внимания детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: применение наглядных методов обучения для активизации произвольного внимания старших дошкольников.
Гипотеза исследования: применение наглядных методов обучения на занятиях способствует более эффективному активизацию произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать методическую литературу по теме исследования.
2. Выявить уровень произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста.
3. Проверить опытно-педагогическим путем применение наглядных методов обучения для активизации произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста.
Для выполнения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
Теоретические методы исследования: изучение и анализ, научно-педагогической и методической литературы для определения теоретических основ и практических направлений исследования.
Эмпирические методы исследования: педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент); анализ продуктов деятельности старших дошкольников
Методологическая основа труды в области психолого¬педагогических и методических исследований: В. Оконь, Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци К. Д. Ушинский, Е. А. Флерина, Е. И. Радинова, Е. И. Тихеева, О. Иогансон, А. А. Быстров, П. М. Басе, Э. И. Залкинд, С. А. Веретенникова, П. Г. Саморукова, А. И. Васильева, А. К. Матвеева, Г. С. Филиппюк, Ж. Ж. Руссо, В. Ф. и В. И. Паламарчуки, А. Шапоринский, Ю. К. Бабанским, С. Л. Рубинштейн, Г.А. Урунтаева, Д. Б. Эльконин и др.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Метод обучения - система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования.
Исследование И.Ф. Гербарта, И.Г. Песталоции, П.Ф. Каптерева, В. Оконь, И.Я. Лернер, Ю.К. Бабанского показали, что усвоение знаний и способов деятельности происходит на трех условиях: осознанного восприятия и запоминания, которое внешне проявляется в точном и близком к оригиналу воспроизведению учебного материала; на уровне применения знаний и способов деятельности по образцу или в сходной ситуации, на уровне творческого применения знаний и способов деятельности. Методы обучения призваны обеспечить все уровни усвоения.
Применение наглядных методов обучения на занятиях не должно ограничиваться только вооружениями знаний и умений у детей, а должно способствовать формированию психических процессов. Мы предполагали в исследовательской работе, что применение наглядных методов обучения способствуют формированию произвольного внимания.
Для подтверждения гипотезы нами была проведена опытно - экспериментальная работа.
Результаты контрольного эксперимента показали, что целенаправленная работа с детьми дошкольного возраста успешно формируется произвольным вниманием.
Результаты контрольного эксперимента показали, что уровень развития произвольного внимания детей после опытных занятий повысилось. Высокий уровень развития произвольного внимания показали 8 детей, что составляет 67%. Средний уровень развития произвольного внимания 4 детей составляет 33%. Уровень ниже среднего не наблюдалось ни одного из детей. Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного эксперимента показали, что проценты детей высокого уровня повысилось на 42%. Проценты детей среднего уровня понизилось на 17%. Уровень ниже среднего не преобладало.
Наше исследование показало, что целенаправленное применение наглядных методов обучения на занятиях способствует формированию произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста.
Предложения работникам ДОО:
1) систематически изучить состояние развития психических процессов у детей;
2) при проведении занятий использовать методы и приемы работы с детьми, способствующие успешно формировать произвольное внимание.
Исследование И.Ф. Гербарта, И.Г. Песталоции, П.Ф. Каптерева, В. Оконь, И.Я. Лернер, Ю.К. Бабанского показали, что усвоение знаний и способов деятельности происходит на трех условиях: осознанного восприятия и запоминания, которое внешне проявляется в точном и близком к оригиналу воспроизведению учебного материала; на уровне применения знаний и способов деятельности по образцу или в сходной ситуации, на уровне творческого применения знаний и способов деятельности. Методы обучения призваны обеспечить все уровни усвоения.
Применение наглядных методов обучения на занятиях не должно ограничиваться только вооружениями знаний и умений у детей, а должно способствовать формированию психических процессов. Мы предполагали в исследовательской работе, что применение наглядных методов обучения способствуют формированию произвольного внимания.
Для подтверждения гипотезы нами была проведена опытно - экспериментальная работа.
Результаты контрольного эксперимента показали, что целенаправленная работа с детьми дошкольного возраста успешно формируется произвольным вниманием.
Результаты контрольного эксперимента показали, что уровень развития произвольного внимания детей после опытных занятий повысилось. Высокий уровень развития произвольного внимания показали 8 детей, что составляет 67%. Средний уровень развития произвольного внимания 4 детей составляет 33%. Уровень ниже среднего не наблюдалось ни одного из детей. Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного эксперимента показали, что проценты детей высокого уровня повысилось на 42%. Проценты детей среднего уровня понизилось на 17%. Уровень ниже среднего не преобладало.
Наше исследование показало, что целенаправленное применение наглядных методов обучения на занятиях способствует формированию произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста.
Предложения работникам ДОО:
1) систематически изучить состояние развития психических процессов у детей;
2) при проведении занятий использовать методы и приемы работы с детьми, способствующие успешно формировать произвольное внимание.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2018 - ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2021 - Наглядное моделирование как средство обучения пересказа детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4560 р. Год сдачи: 2019 - Формирование у детей представлений о себе в старшем дошкольном возрасте
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2017 - Формирование личностно-мотивационной готовности к обучению у старших дошкольников с ЗПР в процессе деятельности учителя дефектолога (Дошкольная специальная педагогика,Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2018 - Теоретико-методологические основы исследования познавательной деятельности старших дошкольников
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ГРАМОТНОГО ПИСЬМА НА ОСНОВЕ НЕСПЕЦИАЛЬНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В 6 КЛАССЕ
Диссертация , русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2002 - РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2016 - Развитие когнитивных функций детей дошкольного возраста с использованием информационно-коммуникационных технологий
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2021



