ЦОР-ТРАНСФОРМЕР КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ КОММУНИКАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ И РАЗРАБОТКЕ WEB-САЙТОВ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ ПО ТЕХНОЛОГИИ «ПЕРЕВЕРНУТЫЙ КЛАСС»
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы разработки ЦОР-трансформера, предназначенного для реализации технологии «перевернутый класс» при обучении коммуникационным технологиям и разработке Web-сайтов в
школьном курсе информатики 7
1.1. Особенности обучения коммуникационным технологиям и
разработке Web-сайтов в основной школе 7
1.2. Основные принципы технологии «перевернутый класс» 15
1.3. ЦОР-трансформеры как эффективное средство реализации
технологии «перевернутый класс» 25
Выводы по 1 главе 33
Глава 2. Практические аспекты разработки и использования
ЦОР-трансформера, предназначенного для реализации технологии «перевернутый класс» при обучении коммуникационным технологиям и
разработке Web-сайтов в школьном курсе информатики 35
2.1. Современные средства создания цифровых образовательных
ресурсов 35
2.2. Технология создания ЦОР-трансформера «Коммуникационные
технологии и разработка Web - сайтов» 42
2.3. Методические рекомендации для школьных учителей информатики
по реализации технологии «перевернутый класс» с использованием
разработанного ЦОР-трансформера 52
Выводы по 2 главе 60
Заключение 61
Библиографический список 63
Приложение А 68
Актуальность исследования. Системы образования во всем мире перестраиваются в результате глобальных изменений в обществе, идёт усиление гуманистического и демократического характера образования. Современные информационные технологии, которые появляются в настоящее время, позволяют открывать принципиально новые направления исследований в области образования. Чтобы удовлетворить требования этого изменяющегося мира, также разрабатываются инновационные технологии обучения.
Среди основных тенденций современного образования можно выделить такой подход, при котором обучающийся уже не будет являться объектом воздействия преподавателя, а его роль трансформируется в субъекта учебной деятельности. Тогда как преподаватель при этом выступает преимущественно в роли организатора деятельности обучающегося, в роли сотрудника и помощника. При этом такая педагогическая модель нацелена на развитие у обучающихся навыков планирования деятельности, критического анализа полученного материала, а также эффективного воплощения в жизнь различных идей. Одной из таких моделей является технология «перевернутый класс».
Важным аспектом в обучении является то, что информацию обучающиеся воспринимают по-разному. Психологи выделяют несколько психотипов восприятия: аудиалов, визуалов, дигиталов и кинестетиков.
Чтобы учесть все потребности обучающихся необходимы использовать современные образовательные методы и ресурсы. Например, технология «перевернутый класс» в совокупности с ЦОР-трансформерами, позволит обучающимся самим настроить (трансформировать) учебный процесс под свои учебные потребности, с учетом своих предпочтений, желаний и возможностей. А освобождение учебных часов от теоретического изучения темы помогает более углубленно погрузиться в практический аспект раздела. Идея создания учебных ресурсов-трансформеров является тем самым шагом для развития личностно-ориентированных и адаптивных обучающих средств. Она нацелена на свободный и самостоятельный выбор самим обучающимся подходящего для него контента, его формы представления, способа обучения, контроля и самоконтроля.
Тема коммуникационных технологий в школьном курсе информатики достаточно обширна по числу терминов, определений и может излагаться с разной степенью подробности. Но по сравнению с другими разделами информатики, её технологическая составляющая значительно превосходит теоретическую. Как следствие, эффективность изучения данной темы прямо пропорциональна возможности организовать практическую работу обучающихся.
Поэтому именно при обучении теме «Коммуникационные технологии и разработка Web-сайтов» школьного курса информатики реализация технологии «перевернутый класс» с использованием ЦОР-трансформеров, на наш взгляд, будет особенно актуальна и целесообразна.
Противоречия:
• Между потенциальными возможностями технология «перевернутый класс» и недостаточным количеством средств обучения, разработанных специально для реализации данной методики.
