Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОДРАСТАЮЩИХ ПОКОЛЕНИЙ В США

Работа №158477

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы232
Год сдачи2015
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
34
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


РЕФЕРАТ 2
ОГЛАВЛЕНИЕ 4
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА I ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРАСТАЮЩИХ ПОКОЛЕНИЙ 17
1.1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ: СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ,
ФАКТОРЫ И МЕТОДЫ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРАСТАЮЩИХ ПОКОЛЕНИЙ 17
1.1.1 Понятие экономической социализации 17
1.1.2 Факторы, влияющие на эффективность экономической
социализации подрастающих поколений 26
1.1.3 Методы оценки уровня экономической социализации 36
1.2 РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ В ПРОЦЕССЕ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРАСТАЮЩИХ ПОКОЛЕНИЙ 42
1.2.1 Государство, как институт социализации 44
1.2.2 Семья как институт социализации 55
1.2.3. Школа как институт социализации 69
1.2.4 Коллектив сверстников как институт социализации 80
1.2.5 Работа как институт социализации 82
1.2.6 Религия как институт социализации 82
1.2.7 Средства массовой информации как институт социализации 83
1.2.8 Социальный контроль как институт социализации 84
1.3 КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В ПРОЦЕССЕ
ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ПОДРАСТАЮЩИХ ПОКОЛЕНИЙ 90
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1 94
ГЛАВА II ХАРАКТЕРИСТИКА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРАСТАЮЩИХ ПОКОЛЕНИЙ В США 99
2.1 ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО УРОВНЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРАСТАЮЩИХ ПОКОЛЕНИЙ В США 99
2.2 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ ПОВЫШЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ
ГРАМОТНОСТИ МОЛОДЕЖИ 109
2.2.1. Программа финансового планирования для учащихся старших
классов. (High School Financial Planning Program или HSFPP) 111
2.2.2. Финансовые тренировки для жизни (Financial Fitness for Life).
Совместный проект Национального Фонда Финансового Образования и
Фонда Банка Америки (National Endowment for Financial Education and the Bank of America Foundation) 115
2.2.3. Искусство управления деньгами (MoneySKILL). Проект Фонда
Поддержки Образования Ассоциации Американских Дипломатических Служб (AFSA Education Foundation) 120
2.2.4. Практические навыки управления денежными средствами для
жизни (Practical Money Skills for Life) 123
2.2.5. Сравнительный анализ образовательных программ HSFPP, FFFL,
MS и PMSFL 128
2.3 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРАСТАЮЩИХ ПОКОЛЕНИЙ В США 133
2.4 ВОЗМОЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АМЕРИКАНСКОГО ОПЫТА В
ПРОЦЕССЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРАСТАЮЩИХ ПОКОЛЕНИЙ 141
2.4.1 Современное состояние экономической социализации
подрастающих поколений в России 141
2.4.2 Возможные варианты усовершенствования российской практики
экономической социализации подрастающих поколений в России в рамках экономического образования 147
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ II 153
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 159
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ . 170
ПРИЛОЖЕНИЯ 182

Стремительные изменения социально-экономического портрета России ставит перед государством целый ряд новых комплексных задач, связанных с формированием современного общества, способного эффективно действовать и развиваться в текущих условиях.
Низкий уровень экономической грамотности населения отрицательно сказывается не только на личном благосостоянии граждан, но и на развитие экономики в масштабах государства. Во-первых, растет рынок финансовых услуг, таких как кредитование, страхование, программы негосударственных пенсионных фондов. Низкий уровень экономической грамотности не позволяет населению грамотно и эффективно использовать представляемые услуги, из-за недостатка навыков и знаний в финансовой сфере. Во-вторых, рост мошенничества в данной среде также усиливается в свези с некомпетентностью потребителей. Это, в свою очередь приводит к росту недоверия ко всей финансовой системе страны, что замедляет её развитие [25]. Современный рынок финансовых услуг интенсивно развивается, растет не только количество продавцов, но и ассортимент самих услуг. На рынке фигурируют не только банки и страховые компании, но и пенсионные фонды, инвестиционные фонды, биржи. Финансовая безграмотность неблагоприятно влияет на развитие финансовых рынков и ведет к нездоровой конкуренции и спекуляции. Таким образом, низкая компетенция граждан в сфере экономики и финансов приводит к отрицательным последствиям не только для самих потребителей финансовых продуктов и услуг, но и для государства и общества в целом.
