ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
|
Реферат
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1. Сущность и содержание экономической культуры 7
1.2. Российский и зарубежный опыт развития экономической культуры
обучающихся 16
1.3. Современное состояние и тенденции развития дополнительного
образования в России 23
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ 36
2.1. Оценка уровня экономической подготовки в условиях современной
российской школы 36
2.2. Анализ формирования экономической культуры в системе
дополнительного образования обучающихся 42
2.3. Разработка модели развития экономической культуры в системе
дополнительного образования обучающихся 48
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ 57
3.1. Общая характеристика МБОУ «Балахтинская средняя
общеобразовательная школа № 2» 57
3.2. Анализ формирования экономической культуры в «Балахтинской
средней общеобразовательной школе № 2» 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЬЯХ ИСТОЧНИКОВ 83
ПРИЛОЖЕНИЯ 90
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1. Сущность и содержание экономической культуры 7
1.2. Российский и зарубежный опыт развития экономической культуры
обучающихся 16
1.3. Современное состояние и тенденции развития дополнительного
образования в России 23
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ 36
2.1. Оценка уровня экономической подготовки в условиях современной
российской школы 36
2.2. Анализ формирования экономической культуры в системе
дополнительного образования обучающихся 42
2.3. Разработка модели развития экономической культуры в системе
дополнительного образования обучающихся 48
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ 57
3.1. Общая характеристика МБОУ «Балахтинская средняя
общеобразовательная школа № 2» 57
3.2. Анализ формирования экономической культуры в «Балахтинской
средней общеобразовательной школе № 2» 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЬЯХ ИСТОЧНИКОВ 83
ПРИЛОЖЕНИЯ 90
Для преодоления существующего в мире ныне состояния неустойчивого равновесия по многим важнейшим параметрам жизни и перевод его в фазу устойчивого развития требуются целенаправленные и эффективные действия в соответствующих направлениях. При этом должно быть прежде всего обеспечено гармоничное взаимодействие и развитие трех определяющих прогресс общества: науки, образования и производства. При выпадении из этого интеграционного процесса даже одной составляющей указанной системы ни о каком устойчивом равновесии в обществе не может быть и речи [2].
В современной России такая интеграция сочетается с процессом формирования рыночных отношений, что существенно усложняет его, придает всем его составляющим особую специфику. Отсюда со всей остротой выступает необходимость более полного использования всех факторов, способствующих оптимизации всего процесса. В числе последних несомненно важное место принадлежит степени сформированности рыночного типа мышления у всех его участников.
Экономическая культура является одной из важнейших составляющих общей культуры, дефицитом которой страдает наше общество, что актуализирует изучение данной темы.
Проблема определения и формирования экономической культуры школьников на всех уровнях образования носит междисциплинарный характер и исследуется в философском (Б.П. Ангелова, К.А. Улыбин, В.Н. Фофанов), экономическом (А.М. Бирман, В.И. Ерошин, В.В. Кузнецов, В.Д. Попов, В.К. Розов), социально-психологическом (А.А. Бодалев, Л.И. Божович, Т.И. Заславская, Ф.А. Иващенко, И.С. Кон, Р.В. Рывкин), культурологическом (Н.А. Асташова, Л.С. Выготский, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, С.Л. Рубинштейн, М.Н. Скаткин, Н.М.Шахмаев), социологическом (Л.П. Буева, A.M. Гендина Т.И. Заславская) и педагогическом (А.И. Абрамова, Ю.К. Васильев, Л.П. Кураков, А.С. Нисимчук, И.А. Сасова, Н.А. Хроменков, Б.П. Шемякин, А.Т. Шпак) контекстах.
Труды западных и отечественных исследователей раскрывают основные аспекты изучения экономической культуры личности: методики экономического образования (А.Ф.Аменд, Ю.К. Васильев, М.И. Самохвалов и др.); формирование экономического мышления и значимых качеств личности школьника (Л.М. Фуксон, Ф. Фукуяма, К. Хесс, С.Л. Чернер, Н.В. Чигиринская и др.); подготовка педагогов к работе по данной проблеме (И.Г. Рябова, Д.Ф. Стейнлек, А.А. Сысоева, М.Н. Чуйкова и др.).
