Введение 3
1. Полиция как особый правоохранительный орган 6
1.1. Понятие и основные направления деятельности полиции 6
1.2. Структурное построение полиции 15
1.3. Место полиции в системе правоохранительных органов 20
2. Нормативно-правовые основы деятельности полиции 31
2.1. Федеральный закон «О полиции»: общая характеристика, 31
2.2. Правовое регулирование порядка прохождения службы в полиции 36
2.3. Противодействие коррупции в системе полиции: правовое
регулирование 50
Заключение 66
Список литературы
В настоящее время проводится реформирование организации и деятельности некоторых правоохранительных органов, что обусловливается необходимостью обеспечения общественного порядка и общественной безопасности в стране. В рамках проводимой реформы системы МВД России был реализован ряд мер, направленных на реорганизацию и оптимизацию структуры управления, кадрового и материально-технического обеспечения, а также на решение важных социальных проблем органов внутренних дел.
В связи с принятием Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-Ф3 «О полиции» существенно изменилось нормативно-правовое регулирование деятельности органов внутренних дел в целом и полиции в частности. Так, была установлена более цивилизованная модель отношений полиции и общества, сотрудника полиции и гражданина, дан исчерпывающий перечень обязанностей полиции, деятельность сотрудника полиции стала более прозрачной для гражданского общества. Теперь сотрудник полиции должен сосредоточить свое внимание на защите прав и свобод человека и гражданина в соответствии с существующими стандартами.
Обращаясь к вопросу о нормативно-правовых основах организации деятельности полиции, следует отметить, что деятельность ее подразделений и учреждений носит многогранный характер, следовательно, ее сотрудникам необходимы знания практически во всех отраслях права. Поэтому профессиональные кадры сотрудников полиции должны знать и уметь применять все законодательные и иные документы, составляющие нормативно-правовую основу деятельности полиции.
Поэтому основной целью дипломной работы выступают разработка научно обоснованных теоретических положений и конкретных рекомендаций, направленных на совершенствование нормативных правовых актов, регулирующих деятельность полиции в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- изучить основные направления деятельности полиции;
- исследовать структуру полиции;
- определить место полиции в системе правоохранительных органов;
- проанализировать Федеральный закон «О полиции»;
- охарактеризовать нормативно-правовые акты, регулирующие службу в органах внутренних дел (полиции);
- раскрыть нормативно-правовые основы противодействия коррупции в системе полиции.
Объектом выпускной работы выступают общественные отношения, связанные с нормативно-правовым регулированием деятельности полиции.
Предмет исследования составляют нормативно-правовые аспекты в сфере организации деятельности полиции.
Для решения поставленных задач автор в своей работе использовал общенаучные методы: логический и исторический подходы, анализ, синтез, а также обращался к частным приемам познания - сравнительно-правовому и формально-юридическому.
Теоретическую основу исследования составили научные труды отечественных ученых по конституционному, административному праву.
Нормативную базу выпускной работы составили Конституция РФ, международные договоры, Федеральные законы «О полиции», «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и др.
Содержащиеся в работе обобщения и выводы могут быть использованы в дальнейшей научной разработке исследуемой проблемы, совершенствовании действующего законодательства.
Структура работы определена предметом, целью, задачами исследования и состоит из введения, двух разделов, заключения и списка использованных источников.
Подводя итог проведенному исследованию нормативно-правовых основ организации деятельности полиции можно констатировать, что полиция выполняет ряд функций, среди которых, с одной стороны, приоритетную роль играет функция обеспечения охраны общественного порядка и общественной безопасности. Вместе с тем названная функция не должна возводиться в абсолют, поскольку в этом случае не исключено игнорирование сотрудниками полиции других функций, которые связаны с обеспечением прав и свобод граждан, их защитой и охраной. Подобное положение дел неизбежно породит недоверие граждан к органам полиции, а также осложнит какое-либо взаимодействие между ним (что, безусловно, отрицательно отразится на состоянии преступности).
При разработке Федерального закона «О полиции» перед его разработчиками ставилась задача освободить полицию от несвойственных ей функций. Однако принятый Федеральный закон в этом плане принципиально не отличается от ранее действовавшего Закона «О милиции». В статье 2 Федерального закона «О полиции» закрепляется 9 направлений деятельности полиции.
Полиция является одной из наиболее значимых структур в системе органов внутренних дел. Она имеет довольно сложную структуру и создана для решения задач, связанных с защитой жизни, здоровья, прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства; охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения безопасности.
