Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Правовые основы организации комплаенса в Российской Федерации

Работа №111026

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

юриспруденция

Объем работы130
Год сдачи2022
Стоимость4880 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
87
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Понятие и сущность комплаенса 10
1.1 Определение и истоки возникновения комплаенса 10
1.2 Общая характеристика видов комплаенса 24
Глава 2 Нормативно-правовое регулирование комплаенса в современных условиях 46
2.1 Основные направления регулирования комплаенса в Российском
и международном праве 46
2.2 Локальные нормативные акты комплаенса и их роль в
формировании правовой среды бизнеса на примере управления конфликтом интересов 64
Глава 3 Основные юридические аспекты практической организации комплаенса и дальнейшие перспективы его развития 77
3.1 Особенности комплаенса в юридических лицах с различными
организационно-правовыми формами 77
3.2 Перспективы дальнейшего развития правового обеспечения
комплаенса в России 88
Заключение 103
Список используемой литературы и используемых источников 110


Актуальность работы. Значительная часть осуществляемых в настоящее время научно-практических разработок направлена на обеспечение максимально безопасного функционирования бизнеса, сохранность информации, ее ограниченную доступность. Данная тематика присутствует и в правовом регулировании бизнеса, что выражается в действии таких законодательных актов, как Федеральные законы «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 N 149-ФЗ, «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 N 98-ФЗ, «О персональных данных» от 27.07.2006 N 152-ФЗ и т.д. При этом другая часть нормативно-правовых актов (здесь и далее - НПА), наоборот, требует раскрытия определенного рода информации, как, например, это определено Федеральными законами «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 N 273-ФЗ, «О защите конкуренции» от 26.07.2006 N 135-ФЗ, «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных
преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 N 115-ФЗ и т.д.
Однако любая даже самая надежная защита, равно как и детально проработанное правовое регулирование в конечном счете упирается в человеческий фактор. Следует отметить, что основная часть проблем, связанных с нарушением установленных законами и внутренними документами правил, является результатом умышленных либо неосторожных действий сотрудников компании. Для их предотвращения в любой организации необходима простая, на интуитивном уровне понятная и вместе с тем глубоко продуманная система. Сегодня такой системой, по нашему мнению, является комплаенс.
Актуальность комплаенса безусловно признана международной практикой и осознается все более значительным числом отечественных капитанов бизнеса. Комплаенс в настоящее время - одно из важнейших направлений превентивного реагирования на риски, возникающие во внутренней бизнес-среде, а также условия, генерируемые на национальном и международном законодательном уровне. Изменяются технологии, уточняются принципы ведения бизнеса, совершенствуется законодательство, возникают непредвиденные обстоятельства (санкции). Все это ведет к значительному и достаточно оперативному изменению нормативно-регулятивной обстановки, что увеличивает ценность комплаенс-функции.
Одной из функциональных задач комплаенса является внедрение в организацию внутренних правил, регулирующих поведение и деятельность сотрудников в части взаимодействия с клиентами и контрагентами, информационного обмена между внутренними структурными подразделениями, эффективной работы с государственными и общественными организациями. Комплаенс в более узком понимании - это, прежде всего, соответствие внутренних параметров и документов организации требованиям действующего законодательства.
В российском законодательстве отсутствует официальное определение комплаенса, в связи с чем у юридического сообщества ещё не сложилось её единого подхода к тематике, однако на практике комплаенс - уже неотъемлемый элемент регулирования и корпоративного управления.
За рубежом по уже сложившейся традиции реализация комплаенс- функции осуществляется, как правило, юридической службой. При этом в отдельных организациях за функцию отвечает внутренний аудит, либо служба безопасности. Подобное распределение выглядит обоснованно и вполне логично, т.к. именно юридическая служба наиболее профессионально подготовлена в части законодательного регулирования как на международном, так и на локальном уровне. Все внутренние нормативные акты любой компании в обязательном порядке согласовываются юристами на предмет их соответствия действующему законодательству, что, в том числе, и делает юридическое подразделение наиболее пригодным для обеспечения нормального функционирования комплаенса.
