ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА 8
1.1. Сущность понятия «временные представления» как составляющая
математического развития 8
1.2. Особенности развития временных представлений в старшем дошкольном
возрасте 17
1.3. Психолого-педагогические условия развития временных
представлений 27
Выводы по главе 1 43
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 45
2.1. Выявление уровня развития временных представлений детей старшего
дошкольного возраста 45
2.2. Методические рекомендации по развитию временных представлений
детей старшего дошкольного возраста 48
Выводы по главе 2 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 75
ПРИЛОЖЕНИЯ 84
Актуальность исследования продиктована значительными
преобразованиями, которым подверглась российская образовательная система в ходе недавнего реформирования. Одной из образовательных областей, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, выступает «Познавательное развитие», в состав которой входит формирование элементарных математических представлений дошкольников [50].
Элементарные математические представления - комплекс знаний о форме, величине, количестве, пространстве, времени, свойствах и отношениях объектов в доступной для ребенка форме и в том объеме, который необходим для познания окружающей действительности на данном возрастном этапе.
Согласно Концепции развития математического образования в Российской Федерации качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе. Основным направлением реализации Концепции на уровне дошкольного образования является «создание условий для освоения воспитанниками форм деятельности, первичных математических представлений и образов» [52].
Один из показателей развитого мышления человека - это способность индивида к восприятию явлений и предметов окружающей действительности в различных состояниях: прошедшем, настоящем и будущем. Именно время - главный регулятор нашей жизни. Как верно отметил В.Г. Белинский: «Из всех критериев самый великий, самый гениальный, самый непогрешимый - Время» [33, с. 79].
Умение ориентироваться во времени является насущной необходимостью любого человека, начиная с дошкольного возраста. В связи с этим А.В. Белошистая отмечает: «Умение ориентироваться во времени дает дошкольнику возможность успешно развиваться, овладевать различными 3 видами деятельности, познавать окружающий мир и таким образом готовит к школьному обучению» [7, с. 9].
Дошкольникам присуще особое восприятие времени, поскольку оно сложно для их понимания: они воспринимают его применительно к отдельным временным единицам, которые наиболее часто повторяются в жизни. Исходя из этого, пишет Т.Д. Рихтерман, «знакомство дошкольников с единицами измерения времени должно осуществляться в строгой системе и последовательности, где знание одних интервалов времени, возможность их определения и измерения служили бы основанием для ознакомления со следующим и раскрывали детям существенные характеристики времени: его текучесть, непрерывность, необратимость» [54, с. 18].
Время обладает такими специфическими свойствами, как текучесть, необратимость, отсутствие наглядных форм, относительность словесных обозначений. Все это делает категорию времени сложной для восприятия. Особую злободневность приобретает данная проблема в старшем дошкольном возрасте, когда ребенок готовится стать школьником. Развитие представлений о времени наилучшим образом происходит при сочетании различных методов и приемов обучения. В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования перед педагогом дошкольного учреждения встает вопрос поиска эффективных форм работы с детьми. Одним из эффективных средств развития временных представлений детей старшего дошкольного возраста является проектная деятельность.
Суть метода проектов в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой дети приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий. Проектная деятельность дает детям возможность думать, творить, фантазировать, сочинять, познавать, развивать представления о времени. У детей развивается познавательная активность, 4
так как вопросы и задания требуют от ребенка активизации имеющегося математического опыта и применения опыта реальной жизни в нестандартной ситуации интегрированного обучения. Несмотря на высокую эффективность метода проектов в развитии временных представлений дошкольников, исследователями отмечается недостаточная востребованность данного средства. Следовательно, возникает необходимость
усовершенствования работы с детьми с целью повышения уровня развития временных представлений средствами проектной деятельности.
На основе анализа психолого-педагогической литературы были выявлены противоречия между актуальностью развития временных представлений и недостаточной разработанностью вопросов использования проектной деятельности как эффективного средства развития временных представлений у дошкольников. В связи с этим определена и сформулирована проблема исследования: какое влияние оказывает проектная деятельность на развитие временных представлений детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: развитие временных представлений детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: проектная деятельность как средство развития временных представлений детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать условия организации эффективности проектной деятельности в развитии временных представлений детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что проектная деятельность будет результативным средством развития временных представлений детей старшего дошкольного возраста, если:
• создавать и поддерживать мотивацию и инициативу детей к участию в проектной деятельности;
• поддерживать наполнение центров активности предметнопространственной среды.
Для реализации поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогические исследования по развитию временных представлений у детей дошкольного возраста.
2. Охарактеризовать особенности развития временных
представлений в старшем дошкольном возрасте.
3. Выделить психолого-педагогические условия развития временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
4. Составить методические рекомендации по развитию временных представлений детей старшего дошкольного возраста.
