КОРРЕКЦИЯ АГРАММАТИЗМОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
|
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты формирования грамматического строя речи
1.1. Грамматический строй речи и его формирование в онтогенезе... .5
1.2. Общее недоразвитие речи как сложное речевое расстройство всех
компонентов языковой системы 8
1.3. Аграмматизмы в устной речи у дошкольников с общим
недоразвитием речи 11
Глава II. Изучение аграмматизмов в устной речи дошкольников
2.1. Организация и содержание экспериментального изучения 14
2.2. Анализ результатов экспериментального изучения 18
Глава III. Обучающий эксперимент по преодолению
аграмматизмов в устной речи детей с общим недоразвитием речи
3.1. Организация и содержание коррекционной работы 20
3.2. Игры и упражнения для преодоления аграмматизмов 22
3.3. Контрольный эксперимент и его результаты 36
Заключение 40
Список литературы 42
Глава I. Теоретические аспекты формирования грамматического строя речи
1.1. Грамматический строй речи и его формирование в онтогенезе... .5
1.2. Общее недоразвитие речи как сложное речевое расстройство всех
компонентов языковой системы 8
1.3. Аграмматизмы в устной речи у дошкольников с общим
недоразвитием речи 11
Глава II. Изучение аграмматизмов в устной речи дошкольников
2.1. Организация и содержание экспериментального изучения 14
2.2. Анализ результатов экспериментального изучения 18
Глава III. Обучающий эксперимент по преодолению
аграмматизмов в устной речи детей с общим недоразвитием речи
3.1. Организация и содержание коррекционной работы 20
3.2. Игры и упражнения для преодоления аграмматизмов 22
3.3. Контрольный эксперимент и его результаты 36
Заключение 40
Список литературы 42
Литературные данные по проблемам исследования особенностей речевого развития детей с ОНР старшего дошкольного возраста свидетельствуют о существенных отклонениях от нормально развивающихся сверстников как в количественной, так и в качественной характеристике словарного запаса, грамматических конструкций (Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.).
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения — все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи.
Овладение связной речью возможно только при наличии определенного уровня сформированности словарного запаса и грамматического строя речи. Поэтому на решение задач формирования связной речи ребенка должна быть направлена и речевая работа по развитию лексических и грамматических языковых навыков.
Одним из основных признаков нарушения грамматического строя является наличие аграмматизмов. Нужно ранее их выявление в дошкольном возрасте, с целью предупреждения ошибок, как в письменной, так и в устной речи.
Нарушение грамматического строя речи - одна из часто встречающихся актуальных проблем у детей с общим недоразвитием речи. Этой проблемой занимались Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.В.Туманова, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, С.Н. Шаховская, А.В. Ястребова и многие другие.
Анализ литературы по логопедии, опыт практической работы с детьми показывают, что проблемы овладения грамматическим строем детьми дошкольного возраста с ОНР как нельзя более актуальны, потому что различные искажения грамматического состава словосочетания и предложения являются ведущими в структуре речевого дефекта при общем недоразвитии речи и определяют трудности в усвоении письма и чтения.
Цель данной работы - разработать систему коррекционных упражнений для преодоления аграмматизмов в устной речи.
Задачи:
1. Изучить литературу по данной проблеме;
2. Провести исследование грамматического строя детей с общим недоразвитием речи и с нормальным речевым развитием;
3. Разработать систему упражнений, направленных на коррекцию аграмматизмов и провести обучающий эксперимент с использованием этой системы;
4. Провести контрольный эксперимент и оценить эффективность разработанной системы коррекционных упражнений.
Объект исследования - грамматический строй речи детей с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования - система коррекционных упражнений, направленных на коррекцию аграмматизмов в устной речи детей с ОНР.
Гипотеза: дети с общим недоразвитием речи допускают больше аграмматизмов в устной речи по сравнению с нормой, и разработанная система упражнений, позволяет скорректировать данные нарушения.
При исследовании использовались следующие методы:
• наблюдение;
• сбор анамнестических данных и изучение материала;
• констатирующий, обучающий и контрольный эксперимент;
• беседа.
