Нормативные правовые основы организации деятельности полиции
|
Введение 3
1. Полиция как особый правоохранительный орган 6
1.1. Понятие и основные направления деятельности полиции 6
1.2. Структурное построение полиции 15
1.3. Место полиции в системе правоохранительных органов 20
2. Нормативно-правовые основы деятельности полиции 31
2.1. Федеральный закон «О полиции»: общая характеристика, 31
2.2. Правовое регулирование порядка прохождения службы в полиции 36
2.3. Противодействие коррупции в системе полиции: правовое
регулирование 50
Заключение 66
Список литературы
1. Полиция как особый правоохранительный орган 6
1.1. Понятие и основные направления деятельности полиции 6
1.2. Структурное построение полиции 15
1.3. Место полиции в системе правоохранительных органов 20
2. Нормативно-правовые основы деятельности полиции 31
2.1. Федеральный закон «О полиции»: общая характеристика, 31
2.2. Правовое регулирование порядка прохождения службы в полиции 36
2.3. Противодействие коррупции в системе полиции: правовое
регулирование 50
Заключение 66
Список литературы
В настоящее время проводится реформирование организации и деятельности некоторых правоохранительных органов, что обусловливается необходимостью обеспечения общественного порядка и общественной безопасности в стране. В рамках проводимой реформы системы МВД России был реализован ряд мер, направленных на реорганизацию и оптимизацию структуры управления, кадрового и материально-технического обеспечения, а также на решение важных социальных проблем органов внутренних дел.
В связи с принятием Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-Ф3 «О полиции» существенно изменилось нормативно-правовое регулирование деятельности органов внутренних дел в целом и полиции в частности. Так, была установлена более цивилизованная модель отношений полиции и общества, сотрудника полиции и гражданина, дан исчерпывающий перечень обязанностей полиции, деятельность сотрудника полиции стала более прозрачной для гражданского общества. Теперь сотрудник полиции должен сосредоточить свое внимание на защите прав и свобод человека и гражданина в соответствии с существующими стандартами.
Обращаясь к вопросу о нормативно-правовых основах организации деятельности полиции, следует отметить, что деятельность ее подразделений и учреждений носит многогранный характер, следовательно, ее сотрудникам необходимы знания практически во всех отраслях права. Поэтому профессиональные кадры сотрудников полиции должны знать и уметь применять все законодательные и иные документы, составляющие нормативно-правовую основу деятельности полиции.
Поэтому основной целью дипломной работы выступают разработка научно обоснованных теоретических положений и конкретных рекомендаций, направленных на совершенствование нормативных правовых актов, регулирующих деятельность полиции в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- изучить основные направления деятельности полиции;
- исследовать структуру полиции;
- определить место полиции в системе правоохранительных органов;
- проанализировать Федеральный закон «О полиции»;
- охарактеризовать нормативно-правовые акты, регулирующие службу в органах внутренних дел (полиции);
- раскрыть нормативно-правовые основы противодействия коррупции в системе полиции.
Объектом выпускной работы выступают общественные отношения, связанные с нормативно-правовым регулированием деятельности полиции.
Предмет исследования составляют нормативно-правовые аспекты в сфере организации деятельности полиции.
Для решения поставленных задач автор в своей работе использовал общенаучные методы: логический и исторический подходы, анализ, синтез, а также обращался к частным приемам познания - сравнительно-правовому и формально-юридическому.
Теоретическую основу исследования составили научные труды отечественных ученых по конституционному, административному праву.
Нормативную базу выпускной работы составили Конституция РФ, международные договоры, Федеральные законы «О полиции», «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и др.
Содержащиеся в работе обобщения и выводы могут быть использованы в дальнейшей научной разработке исследуемой проблемы, совершенствовании действующего законодательства.
Структура работы определена предметом, целью, задачами исследования и состоит из введения, двух разделов, заключения и списка использованных источников.