Комплаенс призван создать для компании дополнительную систему внутреннего регулирования, включая предупредительные процедуры и обучающие программы. Таким образом, комплаенс является в своей основе превентивным регулятором в любой организации и рассматривается как обязательная составляющая системы корпоративного управления. Сотрудничество комплаенса с бизнес-подразделениями обеспечивает на раннем этапе выявление и предотвращение возможных нарушений гражданского, административного и уголовного законодательства.
В качестве основного объекта комплаенса рассматривается предотвращение нарушений законодательных норм и правил:
- в области регуляторных стандартов;
- в финансовой сфере (особенно при попытках обойти регуляторные требования по операциям с ценными бумагами);
- вследствие служебных злоупотреблений или коррупционных действий;
- в результате непрофессионализма и некомпетентности сотрудников;
- при совершении противоправных воздействий извне;
- при возникновении угрозы бизнес-репутации, финансовой несостоятельности и др.
Также могут возникать и проблемы чисто юридического характера, когда, например, компания не уделяет достаточного количества ресурсов проверке своих контрагентов, что выливается в совершенно конкретные судебные иски.
Реализуемый, как правило, юридическим подразделением функционал комплаенса тесно связан со всеми направлениями деятельности любой компании, а следовательно, и со всеми её структурными подразделениями: операционным подразделением, коммерческими и некоммерческими закупками, внутренним контролем, финансовым мониторингом, службой безопасности, аудита и операционных рисков, персонала и т.д.
Являясь важным звеном системы корпоративного управления, комплаенс сегодня формирует соответствующую потребность в конкретных специалистах, что определяет возникновение и создание новых образовательных программ, как, например, «Комплаенс и профилактика правовых рисков», открытой в рамках магистратуры НИУ ВШЭ [54]. Впервые в России начала осуществляться единственная комплексная магистерская программа по подготовке специалистов в области антикоррупционного и регуляторного комплаенса и управления коррупционными, регуляторными и иными некоммерческими рисками .
Таким образом, в настоящее время комплаенс на практике становится все более востребованной функцией и фактически выделяется в отдельное юридическое направление, что требует четкой правовой оценки явления и глубокой научной проработки поднятой тематики.
Степень разработанности темы исследования. Научные исследования прикладных проблем комплаенса начались сравнительно недавно - в 1970-х годах, когда в США появился Акт о коррупции за рубежом 1977 года (FCPA - Foreign Corrupt Practices Act). Исследованию этих проблем посвящены работы теоретиков А. Мэдисона, Р. Снелла, Ю. Ли, М.Брайена и др.
В России развитие комплаенса освещено в работах Э.А. Иванова, Л.К. Самойловой, А.А. Ольха, Д.Я. Примакова, О.Г. Карпович, Е.В. Овчаровой, М.Кобышевой, А.Н. Литвиненко и др.
Вместе с тем, в России недостает научно-обоснованной правовой оценки функционирования комплаенс-функции, требуются дальнейшие научные изыскания методологических подходов для построения современных комплаенс систем на макро- и микроуровне во взаимосвязи с национальными и международными институтами, созданными для поддержки развития комплаенса.
Объект исследования. Комплаенс затрагивает весьма широкий спектр общественных отношений, включая взаимоотношения между работниками и компанией, между бизнесом и общественными организациями, между компаниями и органами власти, и так далее. Весь этот круг взаимоотношений, как правило, регулируется соответствующими НПА, которые в совокупности с внутренними регулятивными документами хозяйствующих субъектов составляют фундаментальную базу комплаенса. Истоки возникновения этой базы, ее правовые основы и дальнейшие перспективы являются объектом настоящего исследования.
Предмет исследования. Функционирование комплаенса с учетом влияния конкретных юридических факторов (формы собственности, организационно-правовой формы и пр.) являются предметом настоящего исследования.