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения — все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи.
Овладение связной речью возможно только при наличии определенного уровня сформированности словарного запаса и грамматического строя речи. Поэтому на решение задач формирования связной речи ребенка должна быть направлена и речевая работа по развитию лексических и грамматических языковых навыков.
Одним из основных признаков нарушения грамматического строя является наличие аграмматизмов. Нужно ранее их выявление в дошкольном возрасте, с целью предупреждения ошибок, как в письменной, так и в устной речи.
Нарушение грамматического строя речи - одна из часто встречающихся актуальных проблем у детей с общим недоразвитием речи. Этой проблемой занимались Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.В.Туманова, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, С.Н. Шаховская, А.В. Ястребова и многие другие.
Анализ литературы по логопедии, опыт практической работы с детьми показывают, что проблемы овладения грамматическим строем детьми дошкольного возраста с ОНР как нельзя более актуальны, потому что различные искажения грамматического состава словосочетания и предложения являются ведущими в структуре речевого дефекта при общем недоразвитии речи и определяют трудности в усвоении письма и чтения.
Цель данной работы - разработать систему коррекционных упражнений для преодоления аграмматизмов в устной речи.
Задачи:
1. Изучить литературу по данной проблеме;
2. Провести исследование грамматического строя детей с общим недоразвитием речи и с нормальным речевым развитием;
3. Разработать систему упражнений, направленных на коррекцию аграмматизмов и провести обучающий эксперимент с использованием этой системы;
4. Провести контрольный эксперимент и оценить эффективность разработанной системы коррекционных упражнений.
Объект исследования - грамматический строй речи детей с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования - система коррекционных упражнений, направленных на коррекцию аграмматизмов в устной речи детей с ОНР.
Гипотеза: дети с общим недоразвитием речи допускают больше аграмматизмов в устной речи по сравнению с нормой, и разработанная система упражнений, позволяет скорректировать данные нарушения.
При исследовании использовались следующие методы:
• наблюдение;
• сбор анамнестических данных и изучение материала;
• констатирующий, обучающий и контрольный эксперимент;
• беседа.
В нашем исследовании мы изучили отдельные нарушения грамматического строя в устной речи дошкольников с общим недоразвитием речи и предложили систему коррекционных упражнений для преодоления аграмматизмов в устной речи.
Из научных источников и практики известно, что дети с общим недоразвитием речи принадлежат к той категории, которые нуждаются в помощи в первую очередь. Вне такой помощи они не только испытывают затруднения в процессе общения, но и оказываются в числе стойко неуспевающих по родному языку в школе. Своевременная и систематическая помощь позволяет преодолеть общее недоразвитие речи и в определенной мере предотвратить обусловленные им отрицательные последствия. Дети с нарушениями развития речи обладают пониженной способностью, как воспринимать различия в физических характеристиках элементов языка, так и различать значения, которые заключены в лексико-грамматических единицах языка, что, в свою очередь, ограничивает их комбинаторские возможности и способности, необходимые для творческого использования конструктивных элементов языка в процессе построения речевого высказывания.
Теоретический анализ литературы показал, что для детей с общим недоразвитием речи характерно нарушение грамматического строя речи. В связи с этим было проведено исследовании, в котором мы попытались подтвердить эти данные. Нами проводилось сравнительное изучение состояния речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи и с нормальным развитием речи. Обследование было направлено на выявление детей, имеющих затруднения в формировании грамматического строя речи. Результаты исследования показали, что основное количество аграмматизмов допустили дети с общим недоразвитием речи. К тому же наибольшее их число носило морфологический характер. С целью развития морфологической стороны речи детей, имеющих общее недоразвитие речи, был проведен формирующий эксперимент с использованием специальных упражнений. Эксперимент проводился с детьми, которые имели диагноз ОНР III уровня. Их поделили на две группы, с одной из которых проводились специальные коррекционные упражнения, и она названа в дальнейшем экспериментальная (ЭГ), а с детьми контрольной группы (КГ), эксперимент не проводился. Формирующий эксперимент проводился с детьми на групповых занятиях. По окончанию формирующего эксперимента был проведен контрольный эксперимент, в котором детям экспериментальной и контрольной группы предоставлялись незнакомые задания, которые были направлены на состояние морфологической стороны речи. Сравнение результатов констатирующего и контрольного эксперимента по выполнению испытуемыми заданий, носящих морфологический характер, показало значительное снижение количества ошибок у детей, с которыми проводилась коррекционная работа.
