Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ЧУВСТВА РИТМА У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ ЧЕРЕЗ ВЫПОЛНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ХОХЛОМСКОЙ РОСПИСИ

Работа №158575

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы79
Год сдачи2016
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
38
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы понятия «ритм» в декоративно - прикладном искусстве 7
1.1. Сущность понятия «ритм» 7
1.2 Особенности формирования чувства ритма в декоративно­прикладном искусстве у младших подростков 11
1.3 Хохломская роспись и ее характерные особенности 15
Выразительные особенности хохломской росписи (ведущая линия в орнаменте, закон трехкомпонентности) 22
Развитие чувства ритма у младших подростков на занятиях по
декоративно-прикладному искусству 24
Выводы по первой главе 28
Глава II. Экспериментальное исследование по формированию чувства ритма у младших подростков на основе хохломской росписи 30
2.1 Анализ результатов констатирующего эксперимента 30
2.2 Разработка серии занятий, направленных на развитие
формирования чувства ритма у младших подростков на основе изучения хохломской росписи 36
2.3. Методические рекомендации по формированию чувства ритма у
младших подростков 39
Выводы по второй главе 40
Заключение 42

Произведения декоративно-прикладного и народного искусства многие столетия не утрачивают своей художественной ценности, это подтверждает сохранившиеся образцы в музеях, в частных коллекциях также продолжающие собственную деятельность промыслы России. К русскому прикладному искусству относятся росписи: городецкая, гжель, жостовская, хохломская, мезенская. Искусство для нас интересно, дает нам развитие наших творческих способностей и воспитывает вкус молодого поколения и вполне вероятно будет связана с нашей будущей профессией.
Наша тема интересна обществу, так как она является частью нашей древней русской культуры. В народном декоративном искусстве нет ничего бесполезного, в нем отобрано и сохранено самое главное. Признаки находящихся вокруг предметов переданы остро и лаконично. До сих пор проблема развития творчества остается наименее изученной в теории и недостаточно представлена в практике воспитания детей. Увлекаясь народным искусством, учителя, достаточно мало времени уделяют изучению ритма в композиции декоративно-прикладного искусства. Таким образом, тема «Формирование чувства ритма у младших подростков через выполнение элементов хохломской росписи» в настоящее время является весьма актуальной, подростки 10-14 лет мало знают о традициях декоративно­прикладного и народного искусства. Изучение традиций русского декоративно-прикладного искусства, дает возможность воспитать уважение к собственным традициям, воспитать чувство патриотизма, помогает увидеть красоту и богатство всевозможных техник. Познание декоративно­
прикладного искусства должен начинаться, в раннем возрасте, так как ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, частушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного и народного искусства. Только в этом случае искусство, оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый 3
интерес к изучению декоративно-прикладного искусства. Актуальность декоративно-прикладного искусства для становления культуры современного общества и создания творчески мыслящего человека, прежде всего, в исторических корнях, опыте поколений. Познание его способствует заключению сложных задач в области эстетического воспитания подрастающего поколения - расширения и развития у учащихся художественных представлений, навыков оценки произведений искусства духовных потребностей, воображения, становления художественного вкуса.
Многие ученые философы, специалисты по психологии, педагоги изучали вопросы творчества и его место в системе формирования личности. Искусство промыслов надо рассматривать, как генофонд национальной культуры.
Хохломской промысел в настоящее время - это более современное художественное производство, хохломские изделия нас привлекают не лишь только красотой орнамента. Их ценят за крепкое лаковое покрытие, благодаря которому ими пользуются в повседневной жизни. Вероятно, в любом доме есть игрушки и посуда в стиле русского прикладного
искусства. Декоративно-прикладное и народное искусство считается одним из факторов гармоничного развития личности. В настоящее время актуальной стала проблема сохранения национальных традиций. Декоративно-прикладное и народное искусство органично вошло в современную жизнь и продолжает развиваться. Знакомство школьников с хохломской росписью позволит раскрыть творческий потенциал учащихся, исследование по формированию чувства ритма позволит нам расширить систему уроков по изобразительному искусству. Представленная исследовательская работа актуальна и востребована, так как в настоящее время появляется необходимость в новых подходах к преподаванию народного искусства способные решать современные задачи эстетического воспитания и становления личности. В системе эстетического воспитания у учащихся прививается любовь к национальным промыслам России. Узнавая красоту народного искусства, учащиеся чувствуют положительные эмоции и большое желание освоить процесс изготовления изделий. У учащихся просыпается и развивается созидательная активность, формируется художественный вкус. Народное искусство может помочь учащимся взглянуть на обычные вещи по-новому, увидеть красоту находящегося вокруг мира. Не все учащиеся имеют возможность соприкасаться с изделиями хохломской, городецкой росписи, дымковской игрушки. В следствии этого знакомство с историей и технологией народного творчества на уроках изобразительного искусства считается актуальным как в теоретическом, так и в практическом отношение.
Цель исследования разработать и апробировать серию уроков на практике для развития чувства ритма на основе элементов хохломской росписи у младших подростков.
Объект исследования формирование чувства ритма в орнаменте декоративно-прикладного искусства у младших подростков.
Предмет исследования элементы хохломской росписи как средство развития чувства ритма в орнаменте декоративно-прикладного искусства у младших подростков.
В качестве гипотезы исследования выдвигается предположение что формирование чувства ритма в орнаменте декоративно-прикладного искусства через изучение элементов хохломской росписи будет эффективно, если на уроках декоративно-прикладного искусства использовать:
• задания от простого к сложному на формирования чувства ритма.
• использовать задание на последовательность и чередование элементов разных форм
-использовать задания на цветовое исполнение элементов хохломской росписи
• использовать наглядный материал и таблицы
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
^Проанализировать педагогическую и методическую литературу, по проблеме исследования.
2. Выявить особенности формирования чувства ритма у младших подростков.
3. Изучить особенности влияния хохломской росписи на чувство ритма у младших подростков.
4.Определить критерии и уровни, сформированности чувства ритма.
5. Составить и провести серию уроков по декоративно-прикладному искусству для развития чувства ритма на основе элементов хохломской росписи.
6. Разработать методические рекомендации.
Методы исследования:
• анализ педагогической литературы
• наблюдение
• анализ продукта деятельности
База исследования: МБОУСОШ № 17 г. Красноярск, 5 «Б», 5 «В» класс (40 человек).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В заключение проведенного исследования формирования чувства ритма у младших подростков в хохломской росписи, можно сделать следующие выводы.
В современном образование обесценивается роль эстетического воспитания, это приводит к деформации сознания ребенка. Очень важно сохранять и развивать культуру России. Образование формирует образ человека культуры, родовые культурные качества, в количестве которых приоритетным считается художественное творчество. Обществу важны творческие люди, соответствующие изменившимся условиям жизни, которые будут способствовать его предстоящему развитию и совершенствованию. Поэтому для формирующейся личности особую роль играет: готовность к продуктивной творческой деятельности; развитие творческой
самостоятельности; общественного приспособления. Эстетическое воспитание охватывает все сферы жизнедеятельности человека. Оно формирует характер человека, развивает такие стороны личности, без которых невыполнима ни творческая деятельность в любой сфере социальной жизни: трудовой, научной, хозяйственной, технической, культурной, педагогической. Эстетическое воспитание влияет на личность средствами искусства, народного декоративно-прикладного и народного искусства, которое считается необходимым моментом нравственно-эмоционального целостного влияния на личность школьника.
В настоящее время художественно-эстетическое воспитание является ключевым звеном целостного образования. Зарождение культурных ценностей народа и приобщение школьников к национальной культуре народов России имеет бесценную значимость в современных условиях развития средней общеобразовательной школы, учреждений дополнительного образования, формирует устойчивое осознание у школьников о развитии материальной и духовной культуры. Через познание искусства народ создает свой образ мира, образ, обладающий внутренней целостностью и нравственной, духовной устойчивостью на всем протяжении своего существования. Педагог должен проявлять творчество, совершенствовать собственные методики. Декоративно-прикладное искусство, как средство эстетического воспитания способствует формированию национальной культуры, развитию их художественно-прикладных способностей и умений, воспитанию ориентации на творчество. Наиболее актуальными компонентами содержания воспитания, учащихся выступают: сохранение общего духовного опыта человечества, овладение детьми основами декоративно-прикладного творчества; освоение материальных и духовных ценностей общечеловеческой и национальной художественной культуры путем ознакомления с ними и их воспроизводство в творческих видах деятельности.