Ежегодно Организацией экономического сотрудничества и развития (Organisation for Economic Cooperation and Development, OECD) проводятся тесты, главной целью которых является установление уровня финансовой грамотности населения в разных странах мира, а также оценить умение граждан применять имеющиеся компетенции на практике. Это исследование носит название Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (Programme for International Student Assessment, PISA) и проводится каждые 3 года, начиная с 2000 г. В исследовании принимают участие подростки в возрасте 15 лет . Согласно результатам, полученным в 2012 году, Россия оказалась в числе стран, в которых доля опрошенных с самым низким уровнем финансовой грамотности ниже среднего показателя ОЭСР -13 (500 ед.), 1 балл из 5 в России набрали 16% участников, а 5 баллов из 5 всего 14%. Для сравнения, аналогичные показатели учащихся из Китая - страны-участницы исследования, показавшей самый высокий средний балл (603 ед.) 1,5% и 63,5%, в США (492 ед.) самый низкий балл набрали 16,8%, а самый высокий 19,5%, в Австралии (526 ед.) эти значения составили 9,8% и 30,2%, а в Колумбии - стране с самым низким среди стран-участниц срядим результатом (379 ед.) - 55,1% и 2,1%. Таим образом, можно заключить, что уровень финансовой грамотности российских школьников находится на среднем по миру уровне, однако существенно уступает уровню школьников стран-лидеров. Также очевидно, что проблема отсутствия соответствующих компетенций существует не только в России, но так или иначе, касается большинства государств, в первую очередь с динамично изменяющейся экономикой [Базы данных ОЭСР, PISA 2012, таблицы VI.2.1, VI.2.2, VI.2.3 и VI.3.1].
Для того чтобы повысить уровень финансовой грамотности, правительства многих стран разработали и стали реализовывать национальные программы финансового образования населения. Сегодня такие программы уже есть в Великобритании, США, Канаде, Австралии, Германии, Польше и других странах. В России национальная программа повышения финансовой грамотности, рассчитанная на пять лет, стартовала в 2011 г.
Наиболее значимым в данном контексте является группа задач, связанных с обучением и воспитанием нового поколения российских граждан, адаптированных к условиям рыночной экономики, являющейся на сегодняшний день основной экономической моделью в России. Решение этой задачи предполагает изменение не только содержательной части образования, но и подходов к подготовке детей, подростков и молодежи, и может быть реализовано через разработку и внедрение эффективных образовательных программ, нацеленных на развитие экономической культуры, экономической грамотности и предприимчивости у подрастающих поколений. Инвестиции в повышение грамотности именно подрастающих поколений способны принести наибольшую пользу в долгосрочной перспективе плане, во-первых, поскольку молодые люди более восприимчивы к любым обучающим программам. В молодом возрасте людям постоянно приходится получать новые знания в учебных заведениях- в школе, колледже, институте, на курсах. Различные элементы экономической социализации могут войти в образовательные программы в качестве дополнительного набора компетенций, которые молодые люди получат в процессе своего обязательного образования или стать частью внешкольных (внеуниверситетских) воспитательных и образовательных программ. Во-вторых, в рамках работы с социальными институтами так или иначе задействованными в воспитании и образовании подрастающих поколений, можно добиться масштабного охвата представителей всех слоев населения, поскольку в средних и высших учебных заведениях учатся дети из всех социальных групп. Также, экономическое образование молодых по сравнению с обучением взрослого населения, будет иметь более долгосрочные эффект, поскольку именно у подрастающих поколений имеется большой запас времени для эффективного применения полученных компетенций.
На сегодняшний день уже сделано множество шагов в этом направлении: экономическое образование является частью действующей программы общеобразовательных школ и ВУЗов, однако, необходим также и комплекс мер по изменению мотивации экономического поведения будущих граждан.
Одним из признанных мировых лидеров в сфере развития экономической социализации и экономической культуры и грамотности являются США, где потребность в специально организованном развивающем воздействии предпринимательского компонента образования в рамках деятельности различных социальных институтов давно является одним из приоритетов государственной политики. Именно в США наблюдается наиболее широкий спектр разнообразных программ и проектов, имеющих своей целью развитие предприимчивости у населения, в первую очередь, у подростков и молодежи. В первую очередь речь идет о формировании экономических знаний и умений, а также развития способности самостоятельно, инициативно и ответственно применять эти знания и умения в решении многообразных экономических задач. Таким образом, для всестороннего изучения проблемы экономической социализации подрастающих поколений, было бы полезно провести анализ именно опыта США, где предприимчивость не просто является частью национальной культуры, но и, фактически, лежит в ее основе.
