ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПОДРОСТКОВ С
ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АРТ-ТЕХНОЛОГИИ «МОДЕЛИРОВАНИЕ» 6
1.1. Сущность и содержание понятия «пространственные представления» ....6
1.2. Особенности развития пространственных представлений подростков....15
1.3. Арт-технология «моделирование» как способ развития
пространственных представлений подростков 20
Выводы по главе I 25
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПОДРОСТКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АРТ-ТЕХНОЛОГИИ «МОДЕЛИРОВАНИЕ» 26
2.1. Организация и содержание констатирующего эксперимента, направленного на выявление актуального уровня развития пространственных представлений подростков 26
2.2. Серия уроков в арт-технологии «моделирование» и методических рекомендаций к ним, направленные на развитие пространственных
представлений подростков 34
Выводы по главе II 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 60
Пространственные представления подростка формируются в процессе усвоения учеником накопленными знаниями и является одной из существенных характеристик онтогенеза психики подростка. Чем выше уровень развития пространственных представлений, тем успешней и разнообразнее овладение различных технических и общеобразовательных дисциплин абсолютно на всех этапах обучения.
Пространственное представление - это важный компонент в подготовке к практике по многим специальностям. По мнению многих исследователей, педагогическая практика неизменно выявляет у подростков слабое развитие пространственного представления.
Опыт преподавателей как средних, так и высших учебных заведений, а также психологов и преподавателей-исследователей показывает, что учащиеся часто не справляются как с теоретическими, так и с практическими задачами и для их решения требуется формирование специфического вида мыслительной деятельности, требующей анализа пространственных свойств. Таким образом, низкая успеваемость подростков по различным школьным дисциплинам влияет от недостаточного развития в данной фере. Все это говорит о том, что общеобразовательная школа не создаёт условий, необходимых для развития пространственного представления у подростков. Можно отметить, что процесс создания пространственных представлений в настоящее время полностью не изучен. Условия его полноценного формирования в школьном возрасте до конца не известны. Достаточно комплесного сравнительного исследования уровня развития
пространственных представлений в зависимости от характера учебной деятельности на разных возрастных этапах до сих пор не проводилось.
Цель исследования: выявить актуальный уровень развития
пространственных представлений подростков и разработать серию уроков в арт-технологии «моделирование», направленных на развитие пространственных представлений подростков.
Объект исследования: процесс развития пространственных
представлений подростков.
Предмет исследования: арт-технология «моделирование» как
средство развития пространственных представлений подростков.
Гипотеза исследования: Использование арт-технологии
«моделирование» на занятиях по черчению будет способствовать развитию пространственных представлений подростков, если содержание занятий будет направлено на умение представлять и преобразовывать геометрические образы в пространстве.
Задачи:
1. Проанализировать содержание и сущность понятия «пространственные представления».
2. Выявить особенности развития пространственных представлений у подростков.
3. Представить арт-технологию «моделирование» на уроках как способ развития пространственных представлений у подростков .
4. Разработать содержание констатирующего эксперимента,
направленного на выявление актуального уровня развития пространственных представлений подростков.
5. Разработать серию уроков в арт-технологии «моделирование» и методические рекомендации к ним, направленные на развитие пространственных представлений подростков.
Методы исследования:
• теоретические (изучение психологической, философской,
педагогической и специальной литературы, нормативной документации по теме исследования, анализ, синтез, сравнение, моделирование, обобщение);
• эмпирические (наблюдение, обобщение опыта);
- статистические (статистическая обработка полученных данных, качественный анализ результатов исследования)
База исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя Общеобразовательная школа №20» г.Черногорск, Республика Хакасия. В исследовании приняли участие 16 человек в возрасте 13-14 лет.
Пространственные представления — это представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях: величине, форме, относительном местоположении объектов, их
поступательном или же вращательном движении и пр.
Пространственные представления — необходимый элемент познания и всей практической деятельности человека. Хорошее развитие пространственных представлений является необходимой предпосылкой любой практической, изобразительно-художественной, спортивной и многих других видов деятельности.
Чтобы в будущем учащийся имел возможность спокойно оперировать пространственными образами, преодолевать повседневные задачи, педагоги обязательно должны уделять большое внимание на формирование пространственных представлений учащихся.
В связи с техническим развитием, значимость пространственного представления особенно увеличилась в настоящее время, а моделирование является важным средством для формирования пространственных представлений подростков.
Существуют разнообразные методы формирования пространственных представлений, такие как: моделирование, построение чертежей, рисование и др. Наравне с данными методами в общеобразовательной школе есть и другие предметы, которые также содействуют на формирование и развитие пространственных представлений учащихся, например математика, геометрия, информатика, технология. Каждый метод может быть эффективным, если правильно его применять на практике и учитывать возрастные особенности учащихся.
Во второй главе мы выявили критерии развития пространственных представлений по И.С. Якиманской, Т.В. Кудрявцевой и Т.В. Андрюшиной описали их уровни и подобрали к каждому соответствующие методики:
Для анализа результатов эксперимента мы разработали следующие критерии.
• Переход от трёхмерного пространства к двумерному и обратно.;
• Положение воображаемого объекта на плоскости и в пространстве по отношению к другим объектам или их элементам;
• Оперирование пространственными образами в решении практических и теоретических задач.
Изучив результаты констатирующего эксперимента, было выявлено, что проблема формирования пространственных представлений является актуальной. Подростки имеют хороший уровень пространственного представления, но их знания поверхностны и этого недостаточно. Таким образом, можно сделать вывод, что у подростков есть необходимость в проведении учебных дисциплин по развитию пространственных представлений.
Для развития пространственных представлений у подростков была разработана серия занятий по развитию пространственных представлений с использованием арт-технологии «моделирование» и составление методических рекомендаций для педагогов.
1. Адаменко А. С. Творческая техническая деятельность детей и подростков. М.: 2003. 322 с.
2. Аксенова М. С. Искусство. М.: Астрель, 2010. 590 с.
3. Ананьев Б. Г. Системный механизм восприятия пространства и парная работа полушарий головного мозга. Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений. Под ред. Ломова Б.Ф. М.: «Известия АПН РСФСР», 1961. 200 с.
4. Ананьев Б. Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М.: 1964. 304 с.
5. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Проспект, 1996. 206 с.
6. Ахундов М. Д. Концепции пространства и времени. Истоки, эволюция, перспективы. М.: 1982. 148 с.
7. Беляев Т. Ф. Упражнения по развитию пространственных представлений у учащихся. М.: Просвещение, 1987. 143 с.
8. Божович Е. Д. Психология особенного развития личности подростка. М.: Мир, 1969. 61 с.
9. Василенко Е. А., Жукова Е. Т. Карточки-задания по черчению для 8 класса. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2004. 208 с.
10. Величковский Б. М. Психология восприятия. М.: Просвещение, 2013. 448 с.
11. Волков Н. Н. Восприятие предмета и рисунка. М.: Педагогика, 1968. 576 с.
12. Виноградов В. Н. Внеклассная работа по черчению в школе / Издание второе, дополненное. М.: Просвещение, 2005. 47 с.
13. Выготский Л. С. Психология искусства [Текст] Л.С. Выготский. М.: Азбука, 2016. 250 с.
14. Галкина О. И. Развитие пространственных представлений у детей в начальной школе. М.: АПН РСФСР, 1961. 89 с.
15. Глейзер Г. Д. Развитие пространственных представлений школьников при обучении геометрии. М.: Педагогика, 1978. 104 с....60