В связи с принятием Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-Ф3 «О полиции» существенно изменилось нормативно-правовое регулирование деятельности органов внутренних дел в целом и полиции в частности. Так, была установлена более цивилизованная модель отношений полиции и общества, сотрудника полиции и гражданина, дан исчерпывающий перечень обязанностей полиции, деятельность сотрудника полиции стала более прозрачной для гражданского общества. Теперь сотрудник полиции должен сосредоточить свое внимание на защите прав и свобод человека и гражданина в соответствии с существующими стандартами.
Обращаясь к вопросу о нормативно-правовых основах организации деятельности полиции, следует отметить, что деятельность ее подразделений и учреждений носит многогранный характер, следовательно, ее сотрудникам необходимы знания практически во всех отраслях права. Поэтому профессиональные кадры сотрудников полиции должны знать и уметь применять все законодательные и иные документы, составляющие нормативно-правовую основу деятельности полиции.
Поэтому основной целью дипломной работы выступают разработка научно обоснованных теоретических положений и конкретных рекомендаций, направленных на совершенствование нормативных правовых актов, регулирующих деятельность полиции в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- изучить основные направления деятельности полиции;
- исследовать структуру полиции;
- определить место полиции в системе правоохранительных органов;
- проанализировать Федеральный закон «О полиции»;
- охарактеризовать нормативно-правовые акты, регулирующие службу в органах внутренних дел (полиции);
- раскрыть нормативно-правовые основы противодействия коррупции в системе полиции.
Объектом выпускной работы выступают общественные отношения, связанные с нормативно-правовым регулированием деятельности полиции.
Предмет исследования составляют нормативно-правовые аспекты в сфере организации деятельности полиции.
Для решения поставленных задач автор в своей работе использовал общенаучные методы: логический и исторический подходы, анализ, синтез, а также обращался к частным приемам познания - сравнительно-правовому и формально-юридическому.
Теоретическую основу исследования составили научные труды отечественных ученых по конституционному, административному праву.
Нормативную базу выпускной работы составили Конституция РФ, международные договоры, Федеральные законы «О полиции», «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и др.
Содержащиеся в работе обобщения и выводы могут быть использованы в дальнейшей научной разработке исследуемой проблемы, совершенствовании действующего законодательства.
Структура работы определена предметом, целью, задачами исследования и состоит из введения, двух разделов, заключения и списка использованных источников.
Подводя итог проведенному исследованию нормативно-правовых основ организации деятельности полиции можно констатировать, что полиция выполняет ряд функций, среди которых, с одной стороны, приоритетную роль играет функция обеспечения охраны общественного порядка и общественной безопасности. Вместе с тем названная функция не должна возводиться в абсолют, поскольку в этом случае не исключено игнорирование сотрудниками полиции других функций, которые связаны с обеспечением прав и свобод граждан, их защитой и охраной. Подобное положение дел неизбежно породит недоверие граждан к органам полиции, а также осложнит какое-либо взаимодействие между ним (что, безусловно, отрицательно отразится на состоянии преступности).
При разработке Федерального закона «О полиции» перед его разработчиками ставилась задача освободить полицию от несвойственных ей функций. Однако принятый Федеральный закон в этом плане принципиально не отличается от ранее действовавшего Закона «О милиции». В статье 2 Федерального закона «О полиции» закрепляется 9 направлений деятельности полиции.
Полиция является одной из наиболее значимых структур в системе органов внутренних дел. Она имеет довольно сложную структуру и создана для решения задач, связанных с защитой жизни, здоровья, прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства; охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения безопасности.
Полиция занимает особое место в системе правоохранительных органов. Это вытекает из того, что:
- у полиции имеется особый предмет деятельности - обеспечение безопасности, законности и правопорядка, борьба с преступностью, а также защита прав и свобод человека и гражданина;
- служба в полиции имеет свою специфику, что выражается в наличии у сотрудников полиции специальных званий, специальной формы одежды, особых знаках отличия и четких правил использования символов службы;
- сотрудники полиции имеют особые полномочия в области ограничения прав, свобод и законных интересов различных субъектов и имеют особые права: право на применение оружие и специальных средств, применение физической силы, включая боевые приемы борьбы и т.д;
- в системе полиции гораздо строже дисциплина и больше единоначалия;
- функциональным назначением полиции является правоохранительная деятельность по охране и защите населения в ситуациях криминального и некриминального характера, это предопределяет многочисленностью ее служебного состава, наличие широких возможностей централизованной передачи и получения информации, использование транспортных средств и связи.