Методологическую основу работы составляют исследования:
• Б.Г. Ананьева, Т.И. Тарабариной, Т.А. Мусейибовой, Р.Л. Непомнящей, Т.Д. Рихтерман о вопросах развития временных представлений у детей дошкольного возраста;
• Е.И. Соколовой, Е.И. Щербаковой, определивших свойства времени, особенности восприятия детьми дошкольного возраста временных представлений, трудности при освоении ребенком временных категорий;
• М.Ю. Бухаркиной, Н.Б. Крылова, О.В. Львовой, А.Е. Петрова, Е.С. Полат, раскрывающие вопросы организации проектов;
• Т.И. Тарабариной, Т.Д. Рихтерман, А.А. Столяр о роли
моделирования в ознакомлении детей дошкольного возраста со временем.
Для решения поставленных задач были использованы методы исследования: теоретический анализ педагогической, психологической,
методической литературы, педагогического опыта;
• эмпирические: диагностика временных представлений у детей старшего дошкольного возраста по методике Р.Ф. Галлямовой;
• интерпретационные: количественный и качественный эмпирических анализ данных.
Теоретическая значимость данного исследования состоит в том, что был изучен теоретический материал по проблеме развития временных 6
представлений у детей старшего дошкольного возраста, а также проанализированы наглядные пособия в их структурном отношении, что обеспечивает методическую основу их исследования в педагогической практике.
Практическая значимость работы заключается в составлении методических рекомендаций по развитию временных представлений детей старшего дошкольного возраста, которые могут быть использованы студентами, воспитателями в работе с детьми дошкольного возраста. Материалы проектной работы могут быть использованы студентами при подготовке к семинарским занятиям, а также написании докладов или рефератов по схожей тематике.
База исследования: МАДОУ города Красноярска.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
По результатам проведенной работы мы можем сделать следующие выводы.
В отечественной педагогике вопросам развития временных представлений у дошкольников посвящены исследования таких ученых, как Т.И. Алиева, А.В. Белошистая, М.А. Габова, О.В. Игракова, О.Б. Иншакова,
Э.Р. Минибаева, Т.Д. Рихтерман, Е.А. Носова, А.А. Столяр. Время - это форма протекания физических и психических процессов, условие возможности изменения. Это необратимое течение, в котором происходят все существующие процессы, являющиеся фактами. Все меры времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год) представляют определённую систему временных эталонов, где каждая мера складывается из единиц предыдущей и служит основанием для построения последующей. Время - объект познания - - является чрезвычайно многогранной стороной окружающей реальности. Восприятие времени - это отражение в мозгу объективной длительности, скорости, последовательности явлений действительности.
Педагогическими условиями развития временных представлений у детей старшего дошкольного возраста являются: обогащение развивающей предметно-пространственной среды разнообразными материалами, пособиями, играми; организация разнообразных форм игровой деятельности в математическом уголке, способствующих формированию временных представлений; соблюдение принципов построения предметно-развивающей среды по формированию временных представлений предметнопространственной среды.
Опираясь на исследования Е.И. Щербаковой, под временными представлениями мы понимаем представления об основных свойствах времени (объективность, необратимость, периодичность, текучесть) и
основных мерах времени (минута, час, сутки, неделя, месяц,
год). Исследователи предлагают разнообразные приемы, средства, методы, 71 направления работы по развитию у дошкольников категорий и свойств времени.
Моделирование - наглядно-практический прием, включающий в себя создание моделей и их использование с целью развития временных представлений у детей: модель частей суток, недели, года, календарь. Учитывая, что в наибольшей степени использование принципа замещения реальных объектов их моделями происходит в моделировании, данный способ познания в дошкольном образовании считается основным в процессе развития у ребенка временных представлений. Модели времени могут иметь различную форму: круглой, прямоугольной, спиралевидной, в виде кубов.
Одним из эффективных средств развития временных представлений детей старшего дошкольного возраста является проектная деятельность. Основу метода проектов составляет самостоятельная деятельность детей. Она представляет собой познавательную, исследовательскую, продуктивную деятельность, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает в жизнь новые знания.
Проектная деятельность эффективна в развитии временных представлений у детей старшего дошкольного возраста, если: применяется моделирование как метод материализации времени и отражения его в наглядной форме; модели подбираются на каждое свойство времени; проводятся специально организованные занятия на обогащение, закрепление и применение представлений о времени; для закрепления временных представлений используются дидактические игры и упражнения; усвоение временных понятий происходит через собственную деятельность.
Экспериментальное изучение процесса развития временных представлений у детей старшего дошкольного возраста проводилась на базе МАДОУ города Красноярска. В исследовании участвовали 20 детей старшего дошкольного возраста. Для выявления развития временных представлений у детей старшего дошкольного возраста была использована методика Р.Ф. Галлямовой, состоящая из четырех серий. Проведенная диагностика 72 свидетельствует о том, что для развития временных представлений у дошкольников необходима целенаправленная педагогическая работа.
