Введение…………………………………………………………………………...3
1. Коллективная творческая деятельность: история становления в педагогике…………………………………………………………………………5
2. Понятие «коллективность» в педагогике……………………………………13
3. Теория коллективного творческого воспитания И.П. Иванова: основные положения………………………………………………………………………..17
4. Технология проведения коллективной творческой деятельности…………30
Заключение……………………………………………………………………….33
Список используемой литературы……………………………………………...34
Приложение……………………………………………………………………...36
Актуальность исследования. Демократические преобразования в обществе, динамизм окружающей действительности, конкурентоспособность и другие явления рыночной экономики на первое место ставят индивидуальность и неординарность личности человека, его умения взаимодействовать с этим миром на разных уровнях: от исполнительского до творческого, созидательного.
Все это предъявляет подрастающему поколению особые требования: быть активными и инициативными, самостоятельными и ответственными, творческими личностями, доброжелательными и толерантными, умеющими владеть собой в любых обстоятельствах.
Современная стратегия в решении проблемы личности и коллектива предполагает наряду с её качественным обновлением возможность сохранения положительных элементов, проверенных практикой. Создаётся новая гуманистическая концепция воспитания в коллективе, в которой творчески используются конструктивные положения гуманистической психологии, педагогики сотрудничества и ненасилия. В новой концепции находят отражение идеи единства социализации и индивидуализации личности, самореализации индивида в условиях коллективной деятельности и отношений.
Разработаны и апробированы в практике работы школ идеи «общности» коллектива, который объединяет детей разного возраста и взрослых, что позволяет естественным путём передавать жизненный опыт, традиции, ценности (В.А. Караковский, Н.Л. Селиванова), коллективного сотрудничества в совместной деятельности, развития взаимодействия в коллективе (В.А. Саттаров, В.Г. Маралов)
Особого внимания заслуживает подростковый возраст, потому, что именно в этот период становления личности ребенка происходит дальнейшее расширение диапазона совместных с другими людьми действий, развиваются такие черты личности, как организованность, позитивная направленность, целеустремленность, предприимчивость, формируются жизненные ценностные ориентиры и отношения, определяющие в целом его поведение в разнообразных условиях жизнедеятельности.
Для того чтобы происходило расширение диапазона нужны специальные педагогические действия. Такие условия руководителю и его студентам предоставляет методика коллективного творческого воспитания, технологическим ядром которой является коллективное творческое дело.
Цель исследования – проанализировать особенности методики коллективной творческой деятельности в условиях класса.
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать следующие задачи исследования:
1. рассмотреть историю становления в педагогике коллективной творческой деятельности;
2. проанализировать понятие «коллективность» в педагогике;
3. охарактеризовать основные положения теории коллективного творческого воспитания И.П. Иванова;
4. рассмотреть технологию проведения коллективной творческой деятельности.
1. Коллективная творческая деятельность: история становления в педагогике
Такой педагогический феномен как коллективная творческая деятельность одновременно и известен, и не известен в широких педагогических кругах.
У него много названий, и кто слышал одно из его названий, мог не слышать другое (или не соотносить их друг с другом).
Самые распространенные:
• «Коллективное творческое воспитание»;
• «Педагогика общей заботы»;
• «Коммунарская методика (коммунарская педагогика)».
Но встречаются и другие варианты названий, отражающие либо маркировку местом его возникновения и развития («ленинградская методика», «орлятская» методика), либо авторство (педагогика Игоря Петровича Иванова), а то и какие-то частности, акценты («педагогика коллективных творческих дел», «педагогика коллективной творческой деятельности», «педагогика коллективного социального творчества»).
Среди знатоков этого педагогического явления существуют разные точки зрения относительно синонимичности этих наименований.
Пожалуй, наиболее точно выражает его основную идею словосочетание «педагогика общей заботы» (или еще более точный вариант — «педагогика творческой общей заботы»).
Вариант «коммунарская методика» («коммунарская педагогика»), скорее, отражает историю идей и первоначальной практики педагогики общей заботы — от Коммуны юных фрунзенцев, Всесоюзного клуба юных коммунаров 1960-х годов, других детско-взрослых сообществ, социальная и педагогическая идеология которых была настояна на идеалах коммунизма как общества добротворческого образа жизни.
То, что идея добротворения, коллективной заботы не привязана однозначно к политической идее коммунизма, стало ясно далеко не сразу.
Третье наименование — «коллективное творческое воспитание» («педагогика коллективного творческого воспитания») — самое распространенное и привычное для педагогической общественности.
Коллективное творческое воспитание как нетрадиционный, эффективный способ педагогической работы имеет сложную и противоречивую пятидесятилетнюю историю .
Педагогическая практика, которая стала позже называться «коммунарская методика», «педагогика коллективного творчества», зарождалась и возникла как способ организации жизни школы пионерского актива Фрунзенского района Санкт-Петербурга (Ленинграда). Ее создатели И.П. Иванов, Ф.Я. Шапиро, Л.Г. Борисова. Название школы актива «Коммуна юных фрунзенцев» (КЮФ) было предложено Игорем Петровичем Ивановым «по мотивам» Коммуны имени Дзержинского А.С. Макаренко.