В систему нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность полиции, входят многообразные законодательные и подзаконные акты. Вместе с тем, этот перечень не носит исчерпывающего характера, поскольку в настоящее время еще разрабатывается ряд правовых актов, регламентирующих деятельность полиции.
Федеральный закон «О полиции» внес принципиально важные изменения в нормативно-правовые основы организации деятельности полиции. Данным документом провозглашается более цивилизованная модель взаимоотношений полиции и общества, сотрудника полиции и гражданина, устанавливается более прозрачной для гражданского общества деятельность сотрудника правоохранительных органов. В настоящее время к сотруднику полиции предъявляются кардинально новые требования. Полиция, будучи элементом демократически устроенного общества, на современном этапе должна сосредотачивать основные усилия на защите и охране прав и свобод человека и гражданина.
Основным нормативным правовым актом, регулирующим службу в органах внутренних дел, все же является Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».
Исследование порядка приема на службу в органы внутренних дел показал, что законодательством устанавливаются 4 требования, предъявляемых к кандидату на должность сотрудника органов внутренних дел: возраст, наличие образования, личностный критерий и физическая подготовка. Однако при наборе в органы внутренних дел проводится медицинское освидетельствование, различные психофизиологические обследования, тестирования, кандидаты направляются на выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ, злоупотребления алкоголем или токсическими веществами, учитываются виктимологические моменты службы.
Принятый Федеральный закон «О полиции», являясь важным нормативным правовым актом для сотрудников полиции, одновременно выступает комплексным документом, составляющим правовую основу противодействия коррупции внутри полиции. Существенный внутренний антикоррупционный аспект Федерального закона «О полиции» выражается в том, что впервые в статусном законе такого уровня нашел правовое закрепление комплекс мер, направленных на противодействие коррупции.
Противодействие коррупции в полиции комплексно реализуется по таким основным направлениям, как обеспечение участия институтов гражданского общества в противодействии коррупции; внедрение инновационных технологий, повышающих объективность и обеспечивающих прозрачность при принятии ведомственных нормативных правовых актов и управленческих решений; повышение уровня правовой культуры сотрудников полиции; повышение значимости деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению сотрудников органов внутренних дел и урегулированию конфликта интересов; совершенствование работы подразделений кадровых служб МВД России по профилактике коррупционных и других правонарушений; осуществление антикоррупционной экспертизы.
В ходе проведенного исследования были выявлены следующие проблемы в сфере организации деятельности полиции, как органа входящего в правоохранительную систему России:
1. Одна из главных проблем законодательства заключается в том, что в Федеральном законе «О полиции» не установлена четкая структура органов полиции, в ней возможны изменения, в соответствии с обстановкой (статья 4 Закона гласит: в состав полиции могут входить подразделения, организации и службы, создаваемые для выполнения возложенных на полицию обязанностей).
2. В статье 2 Федерального закона «О полиции» закрепляется 9 направлений деятельности полиции. Законодатель в некоторой степени освободил полицию от некоторых функций, например, принудительное выдворение с территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства; содействие судебным приставам-исполнителям; проведение техосмотра, охраны на договорной основе имущества и объектов, контроля за некоторыми сферами деятельности и др. В то же время можно исключить те функции полиции, которые непосредственно не связаны с охраной общественного порядка и общественной безопасности.
3. За деятельностью органов полиции ведется общественный контроль путем создания Общественных Советов. Однако в Законе даже не прописан общий порядок создания, состав, формы контроля этих Советов.
4. Сохранившаяся до сих пор практика подбора кадров на должность сотрудников внутренних дел не способствовала комплектованию правоохранительного органа людьми, обладающими высокими профессиональными качества. И причиной подобного положения дел выступает «анкетный» подход к кандидатам, невысокий престиж сотрудника правоохранительных органов в обществе, недостаточность социальных гарантий и правовой защищенности сотрудников, высокий уровень правового нигилизма в обществе.
