Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Разработка и изготовление изделий по технике вышивании крестом

Работа №15859

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы91
Год сдачи2016
Стоимость5970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
753
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ 9
1.1. Отражение проблемы развития познавательной 9
самостоятельности школьников в психолого-педагогической и методической литературе
1.2. Познавательная самостоятельность как качество личности, 17
способствующее расширению профессиональных знаний
1.3. Роль трудового воспитания в формировании личности 28
ГЛАВА 2. ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО, КАК 36 СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
2.1. Понятие и классификация декоративно-прикладного
творчества. Декоративно-прикладное творчество во внеклассных 36 занятиях в школе
2.2. Анализ педагогического опыта по эстетическому воспитанию
школьников средствами декоративно-прикладного искусства 43
2.3. Искусство вышивания как предмет декоративно-прикладного творчества учащихся
2.4. Разработка и изготовление изделий по технике вышивания крестом
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Эскизы
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Процесс вышивания крестом ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Процесс вышивания крестом ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Готовые изделия


Во все времена главной задачей образовательных учреждений выступало воспитание интеллигента, будущего высококвалифицированного специалиста, способного профессионально осуществлять свою деятельность.
Изменившиеся в нашей стране общественные отношения, последовавшие за изменением общественного строя, предъявляют к современному человеку ряд иных, чем ранее, требований, основными из которых следует отметить: умение самостоятельно добыть необходимый объем знаний, приобрести важнейшие профессиональные умения и навыки, в том числе умение выбирать в значительном объеме информации о многих сферах общественной жизни нужную для решения поставленной перед субъектом задачи и обрабатывать ее, а затем на основании полученных данных творчески подойти к преобразованию окружающей действительности. Именно воспитание творческой личности выступает в качестве одной из важнейших социальных функций образовательной школы, без чего невозможно становление настоящего будущего специалиста.
Имеющиеся новые перспективы психолого-педагогической науки по формированию и дальнейшему развитию в процессе непрерывного образования свободной личности будущего выпускника школы, в том числе посредством развития познавательной самостоятельности субъекта обучения, имеют вектор на преодоление разрыва между состоянием нашей системы профессионального образования и процессами, протекающими в нашем обществе на современном этапе его развития.
Социальные условия, возникшие в последнее время, предъявляют к выпускникам школы новые требования: своими умениями и способностями, личностными качествами, основанными на гуманистической основе, содействовать прогрессу человеческого общества, в том числе росту культуры и развитию науки. Поэтому особенно важным является осознанное ответственное отношение школьников к учебе в образовательной школе как к главному пути своего личностного развития как профессионала и интеллигента, способного к познавательной самостоятельности. Поэтому в процессе обучения в школе необходимо воспитать личность, которая будет обладать высокой степенью самостоятельности, а это требует изменения основного вектора прохождения практической работы, разработки и применения направленного на повышение эффективности развития познавательной самостоятельности, в процессе профессиональной подготовки будущего специалиста комплекса исследований и мер.
Влияние учебной деятельности в образовательной школе на развитие индивидуальности школьника с учетом личностных качеств субъекта обучения, формирование и дальнейшее совершенствование профессионально значимых качеств личности, креативности личности, развитие учебно-познавательной деятельности как условия развития личности, - все эти проблемы на данном этапе общественнно-исторического развития являются наиболее актуальными для теоретического и экспериментального исследований.
Разрешение рассматриваемой проблемы сдерживают, - недостаточный уровень разработанности ряда вопросов, связанных с дидактическими основами управления развитием познавательной самостоятельности личности субъекта обучения;
-недостаточная определенность содержания и структуры умений формирования мотивации самостоятельной познавательной деятельности.
К моменту проведения школьникам практической работы зачастую не сформированы рациональные методы и приемы учебной и преподавательской работы, отвечающие современным требованиям;
отсутствуют необходимые умения и навыки переработки и усвоения информации, самостоятельной работы, направленной на разрешение проблемной ситуации, в связи, с чем школьник на практике сам не в состоянии научить себя учиться. Причина такого факта заключается в том,что дисциплины психолого-педагогического цикла и методика преподавания 6
Социальная значимость, не разработанность проблемы, трудности, возникающие при ее решении в ходе практической работы будущих выпускников в средней школе, определили выбор темы нашей работы.
Цель выпускной квалификационной работы разработка и изготовление изделий по технике вышивания крестом, также в выявлении необходимых педагогических путей и условий развития познавательной самостоятельности школьников на практической работе.