Полиция занимает особое место в системе правоохранительных органов. Это вытекает из того, что:
- у полиции имеется особый предмет деятельности - обеспечение безопасности, законности и правопорядка, борьба с преступностью, а также защита прав и свобод человека и гражданина;
- служба в полиции имеет свою специфику, что выражается в наличии у сотрудников полиции специальных званий, специальной формы одежды, особых знаках отличия и четких правил использования символов службы;
- сотрудники полиции имеют особые полномочия в области ограничения прав, свобод и законных интересов различных субъектов и имеют особые права: право на применение оружие и специальных средств, применение физической силы, включая боевые приемы борьбы и т.д;
- в системе полиции гораздо строже дисциплина и больше единоначалия;
- функциональным назначением полиции является правоохранительная деятельность по охране и защите населения в ситуациях криминального и некриминального характера, это предопределяет многочисленностью ее служебного состава, наличие широких возможностей централизованной передачи и получения информации, использование транспортных средств и связи.
В систему нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность полиции, входят многообразные законодательные и подзаконные акты. Вместе с тем, этот перечень не носит исчерпывающего характера, поскольку в настоящее время еще разрабатывается ряд правовых актов, регламентирующих деятельность полиции.
Федеральный закон «О полиции» внес принципиально важные изменения в нормативно-правовые основы организации деятельности полиции. Данным документом провозглашается более цивилизованная модель взаимоотношений полиции и общества, сотрудника полиции и гражданина, устанавливается более прозрачной для гражданского общества деятельность сотрудника правоохранительных органов. В настоящее время к сотруднику полиции предъявляются кардинально новые требования. Полиция, будучи элементом демократически устроенного общества, на современном этапе должна сосредотачивать основные усилия на защите и охране прав и свобод человека и гражданина.
Основным нормативным правовым актом, регулирующим службу в органах внутренних дел, все же является Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».
Исследование порядка приема на службу в органы внутренних дел показал, что законодательством устанавливаются 4 требования, предъявляемых к кандидату на должность сотрудника органов внутренних дел: возраст, наличие образования, личностный критерий и физическая подготовка. Однако при наборе в органы внутренних дел проводится медицинское освидетельствование, различные психофизиологические обследования, тестирования, кандидаты направляются на выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ, злоупотребления алкоголем или токсическими веществами, учитываются виктимологические моменты службы.
Принятый Федеральный закон «О полиции», являясь важным нормативным правовым актом для сотрудников полиции, одновременно выступает комплексным документом, составляющим правовую основу противодействия коррупции внутри полиции. Существенный внутренний антикоррупционный аспект Федерального закона «О полиции» выражается в том, что впервые в статусном законе такого уровня нашел правовое закрепление комплекс мер, направленных на противодействие коррупции.
Противодействие коррупции в полиции комплексно реализуется по таким основным направлениям, как обеспечение участия институтов гражданского общества в противодействии коррупции; внедрение инновационных технологий, повышающих объективность и обеспечивающих прозрачность при принятии ведомственных нормативных правовых актов и управленческих решений; повышение уровня правовой культуры сотрудников полиции; повышение значимости деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению сотрудников органов внутренних дел и урегулированию конфликта интересов; совершенствование работы подразделений кадровых служб МВД России по профилактике коррупционных и других правонарушений; осуществление антикоррупционной экспертизы.
В ходе проведенного исследования были выявлены следующие проблемы в сфере организации деятельности полиции, как органа входящего в правоохранительную систему России:
1. Одна из главных проблем законодательства заключается в том, что в Федеральном законе «О полиции» не установлена четкая структура органов полиции, в ней возможны изменения, в соответствии с обстановкой (статья 4 Закона гласит: в состав полиции могут входить подразделения, организации и службы, создаваемые для выполнения возложенных на полицию обязанностей).
2. В статье 2 Федерального закона «О полиции» закрепляется 9 направлений деятельности полиции. Законодатель в некоторой степени освободил полицию от некоторых функций, например, принудительное выдворение с территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства; содействие судебным приставам-исполнителям; проведение техосмотра, охраны на договорной основе имущества и объектов, контроля за некоторыми сферами деятельности и др. В то же время можно исключить те функции полиции, которые непосредственно не связаны с охраной общественного порядка и общественной безопасности.
3. За деятельностью органов полиции ведется общественный контроль путем создания Общественных Советов. Однако в Законе даже не прописан общий порядок создания, состав, формы контроля этих Советов.
