ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы организации процесса обучения английскому языку в начальных классах в современной методической системе 5
1.1 Характеристики познавательных и возрастных особенностей
младших школьников 5
1.2 Особенности организации процесса обучения английскому языку
младших школьников 14
Выводы по 1 главе 24
Глава 2. Практические основы организации процесса обучения английскому языку в начальных классах в современной методической системе 25
2.1 Особенности процесса обучения учеников с ОВЗ с помощью онлайн-ресурсов
>••••••••••• >>• •••••••>••••••••••••• >>• >••••••••••• >>• •••••••••••>.. ^2^5
2.2 Технологические карты для урока английского языка в начальных
классах 34
Выводы по 2 главе 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Перед учителем английского языка в начальной школе стоит сложная задача не только сформировать у учащихся устойчивый интерес к изучению иностранного языка, но и заложить прочные основы для его дальнейшего успешного изучения.
Согласно требованиям федерального компонента государственного стандарта общего образования по иностранным языкам и нового базисного учебного плана во всех регионах страны произошло введение английского языка в качестве основного предмета начальной школы. К сожалению, это часто происходит стремительно, несмотря на нехватку, а порой и отсутствие подготовленных педагогических кадров и материальных условий в школе. Поэтому главная проблема, которая влечёт за собой все остальные, - массовое, но не подготовленное введение английского языка в начальной школе. Это в свою очередь вскрывает цепочку менее сложных проблем: отсутствие деления класса на подгруппы, даже при наличии более 25 человек в классе, появление в начальной школе преподавателей, которые смутно представляют себе специфику работы и особенности приёмов обучения английскому языку в начальной школе.
По-разному можно подходить к обучению иностранным языкам. Каждый подход находит своих приверженцев и оппонентов.
В современной методике обучения иностранным языкам все новое, что вносится авторами различных проектов, противопоставляется, прежде всего, так называемому традиционному преподаванию. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что тема «Особенности организации процесса обучения английскому языку в начальных классах в современной методической системе» является актуальной.
Объектом выпускной квалификационной выпускной работы является процесс обучения английскому языку в начальных классах в современной методической системе.
Предметом исследования является организация процесса обучения английскому языку в начальных классах в современной методической системе.
Цель работы: выявить особенности организации процесса обучения английскому языку в начальных классах в современной методической системе.
Для решения выше поставленной темы необходимо решить следующие задачи:
• определить характеристики познавательных и возрастных особенностей младших школьников
• выявить особенности организации процесса обучения английскому языку младших школьников
• выявить особенности организации процесса обучения английскому языку учеников с ОВЗ с использованием онлайн-ресурсов
• составить технологические карты для урока английского языка в начальных классах
Практическая значимость исследования состоит в том, выявленные особенности организации процесса обучения английскому языку в начальных классах облегчат процесс обучения.
В работе используются следующие теоретические и эмпирические методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической, методической и научной литературы, синтез обобщение, наблюдение.
Структурно работа включает введение, две главы и список литературы.
В современной методике преподавания иностранных языков в школе приобретают всю большую популярность нетрадиционные методы обучения, которые позволяют сделать процесс обучения ориентированным на практическое применение полученных знаний. Этому способствуют требования ФГОС нового поколения, которые отражают приоритет освоения коммуникативной компетенции при изучении иностранного языка.
Овладение лексическим навыком является неотъемлемой частью изучения и использования иностранного языка для решения коммуникативных задач в условиях иноязычного общения. При этом одним из эффективных инструментов для развития лексического навыка в условиях школы является песенный материал, который включает как учебные, так и аутентичные песни.
В ходе исследования нами были успешно реализованы следующие задачи:
1. изучены ФГОС по иностранным языкам и определены объемы изучаемых лексических тем;
2. рассмотрены существующие методики работы с песенным материалом при обучении иноязычной лексике;
3. проанализированы, как используется песенный материал в самых популярных российских УМК по английскому языку («Rainbow English», «Spotlight»);
4. разработаны комплексы лексических упражнений на основе иноязычных песен.
Содержание обучения лексической стороне речи регламентируется соответствующими разделами ФГОС и примерными программами для начальной, средней и старшей школы. Однако анализ ФГОС показал, что несмотря на указание объема лексических единиц для изучения, отсутствуют точные критерии для отбора лексики. В ходе исследования мы сформулировали общие, фонетические, лексические и грамматические критерии отбора лексики.