Для устранения названных проблем были сделаны следующие предложения:
- внести изменения в Закон «О полиции», предусмотрев при этом четкую структуру органов полиции; взаимодействие между подразделениями и другими органами государственной власти;
- исключить из статьи 2 Федерального закона «О полиции» некоторые направления деятельности полиции, которые непосредственно не связаны с охраной общественного порядка и общественной безопасности. Примером могут служить функции исполнения административных наказаний;
- законодательно закрепить общий порядок создания, состав, форму и методы контроля Общественных Советов за деятельностью органов полиции.
- важнейшим элементом отбора достойных кандидатов на государственную службу в органы внутренних дел должно выступать личное поручительство за кандидата. Именно данный институт может способствовать повышению профессионального уровня кандидатов на должность сотрудника органов внутренних дел, конкретизации ответственности за соблюдение правовых норм принятыми на службу лицами.
При разработке Федерального закона «О полиции» перед его разработчиками ставилась задача освободить полицию от несвойственных ей функций. Однако принятый Федеральный закон в этом плане принципиально не отличается от ранее действовавшего Закона «О милиции». В статье 2 Федерального закона «О полиции» закрепляется 9 направлений деятельности полиции.
Полиция является одной из наиболее значимых структур в системе органов внутренних дел. Она имеет довольно сложную структуру и создана для решения задач, связанных с защитой жизни, здоровья, прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства; охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения безопасности.
Полиция занимает особое место в системе правоохранительных органов. Это вытекает из того, что:
- у полиции имеется особый предмет деятельности - обеспечение безопасности, законности и правопорядка, борьба с преступностью, а также защита прав и свобод человека и гражданина;
- служба в полиции имеет свою специфику, что выражается в наличии у сотрудников полиции специальных званий, специальной формы одежды, особых знаках отличия и четких правил использования символов службы;
- сотрудники полиции имеют особые полномочия в области ограничения прав, свобод и законных интересов различных субъектов и имеют особые права: право на применение оружие и специальных средств, применение физической силы, включая боевые приемы борьбы и т.д;
- в системе полиции гораздо строже дисциплина и больше единоначалия;
- функциональным назначением полиции является правоохранительная деятельность по охране и защите населения в ситуациях криминального и некриминального характера, это предопределяет многочисленностью ее служебного состава, наличие широких возможностей централизованной передачи и получения информации, использование транспортных средств и связи.
В систему нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность полиции, входят многообразные законодательные и подзаконные акты. Вместе с тем, этот перечень не носит исчерпывающего характера, поскольку в настоящее время еще разрабатывается ряд правовых актов, регламентирующих деятельность полиции.
Федеральный закон «О полиции» внес принципиально важные изменения в нормативно-правовые основы организации деятельности полиции. Данным документом провозглашается более цивилизованная модель взаимоотношений полиции и общества, сотрудника полиции и гражданина, устанавливается более прозрачной для гражданского общества деятельность сотрудника правоохранительных органов. В настоящее время к сотруднику полиции предъявляются кардинально новые требования. Полиция, будучи элементом демократически устроенного общества, на современном этапе должна сосредотачивать основные усилия на защите и охране прав и свобод человека и гражданина.
Основным нормативным правовым актом, регулирующим службу в органах внутренних дел, все же является Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».
Исследование порядка приема на службу в органы внутренних дел показал, что законодательством устанавливаются 4 требования, предъявляемых к кандидату на должность сотрудника органов внутренних дел: возраст, наличие образования, личностный критерий и физическая подготовка. Однако при наборе в органы внутренних дел проводится медицинское освидетельствование, различные психофизиологические обследования, тестирования, кандидаты направляются на выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ, злоупотребления алкоголем или токсическими веществами, учитываются виктимологические моменты службы.
Принятый Федеральный закон «О полиции», являясь важным нормативным правовым актом для сотрудников полиции, одновременно выступает комплексным документом, составляющим правовую основу противодействия коррупции внутри полиции. Существенный внутренний антикоррупционный аспект Федерального закона «О полиции» выражается в том, что впервые в статусном законе такого уровня нашел правовое закрепление комплекс мер, направленных на противодействие коррупции.