• Между существующим подходом к разработке ЦОР, в которых информация преподносится в едином формате для всей аудитории и индивидуальными особенностями восприятии информации каждым обучающимся
Представленные выше противоречия определяют основную проблему исследования, которая заключается в поиске эффективных цифровых образовательных ресурсов для реализации технологии «перевернутый класс», учитывающих индивидуальные особенности восприятия каждого обучающегося.
Объект исследования: процесс обучения информатике в
основной школе.
Предмет исследования: использование ЦОР-трансформера при обучении информатике в основной школе по технологии перевернутый класс.
Цель исследования: разработать цифровой образовательный ресурс-трансформер, предназначенный для реализации технологии «перевернутый класс» при обучении коммуникационным технологиям и разработке Web-сайтов в школьном курсе информатики и предложить методические рекомендации по его использованию на уроках информатики.
Гипотеза исследования: использование цифровых образовательных ресурсов-трансформеров в процесс обучения информатике позволит наиболее рационально организовать учебный процесс и способствовать повышению уровня освоения темы обучающимися.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи исследования:
1. Выявить проблемы, возникающие при теме «Коммуникационные технологии и разработка Web-сайтов» в основной школе и провести обзор существующих средств и методов обучения теме «Коммуникационные технологии и разработка Web-сайтов» с целью анализа их влияния на решение данных проблем.
2. Исследовать основные принципы технологии «перевернутый класс» и определить наиболее эффективные средства их реализации при обучении теме «Коммуникационные технологии и разработка Web-сайтов» в основной школе.
3. Определить требования к ЦОР-трансформеру, предназначенному для реализации технологии «перевернутый класс» и разработать в соответствии с этими требованиями ЦОР-трансформер по теме «Коммуникационные технологии и разработка Web-сайтов».
4. Предложить методические рекомендации для школьных учителей информатики по реализации технологии «перевернутый класс» с использованием разработанного ЦОР-трансформера.
Эмпирическая база исследования: В исследовании принимали участие 2 группы обучающихся 1 курса КГПУ им. В.П. Астафьева по направлению 44.03.05 «Педагогическое образование(с двумя профилями)» по направлению математика и информатика, изучающие тему «Гипертекстовая модель представления информации» в рамках курса «Информатика».
Структура работы состоит из введения, двух глав, шести параграфов, двух выводов по главам, заключения, библиографического списка, приложений.
В результате теоретического анализа педагогической и методической литературы были выявлены особенности изучения темы «Коммуникационные технологии и разработка Web-сайтов» в основной школе. В ходе освоения темы уделяется внимание как теоретическому аспекту, так и приобретению, развитию и закреплению практических навыков и умений. В итоге хотелось бы подчеркнуть следующее: эффективность изучения данной темы прямо пропорциональна возможности организовать практическую работу обучающихся. Исходя из этого, можно сделать вывод, что традиционные формы обучения не будут в полной мере удовлетворять современным требованиям освоения данной темы.
Был проведён обзор существующих средств и методов обучения теме «Коммуникационные технологии и разработка Web-сайтов» с целью анализа их влияния на решение данной проблемы. Одним из наиболее подходящим и рациональным решением будет применение технологий смешанного обучения, например технологии «перевернутый класс». Данную технологию принято относить к классу моделей смешанного обучения, которая позволяет решить комплекс проблем, характерных для традиционной системы обучения [4]. Переходя на данную модель, обучающийся осуществляет теоретическую подготовку к учебному занятию с использованием цифровых образовательных ресурсов, а на уроке осуществляется процесс практического закрепления полученных знаний.
Но для реализации этой модели потребуются современные цифровые образовательные ресурсы, в совокупности с которыми технология «перевернутый класс» выйдет на новый уровень. Решением этой проблемы будут специальным образом разработанные ЦОР-трансформеры, удовлетворяющие следующим требованиям:
• ресурс должен иметь возможность трансформировать содержание материала под необходимый тип восприятия (аудиал, визуал, дигитал);
• наличие обратной связи с преподавателем;
• возможность закрепления материала;
• иметь автоматизированные формы проверки знаний и навыков по изучаемой теме.