Анализ методики позволил выделить основные этапы работы с песенным материалом: предтекстовый, текстовый и послетекстовый. При этом для каждого этапа характерны определенные типы упражнений и учебных активностей.
Анализ популярных учебно-методических комплексов по английскому языку для общеобразовательной школы показал, что большинство песен являются учебными, а не аутентичными.
Так, учебные песни обычно приведены в самом начале урока и служат способом введения нового материала на некоторых уроках. Большое внимание уделяется визуальному сопровождению песен. После прослушивания учебной песни учащемуся предлагаются упражнения на подстановку и заполнение пропусков, и в упражнениях к песне нет акцента на работу с лексикой.
С четвертого класса в УМК «Rainbow English» появляются небольшие адаптированные аутентичные песни с джазовой рифмовкой, однако можно отметить, что учебник ориентируется на британский вариант английского языка, а джазовые рифмовки созданы американкой.
С пятого класса в УМК предлагаются детские аутентичные песни, и только с 8 класса наряду с джазовыми рифмовками ученикам предлагается петь аутентичные песни, рассчитанные на подростков и взрослых. Можно отметить, что в средних и старших классах песни в основном используются в качестве фонетической разминки в начале урока.
В ходе исследования мы разработали комплексы упражнений, которые предполагают работу с лексикой на основе аутентичного песенного материалы. Каждый комплекс упражнений состоит из заданий предтекстового, текстового и послетекстового этапа.
Таким образом, цель исследования, которая заключалась в анализе возможностей использования песенного материала при изучении лексики на уроке иностранного языка, была успешно достигнута.
Комплексы упражнений могут быть использованы учителями иностранного языка на своих уроках. Материал, полученный в ходе эксперимента, может быть полезен на семинарах и практических занятиях по методике преподавания иностранного языка.
1. Бароненко Е.А., Мухаметшина К.Р. К вопросу о применении песенного материала для формирования лексического навыка // Инновационная наука. 2018. №4. С. 141-144.
2. Воронин В.А. Опыт апробации песенных материалов, переведенных с русского на английский язык, в преподавании иностранного языка в школе на начальном и среднем этапах обучения // Kant. 2020. №3 (36). С.242-246.
3. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студентов учреждений высшего образования. Москва: изд-во «Академия», 2015.
4. Гебель С.Ф. Использование песни на уроке иностранного языка // Иностранный язык в школе. 2009. №5. С.28-30.
5. Горлова Н. А. Методика обучения иностранному языку: учеб. пособие для студентов учреждений высшего образования: в 2-х ч. Изд-е 2-е, стереотип. Москва: изд-во «Академия», 2017.
6. Журавлёв А.П. Разработка критериев отбора текстов стихов и песен на английском языке для изучения лексики на среднем этапе обучения // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2020. №73. С.10-14.
7. Иванченко А.И. Практическая методика обучения иностранным языкам / А.И. Иванченко. Санкт-Петербург: издательство «КАРО», 2016. 256 с.
8. Карпиченкова Е.П. Роль музыки и песни в изучении английского языка // Иностранный язык в школе. 1990. №5. С.45-48.
9. Крашенинникова Е.И., Крашенинникова Н.А. Особенности современных англоязычных песен и их использование на уроках английского языка // Преподаватель ХХ! век. 2019. №4-1. С.224-231
10. Макарова А.И. Применение песенного материала на занятиях по второму иностранному языку (на примере французских песен) // Сервис +. 2021. №3. С.86-96.
11. Малюгина А. В. Использование песен на занятиях по английскому языку в неязыковом вузе // Международный научно-исследовательский журнал.
2015. №4-2 (35). С.93-94
12. Новикова Ю.В. О роли песни на уроках иностранного языка и практике и её использования. Научно-методический электронный журнал «Концепт».
2016. Т.40. С.46-48.
13. Пассов Е.С. Основные вопросы обучения иностранной речи / К.С. Пассов. Москва: Русский язык, 1982. 276 с.
14. Пассов Е.И., Кузовлева Н.Е. Урок иностранного языка. Москва: Феникс, Глосса-Пресс, 2010. 640 с.
15. Перфильева Е.П. Музыка на уроках иностранного языка [Электронный
ресурс] // Образовательный интернет-ресурс «Открытый
урок». URL: https://urok. 1 sept.ru/articles/313897 (дата обращения: 6.03.2022)....67