Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование эстетической культуры младших подростков на уроках изобразительного искусства

Работа №158569

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы92
Год сдачи2020
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
8
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы сформированное™ эстетической культуры
учащихся младшего подросткового возраста 7
1.1 Эстетическая культура личности 7
1.2 Особенности сформированности эстетической культуры учащихся
младшего подросткового возраста 18
1.3. Методы формирования эстетической культуры учащихся младшего подросткового возраста 21
Выводы по первой главе 27
Глава II. Экспериментальная работа по формированию эстетической культуры младшего подростка на основе изучения художественного содержания произведений искусства 29
2.1. Выявление актуального уровня сформированности эстетической
культуры учащихся младшего подросткового возраста 29
2.2. Серия занятий и методические рекомендации к ним направленные
наразвитие эстетической культуры на основе изучения художественного содержания произведений искусства 37
Выводы по второй главе 50
Заключение 52
Список литературы 54
Приложения 59

Эстетическая культура - это многогранное явление сочетающая в себе многообразный диапазон чувств, объем знаний и осмысленных или стихийных действий по освоению окружающей действительности. Одной из подсистем духовной культуры является эстетическая культура личности, благодаря степени ее сформированности мы можем определить готовность индивида к изучению и изменению окружающего мира по законам красоты. Формирование эстетической культуры личности подразумевает формирование эстетического сознания в ходе включения школьника в эстетическую деятельность, которая, в свою очередь, формируется через эстетическое восприятие, эмоции, переживания.
Деятельность школы должна фокусировать свое внимание на формировании основных, ведущих составляющих эстетической культуры личности школьника, и эстетическое воспитание должно предполагать включение школьника в процесс эстетической деятельности, что само собой приведет к значимому изменению и обогащению структуры и содержания художественно-эстетического образования, форм и методов его реализации. Процесс художественного воспитания не ограничивается обращением ребенка к занятиям искусством, так как упускается значительная фаза - влияние искусства на развитие эстетической культуры личности. Даже в психологических исследованиях уделяется несправедливо мало внимания личностным характеристикам, формирующимся под воздействием искусства.
Для того что бы решить задачи формирования эстетической культуры младшего подростка нужно уделить внимание особенностям формирования основных психических процессов и функций в младшем подростковом возрасте, которые связаны с включением ребенка в эстетическую деятельность на уроках художественного цикла. Основными возрастными особенностями младшего подросткового возраста в соответствии с элементами эстетической воспитанности личности
являются: эстетическое сознание, эстетический идеал, эстетическое
суждение, а также эстетическая потребность и эстетические знания, которые в равной степени являются элементами и эстетического сознания и эстетической деятельности.
Для теоретического обоснования наших рассуждений о формировании эстетической культуры в младшем подростковом возрасте мы использовали положения, высказанные рядом ученых, таких, как Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Э.А. Верб, Л.В. Выготский, Л.С. Лосев, A.A. Люблинская, Л.В. Печко, С.Х. Раппопорт, А.А. Смирнов, Б.М. Теплов, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин, П.М. Якобсон и др.
Все вышесказанное определило тему нашего исследования: «Формирования эстетической культуры учащихся младшего подросткового возраста на уроках изобразительного искусства».
Цель исследования: выявить актуальный уровень развития эстетической культуры младших подростков, составить серию уроков и методические рекомендации к ним, направленных на формирование эстетической культуры младших подростков.
Объект исследования: процесс развития эстетической культуры младших подростков.
Предмет исследования: серия уроков по изобразительному искусству как средство формирования эстетической культуры младших подростков.
Гипотеза исследования: эстетическая культура учащихся младшего подросткового возраста будет эффективно формироваться на уроках по изобразительному искусству при условии:
• знакомства учащихся с эталонами красоты разных стран и эпох;
• создании условий для эмоциональной вовлеченности учащихся в процесс восприятия и оценивания, культурных образцов и эстетических идеалов;
• стимулирования творческой работы учащихся, в которых они выражают свое отношение к идеалу красоты той или иной эпохи.
Задачи исследования:
1) Проанализировать педагогическую и методическую литературу по теме исследования.
2) Раскрыть сущность понятий «эстетика», «эстетическая культура», «эстетическое воспитание».
3) Определить особенности формирования эстетической культуры учащихся младшего подросткового возраста.
4) Проанализировать способы и приемы развития эстетической культуры учащихся младшего подросткового возраста на основе изучения художественного содержания произведений искусства.
5) Определить и сформулировать критерии развития эстетической культуры младших подростков.
6) Разработать содержание и методики проведения констатирующего эксперимента по выявлению актуального уровня развития эстетической культуры младших подростков.
7) Провести экспериментальное исследование, проанализировать результаты.
8) Разработать серию занятий направленных на формирование эстетической культуры младших подростков.
9) Разработать методические рекомендации по проведению данных занятий.
Методы исследования:
• Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования.
• Теоретический анализ диагностических методик эстетической культуры личности.
• Метод констатирующего эксперимента - тестирование,
анкетирование, бланковая методика.
- Анализ результатов констатирующего эксперимента.
База опытно-практической работы: МАОУ «КУГ №1 Универс» г. Красноярска. В исследовании принял участие 21 человек в возрасте от 10 до 11 лет.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной работе мы изучили эстетическую культуру и все ее аспекты, а так же особенности ее формирования у младших подростков.
Эстетическая культура - совокупность всех эстетических ценностей, которые участвуют во взаимодействии общества с миром, в стремлении общества к совершенствованию, полному расцвету всей системы общественных отношений [50, с. 98].
Цель нашего исследования заключалась в том, чтобы выявить актуальный уровень сформированности эстетической культуры младшего подростка. Для достижения нашей цели мы провели анализ литература по теме нашего исследования с последующим детальным изучением главных понятий. Затем определили особенности сформированности эстетической культуры младших подростков, а так же их возрастные особенности. Исходя из которых, можно понять, что ученики данной возрастной категории наиболее заинтересованы в получении новых знаний. На основе этого составили план экспериментальной работы по выявлению актуального уровня развития эстетической культуры учащихся младшего подросткового возраста. И разработали серию занятий, которая так же направлена на формирование эстетической культуры учащихся младшего подросткового возраста.
Изучение теоретических основ обозначенной проблемы позволяет отметить её актуальность и необходимость решения. Объектом исследования в данной работе является процесс сформированности эстетической культуры учащихся младшего подросткового возраста. Анализы результатов психолого­педагогических исследований показывают, что младший подростковый возраст является наиболее сензитивным в том числе и в плане формирования эстетической культуры личности. Поэтому очень важно воспитывать у учеников чувство прекрасного, знакомить обучающихся с достижениями мировой культуры, с культурными ценностями человечества.
Нами было проведено экспериментальное исследование по выявлению уровня сформированности эстетической культуры учащихся младшего 53
подросткового возраста, которое показало, что у большинства обучающихся преобладает средний уровень. На основе чего мы можем утверждать, что учащиеся обладают небольшим объемом эстетических знаний, имеют способность судить о прекрасном и безобразном в жизни и искусстве развита, эстетические идеалы их развиты, но не представляют стойких убеждений. Так же присутствует эмоциональная реакция, наблюдается адекватность эмоциональных реакций по отношению к содержанию художественных произведений и характеру происходящих явлений в окружающей их среде. К тому же присутствует познавательная направленность на эстетические предметы и явления действительности, наблюдается стремление участвовать в художественно-творческой деятельности, расширять эстетический кругозор, но слабо выраженная способность осуществлять эстетическую деятельность на основе имеющихся эстетических идеалов и представлений. Полученные данные являются основой для разработки программы занятий, направленных на развитие эстетической культуры учащихся младшего подросткового возраста. Она заключается в том, что эстетическая культура учащихся формируется через их знакомство с идеалом красоты человека разных эпох и стран. Планируется изучения нового материала с использованием наглядных пособий с последующим обсуждения теоретической части урока с элементами игры, а после выполнение творческой части урока. Проведённые на практике уроки дали возможность для успешного освоения учащимися младшего подросткового возраста эстетической культуры.