Научная актуальность исследования отражает необходимость оценки методологии экономической социализации подрастающих поколений в США.
Практическая значимость работы состоит в том, что отсутствие теоретической базы и обоснованных критериев оценки эффективности того или иного метода, затрудняет отбор образовательных и воспитательных методов и программ, препятствует созданию грамотной, эффективной и доступной системы экономической социализации, выделить наиболее эффективные формы включения подростков и молодежи в общественно­экономические процессы, воспитания экономической культуры, экономической грамотности и предприимчивости у будущих граждан Российской Федерации.....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Итак, в условиях стремительного развития финансового рынка во всем мире и, в частности, в России, одной из важнейших задач в рамках воспитания подрастающего поколения становится его экономическая социализация. Уровень экономической грамотности населения оказывает влияние не только на индивидуальное финансовое благополучие граждан, но и на стабильность экономики страны и, более того, на глобальные экономические процессы, затрагивающие всех участников экономических процессов мирового масштаба. При этом особо четко обозначается потребность в реорганизации системы образования, как основного института, ответственного за воспитание соответствующих компетенций у будущих участников социально экономических отношений. Также немаловажным представляется приведение в соответствие этой цели других социальных институтов, играющих значительную роль в формировании экономической грамотности подрастающего поколения, таких как государственная политика, нормы, принятые в обществе, участие семьи и др. В качестве одной из возможных основ данных изменений имеет смысл использовать опыт экономической социализации подрастающего поколения США, в связи с большим объемом исследований и апробированных практик, имеющихся в распоряжении американской системы воспитания. На сегодняшний день, некоторые компоненты уже нашли свое отражение в российской системе образования, что отражено в различной нормативно-правовой документации, в т.ч. в ФЗ «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. No 273-ФЗ, в первую очередь, в части образовательных стандартов по обязательным предметам, многие из которых, уже сегодня содержат элементы экономических и финансовых компетенций.
Теоретический анализ литературы показал, что проблема экономической социализации подрастающего поколения вызывает большой интерес у исследователей и рассматривалась и рассматривается как зарубежными так и отечественными специалистами в области педагогики, культурологи, психологии и социологии. Экономическая социализация подрастающего поколения и ее отдельные составляющие, такие как финансовая грамотность, с разных позиций описываются в исследованиях Р.Вольпа, М. Вудкока, М.Джиананджело, Е.Джонсона, П. Друкера, Р.Дуаера, С.Дэйнса, В.Зомбарта, И.Кая, С.Камингса, Р.Кантильона, Б. Карлоффа, И.Кирцнера, М.Кларка, Ф.Котлера, П.Ланта, Т.Люсей, А.Льюйса, М.Маккормика, М. Мескона, В. Парето, М. Питерса, Р. Рюттингера, П. Самуэльсона, Б.Стейси, Ж.Б. Сэя, Д.Тэйбеля, П.Уэбли.А. Файолья, А. Фёрнхэма, Д. Френсиса, Ф.А. Хайека, М. Хаммера, А. Хоскиига, Дж. Чампи, Х.Чена, И. Шумпетера, М.Шеррадэн, Дж.Эшби и др., а также в работах отечественных авторов П.Р.Атутова, Ю.К.Бабанского, Т.В. Бабицкой, Н.И.Бабкина, У.Н. Бажиной, П.П.Блонского, А.В.Бояринцева, С.Ю. Бурениной, А.Ю.Бутовского, Ю.К.Васильева, М.А.Винокурова, А.П.Вяткина, Т.В. Гусевой, Т.В.Дробышевой, М.С. Егоровой, И.Е. Ермаковой, Ж.А. Жилиной, А.Л.Журавлева, Е.Н.Землянской, А.Д.Карнышева, К.Н.Катханова, Е.В. Козловой, И.С.Кона, Ю.И.Кривова, Н.К.Крупской, А.И. Кудрич, О.Е.Кузиной, С.Н. Испуловой, А.С.Макаренко, Ю.В. Мациева, Н.В. Миромановой, П.А. Муравьева, Н.Н. Помурана, Т.А. Поповой, С.Д. Пьянкова, З.А. Саговой, Л.Б. Салиховой, М.Ю. Семенова, М.Н.Скаткина, М.Н. Стельмашука, О.И. В.В. Сурая, Титова, Е.Л. Трофимова, А.Б. Фенько, С.А. Цветкова, К.С. Черемухина, С.Т.Шацкого и др.
