Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Дидактические игры как средство сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста

Работа №158524

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы62
Год сдачи2020
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Специфика сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста 8
1.2. Содержание и методика сенсорного воспитания детей младшего
дошкольного возраста 13
1.3. Дидактические игры и их значение для процесса сенсорного
воспитания детей младшего дошкольного возраста 21
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР КАК СРЕДСТВА СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Изучение уровня сенсорного развития детей младшего
дошкольного возраста 31
2.2. Содержание работы по сенсорному воспитанию детей младшего
дошкольного возраста 38
2.3. Анализ эффективности использования дидактических игр как
средства сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59

С рождения ребенка окружают различные предметы и объекты, в процессе знакомства с которыми он постигает окружающий мир, узнает их свойства, характерные особенности и качества. Невозможно представить себе жизнь любого человека без такой деятельности. Но происходить она может стихийно, без участия взрослого, когда дети сами рассматривают, разглядывают, изучают окружающий мир, или быть организованной взрослым целенаправленно, для обогащения чувственного опыта ребенка. Благоприятные условия, которые создаются в дошкольном возрасте для сенсорного развития, способствуют формированию всех психических процессов в ускоренном темпе, что в дальнейшем облегчает освоение учебной деятельности в младшем школьном возрасте.
Сенсорное развитие (от лат. sensus-чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Большой вклад в изучение проблем сенсорного развития внесли видные отечественные педагоги и психологи: А.В. Запорожец [19], Н.П. Сакулина [27], Е.И. Тихеева [13], А.П. Усова [37]. В настоящее время широко известна и повсеместно используется система сенсорного воспитания дошкольников, разработанная Л.А. Венгером [6, 7] и его школой.
Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. По мнению Л.А. Венгера, сенсорное развитие является основой умственного развития ребенка, так как для большинства видов деятельности дошкольника необходимо полноценное восприятие [6, с. 3]. Именно с восприятия начинается процесс познания окружающего мира, а более сложные формы познания, такие, как мышление и воображение, по отношению к нему являются вторичными.
Основные знания и умения в области сенсорного воспитания, которыми должны овладеть дети дошкольного возраста, подробно изложены в новом ФГОС ДО, принятым Министерством образования и науки РФ в 2013 году [26]. Среди современных требований к результатам освоения основных образовательных программ дошкольного образования выделяются следующие:
- различать форму предметов: круглую, треугольную,
четырехугольную, многоугольную;
- измерять и сравнивать длину, ширину, высоту предметов с помощью условной мерки;
- различать основные цвета и оттенки;
- выражать словами местонахождение предмета по отношению к себе, к другим предметам (слева, справа, вверху, внизу, впереди и др.);
- ориентироваться на листе бумаги (слева, справа, вверху, внизу, в середине);
- знать дни недели, последовательность частей суток и дней недели.
Особенно важным представляется сенсорное воспитание ребенка в младшем дошкольном возрасте, так как именно этот период является фундаментом его дальнейшего развития. В это время дети становятся относительно самостоятельными, они проявляют любопытство и заинтересованность к окружающему миру, свойствам предметов и объектов. Такой живой интерес ребенка дает возможность воспитателю обогатить процесс сенсорного воспитания разнообразными заданиями и упражнениями, направленными на изучение цвета, формы, размера, величины и т. д.
Среди разнообразных видов деятельности особое место занимает игра. Ее значение заключается не только в том, что она является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, но и в том, что она представляет собой наиболее предпочитаемую форму времяпрепровождения для ребенка. Игра пронизывает всю жизнь детей, оказывая влияние на развитие всех сторон личности. В каждом из видов игр, которые используются в практике дошкольного образования (подвижные, театрализованные, творческие и др.), могут решаться определенные педагогические задачи.
Наиболее эффективным средством сенсорного воспитания могут стать различные дидактические игры. Это связано с тем, что в них гармонично сочетаются учебная и игровая задачи, составляющие основу дидактической игры. Игровая деятельность позволяет заинтересовать ребенка, мотивировать его на выполнение задания, в процессе выполнения которого осуществляется обучение и развитие. Регулярное использование системы дидактических игр, предназначенных для знакомства с цветом, формой, величиной окружающих предметов, в работе с детьми младшего дошкольного возраста позволяет добиться высокого уровня сенсорного воспитания к старшему возрасту. По нашему мнению, несмотря на большое количество педагогической и методической литературы по данной проблеме, вопрос о системе дидактических игр, направленных на сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста, раскрыт не в полной мере, что и определяет актуальность данной работы.