Таким образом, наше исследование подтвердило выдвинутую гипотезу о том, что дети с общим недоразвитием речи допускают больше аграмматизмов в устной речи по сравнению с нормой, а разработанная нами система упражнений, направленная на коррекцию аграмматизмов, позволит сделать логопедическую работу эффективнее.
В нашем исследовании установлено, что направленная коррекционная работа, по устранению аграмматизмов в устной речи у детей дошкольного возраста, повышает эффективность обучения. Этим определяется практическая значимость проведенного исследования.
Из научных источников и практики известно, что дети с общим недоразвитием речи принадлежат к той категории, которые нуждаются в помощи в первую очередь. Вне такой помощи они не только испытывают затруднения в процессе общения, но и оказываются в числе стойко неуспевающих по родному языку в школе. Своевременная и систематическая помощь позволяет преодолеть общее недоразвитие речи и в определенной мере предотвратить обусловленные им отрицательные последствия. Дети с нарушениями развития речи обладают пониженной способностью, как воспринимать различия в физических характеристиках элементов языка, так и различать значения, которые заключены в лексико-грамматических единицах языка, что, в свою очередь, ограничивает их комбинаторские возможности и способности, необходимые для творческого использования конструктивных элементов языка в процессе построения речевого высказывания.
Теоретический анализ литературы показал, что для детей с общим недоразвитием речи характерно нарушение грамматического строя речи. В связи с этим было проведено исследовании, в котором мы попытались подтвердить эти данные. Нами проводилось сравнительное изучение состояния речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи и с нормальным развитием речи. Обследование было направлено на выявление детей, имеющих затруднения в формировании грамматического строя речи. Результаты исследования показали, что основное количество аграмматизмов допустили дети с общим недоразвитием речи. К тому же наибольшее их число носило морфологический характер. С целью развития морфологической стороны речи детей, имеющих общее недоразвитие речи, был проведен формирующий эксперимент с использованием специальных упражнений. Эксперимент проводился с детьми, которые имели диагноз ОНР III уровня. Их поделили на две группы, с одной из которых проводились специальные коррекционные упражнения, и она названа в дальнейшем экспериментальная (ЭГ), а с детьми контрольной группы (КГ), эксперимент не проводился. Формирующий эксперимент проводился с детьми на групповых занятиях. По окончанию формирующего эксперимента был проведен контрольный эксперимент, в котором детям экспериментальной и контрольной группы предоставлялись незнакомые задания, которые были направлены на состояние морфологической стороны речи. Сравнение результатов констатирующего и контрольного эксперимента по выполнению испытуемыми заданий, носящих морфологический характер, показало значительное снижение количества ошибок у детей, с которыми проводилась коррекционная работа.
Таким образом, наше исследование подтвердило выдвинутую гипотезу о том, что дети с общим недоразвитием речи допускают больше аграмматизмов в устной речи по сравнению с нормой, а разработанная нами система упражнений, направленная на коррекцию аграмматизмов, позволит сделать логопедическую работу эффективнее.
В нашем исследовании установлено, что направленная коррекционная работа, по устранению аграмматизмов в устной речи у детей дошкольного возраста, повышает эффективность обучения. Этим определяется практическая значимость проведенного исследования.
Подобные работы
- ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ
У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2018 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Использование пиктограмм в логопедической работе по формированию глагольной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ИМЕН
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Бакалаврская работа, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2016 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
МОРФОЛОГИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2016 - ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ
У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО
РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С
ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОБОГАЩЕНИЮ
АТРИБУТИВНОГО СЛОВАРЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2017 - Использование пиктограмм в логопедической работе по формированию
глагольной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017