Для развития временных представлений детей старшего дошкольного возраста составлен проект «Его величество Время». Для реализации проекта изготовлено дидактическое пособие «Модель времени», представляющее собой объемную модель, состоящую из трех полусфер с полями в порядке увеличения. Каждая полусфера делится на определенное количество секторов: «Части суток», «Дни недели», «Времена года». К каждой из перечисленных полусфер подобран дидактический материал: карточки с действиями людей, картинки природными явлениями и жизнью животных и т.д. Изготовлена плоскостная модель часов для обучения ориентации во времени, умения определять часы и минуты на классическом циферблате. Использование плоскостных и объемных моделей позволит наглядно показать динамику, и основные свойства времени: одномерность,
необратимость, текучесть и периодичность.
Составлена подборка дидактических материалов по работе с «Моделью времени», подборка игр и упражнений по развитию временных представлений о часах и минутах, подборка репродукций художников для развития временных представлений года. Все модели, схемы, дидактические игры и упражнения подбирались на каждое свойство времени (объективность, необратимость, периодичность и текучесть), а усвоение временных понятий происходило через собственную деятельность.
Режим ограничений, введенный в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции, не позволил реализовать разработанный проект и провести послепроектную оценку результативности и эффективности реализации проекта. Несмотря на это, прогнозируется, что дошкольники после внедрения проектных мероприятий будут хорошо ориентироваться в названиях частей суток и их последовательности, научатся правильно их определять. Дети будут четко знать названия дней недели и их последовательность, научатся определять, какой день был вчера, будет 73
завтра. Дошкольники закрепят названия времен года, их последовательность, закрепят умения определять время года на основе анализа за природными изменениями, изменениями деятельности людей. Дети научатся определять время посредством механических часов.
Продукты проектной деятельности могут использоваться на занятиях, в свободной деятельности детей, в домашних условиях с родителями. При условии организации систематической и целенаправленной педагогической работы дети старшего дошкольного возраста успешно освоят знания об отдельных единицах измерения времени, приобретут навыки самостоятельного и правильного их использования в практической и интеллектуальной деятельности.
Также мы предполагаем, что если схемы, модели, дидактические игры и упражнения подбираются на каждое свойство времени (объективность, необратимость, периодичность и текучесть), если усвоение временных понятий происходит через собственную деятельность, то это даст положительные результаты, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу.
Таким образом, можно говорить об эффективности проделанной нами работы. Следовательно, цель исследования достигнута и задачи решены, гипотеза доказана.
1. Аблитарова А.Р., Кондрашова Н.В. Пространственно-временные представления и особенности их формирования у детей старшего дошкольного возраста // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). Санкт-Петербург: Заневская площадь, 2014. С. 55-59.
2. Алиева Т.И., Тарунтаева Т.В. Развитие математических представлений у дошкольников. Методическое пособие. М.: Сфера, 2015. 139 с.
3. Астраханцева Т.Н., Захарова Э.М. Развитие временных
представлений у детей старшего дошкольного возраста в моделирующей деятельности // Сборник научных статей XIV Всероссийской научнопрактической конференции студентов, аспирантов и магистрантов «Культурологический подход в дошкольном образовании: психологопедагогический аспект» (г. Чебоксары, 27 апреля 2017 г.).
Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, 2017. С. 24-26.
4. Безродных Т.В., Волгина В.В. Развитие исследовательской самостоятельности старших дошкольников в проектной деятельности // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59. С. 73-76.
5. Безусова Т.А., Гмызина К.Д. Развивающая предметнопространственная среда как средство формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста // Научное обозрение. Педагогические науки. 2020. № 4. С. 7-11.
6. Белкина В.Н., Тимофеева Н.А. Математическое развитие дошкольников в условиях реализации новых государственных образовательных стандартов // Ярославский педагогический вестник. 2014. №
4. С. 65-69.
7. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. М.: ВЛАДОС, 2003. 400 с.
8. Будько Т.С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников: конспект лекций / Под. ред. Будько Т.С.; Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина Брест: Издательство БрГУ, 2018. 46 с.
9. Бурачевская О.В. Пространственные и пространственновременные представления как базовая составляющая психического развития ребенка // Школьная педагогика. 2016. №1.С. 21-24.
10. Виноградова Н.Ф. Программа обучения и развития «Предшкольная пора» URL: https: //multiurok.ru/files/pro ghramma-obuchieniia- i-razvitiia-priedshkol-naia.html (дата обращения: 13.04.2021)
11. Воронина, Л.В., Коротаева Е.В. О готовности к проектной деятельности в дошкольном образовании // Педагогическое образование в России. 2019. № 8. С. 50-56.
12. Воронина Л.В., Суворова Н.Д. Знакомим дошкольников с математикой. М.: Творческий центр, 2018. 309 с.
13. Габова М.А. Математическое развитие детей дошкольного возраста: теория и технологии : учебное пособие. Москва : Директ-Медиа, 2014. 533 с.
14. Газизова Ф.С., Еликова Л.И. Дидактические игры как средство формирования представлений о времени у детей пяти лет в ДОО // Молодой ученый. 2019. № 16 (254). С. 261-262.
15. Галкина Л.Н. Формы работы по математике с детьми дошкольного возраста с учетом комплексно-тематического построения образовательного процесса // Материалы XI Международной научнопрактической конференции. Челябинск: Изд-во ЗАО «Цицеро», 2018. С. 7586....68