Не смотря на целенаправленную государственную политику по усовершенствованию процессов экономической социализации подрастающего поколения, большинство исследователей в США докладывают об относительно невысоком уровне финансовой грамотности у
детей, подростков и молодых взрослых в США. Еще более тревожные показатели выявляют исследования, проводимые отечественными исследователями.
Результаты нашего исследовании внесли серьезный вклад в понимание сущности экономической социализации в целом, и экономической социализации подрастающего поколения в частности, однако по-прежнему актуальной является проблема внедрения методических разработок в образовательные программы, программы профессиональной подготовки педагогов и методистов и работу с родителями и средствами массовой информации. Также, выявлен дефицит систем и критериев оценки эффективности методик экономической социализации, сопутствующих материалов и, собственно, апробированных методов и критериев оценки уровня экономических и финансовых компетенций подрастающего поколения.
Исходя из этого, анализ экономических и финансовых образовательных стандартов США, учебных планов и внеучебных программ повышения экономической и финансовой грамотности, а также заимствования опыта США в сфере опосредованного воздействия на подрастающее поколение (родители, педагоги, СМИ) представляется обоснованным, с учетом необходимости оптимизации процесса профессиональной подготовки для его ориентации на современные тенденции в развитии такого образовательного пространства, в котором дети и подростки смогут приобрести необходимые знания и умения и сформировать экономическое поведение, гарантирующее их экономическую безопасность на протяжении всей жизни и необходимую поддержку со стороны населения для стабильного развития экономики России.
Сравнительный анализ, систематизация и концептуализация теоретических исследований позволила нам сделать собственные теоретические выводы:
1. Социализации является самовыделение человека из себе подобных, то есть становление и развитие человеческой субъектности, протекающее в условиях усиливающейся вариативности - неопределенных социальных ситуаций, многообразия принципов организации социальных общностей, видов деятельности, социальных ролей и групповых норм.
2. Частной моделью социализации является экономическая (или
иногда потребительская) социализация, т.е. “процесс приобретения
молодыми людьми навыков, знаний и суждений, а также отношения к предмету, связанные с их способностью эффективно функционировать на рынке в качестве потребителей, включая также приобретение и развитие системы ценностей, отношений, норм, мотиваций и знаний, связанных с потреблением и управлением семейными финансами, способных служить основой финансовой жизнеспособности и благополучию индивида
3. Ролью экономической социализации является формирование ценностно-смысловой готовности личности ко включению в систему социально-экономических отношений, значимых для личности и общества, или в обеспечении нормального функционирования личности как экономического субъекта. Иначе говоря, экономическая социализация представляет собой воздействие многообразной экономической деятельности общества на экономические компоненты социального развития личности, характеризует становление личности во взаимодействии с социально­экономическими условиями.
4. Финансовая грамотность является одной из легко измеряемых составляющих экономической грамотности и подразумевает совокупность принципов и методов, которые индивид использует для приобретения доходов и активов и управления ими, в т.ч. через управление расходами. Финансовая грамотность индивида означает 1) наличие у индивида набора навыков и умений для оперирования личными финансами с целью обеспечить себе финансовую безопасность на протяжении всей жизни, 2) переменчивость и развитие этого набора в течение жизни в связи с изменяющимся статусом индивида и динамикой экономической обстановки, 3) наличие разумного отношения к денежным средствам и связанным с ними решениям и деятельности, в т.ч. уверенности в своей способности грамотно распоряжаться деньгами и желания использовать и развивать соответствующие навыки и умения и, наконец, 4) влияние индивидуальной финансовой грамотности граждан на экономическое развитие государства или даже глобальную экономику.
