Формирование культуры математических вычислений на уроках математики в 5-6 классах
|
Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования культуры
математических вычислений на уроках математики в 5-6 классах 6
1.1. Сущность понятия «культура математических вычислений» 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика учащихся
5-6 классов 19
1.3. Устные вычисления как основа культуры математических
вычислений 26
1.4. Анализ школьных учебников по математике 29
ГЛАВА 2. Методические аспекты формирования культуры математических вычислений на уроках математики в 5-6 классах 38
2.1. Приемы устного счета, способствующие формированию культуры
математических вычислений 38
2.2. Система задач по теме «Смешанные числа» в 5 классе 61
2.3. Система задач по теме «Признаки делимости на 10, на 5 и на 2»
в 6 классе 73
2.4. Технологическая карта урока изучения нового материала по теме
«Сложение и вычитание смешанных чисел» в 6 классе 85
Заключение 97
Список литературы 98
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования культуры
математических вычислений на уроках математики в 5-6 классах 6
1.1. Сущность понятия «культура математических вычислений» 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика учащихся
5-6 классов 19
1.3. Устные вычисления как основа культуры математических
вычислений 26
1.4. Анализ школьных учебников по математике 29
ГЛАВА 2. Методические аспекты формирования культуры математических вычислений на уроках математики в 5-6 классах 38
2.1. Приемы устного счета, способствующие формированию культуры
математических вычислений 38
2.2. Система задач по теме «Смешанные числа» в 5 классе 61
2.3. Система задач по теме «Признаки делимости на 10, на 5 и на 2»
в 6 классе 73
2.4. Технологическая карта урока изучения нового материала по теме
«Сложение и вычитание смешанных чисел» в 6 классе 85
Заключение 97
Список литературы 98
Математическая составляющая подготовки человека к самостоятельной жизни в обществе с момента становления отечественного государственного образования была и остаётся по сей день одной из важнейших. «Целью такой подготовки является формирование математической культуры и готовности личности к непрерывному самообразованию и практическому применению математических знаний» [7, с.37]. «Культура» - понятие многогранное, однако не вызывает сомнений, что культура математических вычислений является составной часть математической культуры личности. В то же время, человек, умеющий быстро и правильно вычислять в уме, т.е. у которого сформирована культура математических вычислений в её устной части, и сегодня вызывает восхищение у общественности. Таким людям доверяют коллеги по работе, приглашают на съёмки познавательных телепередач и т.п. Кроме того, очевидна польза и прикладное значение овладения культурой математических вычислений.
Однако при формировании культуры математических вычислений, мы сталкиваемся со следующей проблемой. На сегодняшний день в школьном курсе обучения математике формированию культуры математических вычислений уделяется достаточно внимания в части письменного оформления решения заданий. Отчасти такое внимание обусловлено строгостью оценки заданий с развёрнутым ответом единого государственного экзамена. При этом формирование культуры математических устных вычислений, а, следовательно, и формирование коммуникативной компетенции, отстаёт.
Все выше сказанное обусловливает актуальность проблемы формирования культуры математических вычислений у обучаемых средних общеобразовательных школ.
Целью выполнения работы является разработка систем задач, направленных на формирование культуры математических вычислений в её устной составляющей у обучающихся в 5-6 классах, по некоторым конкретным темам одного из комплекта рекомендованных учебников.
Объектом исследования является учебный процесс по изучению математики в 5-6 классах средних общеобразовательных школ.
Предметом исследования является процесс формирования культуры математических вычислений посредством применения на уроках математики заданий для устных вычислений.
Задачи исследования:
1. Изложить сущность понятия «культура математических вычислений».
2. Провести анализ содержания школьных учебников на предмет наличия в них заданий на устные вычисления.
3. Описать накопленные методические приёмы и методы, направленные на формирование культуры математических вычислений.
4. Составить системы задач по конкретным темам в 5-6 классах.
5. Разработать технологическую карту урока изучения нового материала по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел» в 6 классе.
Работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы.
В первой главе изложены теоретические основы формирования культуры математических вычислений на уроках математики в средней школе: раскрыто содержание понятия «культура математических вычислений», дана психолого-педагогическая характеристика обучающихся в 5-6 класса, аргументирована важность устных вычислений как основной составляющей культуры математических вычислений, проведен анализ школьных учебников 5-6 классов на предмет наличия в своём содержании заданий для устных вычислений.
Во второй главе данного исследования перечислены некоторые методические приёмы и методы, направленные на формирование культуры математических устных вычислений. Новизной исследования можно считать разработанные две системы задач, нацеленные на формирование культуры математических вычислений в её устной части у обучающихся 5-6 классов, состоящие из тех типов заданий, которых, на наш взгляд, недостаточно в проанализированных комплектах учебников. Кроме того в качестве примера использования типов разработанных заданий на рядовом занятии по математике во второй главе приведена технологическая карта урока изучения нового материала по одной из тем 6-го класса.
В заключении сформулированы основные выводы и результаты.
Практическая значимость работы заключается в том, что представленный методический материал может быть использован учителями математики и студентами математических специальностей во время прохождения производственной практики.
Однако при формировании культуры математических вычислений, мы сталкиваемся со следующей проблемой. На сегодняшний день в школьном курсе обучения математике формированию культуры математических вычислений уделяется достаточно внимания в части письменного оформления решения заданий. Отчасти такое внимание обусловлено строгостью оценки заданий с развёрнутым ответом единого государственного экзамена. При этом формирование культуры математических устных вычислений, а, следовательно, и формирование коммуникативной компетенции, отстаёт.