Цель исследования заключается в правовой оценке комплаенса и систематизации его нормативно-правовой базы в свете законодательных требований и с учетом правовых особенностей России.
Задачи исследования. В процессе исследования предполагается решить следующие задачи:
- Выявить истоки возникновения комплаенса, определить причины его популярности и стремительного развития,
- Систематизировать нормативно-правовую базу основных видов комплаенса,
- Оценить степень влияния комплаенса на формирование внутренней правовой среды бизнеса,
- Проанализировать влияние организационно-правовой формы
юридического лица на особенности функционирования комплаенса,
- Сформулировать направления и оценить перспективы дальнейшего развития комплаенса в российском праве.
Методологическая основа исследования. В процессе подготовки предполагается использовать такие методы эмпирического и теоретического исследования, как сравнение и измерение, анализ и синтез, индукция и дедукция, движение от общего к частному, абстрагирование.
Нормативно-правовая основа исследования состоит из законов, нормативно-правовых актов РФ, иностранных государств, документов международных институтов по антикоррупционному, антимонопольному, санкционному, трудовому, налоговому и другим направлениям комплаенса,
Теоретическая основа исследования. Теоретическую основу исследования составляют работы известных зарубежных (А. Мэдисон, Ю. Ли, Р. Снелл, М.Брайен и др.) и отечественных авторов (Э.А. Иванов, Л.К. Самойлова, А.А. Ольха, Д.Я. Примаков, О.Г. Карпович, Е.В. Овчарова, М.Кобышева, А.Н. Литвиненко и др.), а также юридические и экономические сборники, экспертные оценки, научные труды (книги, монографии, статьи) в том числе, интернет-ресурсы, выступления экспертов на научных конференциях.
Научная новизна исследования заключается в систематизации правовой базы основных видов комплаенса, как одного из новейших и перспективных направлений российской юриспруденции, развивающегося в стремительно изменяющихся условиях, с учетом накопленного международного опыта, а также в определении перспектив дальнейшего развития комплаенса в теории и на практике.
Гипотеза, выдвинутая перед проведением исследования, предполагает, что правовые основы комплаенса как самостоятельного юридического и практического явления в России сформированы по основным его видам и дальнейшее развитие нормативно-правового обеспечения явления должно основываться на систематизации уже действующих нормативно-правовых и локальных нормативных актов.
Теоретическая и практическая значимость. Теоретическая значимость работы заключается в анализе нормативно-правовой базы основных видов комплаенса и выработке направлений ее дальнейшего развития.
В работе обобщены и систематизированы по видам комплаенса основные ЛНА, которые необходимы для внедрения и эффективного функционирования комплаенс-системы, а также для формулирования внутренних правил юридического лица, определяющих нормы и стандарты действий сотрудников в конкретных ситуациях и сомнительных обстоятельствах, что и составляет практическую значимость работы.
На защиту выносятся следующие положения:
- комплаенс представляет собой свод законодательных, профессиональных и этических норм и правил общего и индивидуального характера, обязательных для соблюдения всеми работниками частных, государственных и общественных структур независимо от их положения в иерархии и выполняемых ими функций,
- появление и бурное современное развитие комплаенса обусловлено стремлением общества создать идеальную правовую среду, которая будет способствовать формированию таких законодательных норм и правил, соблюдение которых будет восприниматься всеми субъектами общества, как безальтернативное;
- основные виды комплаенса в России в целом сформировались, однако уровень их нормативно-правовой базы значительно отличается, что определяет основные направления ее дальнейшего развития, главным из которых является дальнейшая систематизация правовых основ комплаенса, унификация и кодификация существующих по различным видам комплаенса НПА.
Структура работы. Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и используемых источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Современное бурное развитие практического комплаенса с необходимостью требует формирования его научной и правовой основы, что выражается как в появлении все большего количества теоретических работ в результате растущего интереса правоведов и практиков, так и в принятии новых НПА с одновременным приведением в соответствие действующих законов. Это явление можно объединить общим термином «Научно-теоретическая и правовая база комплаенса».