Объектом исследования выступает процесс организации познавательной самостоятельности школьников практической работе в образовательной школе.
Предмет исследования - процесс выявления педагогических путей и условий развития познавательной самостоятельности школьников на практической работе в образовательной школе.
Анализ научно-дидактических и методических исследований позволяет сформулировать гипотезу исследования, суть которой - в том, что процесс развития познавательной самостоятельности школьников на практической работе может быть эффективным, если:
-выявить и определить педагогические условия, способствующие развитию мотивации приобретения умений самостоятельной познавательной деятельности;
-ориентировать школьника на положительную оценку и восприятие им умений самостоятельной познавательной деятельности как необходимого средства развития у него познавательной самостоятельности;
-определить и учесть индивидуальный уровень развития познавательной потребности каждого школьника, его интересы и наклонности и уровень сформированное им у него познавательной самостоятельности;
-выработать у школьников потребность творческого подхода к своей профессиональной деятельности, сформировать у них умения самостоятельной познавательной деятельности и стремление к самообразованию;
-осуществлять руководство практической работой на базе научно обоснованной концепции поэтапного развития познавательной самостоятельности школьников в процессе их подготовки.
В процессе выполнения выпускной квалификационной работы были поставлены следующие задачи, обусловленные проблемой, предметом, объектом и целью исследования:
-на основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы определить сущность познавательной самостоятельности как качества личности современного школьника;
-разработать и экспериментально проверить комплекс необходимых педагогических условий развития познавательной самостоятельности школьников при прохождении ими педагогической практики;
-выработать методические рекомендации, активизирующие формирование и развитие познавательной самостоятельности школьников на педагогической практике;
-экспериментально проверить эффективность разработанной системы поэтапного формирования умений самостоятельной познавательной деятельности и развития познавательной самостоятельности при разработке и изготовлении изделий по технике вышивания крестом на практической работе.
Методологической основой выпускной работы выступают:
-теория отражения (ее фундаментальные положения об отражении как всеобщем свойстве материи; о творческой активности человеческого
сознания; о познании как развивающейся системе гносеологических образов объективной действительности; о процессе познания как непрерывном переходе объективного в субъективное и обратно); системный подход и соответствующий ему анализ при изучении объектов действительности (структурный анализ; функциональный анализ; структурно-функциональный анализ; генетический анализ; прогностический анализ); целостный подход; личностно-деятельностный подход к организации учебного процесса (Б.Т.Лихачёв, В.А.Сластенин, О.А.Абдуллина и др.).
В теоретической основе исследования мы опирались на труды известных психологов и дидактов по: общей и возрастной педагогике и психологии (Б.Г.Ананьев, П.П.Блонский, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, М.А.Данилов, М.Г.Данильченко, Г.К.Костюк, А.Н.Леонтьев, И.Я.Лернер, Н.A.Половникова, П.И.Пидкасистый, С.Л.Рубинштейн, В. А.Сластёнин, Е.И.Степанова, Н.Ф.Талызина, М.Ф.Шабаева, Т.И.Шамова и др.); проблемам развития личности (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Е.Н.Кабанова-Меллер, З.И.Калмыкова и др.); основным положениям современных концепций сущности и структуры педагогической деятельности (Н.В.Кузьмина,B.А.Сластёнин, Н.А.Шайденко, А.И.Щербаков и др.); теории деятельностного анализа учения (И.И.Ильясов, В.ЯЛяудис); сущности и структуры самостоятельности (Т.И.Шамова, В.А.Балюк, Е.Ф.Мосин, П.И.Пидкасистый, И.Л.Наумченко, Д.Б.Богоявленская и др.).