Цель исследования - разработка модели развития экономической культуры в системе дополнительного образования обучающихся общеобразовательной организации.
Объект исследования - муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение Балахтинская средняя
общеобразовательная школа №2.
Предмет исследования - экономическая культура в системе дополнительного образования обучающихся общеобразовательной организации.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие исследовательские задачи:
1) Определить сущность понятия «экономическая культура» обучающихся и ее место системе образования учащихся средних общеобразовательных школ.
2) Проанализировать современное состояние и тенденции развития дополнительного образования в России.
3) Раскрыть степень разработанности проблемы экономического воспитания школьников и формирования их экономической культуры.
4) Разработать структурно-содержательную модель формирования экономической культуры обучающихся.
5) Провести опытно-экспериментальную апробацию созданной модели на базе общеобразовательной школы и проанализировать полученные результаты.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
• теоретические: анализ педагогической, психологической,
философской, социологической и методической литературы по теме исследования; изучение нормативных документов; контент-анализ информационных источников;
• эмпирические: изучение и обобщение опыта по проблеме; наблюдение, анкетирование, беседа, социометрия, тестирование, метод экспертных оценок; констатирующий и формирующий эксперимент; анализ результатов исследования; статистическая обработка эмпирических данных.
Научные результаты, выносимые на защиту:
1. Уточнено содержание понятия «экономическая культура».
2. Разработана модель формирования экономической культуры обучающихся в условиях дополнительного образования.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что представленные теоретические положения и выводы дополняют теорию общей педагогики знаниями о сущности и структуре экономической культуры обучающихся, расширяют представления о формировании экономической культуры школьников в образовании и об особенностях и преимуществах дополнительного образования в этом процессе.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработан учебный курс для обучающихся по формированию экономической культуры.
По итогам исследования автором опубликованы следующие статьи:
1. Голубцова А.В., Копачева Ю.Н. Развитие финансовой грамотности в общеобразовательной организации через внедрение новых учебных курсов// Материалы VI Всероссийской национальной конференции школьников, студентов, молодых ученых, посвященной 195-летию со дня рождения К.Д. Ушинского «Феномены и тенденции развития современной психологии, педагогики и менеджмента в образовании» (г. Красноярск, 23-25 апреля 2019 г.) Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2019. С. 95-97.
2. Копачёва Ю. Н. Экономическая культура школьников // Аллея науки. alley-science.ru. 2019. № 12(39). URL: https://alley-science.ru/ domains_data/files/03December2019/FINANSOVAYa%20GRAMOTNOST%20S hKOLNIKOV.pdf (дата обращения: 10.12.2019).
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемых источников, включающего в себя 50 наименований, 2 приложения. Объем диссертации - 89 страниц, включая 9 таблиц и 6 рисунков.
В современной России такая интеграция сочетается с процессом формирования рыночных отношений, что существенно усложняет его, придает всем его составляющим особую специфику. Отсюда со всей остротой выступает необходимость более полного использования всех факторов, способствующих оптимизации всего процесса. В числе последних несомненно важное место принадлежит степени сформированности рыночного типа мышления у всех его участников.
Экономическая культура является одной из важнейших составляющих общей культуры, дефицитом которой страдает наше общество, что актуализирует изучение данной темы.