5. Процесс экономической социализации осуществляется под влияние многочисленных факторов, являющихся как параметрами присущими самому индивиду (пол, расовая или этническая принадлежность, религиозная принадлежность и др.), так и под намеренным или неосознанным воздействием различных социальных институтов (государство, семья, школа, СМИ, религия и др.). Некоторые из этих факторов являются взаимосвязанными или даже взаимоопределяющими и их воздействие может носить противоречивый характер, вынуждая объект социализации постоянно корректировать собственные поведенческие практики и ценностные ориентиры, выбирая конфигурацию, позволяющую наиболее комфортно адаптироваться к комбинации его социальных ролей.
6. Критериями экономической социализации являются:
информационно-содержательный; мотивационно-ценностный и
деятельностно-практический. При оценке эффективности экономической социализации анализу должны быть подвергнуты три основных компонента - установки, знания о финансовых институтах и предлагаемых ими продуктах и навыки их использования.
7. Основными признаками финансово грамотного индивида являются а) ежемесячное ведение учета расходов и доходов личных и семьи, б) жизнь по средствам - без накопления долгов, в) осуществление финансового планирования на перспективу, г) приобретение финансовые продукты и услуги на основе рационального и осознанного выбора и, наконец, д) умение ориентироваться в финансовой сфере.
Также нами была выбрана и дополнена классификация педагогических методов: 1) по степени активности (активные и пассивные методы), 2) по степени личностной ориентированности (индивидуальные и групповые методы), 3) по дидактической цели (методы приобретения новых знаний; формирования умений и навыков; применения знаний; закрепления и проверки знаний, умений, навыков), 4) по степени опосредованности воздействия (методы непосредственно воздействующие учащихся, методы повышения квалификации преподавателей, осуществляющих обучение, а также обучение других операторов, влияющих на усвоение требуемых знаний, умений и навыков (члены семьи, лидеры общественно мнения и др.) и 5) по наличию интерактивной составляющей, где интерактивность это свойство образовательных материалов, дающее ученику возможность получения обратной связи без участия преподавателя, самостоятельно регулировать процесс обучения и контролировать его эффективность)....


1. Агафонов А.Н. Менлибаев К.Н. Социальная работа с молодежью: Учебное пособие. - Караганда. - КарГУ, 2003. - 380 с.
2. Айнутдинова И.Н. Студенческие клубы учащейся молодежи в США как фактор их социального воспитания: Автореферат диссертации к.п.н.. - Ижевск: ИБЦ, 2004. - 22 с.
3. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебное пособие. - М.:Наука, 1994. - 471 с.
4. Андреева Т. М. Актуальные проблемы социальной психологии. - М.: Просвещение, 1995. - 116 с.
5. Богданов С.В., Яковлева И.В. Доступ к медицинским услугам и образованию для детей-мигрантов: опыт Великобритании // Государственное управление. Электронный вестник. - 2011. - №27. - С. 1­11.
6. Борисенков В.П., Гукаленко О.В., Данилюк А.Я. Поликультурное образовательное пространство России: история, теория, основы проектирования. - Ростов-н/Д: РГПУ, 2004. - 453 с.
7. Буренина С.Ю. Семейные отношения в зеркале проблемы «Дети и деньги» в системе социализирующих факторов // Семейное воспитание: история и современность СПб.: Verba Magistri, 2003. - С. 194 - 198.
8. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. - М.: Педагогическое общество России, 2003, - 440 с.
9. Вяткин А.П. Психология экономической социализации: Диссертация доктора психологических наук. - СПб., 2011. - 430 с.
10. Вяткин А.П., Психология экономической социализации личности в условиях изменяющегося общества: монография. - Иркутск Иргу, 2010. - 401 с.
11. Глоссарий психологических терминов / Под. ред.
Н. В. Губина. - М.: Наука, 1999. - 86 с.

социальных изменений // Вопросы психологии, 1988. - № 6. , с.21 - 26
13. Горошкин С.А., Середкина Е.А. Роль семьи в процессе экономической социализации подрастающих поколений в США и в России // - Молодой ученый. - 2010 г. - №10. - С. 289 - 291.
14. Грасс Т.П., Экономическая социализация подрастающих поколений в Великобритании и в Новой Зеландии: Диссертация на к.п.н.. - Пенза, 2008. - 158 с.
15. Грасс Т.П., Экономическая социализация подрастающих поколений в развитых странах // В мире научных открытий. - 2013 г. - №11.8(47). - С. 21 - 27....128


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