Все выше сказанное обусловливает актуальность проблемы формирования культуры математических вычислений у обучаемых средних общеобразовательных школ.
Целью выполнения работы является разработка систем задач, направленных на формирование культуры математических вычислений в её устной составляющей у обучающихся в 5-6 классах, по некоторым конкретным темам одного из комплекта рекомендованных учебников.
Объектом исследования является учебный процесс по изучению математики в 5-6 классах средних общеобразовательных школ.
Предметом исследования является процесс формирования культуры математических вычислений посредством применения на уроках математики заданий для устных вычислений.
Задачи исследования:
1. Изложить сущность понятия «культура математических вычислений».
2. Провести анализ содержания школьных учебников на предмет наличия в них заданий на устные вычисления.
3. Описать накопленные методические приёмы и методы, направленные на формирование культуры математических вычислений.
4. Составить системы задач по конкретным темам в 5-6 классах.
5. Разработать технологическую карту урока изучения нового материала по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел» в 6 классе.
Работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы.
В первой главе изложены теоретические основы формирования культуры математических вычислений на уроках математики в средней школе: раскрыто содержание понятия «культура математических вычислений», дана психолого-педагогическая характеристика обучающихся в 5-6 класса, аргументирована важность устных вычислений как основной составляющей культуры математических вычислений, проведен анализ школьных учебников 5-6 классов на предмет наличия в своём содержании заданий для устных вычислений.
Во второй главе данного исследования перечислены некоторые методические приёмы и методы, направленные на формирование культуры математических устных вычислений. Новизной исследования можно считать разработанные две системы задач, нацеленные на формирование культуры математических вычислений в её устной части у обучающихся 5-6 классов, состоящие из тех типов заданий, которых, на наш взгляд, недостаточно в проанализированных комплектах учебников. Кроме того в качестве примера использования типов разработанных заданий на рядовом занятии по математике во второй главе приведена технологическая карта урока изучения нового материала по одной из тем 6-го класса.
В заключении сформулированы основные выводы и результаты.
Практическая значимость работы заключается в том, что представленный методический материал может быть использован учителями математики и студентами математических специальностей во время прохождения производственной практики.
По итогам проделанной работы пришли к следующим выводам:
1. На сегодняшний день в школьном курсе математики формированию культуры математических вычислений уделяется достаточно внимания в части письменного оформления решения заданий. При этом формирование культуры математических устных вычислений отстаёт.
2. В учебниках по математике для 5-6 классов, входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2020-2021 учебный год задания на устные математические вычисления, так или иначе, присутствуют, но носят однотипный характер. Редко встречаются задания на составление задач самими учениками, а также задания творческого характера.
3. В первом параграфе второй главы приведены некоторые приёмы и методы, способствующие формированию культуры математических вычислений в её устной части. Эти материалы были частично учтены при разработке систем заданий по математике.
4. Разработаны две системы задач по учебникам Н.Я. Виленкина и др. для 5 класса по теме «Смешанные числа», и для 6 класса - по теме «Признаки делимости на 10, на 5 и на 2». Кроме того, разработана технологическая карта урока изучения нового материала в 6 классе по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел».
Задачи выпускной квалификационной работы решены. Цель достигнута. Данные системы задач могут быть полезны как начинающим учителям, так и учителям с многолетним стажем, ищущим нестандартные приёмы и методы.
1. На сегодняшний день в школьном курсе математики формированию культуры математических вычислений уделяется достаточно внимания в части письменного оформления решения заданий. При этом формирование культуры математических устных вычислений отстаёт.
2. В учебниках по математике для 5-6 классов, входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2020-2021 учебный год задания на устные математические вычисления, так или иначе, присутствуют, но носят однотипный характер. Редко встречаются задания на составление задач самими учениками, а также задания творческого характера.
3. В первом параграфе второй главы приведены некоторые приёмы и методы, способствующие формированию культуры математических вычислений в её устной части. Эти материалы были частично учтены при разработке систем заданий по математике.
4. Разработаны две системы задач по учебникам Н.Я. Виленкина и др. для 5 класса по теме «Смешанные числа», и для 6 класса - по теме «Признаки делимости на 10, на 5 и на 2». Кроме того, разработана технологическая карта урока изучения нового материала в 6 классе по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел».
Задачи выпускной квалификационной работы решены. Цель достигнута. Данные системы задач могут быть полезны как начинающим учителям, так и учителям с многолетним стажем, ищущим нестандартные приёмы и методы.
Подобные работы
- Формирование вычислительных навыков обучающихся 5-6 классов посредством организации и проведения устного счета на уроках математики (Новосибирский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2023 - Методические особенности формирования умения сравнивать на уроках математики
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2021 - МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2020 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2023 - ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ КОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ РЕШЕНИИ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2020 - Формирование алгоритмической культуры у младших школьников на уроках математики
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2017 - Методические особенности формирования вычислительной культуры в 5-6 классах
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023 - ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЯ ОПИСЫВАТЬ
ОБЪЕКТЫ И ПРОЦЕССЫ В ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ С
ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТАБЛИЦ И ДИАГРАММ НА УРОКАХ
МАТЕМАТИКИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019