Сформулированные требования помогли разработать ЦОР-трансформер по теме «Коммуникационные технологии и разработка Web-сайтов». Он позволит увеличить сектор самостоятельной учебной работы, трансформировать роль преподавателя и обучающихся, реализовать принципиально новые формы и методы обучения, в том числе самостоятельного индивидуализированного обучения и направление вариативности содержания по психотипу восприятия информации.
Предложены методические рекомендации для школьных учителей информатики по реализации технологии «перевернутый класс» с использованием разработанного ЦОР-трансформера. Созданный ЦОР-трансформер может быть использован при изучении темы на всех этапах учебного занятия, при этом он будет способствовать активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся. Ресурс создаёт возможность для представления учебного материала в более высоком уровне наглядности, расширяет возможности включения разнообразных упражнений в учебный процесс. В тоже время непрерывная обратная связь, подкреплённая стимулами учения, помогает активизировать процесс обучения, способствует повышению его динамизма. В итоге рассмотрения данного вопроса можно сказать, что грамотное использование разработанного ЦОР-трансформера вызывает положительный эффект на любой стадии педагогического процесса. Результаты экспериментальной работы подтвердили эффективность разработанного ресурса.
Таким образом, все поставленные задачи решены, гипотеза нашла теоретическое и практическое подтверждение, цель исследования достигнута.
Практическая значимость данной работы заключается в разработанных рекомендациях, которые можно использовать при реализации технологии «перевернутый класс» с использованием разработанного ЦОР-трансформера.
1. 7 форм перевернутого обучения — какая из них подходит вам?
[Электронный ресурс] URL:
http://blendedlearning.pro/blended_learning_models/flipped_classroom/flipped7/ (дата обращения: 06.11.2021)
2. Google Analytics. Сервис для веб-аналитики. 2022. [Электронный ресурс] URL: https://analytics.google.com/analytics/web/ (дата обращения: 13.05.2022)
3. Академия Хана [Электронный ресурс] URL: https://ru.khanacademy.org/ (дата обращения: 13.04.2022)
4. Антонова Н.Л., Меренков А.В. Модель «перевернутого обучения»
в системе высшей школы: проблемы и противоречия [Электронный ресурс] // ИТС. 2018. №2 (91). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model
-perevernutogo-obucheniya-v-sisteme-vysshey-shkoly-problemy-i-protivorechiya (дата обращения: 16.12.2022)
5. Бархатова Д.А., Нигматулина Э.А., Степанова Т.А. Натурные средства обучения информатике в условиях реализации телесно-ментального подхода // Открытое образование. 2017. № 4. С.73-83.
6. Вайнштейн Ю.В., Носков М.В., Шершнева В.А. Построение адаптивных образовательных ресурсов // Информатизация образования: теория и практика. Сборник материалов международной научно-практической конференции. Под общей редакцией М.П. Лапчика. 2016. С.80-83.
7. Воронина М.В. «Перевёрнутый» класс - инновационная модель обучения [Электронный ресурс] // Открытое образование. 2018. №22-5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perevyornutyy-klass-innovatsionnaya-model-obuc heniya/viewer (дата обращения: 02.11.2021)
8. Геращенко Э. Л. Психотипы личности по восприятию информации [Электронный ресурс] URL: https://www.b17.ru/article/60603 (дата обращения: 19.12.2021)
9. Гизатулина О.И. «Перевернутый» класс - инновационная модель обучения // Инновационные педагогические технологии. Казань: Бук, 2017. С. 116-118.
10. Григорьева О.Н. Перевернутое обучение в образовательном процессе: сущность, преимущества, ограничения [Электронный ресурс] // Высшая школа: научно-методической публицистики. 2018. №6. С.50-53. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36816370 (дата обращения: 16.12.2021)
11. Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний» [Электронный ресурс] URL: www.lbz.ru (дата обращения: 08.05.2021)
12. Информатика : методическое пособие для 7-9 классов / И. Г. Семакин, М. С. Цветкова. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2016. 160 с.
13. Информатика : методическое пособие для 7-9 классов / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2016. 465 с.
14. Информатика: учебник для 8 класса / К.Ю. Поляков, Е.А. Ерёмин. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2017. 256 с.
15. Информатика: учебник для 9 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2013. 184 с....40