Социально-психологические характеристики подростков, занимающихся разными видами досуговой деятельности
|
Введение 3
Глава 1. Анализ научных данных по проблеме исследования
1.1. Социально-психологические характеристики личности 7
1.2. Психологические характеристики лиц подросткового возраста.. ..13
1.3. Особенности досуговой деятельности в подростковом возрасте.20
Глава 2. Изучение различий в социально-психологических характеристиках подростках, занимающихся разными видами досуговой деятельности
2.1. Описание процедуры и методов исследования 33
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 36
Выводы 53
Заключение 56
Список используемых источников 58
Приложение 63
Глава 1. Анализ научных данных по проблеме исследования
1.1. Социально-психологические характеристики личности 7
1.2. Психологические характеристики лиц подросткового возраста.. ..13
1.3. Особенности досуговой деятельности в подростковом возрасте.20
Глава 2. Изучение различий в социально-психологических характеристиках подростках, занимающихся разными видами досуговой деятельности
2.1. Описание процедуры и методов исследования 33
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 36
Выводы 53
Заключение 56
Список используемых источников 58
Приложение 63
Социально-экономические изменения в российском обществе, произошедшие за последние 20 лет не могут не найти отражения в психологических характеристиках как взрослых людей, так и подрастающего поколения. Исследователи из разных научных областей отмечают, что психологический портрет подростка нового поколения имеет существенное количество отличий, по сравнению с предыдущими. Современные подростки с самого рождения имели доступ к гаджетам и интернету, они не застали смены государственной парадигмы, ряд исследователей называет их «цифровое поколение» или «глобальные дети» [16; 43].
Имеющихся в психологии данных недостаточно для комплексного понимания психологических особенностей современного подростка. В связи с качественными изменениями в жизни общества, меньше всего нам известно об отношении подростков к сфере досуга, медиа, ценностных ориентирах подростков и их жизненных проектах [44].
Одной из характерных черт подросткового возраста является появление большего количества свободы в вопросе распределения своего личного времени вне основной учебной деятельности [7]. Перед подростком открывается возможность выбора досуговой деятельности среди растущего многообразия кружков, секций, организаций.
Для решения одной из основных задач подросткового возраста, ответа на вопрос «Кто я?», самоидентификации, молодому человеку необходимо примерить на себя разнообразные социальные роли, получить опыт нахождения в разных социальных ситуациях. Вместе с тем, делая первые шаги из мира детства, подросток не обладает высоким уровнем коммуникативных компетенций, способов разрешения конфликтов, ведь социально-психологические компетенции активно развиваются именно в подростковом возрасте.
Исходя из теоретических предпосылок личностно-деятельностного подхода, характеристики личности могут развиваться только в процессе деятельности [27]. Можно предположить, что характеристики деятельности и сопутствующая деятельности социальная активность оказывает влияние на формирующиеся социально-психологические характеристики. В таком случае социально-психологические характеристики подростков выбирающих для себя, например спортивные и творческие виды досуговой деятельности, и не выбирающих какого-то определенного вида досуговой деятельности могут сильно различаться.
Подрастающее поколение в скором будущем начнёт вносить ощутимый вклад в формирование или изменение общественных ценностей, культуры, структуры общества, что делает вопрос о социально- психологических характеристиках современных подростков более значимым и острым. С увеличением информации о социально-психологических особенностях современных подростков появляется возможность предсказания способов и форм устройства общества в будущем. Помимо этого, понимая влияние разных видов досуговых деятельностей на развитие тех или иных социально-психологических характеристик подростков, можно получить возможность разработки эффективных инструментов работы и профилактики девиантного, асоциального, конфликтного поведение через досуговые технологии.
Принимая во внимание, с одной стороны, то влияние, которое могут оказать социально-психологические особенности подрастающего поколение на будущее общества, и, с другой стороны, факт того, что с наступлением подросткового возраста, человек получает всё больше возможностей самостоятельно распределять своё время, выбирать род деятельности, занимать своё время самостоятельно и быть предоставленным самому себе, крайне важно изучить те особенности подростка, которые формируются в ходе того или иного вида досуговой деятельности.
Целью данного исследования является изучение различий в социально-психологических характеристиках подростков, занимающихся разными видами досуговой деятельности для использования диагностических данных в коррекционно-развивающей и консультативной работе педагога-психолога со школьниками данной возрастной категории.
Объект исследования - социально-психологические характеристики подростов.
Предмет исследования - различия в социально-психологических характеристиках подростков, занимающихся разными видами досуговой деятельности.
Гипотеза: имеются значимые различия между социально-психологическими характеристиками подростков, занимающихся спортивными и творческими видами деятельности, и подростков, не выбирающих определенные виды досуговой деятельности.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический обзор по теме социально¬
психологических характеристик личности; проанализировать имеющиеся научные данные, характеризующие социально-психологические
характеристики подростков; провести обзор литературы по проблеме досуговой деятельности в подростковом возрасте.
2. Подобрать диагностические методики для проверки выдвинутой гипотезы, сформировать выборку исследования.