Объект исследования: процесс сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: дидактические игры как средство сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста.
Цель исследования: изучить возможности использования дидактических игр как средства сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме сенсорного воспитания детей дошкольного возраста;
2) изучить содержание и методику сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста;
3) подобрать методики и провести диагностику уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста;
4) доказать эффективность использования дидактических игр как средства сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста.
Поставленные задачи обусловили выделение четырех этапов работы:
I этап (июнь - август 2019 года) был посвящен изучению и анализу психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
II этап (август - сентябрь 2019 года) предполагал выявление уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста;
III этап (сентябрь 2019 - ноябрь 2019 года) включал формирующий эксперимент, направленный на разработку и реализацию системы дидактических игр, направленных на сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста;
IV этап (декабрь 2019 года) предусматривал повторную диагностику и выявление эффективности использования дидактических игр как средства сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста.
Гипотеза: использование дидактических игр является эффективным средством сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
- теоретические: изучение психолого-педагогической литературы,
анализ и обобщение материалов;
- эмпирические методы: педагогическое наблюдение, диагностические методики «Группировка игрушек» (Л.А. Венгер), «Разбери и сложи матрешку», «Собери цветок» (Е.А. Стребелева).
Теоретико-методологической базой исследования являются работы, посвященные актуальным проблемам сенсорного воспитания и обучения детей дошкольного возраста (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, А.П. Усова); выявлению особенностей формирования у детей представлений о качествах предметов в процессе сенсорного воспитания (З.М. Богуславская, С.Л. Новоселова, Э.Г. Пилюгина); изучению методики сенсорного развития детей дошкольного возраста (А.К. Бондаренко, Н.А. Ветлугина, Р.И. Жуковская, Н.П. Сакулина), специфики игровой деятельности детей дошкольного возраста (Д.Б. Эльконин, С.Л. Новоселова, Н.Ф. Губанова, А.П. Усова), характеристики дидактической игры как средства развития дошкольников (А.К. Бондаренко, А.Н. Давидчук, Л.Г. Селихова, А.И. Сорокина, С.А. Козлова, Т.А. Куликова).
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования предложенной системы дидактических игр в процессе сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста. Применение дидактических игр возможно как в ходе организованной образовательной деятельности, так и во время самостоятельной работы детей.
База исследования: МБДОУ детский сад «Березка» р. п. Евлашево Кузнецкого района Пензенской области.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, включающего 41 наименование.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Сенсорное воспитание играет огромную роль в развитии ребенка. Оно является основой для развития органов чувств, способствует развитию мышления и речи, дает возможность ребенку лучше ориентироваться в окружающем мире.
В содержание сенсорного воспитания входит развитие зрительных, тактильных, слуховых, обонятельных ощущений: детей учат различать и называть цвета, у них формируют представление о звуках и запахах, развивают способность различать форму, величину предметов, их положение в пространстве. Благодаря этому окружающий мир постепенно предстает перед ребенком во всем своем богатстве и многообразии. Впечатления, полученные ребенком при его активном взаимодействии с внешним миром, дают разуму пищу для выработки абстрактных понятий.
Сенсорное развитие в дошкольном возрасте превращается в особую познавательную деятельность, имеющую свои цели, задачи, средства и способы осуществления. Совершенство восприятия, полнота и точность образов зависят от того, насколько полной системой способов, необходимых для обследования, владеет дошкольник. Поэтому главными линиями развития восприятия дошкольника выступают освоение новых по содержанию, структуре и характеру обследовательских действий и освоение сенсорных эталонов. Кроме восприятия цвета, формы и величины, манипулирование с предметами приводит к открытию в предметах все новых и новых свойств: перемещение, падение, звучание, мягкость или твердость, сжимаемость, устойчивость и пр.
Сенсорное воспитание осуществляется и на занятиях по рисованию, по развитию речи, формированию математических представлений. Так, знания о цвете, форме и положении предметов в пространстве закрепляются, расширяются и уточняются на занятиях изобразительной деятельностью (рисование, лепка, аппликация) и в процессе конструирования; представления о величине и количестве предметов - на занятиях по формированию элементарных математических представлений и т. д.
Психологические исследования показывают, что без целенаправленно организованного процесса сенсорного воспитания восприятие детей долго остается поверхностным отрывочным и не создает необходимой основы для общего умственного развития, овладения разными видами деятельности, полноценного усвоения знаний и навыков.
В практической деятельности воспитателя для сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста целесообразно использовать дидактические игры. В отличие от других видов игр, в дидактической игре можно выделить одновременно и игровую, и обучающую задачи. Обучающая задача способствует формированию у ребенка новых умений или навыков, игровая задача помогает заинтересовать, мотивирует и развлекает.
Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, конкретизируется игровыми действиями. Ценность дидактических игр и упражнений не только в том, что дети познают свойства - цвет, форму, величину и др., но и в том, что благодаря заложенному в обучающих игрушках и материалах принципу самоконтроля возможно организовать более или менее длительную самостоятельную деятельность маленьких детей, развивают умение играть рядом с другими, не мешая им. Важным условием осуществления задач сенсорного является знание педагогом игр и систематическое обучение детей этим играм, развитие у них умения самостоятельно играть в доступные и интересные их возрасту игры.
В экспериментальном исследовании принимали участие 15 детей младшего дошкольного возраста (3-4 года). В ходе анализа полученных результатов мы пришли к выводу, что не все дети умеют ориентироваться на форму предметов и сравнивать плоскостное изображение предмета с объемной фигурой. Некоторые дошкольники испытывали трудности при назывании цвета предмета и выполнением задания по образцу, сопоставлении предметов по величине.
Формирующий этап эксперимента проводился в течение трех месяцев (сентябрь - ноябрь 2019 г.) и предполагал расширение и закрепление представлений детей младшего дошкольного возраста о цвете, форме, качестве и величине предметов в процессе использования дидактических игр.
В качестве основы нашей работы мы использовали систему дидактических игр и упражнений, разработанную Л.А. Венгером, Э.Г. Пилюгиной, Н.Б. Венгер [7].
При организации и проведении дидактических игр мы старались учитывать возрастные особенности младших дошкольников. В большинстве случаев нами использовались игры с дидактическими игрушками и предметами. Во-первых, такие игрушки могут привлечь внимание ребенка своей яркостью и необычностью, во-вторых, их использование в большей степени направлено на решение задач сенсорного воспитания (знакомство с цветом, формой и величиной).
Содержание игр повторялось несколько раз в усложненном варианте, что способствует лучшему усвоению и запоминанию необходимого материала, а также поддерживает интерес и внимание ребенка к игровой деятельности. При проведении дидактической игры с детьми младшего дошкольного возраста мы старались объяснять правила по ходу игры, обращая внимание на каждого ребенка, чтобы у него сложилось впечатление, что слова воспитателя направлены именно к нему. Чтобы игра проходила успешнее, мы заранее знакомили детей с теми предметами, которые будут использоваться в игре, с их свойствами или качествами. Во время игры воспитатель старался направлять действия играющих с помощью подсказки, совета, вопроса или повторного напоминания правил.
Проведение дидактической игры включает следующие этапы:
1. Предварительный этап, на котором воспитатель знакомит детей с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них).
2. Проведение игры, в ходе которого воспитатель объясняет правила игры (что они запрещают, разрешают, предписывают) и показывает игровые действия. Педагог учит детей правильно выполнять действия, объясняя, что в противном случае игра не приведет к нужному результату.
3. Подведение итогов игры; воспитатель отмечает успехи каждого игрока, подчеркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.
Все дидактические игры, предназначенные для решения задач сенсорного воспитания детей данного возраста, можно разделить на три группы:
- дидактические игры, направленные на ознакомление с цветом;
- дидактические игры, направленные на ознакомление с формой;
- дидактические игры, направленные на ознакомление с величиной.
В ходе контрольного этапа эксперимента нам удалось подтвердить гипотезу о том, что использование дидактических игр способствует повышению уровня сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста, позволяет обогащать представления детей о свойствах и качествах объектов окружающего мира, что необходимо для всестороннего развития ребенка.
Таким образом, полученные результаты свидетельствуют об эффективности использования дидактических игр как средства сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста. Выдвинутая ранее гипотеза нашла свое подтверждение, поставленные задачи были решены, цель достигнута. Целесообразно и в дальнейшем продолжить данную работу с детьми.



1. Аванесова В.Н. Воспитание и обучение детей в разновозрастной группе. - М.: Просвещение, 2006. - 176 с.
2. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. - М.: АСТ, 2006.- 86 с.
3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1985. - 176 с.
4. Вайнерман С.М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. - М.: Владос, 2010. - 289 с.
5. Васильева Н.Н., Новоторцева Н.В. Развивающие игры для дошкольников: Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 2001. - 208 с.
6. Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. - М.: Просвещение, 2008. - 118 с.
7. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Книга для воспитателя детского сада. / Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 2008. - 144 с.