Проведенное в настоящей работе исследование и оценка динамики развития правовых основ комплаенс-системы в РФ в целом подтвердили выдвинутую гипотезу о том, что правовые основы комплаенса как самостоятельного юридического и практического явления в России сформированы по основным его видам и дальнейшее развитие нормативно-правового обеспечения явления должно основываться на систематизации уже действующих в связи с этим нормативно-правовых и локальных нормативных актов.
Результаты проведенного исследования позволили автору сделать следующие выводы.
- Юридическое значение комплаенса состоит в его законодательно оформленном превентивном и профилактическом противодействии нарушениям требований действующего законодательства, правовая квалификация последствий которых определяется с учетом фактического поведения субъекта и оценки пренебрежения им обязанностями, определенными для него законом. На этом выводе основана правовая оценка комплаенса как общей системы мер по предотвращению несанкционированных законодательством и противоречащих ему действий.
- Проведенные исследования сформулировать следующее определение комплаенса, который, по мнению автора, представляет собой свод законодательных, профессиональных и этических норм и правил, как общего характера, так и формируемых каждым субъектом индивидуально, но при этом обязательных для соблюдения всеми работниками частных, государственных и общественных структур независимо от их положения в иерархии и выполняемых ими функций.
- К появлению комплаенса привела, на наш взгляд, осознанная потребность общества в формировании и развитии правовых устоев, эта же потребность, по нашему мнению, определила его последовательное практическое применение, заложила основу для создания нормативной базы каждого из существующих видов комплаенса.
- Комплаенс в современном правовом и деловом мире имеет большое количество видов, однако нормативная база формируется законодателем только для тех его направлений, которые стали универсальными в российской практике и правовом поле деятельности: противодействие коррупции, расширение антимонопольных правил, упорядочение обращения с персональными данными, антиотмывочные требования и т.д.
- В российском правовом поле законодательная база для основных видов комплаенса в основном сформирована, однако уровень ее разработки по каждому виду комплаенса различается.
- Наиболее широко и детально разработана база антикоррупционного комплаенса, представленная нормативными документами международного, федерального и регионального уровня. При этом в отдельных НПА присутствуют требования, установленные для локальных нормативных актов юридических лиц.
- Значительное количество антикоррупционных НПА направлено исключительно на реализацию государством карательных функций, что ставит под сомнение тезис о наличии в Российской Федерации эффективных нормативно-правовых профилактических механизмов, ориентированных на противодействие коррупции в деловой среде.
- Российское законодательство реализует стратегию устранения причин коррупции, что исключает спонтанные решения и негативные последствия для существующего правопорядка и общества в целом, однако увеличивает затраты времени и ресурсов на ее реализацию.
- Антимонопольный комплаенс долгое время существовал в качестве проекта изменений в Федеральный закон №135-ФЗ и был введен сравнительно недавно - всего лишь в марте 2020 года. Однако присущий комплаенсу риск-ориентированный подход и комплаенс-критерии перевода экономических субъектов из одной категории рисков в другую были закреплены Правительством РФ еще в 2018 году, что говорит о наличии у законодателя четкой правовой позиции по данному вопросу и его планомерном подходе к развитию законодательной базы антимонопольного комплаенса.
- Размер административной ответственности за нарушение антимонопольных требований весьма существенный, так как предусматривает применение оборотных штрафов для юридических лиц (процент от выручки), а для руководителей нарушивших правила субъектов помимо всего прочего предусмотрена уголовная ответственность и дисквалификация. Однако с применением уголовной ответственности имеются проблемы, связанные с завышением количества признаков, наличие которых требует доказывания, что создает определенную потребность в корректировке законодательства.