1. Арбат. Ю.А Русская народная роспись по дереву. -М.1970, 200 с.
2. Антонов.В.П. Альбом "Народные художественные промыслы России"
Антонов В.П. - М.: 1998,-258с.
3. Алехин.А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: Книга для Учителя. - М.: Просвещение, 1984,-160с.
4. Богатырев.П.Г. Вопросы теории народного искусства. «Искусство», 1971,­511с.
5. Бакушинский.А.В. Искусство Палеха.М-1934,-257с.
6. Бакушинский.А.В. Художественное творчество и воспитание, М. 1925,-153с
7. Борисова.А.И.Особенности изобразительной деятельности подростков и доминирующее полушарие мозга / А.И. Борисова, В.Г. Степанов // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. - 2015. - № 2. - С. 93-100.
8. Брыкина Е.К. Декоративно прикладное искусство - детям. / Е.К. Брыкина - М.: РПА, 2002. - 147 с.
9. Василенко, В.М. Искусство Хохломы М -1959,-106с.
10. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология - М. «Просвещение» - 1998,- 150с.
11. Вишневская, В.Н. Хохлома. В.Н. Вишневская - М.: 1980, 230с.
12. Волков И. П. Учим творчеству. / И.П.Волков - М.: Педагогика, 1988. - 98с.
13. Выготский.Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М. Просвещение, 1991,93 с.
14. Выготский.Л.С. -Званцев, М.П. Хохломская роспись. М. 1991,164с.
15. Герчук Ю. Я. Что такое орнамент? - М.: Галарт, 1998, 304с....55


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