Проблема определения и формирования экономической культуры школьников на всех уровнях образования носит междисциплинарный характер и исследуется в философском (Б.П. Ангелова, К.А. Улыбин, В.Н. Фофанов), экономическом (А.М. Бирман, В.И. Ерошин, В.В. Кузнецов, В.Д. Попов, В.К. Розов), социально-психологическом (А.А. Бодалев, Л.И. Божович, Т.И. Заславская, Ф.А. Иващенко, И.С. Кон, Р.В. Рывкин), культурологическом (Н.А. Асташова, Л.С. Выготский, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, С.Л. Рубинштейн, М.Н. Скаткин, Н.М.Шахмаев), социологическом (Л.П. Буева, A.M. Гендина Т.И. Заславская) и педагогическом (А.И. Абрамова, Ю.К. Васильев, Л.П. Кураков, А.С. Нисимчук, И.А. Сасова, Н.А. Хроменков, Б.П. Шемякин, А.Т. Шпак) контекстах.
Труды западных и отечественных исследователей раскрывают основные аспекты изучения экономической культуры личности: методики экономического образования (А.Ф.Аменд, Ю.К. Васильев, М.И. Самохвалов и др.); формирование экономического мышления и значимых качеств личности школьника (Л.М. Фуксон, Ф. Фукуяма, К. Хесс, С.Л. Чернер, Н.В. Чигиринская и др.); подготовка педагогов к работе по данной проблеме (И.Г. Рябова, Д.Ф. Стейнлек, А.А. Сысоева, М.Н. Чуйкова и др.).
Цель исследования - разработка модели развития экономической культуры в системе дополнительного образования обучающихся общеобразовательной организации.
Объект исследования - муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение Балахтинская средняя
общеобразовательная школа №2.
Предмет исследования - экономическая культура в системе дополнительного образования обучающихся общеобразовательной организации.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие исследовательские задачи:
1) Определить сущность понятия «экономическая культура» обучающихся и ее место системе образования учащихся средних общеобразовательных школ.
2) Проанализировать современное состояние и тенденции развития дополнительного образования в России.
3) Раскрыть степень разработанности проблемы экономического воспитания школьников и формирования их экономической культуры.
4) Разработать структурно-содержательную модель формирования экономической культуры обучающихся.
5) Провести опытно-экспериментальную апробацию созданной модели на базе общеобразовательной школы и проанализировать полученные результаты.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
• теоретические: анализ педагогической, психологической,
философской, социологической и методической литературы по теме исследования; изучение нормативных документов; контент-анализ информационных источников;
• эмпирические: изучение и обобщение опыта по проблеме; наблюдение, анкетирование, беседа, социометрия, тестирование, метод экспертных оценок; констатирующий и формирующий эксперимент; анализ результатов исследования; статистическая обработка эмпирических данных.
Научные результаты, выносимые на защиту:
1. Уточнено содержание понятия «экономическая культура».
2. Разработана модель формирования экономической культуры обучающихся в условиях дополнительного образования.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что представленные теоретические положения и выводы дополняют теорию общей педагогики знаниями о сущности и структуре экономической культуры обучающихся, расширяют представления о формировании экономической культуры школьников в образовании и об особенностях и преимуществах дополнительного образования в этом процессе.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработан учебный курс для обучающихся по формированию экономической культуры.
По итогам исследования автором опубликованы следующие статьи:
1. Голубцова А.В., Копачева Ю.Н. Развитие финансовой грамотности в общеобразовательной организации через внедрение новых учебных курсов// Материалы VI Всероссийской национальной конференции школьников, студентов, молодых ученых, посвященной 195-летию со дня рождения К.Д. Ушинского «Феномены и тенденции развития современной психологии, педагогики и менеджмента в образовании» (г. Красноярск, 23-25 апреля 2019 г.) Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2019. С. 95-97.
2. Копачёва Ю. Н. Экономическая культура школьников // Аллея науки. alley-science.ru. 2019. № 12(39). URL: https://alley-science.ru/ domains_data/files/03December2019/FINANSOVAYa%20GRAMOTNOST%20S hKOLNIKOV.pdf (дата обращения: 10.12.2019).
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемых источников, включающего в себя 50 наименований, 2 приложения. Объем диссертации - 89 страниц, включая 9 таблиц и 6 рисунков.