3. Провести диагностические процедуры, направленные на изучение социально-психологических характеристик подростков, занимающихся разными видами досуговой деятельности;
4. Провести анализ и интерпретировать полученные
диагностические данные, сформулировать выводы.
В ходе исследования были использованы следующие психодиагностические методики:
- Тест «Исследование особенностей реагирования в конфликтной ситуации» К. Томаса;
- Методика диагностики социально-психологических установок
личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной;
- Методика диагностики коммуникативной установки В.В. Бойко.
Для обработки эмпирических данных были использованы такие методы математической обработки экспериментальных данных, как Т-критерий Стьюдента для оценки различий величин средних значений двух независимых выборок и угловое преобразование Фишера.
Всего в исследовании приняли участие 36 человек - подростки, занимающиеся спортивными и творческими видами досуговой деятельности, и подростки, не занимающиеся определенным видом досуговой деятельности. Возраст испытуемых от 13 до 15 лет.
Имеющихся в психологии данных недостаточно для комплексного понимания психологических особенностей современного подростка. В связи с качественными изменениями в жизни общества, меньше всего нам известно об отношении подростков к сфере досуга, медиа, ценностных ориентирах подростков и их жизненных проектах [44].
Одной из характерных черт подросткового возраста является появление большего количества свободы в вопросе распределения своего личного времени вне основной учебной деятельности [7]. Перед подростком открывается возможность выбора досуговой деятельности среди растущего многообразия кружков, секций, организаций.
Для решения одной из основных задач подросткового возраста, ответа на вопрос «Кто я?», самоидентификации, молодому человеку необходимо примерить на себя разнообразные социальные роли, получить опыт нахождения в разных социальных ситуациях. Вместе с тем, делая первые шаги из мира детства, подросток не обладает высоким уровнем коммуникативных компетенций, способов разрешения конфликтов, ведь социально-психологические компетенции активно развиваются именно в подростковом возрасте.
Исходя из теоретических предпосылок личностно-деятельностного подхода, характеристики личности могут развиваться только в процессе деятельности [27]. Можно предположить, что характеристики деятельности и сопутствующая деятельности социальная активность оказывает влияние на формирующиеся социально-психологические характеристики. В таком случае социально-психологические характеристики подростков выбирающих для себя, например спортивные и творческие виды досуговой деятельности, и не выбирающих какого-то определенного вида досуговой деятельности могут сильно различаться.
Подрастающее поколение в скором будущем начнёт вносить ощутимый вклад в формирование или изменение общественных ценностей, культуры, структуры общества, что делает вопрос о социально- психологических характеристиках современных подростков более значимым и острым. С увеличением информации о социально-психологических особенностях современных подростков появляется возможность предсказания способов и форм устройства общества в будущем. Помимо этого, понимая влияние разных видов досуговых деятельностей на развитие тех или иных социально-психологических характеристик подростков, можно получить возможность разработки эффективных инструментов работы и профилактики девиантного, асоциального, конфликтного поведение через досуговые технологии.
Принимая во внимание, с одной стороны, то влияние, которое могут оказать социально-психологические особенности подрастающего поколение на будущее общества, и, с другой стороны, факт того, что с наступлением подросткового возраста, человек получает всё больше возможностей самостоятельно распределять своё время, выбирать род деятельности, занимать своё время самостоятельно и быть предоставленным самому себе, крайне важно изучить те особенности подростка, которые формируются в ходе того или иного вида досуговой деятельности.
Целью данного исследования является изучение различий в социально-психологических характеристиках подростков, занимающихся разными видами досуговой деятельности для использования диагностических данных в коррекционно-развивающей и консультативной работе педагога-психолога со школьниками данной возрастной категории.
Объект исследования - социально-психологические характеристики подростов.
Предмет исследования - различия в социально-психологических характеристиках подростков, занимающихся разными видами досуговой деятельности.
Гипотеза: имеются значимые различия между социально-психологическими характеристиками подростков, занимающихся спортивными и творческими видами деятельности, и подростков, не выбирающих определенные виды досуговой деятельности.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический обзор по теме социально¬
психологических характеристик личности; проанализировать имеющиеся научные данные, характеризующие социально-психологические
характеристики подростков; провести обзор литературы по проблеме досуговой деятельности в подростковом возрасте.
2. Подобрать диагностические методики для проверки выдвинутой гипотезы, сформировать выборку исследования.
3. Провести диагностические процедуры, направленные на изучение социально-психологических характеристик подростков, занимающихся разными видами досуговой деятельности;
4. Провести анализ и интерпретировать полученные
диагностические данные, сформулировать выводы.
В ходе исследования были использованы следующие психодиагностические методики:
- Тест «Исследование особенностей реагирования в конфликтной ситуации» К. Томаса;
- Методика диагностики социально-психологических установок
личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной;
- Методика диагностики коммуникативной установки В.В. Бойко.
Для обработки эмпирических данных были использованы такие методы математической обработки экспериментальных данных, как Т-критерий Стьюдента для оценки различий величин средних значений двух независимых выборок и угловое преобразование Фишера.