1. Апанасенко O.H., Потемкина A.B. Методический аспект творческого воспитания подростков: методическое пособие. Барн: изд. БГПУ, 2005. 150 с.
2. Адаскина А.А. Особенности проявления эстетического отношения при восприятии действительности. Вопросы психологии, 2008. № 6.100-110 с.
3. Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей. М.: Владос, 2004. 127 с.
4. Афасижев M.H. Эстетические потребности человека. М.: Знание, 1979. 63 с.
5. Бердяев H. А. О назначении человека. М.: Республика, 1993. 383 с.
6. Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. 1456 с.
7. Бopщeвa H.A. Диагностика уровня эстетической культуры.
[Электронный ресурс]. https://nsportal.ru (дата обращения 15.09.2019).
8. Беляев А.А., B.H. Эстетика. Словарь. М.: Академия, 2014. 448 с.
9. Бopeeв Ю.Б. Эстетика. М.: Высшая школа, 2002. 511с.
10. Бopeв Ю.Б. Основные эстетические категории. М.: Высшая школа, 1966. 446 с.
11. Бoжoвич Л.И. О нравственном развитии и воспитании. М.: Просвещение, 1995. 423 с.
12. Бypoв А. И. Эстетика: проблемы и споры. М.: Искусство, 1978 175 с.
13. Бeзpyкoвa B.C. Педагогика: Учеб. для инж.-спец. Екатеринбург. обл. ин-т развития рег. образования. Екатеринбург, 1994. 340с.
14. Baнcлoв B. B. Проблема прекрасного. М.: Государственное издательство политической литературы, 1957. 263 с.
15. Верб M. A. Педагогические основы формирования эстетической культуры старших школьников. М.: ЛГПИ им. Герцена, 1980. 80 с....50


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