Данный подход к исследуемой проблеме в соответствии с целями, задачами, особенностями предмета исследования предопределил и методы исследования: в выпускной квалификационной работе нашли применение как ведущие методы (метод теоретического анализа проблемы на основе изучения психолого-педагогической и научно-методической литературы; изучения и обобщения передового педагогического опыта; так и частные методы (психологические - анкетирование, тестирование, интервьюирование, и педагогические - наблюдение, беседа, ретроспективный анализ
Организация исследования. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе МБОУ СОШ г. Кызыла (№ 12, 15, 3, 7). Всего исследованием охвачено 218 школьников пятых шестых классов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Важнейшей задачей школы на современном этапе развития общества выступает воспитание активного члена социума, построенного на демократических началах, личности учащихся, развитой всесторонне и гармонично. Процессы обучения, развития и воспитания, имеющие генетическое единство, представляют собой источник резервов, способствующий максимально эффективному решению этой первоочередной задачи школой, так и педагогической наукой в целом, что подтверждается в ходе проведенной нами научно-исследовательской работы. Воспитание и обучение рассматриваются педагогической наукой в качестве двух аспектов учебно-воспитательной деятельности, находящихся в единстве; при этом воспитание является целенаправленным процессом, способствующим формированию профессионально значимых личностных качеств учащихся, его нравственного облика, творческого профессионального мышления, общей эстетической культуры, а в процессе обучения происходит усвоение профессиональных знаний, формирование черт характера, нравственных качеств будущего учителя, его целостного мировоззрения. Во взаимосвязанном процессе обучения и воспитания средствами всех изучаемых будущим выпускником школы предметами происходит его интеллектуальное, общекультурное, профессиональное развитие; при этом практической работе в средней школе отводится важная и особенная роль.
Практическая работа выступает в учебно-воспитательном процессе в школе в качестве важного и одного из наиболее эффективных средств интеллектуального и профессионального развития будущего выпускника школы, креативности его мышления, вооружения школьников профессиональными умениями, всесторонней их подготовки к непрерывному процессу самосовершенствования. Подготовка школьника - процесс единый, целостный и носящий целенаправленный характер. В настоящее время процессы обучения и воспитания в школе дополняются необходимым компонентом непрерывного профессионального образования - вузовским образованием, сочетающим в себе практическую деятельность с постоянным самообучением и самосовершенствованием, имеющим в структуре как профессиональный, так и профессионально-исследовательский аспекты. Совокупность процессов обучения и воспитания в школе с последующим самосовершенствованием, образующая единый процесс поступательного развития личности школьника, выступает основой приобщения учащегося к инновационной деятельности. Практическая работа средней школы является критерием эффективности овладения школьником профессиональными знаниями, умениями и навыками, становления его как личности-носителя теоретического сознания и методологической культуры мышления. Будущий специалист должен не только строить свою профессиональную деятельность на высоком научно-исследовательском уровне, но и уметь самостоятельно изучать и логически объяснять те явления, принимать адекватные конкретной ситуации научно-обоснованные профессиональные решения, а также в процессе самостоятельной познавательной деятельности добывать необходимые знания, обладать умением быстро и эффективно ориентироваться во все возрастающем информационном потоке. И для данной деятельности выпускнику школы необходимо развить в себе профессионально значимые качества личности, в частности, - познавательную самостоятельность.
Рассматривая практическую работу как важнейшее условие профессионального формирования будущего выпускника в системе непрерывного профессионального образования школьников, следует подходить к формированию у них умений и навыков самостоятельной познавательной деятельности и развитию познавательной самостоятельности как основополагающему средству данного процесса.
Учитывая, что между обучением и воспитанием, направленными на развитие познавательной самостоятельности, имеется ряд различий, обусловленных специфическими задачами, которые стоят перед учителями технологии на практике, формами организации и содержанием учебно-воспитательного процесса, конкретных его ситуаций, средствами воздействия на субъекта обучения, условиями осуществления методов и приемов формирования умений и навыков самостоятельной познавательной деятельности и развития познавательной самостоятельности как качества личности будущего выпускника школы в процессе проведения им практической работы (в том числе и во внеаудиторной самостоятельной работе).
Осуществляя поставленную учебно-воспитательную задачу по развитию у будущих профессионалов познавательной самостоятельности, мы руководили процессом самостоятельной познавательной деятельности конкретного школьника, развивающейся личности.
Таким образом, в процессе развития познавательной самостоятельности как профессионально значимого личностного качества будущих выпускников школ на практической работе следует исходить из: 1) системного характера обучения; 2) личностно-деятельностного подхода; 3) комплекса целей обучения, профессионального развития личностных качеств; 4) специфики педагогической практики как критерия профессиональной подготовленности школьника и средства развития у него важнейших профессионально значимых личностных качеств, а также его познавательного интереса; средства создания положительной мотивации и потребностей в расширении сферы знаний школьником, формирования умений самостоятельной познавательной деятельности, воспитания интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы личности; развития творческого профессионального мышления и формирования потребности в непрерывном профессиональном самосовершенствовании в процессе дальнейшей творческой деятельности по окончании школы.