4. Сохранившаяся до сих пор практика подбора кадров на должность сотрудников внутренних дел не способствовала комплектованию правоохранительного органа людьми, обладающими высокими профессиональными качества. И причиной подобного положения дел выступает «анкетный» подход к кандидатам, невысокий престиж сотрудника правоохранительных органов в обществе, недостаточность социальных гарантий и правовой защищенности сотрудников, высокий уровень правового нигилизма в обществе.
Для устранения названных проблем были сделаны следующие предложения:
- внести изменения в Закон «О полиции», предусмотрев при этом четкую структуру органов полиции; взаимодействие между подразделениями и другими органами государственной власти;
- исключить из статьи 2 Федерального закона «О полиции» некоторые направления деятельности полиции, которые непосредственно не связаны с охраной общественного порядка и общественной безопасности. Примером могут служить функции исполнения административных наказаний;
- законодательно закрепить общий порядок создания, состав, форму и методы контроля Общественных Советов за деятельностью органов полиции.
- важнейшим элементом отбора достойных кандидатов на государственную службу в органы внутренних дел должно выступать личное поручительство за кандидата. Именно данный институт может способствовать повышению профессионального уровня кандидатов на должность сотрудника органов внутренних дел, конкретизации ответственности за соблюдение правовых норм принятыми на службу лицами.
1. Российская Федерация. Конституция (1993) // Российская газета. - 2009. - 21 янв. - № 7.
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 23.04.2018) // Собрание законодательства РФ.
- 2001. - № 52 (часть I). - Ст. 4921
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 23.04.2018) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1.
4. Об оперативно-розыскной деятельности: федер. закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 33. - Ст. 3349
5. О системе государственной службы Российской Федерации: федер. закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ (ред. от 23.05.2016) // Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 22. - Ст. 2063.
6. О противодействии коррупции: федер. закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ (ред. от 28.12.2017) // Собрание законодательства РФ. - 2008. - № 52 (часть I). - Ст. 6228.
7. О полиции: федер. закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (ред. от 07.03.2018) // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 7. - Ст. 900.
8. О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ (ред. от 23.04.2018) // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 30 (часть I). - Ст. 4595.
9. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : федер. закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ (ред. от 01.07.2017) // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 49 (часть I). - Ст. 7020.
10. Вопросы организации полиции: указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 250 (ред. от 07.12.2016) // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 10. - Ст. 1336.
11. Об общественных советах при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органах: указ Президента РФ от 23 мая 2011 г. № 668 (ред. от 24.07.2015) // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 22. - Ст. 3154.
12. Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации: Указ Президента РФ от 21 декабря 2016 г. № 699 // Собрание законодательства РФ. - 2016. - № 52 (часть V). - Ст. 7614.
13. Об организации и проведении отчетов должностных лиц территориальных органов МВД России: приказ МВД РФ от 30 августа 2011 г. № 975 (ред. от 10.03.2016) // Российская газета. - 2011. - 30 сент. - № 219.
14. Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в системе МВД России: приказ МВД РФ от 24 февраля 2012 г. № 120 (ред. от 03.10.2017) // Российская газета. - 2012. - 18 мая. - № 112.
15. Об утверждении Положения о Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата МВД России и урегулированию конфликта интересов: приказ МВД России от 27 июня 2016 г. № 341 // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru). 21 июля 2016 г.
16. Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 1 февраля 2018 г. № 50 // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 23 марта 2018 г.
17. О милиции: закон РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-I // Ведомости СНД и ВС РСФСР. - 1991. - № 16. - Ст. 503. (утратил силу)
18. Положение о службе в органах внутренних дел РФ: постановление Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. № 4202-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. - 1993. - № 2. - Ст. 70 (утратил силу)
Учебная литература:
19. Агапов, А.Б. Административное право: учебник для бакалавров / А.Б. Агапов. - 9-е изд., перераб. и доп., учеб. - М.: Юрайт, 2016. - 937 с.
20. Административная деятельность полиции: учебник / под ред. Ю.Н. Демидова. - М.: Юнити-Дана; Закон и право, 2016. - 527 с.
21. Административное право России: учебник / под ред. В.Я. Кикотя и др. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана; Закон и право, 2014. - 759 с.
22. Алехин, А.П., Кармолицкий, А.А. Административное право России: учебник для юридических вузов и факультетов / А.П. Алехин, А.А. кармолицкий. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Зерцало-М, 2015. - 752 с.
23. Аникеенко, Ю.Б., Бозров, В.М. Административно-деликтное право: учебное пособие под общ. ред. В.М. Борзова, С.Д. Хазанова. - М.: Юрлитинформ, 2014. - 214 с.