Противодействие коррупции в полиции комплексно реализуется по таким основным направлениям, как обеспечение участия институтов гражданского общества в противодействии коррупции; внедрение инновационных технологий, повышающих объективность и обеспечивающих прозрачность при принятии ведомственных нормативных правовых актов и управленческих решений; повышение уровня правовой культуры сотрудников полиции; повышение значимости деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению сотрудников органов внутренних дел и урегулированию конфликта интересов; совершенствование работы подразделений кадровых служб МВД России по профилактике коррупционных и других правонарушений; осуществление антикоррупционной экспертизы.
В ходе проведенного исследования были выявлены следующие проблемы в сфере организации деятельности полиции, как органа входящего в правоохранительную систему России:
1. Одна из главных проблем законодательства заключается в том, что в Федеральном законе «О полиции» не установлена четкая структура органов полиции, в ней возможны изменения, в соответствии с обстановкой (статья 4 Закона гласит: в состав полиции могут входить подразделения, организации и службы, создаваемые для выполнения возложенных на полицию обязанностей).
2. В статье 2 Федерального закона «О полиции» закрепляется 9 направлений деятельности полиции. Законодатель в некоторой степени освободил полицию от некоторых функций, например, принудительное выдворение с территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства; содействие судебным приставам-исполнителям; проведение техосмотра, охраны на договорной основе имущества и объектов, контроля за некоторыми сферами деятельности и др. В то же время можно исключить те функции полиции, которые непосредственно не связаны с охраной общественного порядка и общественной безопасности.
3. За деятельностью органов полиции ведется общественный контроль путем создания Общественных Советов. Однако в Законе даже не прописан общий порядок создания, состав, формы контроля этих Советов.
4. Сохранившаяся до сих пор практика подбора кадров на должность сотрудников внутренних дел не способствовала комплектованию правоохранительного органа людьми, обладающими высокими профессиональными качества. И причиной подобного положения дел выступает «анкетный» подход к кандидатам, невысокий престиж сотрудника правоохранительных органов в обществе, недостаточность социальных гарантий и правовой защищенности сотрудников, высокий уровень правового нигилизма в обществе.
Для устранения названных проблем были сделаны следующие предложения:
- внести изменения в Закон «О полиции», предусмотрев при этом четкую структуру органов полиции; взаимодействие между подразделениями и другими органами государственной власти;
- исключить из статьи 2 Федерального закона «О полиции» некоторые направления деятельности полиции, которые непосредственно не связаны с охраной общественного порядка и общественной безопасности. Примером могут служить функции исполнения административных наказаний;
- законодательно закрепить общий порядок создания, состав, форму и методы контроля Общественных Советов за деятельностью органов полиции.
- важнейшим элементом отбора достойных кандидатов на государственную службу в органы внутренних дел должно выступать личное поручительство за кандидата. Именно данный институт может способствовать повышению профессионального уровня кандидатов на должность сотрудника органов внутренних дел, конкретизации ответственности за соблюдение правовых норм принятыми на службу лицами.
Подобные работы
- ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СЛЕДСТВЕННЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОВД
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2021 - Правовые основы и организация деятельности полиции в РФ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - Полицейская деятельность: понятие, основные признаки
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2021 - Организация деятельности участкового уполномоченного полиции
Контрольные работы, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 900 р. Год сдачи: 2024 - Особенности осуществления административной деятельности полиции при введении особых режимов
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2018 - Правовые основы и организация деятельности учасковых уполномоченных полиции (УУП) по предупреждению и пресечению противоправных деяний в сфере семейно-бытовых отношений
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 2500 р. Год сдачи: 2021 - ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЬИ В РЕГИОНЕ (НА ПРИМЕРЕ КГБУСО «СОЦИАЛЬНО - РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ «ПАРУС НАДЕЖДЫ»»)
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2018 - Правовые основы организации комплаенса в Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2022 - Организация деятельности службы участковых уполномоченных полиции (Алтайский Промышленно-Экономический Колледж)
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2024