8. Гербова В.В. и др. Воспитание и развитие детей раннего возраста: пособие для воспитателя детского сада. / В.В. Гербова, Р.Г. Казакова, И.М. Кононова и др. / Под ред. Г.М. Ляминой. - М.: Просвещение, 2007. - 218 с.
9. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Для работы с детьми 2-7 лет. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017. - 120 с.
10. Давидчук А.Н., Селихова Л.Г. Дидактическая игра - средство развития дошкольников 3-7 лет. Методическое пособие. - 2-е изд. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 176 с.
11. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателей дет. садов. / Под ред. С.Л. Новоселовой. - Изд. 3-е, испр. - М.: Просвещение, 1977. - 190 с.
12. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. - СПб.: Питер, 2013. - 464 с.
13. Дунаева Н.А. Вклад Е.И. Тихеевой в теорию и методику дошкольного воспитания в России. // Актуальные вопросы современной науки и образования. Материалы I Международной научно-практической конференции. - М.: Издательство «Перо», 2016. - С. 51-55.
14. Игра дошкольника. / Под ред. С.Л. Новоселовой. - М.:
Просвещение, 1989. - 286 с.
15. Кирпичникова Н. Развиваем сенсорику и мелкую моторику. // Дошкольное воспитание. - 2005. - №2. - С. 76-78.
16. Кобель Г.Н. Диагностика актуального уровня сенсорного развития
детей младшего дошкольного возраста. // Молодой ученый. - 2016. - №6. - С. 779-783. - [Электронный ресурс] - URL:
https://moluch.ru/archive/110/27225/ (дата обращения: 01.10.2019).
17. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., исправ. и доп. - М.: Изд. центр «Академия», 2001. - 416 с.
18. Колос Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. - 3-е исправленное и дополненное. - М.: Аркти, 2008. - 80 с.
19. Леонтьев А.Н., Запорожец А.В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: сб. ст. / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца - М.: Международный образовательный и психологический колледж, 1995. - 144 с.
20. Логинова В.И. Формирование у детей дошкольного возраста (3-6 лет) знаний о материалах и их признаках (качествах и свойствах): автореф. дисс. на соискание уч. степени к. пед. н. - Л.: Ленингр. гос. пед. ин-т им. А.И. Герцена, 1965. - 18 с.
21. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Развитие сенсорной сферы детей. - М.: Просвещение, 2002. - 256 с.
22. Нечаева И.Ю., Яровая Н.Е. Система сенсорного развития детей // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2010. - № 1. - 256 с.
23. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015- 368 с.
24. Психология и педагогика игры дошкольника. // Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. - М.: Просвещение, 1966. - 351 с.
25. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателя детского сада. - М., 2003. - 236 с.
26. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
(Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». - [Электронный ресурс] - URL:https://fgos.ru/
27. Сакулина Н.П. Сенсорное воспитание в детском саду. - М: Просвещение, 1989. - 179 с.
28. Сенсомоторное развитие дошкольников. / С.М. Вайнерман, А.С. Большов, Ю.Р. Силкин и др. - М.: Владос, 2006. - 247 с.
29. Сеченов И.М. Физиология. Избранные произведения. В 4 ч. Часть 2.
- М.: Издательство Юрайт, 2017. - 355 с.
30. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учебное пособие для студентов вузов. - М.: Академия, 2006. - 576 с.
31. Смирнова Е. Мария Монтессори: система дошкольного воспитания. // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 2. - С. 110-114.
32. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1982. - 96 с.
33. Сорокова М.Г. Система М. Монтессори: теория и практика: учебное пособие для студентов вузов. - 4-е изд. - М.: Академия, 2007. - 384 с.
34. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. - Минск: Народная асвета, 2007. - 198 с.
35. Урунтаева Г.А. Детская психология: учебник для студ. сред. учеб. заведений. - 6-н изд., перераб. и доп. - М.: Изд. центр «Академия», 2006. - 368 с.
36. Усова А.П. Игра и организация жизни детей. - М.: Учпедгиз, 1962. - 39 с.
37. Усова А.П. Сенсорное воспитание в дидактике детского сада. - М: Просвещение, 1990. - 206 с.
38. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт
педагогической антропологии. Том II. - М.: Книга по Требованию, 2014. - 628 с.
39. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 13 июля 2015 г. № 238-ФЗ). // СЗ РФ. - 2012. - № 53 (часть I). - Ст. 7598. - Режим доступа: Гарант: Информационно-правовой портал // http://base.garant.ru.
40. Фомина Л.В. Сенсорное развитие: программа для детей в возрасте (4)5-6 лет. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 80 с.
41. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Владос, 1999. - 360 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