24. Братановский, С.Н., Зеленов, М.Ф., Марьян, Г.В. Административное право: учебник / С.Н. Братановский, М.Ф. Зеленов, Г.В. Марьян. - М.: Юнити-Дана; Закон и право, 2014. - 975 с.
25. Грищенко, А.Н. Административно-правовые функции полиции: монография / А.Н. Грищенко. - М. : Юнити-Дана, 2018. - 199 с.
26. Ткачев, В.Н., Ольшевский, А.В., Рябов, Е.В. Отпуска сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (сотрудников полиции): учебно-методическое пособие / В. Н. Ткачев, А. В. Ольшевский, Е. В. Рябов. - М.: Юнити-Дана : Закон и право, 2018. - 71 с.
Научная литература:
27. Адмиралова, И.А. Международно-правовые стандарты обеспечения прав и свобод граждан и деятельность полиции / И.А. Адмиралова //Российская юстиция. -2017. - № 4. - С. 27-30.
28. Аказеев, Д.М. Эволюция морально-правовых основ полицейской службы в контексте развития системы работы с кадрами полиции Российской империи / Д.М. Аказеев // Закон и право. - 2018. - № 1. - С. 33 - 35.
29. Амельчаков, И.Ф. Концепция административно-правового статуса полиции в современной России / И.Ф. Амельчаков // Право. - 2017. - № 2. - С. 130 - 141.
30. Ахрем, И.А. Принципы, основные направления деятельности и функции военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации / И.А. Ахрем //Административное право и процесс. - 2018. - № 1. - С. 72 - 75
31. Безруков, А.В. Конституционно-правовые основы деятельности полиции в контексте реализации положений главы 2 Конституции Российской Федерации / А.В. Безруков // Российская юстиция. - 2017. - № 12. - С. 2 - 4.
32. Белов, Е.В. Административно-правовая охрана полицией общественного порядка: на примере противодействия мелкому хулиганству / Е.В. Белов, М.В. Костенников, А.В. Куракин // Государство и право. - 2018. - № 4. - С. 46 - 55.
33. Вирабов, В.С. Нормативная правовая регламентация деятельности полиции современной России: проблемы демократизации / В.С. Вирабов // Юридическая техника: Ежегодник. - 2014. - № 8: Демократизация правотворчества: доктрина, практика, техника. - С. 106-114.
34. Гарашко, А.Ю. Источники права как нормативная основа полицейской деятельности / А.Ю. Гарашко // Вестник Московского университета МВД России. - 2016. - № 3. - С. 10-12.
35. Грищенко, А.Н. Функциональность административной ответственности в деятельности полиции / А.Н. Грищенко // Закон и право. - 2018. - № 4. - С. 141 - 142.
36. Грищенко, А.Н. Административно-правовые гарантии и функции полиции по охране и защите прав и свобод граждан / А.Н. Грищенко // Закон и право. - 2017. - № 7. - С. 121 - 123.
37. Грищенко, А.Н. К вопросу о содержании функций полиции по обеспечению прав и свобод граждан / А.Н. Грищенко // Российская юстиция. -
2017. - № 8. - С. 51 -54.
38. Грищенко, А.Н. Правовая политика в области правоохранительной деятельности и функции полиции / А.Н. Грищенко // Российская юстиция. -
2018. - № 5. - С. 5 - 9.
39. Гусейнов, А.А. Пути повышения эффективности деятельности сотрудников полиции в условиях оптимизации кадровых ресурсов / А.А. Гусейнов // Евразийский юридический журнал. - 2016. - № 5. - С. 247-248.
40. Густова, Л.В. Функции полиции Российской Федерации, Великобритании и США / Л.В. Густова // Актуальные проблемы российского права. - 2015. - № 11. - С. 170-176.
41. Евсикова, Е.В. Профилактика правонарушений как одно из основных направлений деятельности полиции по обеспечению общественной безопасности в Российской Федерации / Е.В. Евсикова // Евразийский юридический журнал. - 2016. - № 9. - С. 253-255.
42. Занина, Т.М. Общественный контроль за деятельностью полиции: понятие, задачи, принципы / Т.М. Занина // Административное право и процесс. -2016. - № 6. - С. 38-42.
43. Иванов, А.А. Туристическая полиция МВД России / А.А. Иванов, Н.Д. Эриашвили //Закон и право. - 2018. - № 2. - С. 38 - 40
44. Кардашевский, В.В. Административно-правовое регулирование реализации управленческих решений в органах внутренних дел / В.В.