- Правовая база комплаенса, связанного с защитой персональных данных, является одной из наименее развитых в Российской Федерации. При этом в формировании законодательства по данному направлению четко просматривается сближение со 108 Европейской Конвенцией, участницей которой является Россия. Данная тенденция получила подтверждение с принятием Закона №152-ФЗ. Однако, отдельные установленные Законом требования (например, ст.2, предусматривающая необходимость обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну), на практике носят декларативный характер и не имеют применения в судебной практике за отсутствием соответствующих инструментов. Кроме того, из-за возникшего противоречия между заявленной в рамках существующего правового поля «цифровизацией» и низким уровнем защиты прав человека, который в этом поле сложился, дальнейшее развитие правовой базы данного вида комплаенса в России фактически не определено.
- Постоянно ужесточаемая законодателем ответственность за нарушения законодательства о персональных данных свидетельствует о значении, которое придается законодателем этому направлению комплаенса, однако отсутствие практических инструментов ее применения нивелирует результат предпринимаемых законодателем усилий.
- Развитие законодательной базы налогового комплаенса может и должно опираться на его сравнительный анализ в различных юрисдикциях (например, России, США, Великобритании и т.д.). Это позволит взять на вооружение и применить лучшие законодательные практики, что в результате может повысить правовую дисциплину всех участников налоговых правоотношений.
- Частота корректировок налогового законодательства является одной из самых сложных, на наш взгляд, проблем налогового комплаенса. Одно из возможных ее решений лежит в законодательном ограничении количества вносимых изменений за определенный период (например, не более одного изменения налоговых правил за три года). Однако, нам представляется, что вероятность реализации подобного сценария в некоторой степени утопична и существующие ускоренные темпы изменений в законодательстве о налогах сохранятся, если не увеличатся.
- Необходимость отслеживать все корректировки налогового законодательства определяется потребностью бизнеса постоянно контролировать расходы (а налог для бизнеса - это расход) и делает налоговый комплаенс одним из важнейших его направлений.
- Уточнение в июне 2021 года формулировок и ужесточение ответственности по 183 статье УК также подчеркивает важность налогового комплаенса, которую законодатель придает предмету.
- Трудовое законодательство существенно ограничивает перечень дисциплинарных мер, которые могут быть применены работодателем в отношении сотрудника, нарушившего установленные правила, значительно усложняет процесс расторжения трудовых отношений. Это побуждает работодателя более четко формулировать требования Правил внутреннего трудового распорядка, трудового договора, разрабатывать огромное количество внутренних документов, привлекать к теме все больше кадровиков и юристов соответствующего профиля. С другой стороны, эти же самые факторы побуждают работодателя активно развивать трудовой комплаенс, тратить усилия на формирование корпоративной культуры, призванной повысить уровень лояльности сотрудников. Определение баланса между указанными факторами является одной из главных задач трудового комплаенса.
- Требования «антиотмывочного» комплаенса в РФ носят более мягкий характер по сравнению с общемировыми (например, европейскими) практиками. Связано это с целями, которые ставит перед собой законодатель, и, как следствие, созданными для их реализации условиями (например, более низкие лимиты наличных расчетов, более свободные правила их осуществления). С учетом роста количества международных расчетов, глобализации финансовой системы и централизации ее контроля дальнейшая перспектива развития данного вида комплаенса, на наш взгляд, заключается в сближении требований «антиотмывочного» законодательства с мировыми, что для России означает их дальнейшее ужесточение.
- Санкционный комплаенс приобрел массовый характер и необходимость его внедрения трудно переоценить для компаний, основным или занимающим значительную долю бизнесом которых является внешнеэкономическая деятельность. Экстерриториальность санкционных законов ЕС, США, Великобритании, Швейцарии и других стран противоречит правилам международного законодательства, в соответствии с которыми любые санкции на конкретную страну могут быть наложены только Советом Безопасности ООН. Однако указанные выше страны и объединения применяют их без каких-либо оглядок на ООН, так как сложившаяся международная правовая система позволяет им обеспечить соблюдение устанавливаемых ограничений.