На современном этапе развития нашего государства, на фоне экономических и политических изменений, целью учебно-воспитательного процесса является всесторонне развитие ребенка.
В первой главе рассмотрены проблемы развития познавательной самостоятельности школьников в психолого-педагогической и методической литературе, также понятие о воспитании и процессе воспитания в целом, эстетического воспитания и воспитание подростков на уроках технологии и внеклассных занятиях. В ходе исследования по теме выпускной квалификационной работы мы пришли к следующим выводам:
Воспитание - это социокультурный феномен, который связан с определенным уровнем экономического, политического, художественно-эстетического развития личности.
Эстетическое воспитание - одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, эстетическое осознание прекрасного, формирование художественного вкуса, умение творчески создавать продукты ручного творчества.
Эстетическое воспитание является одним из видов воспитания.
Д.С. Лихачев в своей книге «Теория эстетического воспитания школьников» опирается на определение, данное К. Марксом: «Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты». Автор подчеркивает ведущую роль целенаправленного педагогического воздействия в эстетическом становлении ребенка. Например, развитие у ребенка эстетического отношения к действительности и искусству, как и развитие его интеллекта, возможно как неуправляемый, спонтанный процесс. Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе, эстетически развивается.
Подростковый возраст - важнейший этап развития и воспитания личности, наиболее благоприятный для формирования художественно-эстетической культуры, поскольку именно в этом возрасте у детей преобладают позитивные эмоции, проявляются избирательное отношение к искусству, богатство сенсорной культуры (наличие музыкального слуха, чувства
Приобщение ребенка к культуре носит воспитательный характер: развивает творческие способности, формирует художественный вкус, приобщает подрастающее поколение к эстетическим взглядам.
В качестве средства эстетического воспитания целесообразно использовано декоративно-прикладное искусство на примере технологии вышивания, которое оказывает сильное эстетическое и эмоциональное воздействие на личность, а также обладает большими познавательными, развивающими и воспитательными возможностями.
Современный, унифицированный подход к решению образовательных задач в рамках образовательной области «Технология», заключается в следующем: в процессе активной познавательной деятельности школьники овладевают основами трудовой деятельности,знакомятся с простейшими технологиями преобразования доступных материалов, овладевают опытом творческой деятельности. Овладение учащимися опытом творческой деятельности предполагает формирование определенной готовности ученика к поиску решения «новых» для него проблем и творческому преобразованию действительности через выстраивание системы творческих заданий, направленных на развитие мышления, в том числе технического, и овладения трудовыми умениями.
Трудовое воспитание неразрывно связано с эстетическим воспитанием.Трудовое воспитание предполагает формирование восприимчивости человека к искусству и прекрасному, существующему в творениях человека.
На наш взгляд, трудовое воспитание учащихся в различных его формах тесно связан с технологическим образованием, как один из условий всестороннего развития человека.Основная задача технологического
образования мы видим в том, чтобы учащиеся овладели научно¬техническими основами современного производства, его технологией.
Во второй главе выпускной квалификационной работы нами рассмотрены понятие декоративно-прикладного творчества.
Декоративно-прикладное искусство, один из немногих видов художественного творчества, для которого связь с техникой является жизненно необходимой. Создание произведений декоративно-прикладного искусства очень трудоемкий и многоэтапный процесс.
В проведенном анализе по эстетическому воспитанию школьников средствами декоративно-прикладного искусства нами выявлены основные виды и классификацию декоративно-прикладного искусства,такие как батик, резьба по дереву, керамика и вышивание, проектировано панно в технике вышивания.
Хочется отметить, что вышивка, широко распространенный вид декоративно-прикладного искусства, в котором узор и изображение выполняются вручную (иглой, иногда крючком) или посредством вышивальной машины на различных тканях, коже, войлоке и других материалах льняными, хлопчатобумажными, шерстяными, шёлковыми (чаще цветными) нитями, а также волосом, бисером, жемчугом, драгоценными камнями, блестками, монетами. Для шитых аппликаций (разновидность вышивки, часто с рельефным швом) используются ткани, мех, войлок, кожа.
В процессе работы раскрыли понятие вышивка крестом, предложенные изделия раскрыли понятие трудовое воспитание тем самым цель - изучить и проанализировать теоретический материал по теме, была достигнута.