Кардашевский // Вестник Московского университета МВД России. - 2015. - №
2. - С. 160-164.
45. Кашкина, Е.В. К вопросу о нормативном регламентировании организации деятельности участковых уполномоченных полиции / Е.В. Кашкина // Вестник ВИПК МВД России. - 2016. - № 2. - С. 81-87.
46. Кирюхин, В.В. Генезис понятия «Административная деятельность полиции» / В.В. Кирюхин // Закон и право. - 2016. - № 7. - С. 185-187.
47. Кобленков, А.Ю. Взаимоотношения общества и полиции (милиции): отражение в кинематографе общественного мнения и отношения граждан к сотрудникам органов внутренних дел / А.Ю. Кобленков, О.В. Логачев // Юридическая наука и практика. - 2017. - № 1. - С. 116 - 120.
48. Комментарий к Федеральному закону «О полиции» (постатейный) / Ю.Е. Аврутин, С.П. Булавин, Ю.П. Соловей, В.В. Черников. - Науч. изд. - М.: Проспект, 2017. - 552 с.
49. Комментарий к Федеральному закону «О полиции» (постатейный) /
3. Ю. Бадальянц, Т.А. Батрова, О.В. Корнеева и др.; под общ. ред. В.И. Чернышева, Д.Н. Архипова. - 2-е изд. - М.: РИОР ; ИНФРА-М, 2014. - 253 с.
50. Матвеев, С.П. Содержание административной деятельности полиции / С.П. Матвеев, Т.А. Матвеева // Вестник Воронежского государственного университета : Серия «Право». - 2018. - № 1. - С. 66 - 73
51. Машекуашева, М.Х. Актуальные вопросы профессиональной подготовки сотрудников полиции: морально-психологический аспект / М.Х. Машекуашева // Пробелы в российском законодательстве. - 2017. - № 4. - С. 254 - 255.
52. Михайлов, В.И. Актуальные вопросы профессионального отбора кадров на службу в органы внутренних дел / В.И. Михайлов // Российской следователь. - 2014. - № 9. - С. 48-51.
53. Надтачаев, П.В. К вопросу об охране личных неимущественных прав в деятельности полиции / П.В. Надтачаев // Евразийский юридический журнал. - 2016. - № 3. - С. 242-244.
54. Нижник, Н.С. Проблемы совершенствования нормативной основы и практики деятельности полиции в России / Н.С. Нижник, Л.А. Нудненко // Государство и право. - 2018. - № 4. - С. 110 - 117.
55. Ольшевский, А.В. Офицеры полиции / А.В. Ольшевский, Е.В. Рябов // Административное право и процесс. - 2018. - № 5. - С. 29 - 31.
56. Потапенкова, И.В. Актуальные вопросы деятельности полиции по исполнению административного законодательства / И.В. Потапенкова // Вестник Московского университета МВД России. - 2016. - № 1. - С. 150-153.
57. Результаты исследования общественного мнения об уровне безопасности личности в деятельности органов внутренних дел Российской Федерации // Профессионал. Популярно-правовой альманах МВД России. - 2013. - № 1. - С. 25-31.
58. Снеговой, А.В. Выполнение задач при чрезвычайных обстоятельствах как одно из направлений деятельности полиции / А.В. Снеговой // Труды Академии управления МВД России. - 2016. - № 1. - С. 66-69.
59. Тимко, С.А. Информационное сопровождение деятельности полиции: недостатки и возможности совершенствования / С.А. Тимко // «Черные дыры» в Российском законодательстве. - 2016. - № 6. - С. 77-79.
60. Томас, А.В. Применение технологии функционального многоборья для физического совершенствования будущих сотрудников полиции / А.В. Томас, В.В. Желонкин, Е.В. Василькова // Евразийский юридический журнал. - 2018. - № 1. - С. 322 - 323.
61. Трунцевский, Ю.В. Уровень доверия граждан к полиции как показатель итогов проведения реформы в органах внутренних дел Российской Федерации / Ю.В. Трунцевский, С.А. Новоселов // Российский следователь. - 2018. - № 2. - С. 62 - 67.
62. Шумилов, А.Н. Имидж как основа эффективности деятельности современной полиции / А.Н. Шумилов // Вестник Московского университета МВД России. - 2016. - № 3. - С. 58-60.
63. Янбухтин, Р.М. Институт полиции: социально-политические основы повышения эффективности деятельности / Р.М. Янбухтин. - Уфа, 2012. - С. 61-65.