- С учетом оценки вероятных негативных правовых и финансовых последствий в виде значительных штрафов для конкретных организаций санкционный комплаенс является сегодня одним из самых важных направлений.
- Международная законодательная база санкционного комплаенса нуждается в пересмотре, так как она совершенно не отвечает сложившимся в мире тенденциям. Однако, для ее пересмотра должен быть достигнут общий консенсус между государствами, как вводящими санкционные режимы, так и под такие режимы попадающими.
- На практике комплаенс-система фактически является частью корпоративного управления, имеет ответственного куратора среди директоров, активно контролируется владельцами с отражением наиболее существенной информации в годовом отчете юридического лица, если таковой формируется.
- Требования комплаенс-системы с большой вероятностью продолжат совершенствоваться в сторону усиления ответственности участников правоотношений за их соблюдение на всех уровнях комплаенс-системы, начиная от каждого отдельного юридического лица и заканчивая общей системой международных правоотношений.
- Для отдельных направлений деятельности (финансы, страхование, торговля предметами роскоши, ритейл, недвижимость и пр.) принятие комплаенс-стандартов становится обязательным и неотъемлемым условием дальнейшего ведения бизнеса, определенным действующими в этих сферах требованиями законодательства.
- Дальнейшее развитие комплаенса в Российской Федерации требует детальной систематизации регламентирующих его НПА, определения наиболее значимых направлений комплаенса для целей формирования нормативно-правовой базы, проведения оценки их возможной кодификации.
На основании всего вышеизложенного можно сделать общий вывод о том, что законодательная база комплаенса в России, несомненно, находится в стадии активного и бурного развития. При этом эффективная и понятная участникам соответствующих правоотношений правовая среда наиболее полно сформировалась по антикоррупционному, налоговому, трудовому и антимонопольному комплаенсу. Менее всего проработан, но достаточно активно развивается комплаенс персональных данных, которому недостает систематизированных материалов судебной практики. Также, следует отметить, что набирает силу достаточно слабо развитое в России направление, связанное с ESG-тематикой.
К большому сожалению, приходится признать, что фундаментальные научные разработки в направлении комплаенса ведутся не очень активно. Поиск соответствующих монографий в части, например, антимонопольного комплаенса, не принес положительных результатов. Однако, нельзя не обратить внимание на обилие научных и практических статей о комплаенсе, публикуемых в журналах и на различного рода электронный ресурсах. Их систематизация, на наш взгляд, также может быть одним из направлений для проведения дальнейших исследований.
Безусловно, отдельные положения работы являются в достаточной степени спорными. Однако, они могут послужить отправной точкой для проведения дальнейших научных и практических разработок в процессе формирования и развития отечественной комплаенс-системы.



1. 6 ключевых выводов Европейской конференции по вопросам комплаенса и этики (ECEC 2020). Мнения более 30 экспертов на первом общеевропейском отраслевом саммите комплаенс-сообщества // Электронный ресурс. URL: https://www.eqs.com/ru/compliance-blog/6-key- compliance-learnings-from-the-ecec-2020/. Режим доступа - свободный.
2. Агешин Ю.А. Политика, мораль, право. - М., 2019 - 160 с. //
Электронный ресурс. URL: http://lawlibrary.ru/izdanie9799.html. Режим
доступа - свободный, необходима регистрация.
3. Актуальные виды комплаенса в 2021 году // Национальная
ассоциация комплаенса. Электронный ресурс. URL:
https://compliance.su/info/articles/aktualnye-vidy-komplaensa-v-2021-godu/. Режим доступа - свободный.
4. Антимонопольная политика на связанных рынках: теория и практика
/ С.Б. Авдашева, С.В. Голованова, П.В. Крючкова [и др.]; под редакцией С. Б. Авдашевой, А. Е. Шаститко. - Москва: Дело, 2018. - 440 c. - ISBN 978-5¬7749-1321-3. - Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. - URL: https://www.iprbookshop.ru/95082.html(дата
обращения: 12.12.2021). - Режим доступа: для авторизир. Пользователей.