Термин «коммунарская методика» появился, однако, позже — лет через десять, когда в Коммуне имени Макаренко (студенческом объединении Ленинградского пединститута) под руководством И.П. Иванова стали создаваться первые методические тексты, описывающие новую педагогику.
Во времена КЮФа Иванов называл развиваемый им и его коллегами способ педагогической работы коллективной организацией деятельности. Словосочетание же «коллективное творческое воспитание» появилось еще позже — в 1980 годы.
Еще до КЮФа, в1956–1958 годах, И.П. Иванов и его товарищи по вожатско-педагогическому объединению «Союз энтузиастов» (так они себя называли) опробовали некоторые идеи будущей коммунарской методики.
Многое в находках коллективного творческого воспитания идет от педагогических коллективов — современников КЮФа. Ближе всего к той педагогике, которую развивал И.П. Иванов и его соратники, были коллектив вожатых новосибирского пионерлагеря им. К. Заслонова во главе с С.А. Шмаковым, а также педагогический отряд студентов Московского областного педагогического и Московского авиационного институтов, работавший в детском доме, директором которого был С.А. Калабалин (Семен Карабанов по «Педагогической поэме» А.С. Макаренко).
Одновременное появление в конце пятидесятых — начале шестидесятых годов сходных педагогических явлений не было случайным. Оно отражало социальные процессы, происходившие в нашей стране. Идеи коммунарской педагогики кристаллизовались и росли в атмосфере общественного подъема конца пятидесятых годов.
Сильнейшее доказательство жизненности системы коллективного воспитания, построенной И.П. Ивановым и его последователями, — факт неоднократного «переоткрытия» основных идей коммунарской методики в деятельности ряда коллективов шестидесятых — семидесятых годов: комсомольский и пионерский штабы Куйбышевского района Москвы (руководители А.Н. Тубельский и Е.Б. Штернберг), клуб старшеклассников «Бригантина» в Чите (создатель М.Н. Ахметова), Театр юного творчества в ленинградском Дворце пионеров в годы, когда его возглавлял Е.Ю. Сазонов.
На жизнь этих коллективов в той или иной мере оказали влияние «волны» педагогики коллективного творческого воспитания, распространявшиеся в эти годы прежде всего от лагеря ЦК ВЛКСМ «Орленок». Но другие («некоммунарские») названия способов организации жизни коллективов, заметные устойчивые отличия в осуществлении тех или иных методических идей убеждают в значительной самостоятельности их руководителей.
Вопрос об авторстве в любом открытии, будь то физика или педагогика, непростой. Всегда есть свои предшественники и переоткрыватели. Для открытий в педагогической сфере (как и в других социальных сферах) переоткрытие уже вроде созданных технологий и систем происходит на фоне не всегда явного влияния уже существующих прецедентов.
В шестидесятые — семидесятые годы школьники приезжали из «Орленка», коммунарских лагерей, лагерных смен пионерского и комсомольского актива и приносили в школьную жизнь, в жизнь внешкольных клубов полученный эмоциональный заряд и свои не слишком осознанные способы действия в коллективе. Педагоги не всегда это осознавали как педагогическое новшество. Чувствительные к ребячьим инициативам классные руководители, вожатые, руководители ученических клубов использовали упомянутые идеи для включения в свою работу, а иногда и для уточнения, изменения в своей уже сложившейся системе. И только со временем они, педагоги, обнаруживали, что их способ работы похож на то, что называется коммунарской методикой, педагогикой общей заботы.
Похожее происходило, пожалуй, в той или иной мере во всех переоткрытиях педагогики коллективного творческого воспитания в 1970-е годы, в эпоху до появления массовым тиражом книг И.П. Иванова и С.Л. Соловейчика, описывающих педагогику общей заботы.
Помимо Коммуны юных фрунзенцев И.П.Иванова, близкие подходы к организации коллективной жизни у новосибирских педагогов во главе с С.А. Шмаковым и у читинского клуба «Бригантина» М.Н. Ахметовой. Но у новосибирцев акцент был не на коллективной организации деятельности, а на коллективном творчестве вожатых, втягивающих в свое творчество детей, а «Бригантина» существовала как клубная романтическая форма жизни класса, а не как коллектив социального действия.
Новые педагогические идеи, как и всякие другие, не возникают из ничего. Они прорастают на определенной почве, впитывая все (в том числе и заблуждения), что посеяно на этой почве предшествующими эпохами.
Педагогика коллективного творческого воспитания не исключение. У нее есть свои источники, предтечи, первооткрыватели, переоткрыватели и продолжатели. Самая глубокая и, наверное, исторически самая давняя идея, лежащая в основе коммунарской методики, — мысль о гуманистических отношениях между воспитателем и воспитанниками. Красной нитью она уходит из современности в двадцатые годы двадцатого века и далее в прошлые века — к Л.Н. Толстому, Ж.-Ж. Руссо, гуманистически ориентированным педагогам Возрождения и даже к древнеримскому оратору и педагогу Квинтилиану.