Всего в исследовании приняли участие 36 человек - подростки, занимающиеся спортивными и творческими видами досуговой деятельности, и подростки, не занимающиеся определенным видом досуговой деятельности. Возраст испытуемых от 13 до 15 лет.
Социальные и коммуникативные характеристики современного подростка часто ускользают от исследователей, несмотря на то, что являются важным предиктором дальнейшей социализации молодого поколения, интеграции в общество.
Подросток получает возможность свободного выбора деятельности в неучебное время, от которого может зависеть его дальнейший круг общения, а соответственно формирующиеся коммуникативные навыки, способы взаимодействия с другими людьми в разнообразных социальных ситуациях.
Вместе с тем, психологическая наука на сегодняшней день не располагает точными данными о характере влияния на социально - психологические характеристики подростков тех или иных видов досуговых деятельностей. Принимая во внимание, с одной стороны, высокую потребность в подростковом возрасте в общении с другими людьми и, с другой стороны, необходимость формирования конструктивных социально - психологических характеристик у подрастающего поколения, необходимо исследовать, насколько подростки отличаются по приобретенным коммуникативным навыкам, социальным установкам в зависимости от выбранного способа проведения свободного времени.
Целью данного исследования было изучение различий между социально-психологическими характеристиками подростков, занимающихся разными видами досуговой деятельности.
По результатам исследования были выявлены значимые различия между подростками, выбирающими спортивные и творческие виды досуговых деятельностей и не выбирающими какого-либо определенного вида досуга, по таким социально-психологическим установкам, как альтруистическая установка, установка на деньги, власть, труд, процесс, результат и свободу. Было выявлено значимое различие между группами подростков, занимающихся спортивными видами досуга и не выбирающими определенный вид досуга по такой стратегии поведения в конфликте, как «избегание». Результаты демонстрируют значимые различия между всеми группами по таким показателям негативных коммуникативных установок, как завуалированная жестокость, негативный опыт общения, брюзжание и обоснованный негативизм.
Полученные результаты могут быть использованы в работе педагога- психолога с самими подростками, а также при разработке программ для досуговых объединений, кружков для подростков, при работе с преподавателями досуговых занятий, для решения комплекса задач организации благоприятного социального взаимодействия в ходе работы досуговых объединений и вовлечения в них подростков.
Таким образом, гипотеза, выдвинутая в исследовании, подтвердилась.
Подросток получает возможность свободного выбора деятельности в неучебное время, от которого может зависеть его дальнейший круг общения, а соответственно формирующиеся коммуникативные навыки, способы взаимодействия с другими людьми в разнообразных социальных ситуациях.
Вместе с тем, психологическая наука на сегодняшней день не располагает точными данными о характере влияния на социально - психологические характеристики подростков тех или иных видов досуговых деятельностей. Принимая во внимание, с одной стороны, высокую потребность в подростковом возрасте в общении с другими людьми и, с другой стороны, необходимость формирования конструктивных социально - психологических характеристик у подрастающего поколения, необходимо исследовать, насколько подростки отличаются по приобретенным коммуникативным навыкам, социальным установкам в зависимости от выбранного способа проведения свободного времени.
Целью данного исследования было изучение различий между социально-психологическими характеристиками подростков, занимающихся разными видами досуговой деятельности.
По результатам исследования были выявлены значимые различия между подростками, выбирающими спортивные и творческие виды досуговых деятельностей и не выбирающими какого-либо определенного вида досуга, по таким социально-психологическим установкам, как альтруистическая установка, установка на деньги, власть, труд, процесс, результат и свободу. Было выявлено значимое различие между группами подростков, занимающихся спортивными видами досуга и не выбирающими определенный вид досуга по такой стратегии поведения в конфликте, как «избегание». Результаты демонстрируют значимые различия между всеми группами по таким показателям негативных коммуникативных установок, как завуалированная жестокость, негативный опыт общения, брюзжание и обоснованный негативизм.
Полученные результаты могут быть использованы в работе педагога- психолога с самими подростками, а также при разработке программ для досуговых объединений, кружков для подростков, при работе с преподавателями досуговых занятий, для решения комплекса задач организации благоприятного социального взаимодействия в ходе работы досуговых объединений и вовлечения в них подростков.
Таким образом, гипотеза, выдвинутая в исследовании, подтвердилась.
Подобные работы
- Исследование психологических характеристик детей, занимающихся разными направлениями музыкального творчества
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5000 р. Год сдачи: 2019 - Совместная работа тренера и родителей как условие социально-психологического развития ребенка-спортсмена
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Любительский театр как форма организации работы с подростками
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА МОЛОДЕЖИ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ К ДОСТИЖЕНИЮ ПОДРОСТКОВ 12-14 ЛЕТ В СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ РАЗНЫХ ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП)
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2016 - СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЕ ОСНОВАНИЯ РАЗРАБОТКИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ В РОССИИ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2001 - Системообразующие основания разработки региональных программ социально-культурного развития в России
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2001 - Влияние учреждений дополнительного образования на подростков
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 3200 р. Год сдачи: 2020 - БАЛЬНЫЙ ТАНЕЦ КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2017