5. Антимонопольное регулирование в цифровую эпоху. Как защищать
конкуренцию в условиях глобализации и четвертой промышленной революции: монография / А.Ю. Цариковский, Н.Ф. Галимханова, А.П. Тенишев [и др.]; под редакцией А.Ю. Цариковского, А.Ю. Иванова, Е.А. Войниканис. - 3-е изд. - Москва: Издательский дом Высшей школы
экономики, 2020. - 394 c. - ISBN 978-5-7598-1402-3. - Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. - URL:
https://www.iprbookshop.ru/101564.html(дата обращения: 19.12.2021). -
Режим доступа: для авторизир. Пользователей.Агешин Ю.А. Политика, мораль, право. - М., 2019 - 160 с.
6. Антимонопольный комплаенс как эффективный инструмент профилактики нарушений. Монография. Сборник статей. // Под общей редакцией к.ю.н. С.А. Пузыревского. - М.: Издательство Юрист, 2019. - 223 с. - ISBN 978-5-94103-426-0. Актуальные виды комплаенса в 2020 году // Электронный ресурс. - URL: https://compliance.su/info/articles/aktualnye-vidy- komplaensa-v-2020-godu/. - Режим доступа - свободный.
7. Антимонопольный комплаенс: текущая практика и перспективы
развития. Доклад Аналитического центра при Правительстве РФ // Дек., 2015. Электронный ресурс. Режим доступа - URL:
http://ac.gov.rU/files/publication/a/7838.pdf(свободный).
8. Апелляционное определение Московского городского суда от
02.08.2019 по делу № 33-35187/2019 // URL: https://mos-
gorsud.ru/mgs/services/cases/appeal-civil/details/b2b71bba-4821-4670-b1e4- 4f6e51764920?caseNumber=33-35187/2019. Режим доступа - свободный.
9. Астанин В.В. Корпоративный антикоррупционный комплаенс: проблемы и ресурсы практического обеспечения / В.В. Астанин // Российская юстиция. - 2017. - № 10. - С. 5 - 8.
10. Астанин В.В. О реалиях и задачах корпоративного
антикоррупционного комплаенса. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-
realiyah-i-zadachah-korporativnogo-antikorruptsionnogo-komplaens. Режим
доступа - свободный.
11. Байтин М.И. О современном нормативном понимании права // Журнал российского права. №1 - 1999. - С.98 - 107.
12. Батаева Б.С., Черепанова В.А. Перспективы развития комплаенса
как средства улучшения корпоративного управления в российских компаниях // Экономика. Налоги. Право. - 2017. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-razvitiya-komplaensa-kak-sredstva- uluchsheniya-korporativnogo-upravleniya-v-rossiyskih-kompaniyah. Режим
доступа - свободный.
13. Бокарева Е.А., Караиван Н.С. Антимонопольный комплаенс и перспективы его внедрения в российское законодательство // Юрист. 2018. № 2. С. 65.
14. Бородин А.Г. Комплаенс: проблема минимизации нефинансовых рисков в корпоративном управлении. Вестник университета. URL: https://cyberleninka.ru/article/nZkomplaens-problema-minimizatsii-nefinansovyh- riskov-v-korporativnom-upravlenii. Режим доступа - свободный.
15. Википедия. Комплаенс. // Электронный ресурс. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%BB% D0%B0%D0%B5%D0%BD%D1%81. Режим доступа - свободный. Дата обращения - 05.06.2021.
16. Гетьман В.Г. Закон «Сарбейнса-Оксли 2002 г.» — важный
инструмент, используемый в США в борьбе с мошенничеством финансовой отчетности // Международный бухгалтерский учет. 2006. № 8 (92). С. 19
17. Глубокая Ю.В. ГОСТ р ИСО 37001: аргументы за и против
принятия национального антикоррупционного стандарта // Век качества, 2020. №1. С. 36-49. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gost-r-iso-37001-
argumenty-za-i-protiv-prinyatiya-natsionalnogo-antikorruptsionnogo-standarta. Режим доступа - свободный.