Но в коммунарской педагогике идея о сотрудничестве поколений мыслится как содружество в общем деле на радость и пользу другим людям, как совместное коллективное творчество, совместная организация общей деятельности. Такое понимание отношений между воспитателями и воспитанниками имеет более близкие истоки. В той или иной мере оно встречается в размышлениях и практической работе Н.К. Крупской, С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко, К.Н. Вентцеля, в пионерии двадцатых годов.
Здесь уместно вспомнить тезис Н.К. Крупской об улучшении окружающей жизни как цели пионерии; идею «общинножития» и детского сообщества С.Т. Шацкого; разновозрастные отряды, дежурных командиров, общие сборы А.С. Макаренко; совместные обсуждения прошедшего дня по микрогруппам в «Доме радости» К.Н. Вентцеля; пионерские коллективные разведки и социальные акции в первые годы существования пионерской организации.
Педагогика коллективного творческого воспитания, оставаясь относительно устойчивым феноменом на протяжении многих лет, в то же время менялась. Источники этих изменений как внешние: социальная и образовательная ситуация страны, так и внутренние: развитие самого этого педагогического течения .
Попробуем предложить периодизацию, отражающую историю коллективного творческого воспитания как собственно педагогического явления.
Справедливость мнения О. Бисмарка о том, что «войны выигрывают не
генералы, войны выигрывают школьные учителя и приходские священники»,
подтвердило время.
Приближению к воспитательному идеалу, на наш взгляд, способствует коллективная творческая деятельность – эффективный метод воспитания, обучения и развития учащихся, основанный на позитивной деятельностной активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях. Изобретателем методики коллективной творческой деятельности, создателем педагогики, о которой говорят как о «педагогике сотрудничества», называют ее «коллективное творческое воспитание» считают академика И.П. Иванова.
Применительно к процессу обучения творчество – форма деятельности человека, направленная на созидание качественно новых для него ценностей, имеющих общественное значение, т.е. важных для формирования личности как общественного субъекта.
Сущностью технологии коллективной творческой деятельности является такое взаимодействия учителя и учащихся, при которой они вместе планируют, организуют, осуществляют, анализируют совместную творческую деятельность. Каждый – участник процесса, а не наблюдатель что способствует воспитанию социально–активной личности.
1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Воспитание ребенка в любви, свободе и творчестве / Ю.П. Азаров. - М.: Эксмо, 2015. - 496 c.
2. Алиева С.В. Социальная педагогика: Учебное пособие / А.В. Иванов, С.В. Алиева. - М.: Дашков и К, 2013. - 424 c.
3. Бордовская Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Н.В. Бордовская, С.И. Розум.. - СПб.: Питер, 2013. - 624 c.
4. Бороздина Г.В. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / Г.В. Бороздина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 477 c.
5. Вайндорф-Сысоева М.Е. Педагогика: Учебник для бакалавров / Л.П. Крившенко, М.Е. Вайндорф-Сысоева. - М.: Проспект, 2013. - 488 c.
6. Вайндорф-Сысоева М.Е. Педагогика: Учебное пособие для СПО и прикладного бакалавриата / М.Е. Вайндорф-Сысоева, Л.П. Крившенко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 197 c.
7. Вайндорф-Сысоева, М.Е. Педагогика: Краткий курс лекций / М.Е. Вайндорф-Сысоева. - М.: Юрайт, 2013. - 197 c.
8. Воронов В.В. Педагогика школы: новый стандарт / В.В. Воронов. - М.: ПО России, 2012. - 288 c.
9. Вульфов Б.З. Педагогика: Учебное пособие для бакалавров / Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов, А.Ф. Меняев; Под ред. П.И. Пидкасистый.. - М.: Юрайт, 2013. - 511 c.
10. Вульфов Б.З. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.И. Пидкасистый, Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов. - М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2012. - 724 c.
11. Данилюк А.Я. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, Изд. 2 - е. 2011. – 23 с.
12. Димке Д. Советские детские игры: между утопией и реальностью // Антропологический форум. 2010. № 16.
13. Иванов И.П. Воспитывать коллективистов — М.: Педагогика, 1982.
14. Иванов И.П. Энциклопедия коллективно-творческих дел / И.П. Иванов. – М.: Просвещение, 1989. – 122 с.
15. Педагогический форум «Гуманистические идеи педагогики Игоря Петровича Иванова в современном образовании»: материалы Междунар. науч.-практич. конференции «Философия, психология и педагогика развития социальной активности и творчества личности» (5–7 ноября 2013) — Сп. б., 2013.
16. Поляков С.Д. Коллективное творческое воспитание: перезагрузка. — М.: Национальный книжный центр, ИФ «Сентябрь», 2016. — 176 с.
17. Соколов Р.В. Коммунарская методика и коммунарское движение: судьба субкультурного феномена // Социокинетика: книга о социальном движении в детской среде: в 2 ч. — М., 2000, с.69–108.