В ходе работы была проанализирована научная, педагогическая и методическая литература по проблеме формирования экономической культуры обучающихся.
В первой главе мы выяснили, что реализация методической системы организации и содержания дополнительного образования существенно улучшает не только способности школьников, но и расширяет возможности изучения дополнительных предметов. Поэтому включение дополнительного образования в основную программу школьника является одним из наиболее эффективных способов повышения интеллектуальных способностей школьников.
Во второй главе нами была разработана программа учебного курса для обучающихся 5-11 классов. При изучении курса наиболее эффективными являются практико-ориентированные образовательные технологии, которые позволяют приобрести специальные компетенции в процессе решения практических учебных задач. Учитывая высокую степень актуальности тематики, уместно в качестве основных образовательных технологий применить игровую и проектную.
В результате анализа деятельности муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Балахтинская средняя
общеобразовательная школа №2» были выявлены основные проблемы:
• низкий уровень экономической культуры обучающихся;
• недостаточная подготовка педагогического состава в сфере экономической культуры.
На основе выявленных критериев результативности данного курса, можно сделать следующие выводы:
• за счет повышения мотивации к обучению произошло повышение качества знаний обучающихся;
- выросло количество участников школьных и районных олимпиад экономической направленности.
Цели и задачи магистерской диссертации реализованы. Теоретические выводы и практические рекомендации, содержащиеся в исследовании, могут быть использованы при дальнейшей реализации развития финансовой грамотности обучающихся в общеобразовательных учреждениях.
Таким образом, вопрос формирования экономической культуры остается сегодня особенно важным. Для его решения необходимо внедрять курсы по формированию финансовой грамотности в образовательный процесс основной школы. Только в результате активной систематической работы по данному вопросу общая финансовая грамотность населения России начнет расти.
В первой главе мы выяснили, что реализация методической системы организации и содержания дополнительного образования существенно улучшает не только способности школьников, но и расширяет возможности изучения дополнительных предметов. Поэтому включение дополнительного образования в основную программу школьника является одним из наиболее эффективных способов повышения интеллектуальных способностей школьников.
Во второй главе нами была разработана программа учебного курса для обучающихся 5-11 классов. При изучении курса наиболее эффективными являются практико-ориентированные образовательные технологии, которые позволяют приобрести специальные компетенции в процессе решения практических учебных задач. Учитывая высокую степень актуальности тематики, уместно в качестве основных образовательных технологий применить игровую и проектную.
В результате анализа деятельности муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Балахтинская средняя
общеобразовательная школа №2» были выявлены основные проблемы:
• низкий уровень экономической культуры обучающихся;
• недостаточная подготовка педагогического состава в сфере экономической культуры.
На основе выявленных критериев результативности данного курса, можно сделать следующие выводы:
• за счет повышения мотивации к обучению произошло повышение качества знаний обучающихся;
- выросло количество участников школьных и районных олимпиад экономической направленности.
Цели и задачи магистерской диссертации реализованы. Теоретические выводы и практические рекомендации, содержащиеся в исследовании, могут быть использованы при дальнейшей реализации развития финансовой грамотности обучающихся в общеобразовательных учреждениях.
Таким образом, вопрос формирования экономической культуры остается сегодня особенно важным. Для его решения необходимо внедрять курсы по формированию финансовой грамотности в образовательный процесс основной школы. Только в результате активной систематической работы по данному вопросу общая финансовая грамотность населения России начнет расти.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2019 - МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ИННОВАЦИОННОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ) (13.00.01 )
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2003 - Моделирование системы дополнительного образования (на примере инновационного образовательного учреждения)
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2003 - МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(НА ПРИМЕРЕ ИННОВАЦИОННОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ)
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - Формирование экономической культуры у школьников в процессе внеклассной работы
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2018 - Формирование игровой коммуникации у юных баскетболистов 9-10 лет в системе дополнительного образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2024 - ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2023 - Эффективность управления современным учреждением дополнительного образования
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2025