Таким образом, самостоятельная познавательная деятельность школьников, направленная на поиск информации и получающая свое дальнейшее продолжение в практической профессиональной деятельности и в коммуникации на практических и консультационных занятиях, становится важным средством активизации познавательной самостоятельности студентов (развивающее значение изучаемых теоретических положений,
Овладев умениями навыками самостоятельной познавательной деятельности, школьник получает возможность успешно приобретать и расширять профессиональные знания, умения и навыки. Таким критерием выступает системность знаний и умений учащегося, являющаяся интегральным показателем, который на основе единства овладения содержательной, процессуальной и мотивационно-ценностной сторонами образовательной деятельности показывает взаимосвязь и взаимообусловленность знаний как теоретической основы умения и умений - как формы функционирования знаний, сочетает в комплексе характеристики качества знаний и умений, отражает возможность применения полученных знаний и умений в различных условиях, их мобильность и динамичность, с позиций единства и взаимообусловленности самостоятельной познавательной и практической деятельности будущего выпускника школы.



1. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29 декабря 2012 года № 273 ФЗ.
2. Апанасенко О.Н., Потемкин А.В. Методический аспект творческого воспитания школьников: методическое пособие. - Барн: изд. БГПУ, 2005. - С. 10-12.
3. Атутов П.Р. Теоретические основы обучения технологии в школе. Книга для учителя. М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ, 2000. 342 с.
4. Бешенков А.К, Бычков А.В.: Методика обучения технологии.- М.: Дрофа, 2003.
5. Борев Ю.Б. «Эстетика», Москва 2002г., 511с
6. Вакуленко Е.Г. Народное декоративно-прикладное творчество: высшее учеб.заведение. М.: издательство Феникс, 2007. 380 с.
7. Герасимов С.А. Система эстетического воспитания школьников / Под редакцией С.А. Герасимова. - М.: Логос, 2005.-226 с.
8. Ильенков Э.В. К беседе об эстетическом воспитании // Школа должна учить мыслить. - М. - Воронеж, 2002. С. 91-94.
9. Комарова Т. С. Школа эстетического воспитания: развивающая и обучающая литература / Под ред. Дорофеевой А.С. - М .: издательство Мозаика-Синтез, 2009. 352 с.
10. Короткина К. Эстетическая культура и эстетическое воспитание / К.Короткина, Л.Б.Шалыт. - М.: Инфра, 2006.-367 с.
11. Кушаев Н.А. Основы эстетического воспитания./Под редакцией Н.А.Кушаева.- М.: Альфа, 2002.-361 с.
12. Литвинец Э. Н. Учитесь вышивать.- М.: Знание, 2001
13. МарченкоА.В., Сосова И.А.: Сборник нормативно- методических материалов по технологии. - М,: Вентана- Граф, 2002.
14. Миронова Т.В. , Ермакова С.О. Вышивка крестом. Большая коллекция узоров.- М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008.
15. Паронина Б.Ю. Объемная вышивка.- М., 2001
16. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов:
В 2 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. - 576(747) с.
17. Пономарев Е., Пономарева Т.: Я познаю мир: Детская энциклопедия: История ремесел. М.: ACT, 2000.
18. Попова О.С. Русское народное искусство. М., 2003.
19. Работнова И.П. Художественная вышивка. М., 2000.
20. Радугина А.А. Эстетика, под ред. Радугина А.А., М.: Центр, 2002г., 240с
21. Розман Г. И. Вышиваю картины крестом.- М., 2006
22. Симоненко В.Д. Технология 5-11классы Вентана-Граф., 2000-2005.
23. Сконцова М.: Технология. Обслуживающий труд. - Ростов -на- Дону:Феникс, 2001.
24. Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. 10. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
25. Суворов А.В. Воспитание искусством любви // Здравый смысл, 2001, №4 (21).
26. Терский Н.Л. Педагогический анализ урока. - Красноярск, 2000 г.
27. Технология рукоделия: краткая энциклопедия вышивки / авт. сост. О.Н. Маркелова. - Волгоград: Учитель, 2009. - 127 с.
28. Фоменко В.Р. Основы анализа урока. - Ростов-на-Дону, 2003г.
29. Харламов И.Ф. Педагогика. /Учебник для студентов педагогических специальностей вузов. - М.: Гардарики, 2000.
30. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. - М.: Просвещение, 2000. - 166 с.
31. Шацкая, В.Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе. / В.Н.Шацкая. - М.: Педагогика, 2004.-223 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