18. Государственная политика по защите и развитию конкуренции и её реализация в нормах права: монография / К.Н. Алешин, А.В. Аленков, Д.М. Ашфа; отв. ред. Е.П. Губин, С.А. Пузыревский; Научно-методический совет ФАС России, кафедра конкурентного права МГГОА им. О.Е. Кутафина, кафедра предпринимательского права Юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. - Москва: Юстицинформ, Учебно¬методический центр ФАС России, 2020. - 300 с. - ISBN 978-5-7205-1629-1. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1169238. - Режим доступа: по подписке.
19. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от
30.11.1994 №51-ФЗ. // Электронный ресурс. Режим доступа - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (свободный). Дата
обращения - 07.05.2022.
20. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от
26.01.1996 №14-ФЗ. // Электронный ресурс. Режим доступа - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9027/. (свободный). Дата обращения - 07.05.2022.
21. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от
14.11.2002 №138-ФЗ. Электронный ресурс. Режим доступа - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39570/(свободный).
22. Дадалко В.А., Тимофеев Е.А. Организация системы комплаенса в
области защиты персональных данных. URL: http://publishing-
vak.ru/file/archive-economy-2019-3/15-dadalko-timofeev.pdf. Режим доступа - свободный.
23. Добрикова Е. Антикоррупционный комплаенс: как избежать обвинения во взятке // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.garant.ru/article/606329.
24. Доева Ф.Н., Гиголаев Г.Ф. Роль системы комплаенс в управлении рисками банка. // Электронный ресурс. URL: https://izron.ru/articles/razvitie- ekonomiki-i-menedzhmenta-v-sovremennom-mire-sbornik-nauchnykh-trudov-po- itogam-mezhdunarodn/sektsiya-7-bankovskoe-i-strakhovoe-delo/rol-sistemy- komplaens-v-upravlenii-riskami-banka/. Режим доступа - свободный.
25. Законодательство, политика и регулирование в области конкуренции в цифровую эпоху. Записка секретариата ЮНКТАД / Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию. - Совет по торговле и развитию. Комиссия по торговле и развитию. Межправительственная группа экспертов по законодательству и политике в области конкуренции. - Девятнадцатая сессия. - Женева, 7-9 июля 2021 года. - Пункт 5 предварительной повестки дня. // URL: https://unctad.org/system/files/official-document/ciclpd57_ru.pdf/- Режим доступа - свободный.
26. История комплаенс за рубежом. Complianceblog.ru. Все о compliance
- управлении рисками в современной компании. URL: http://www.complianceblog.ru/?p=32. Режим доступа - свободный.
27. Калугин В.А., Лавриненко Е.А. Перспективы развития
антимонопольного комплаенса в регионах. // Электронный ресурс. URL: http://dspace.bsu.edu.rU/bitstream/123456789/29744/1/Lavrinenko_Perspektivy.pd f. Режим доступа - свободный.
28. Карпович О.Г. Некоторые проблемы борьбы с коррупцией в
государствах СНГ. Теоретические и практические аспекты: научно-практическое пособие / О. Г. Карпович. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 175 c. - ISBN 978-5-238-02144-7. - Текст: электронный // Электронно¬библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. - URL:
http://www.iprbookshop.ru/81511.html(дата обращения: 12.02.2021). - Режим доступа: для авторизир. пользователей.
29. Касаткин С.Н. Критика дж. Остина в постхартианской
юриспруденции: к ревизии оснований. // Электронный ресурс. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/kritika-dzh-ostina-v-posthartianskoy- yurisprudentsii-k-revizii-osnovaniy. Режим доступа - свободный.
30. Каширкина А.А., Морозов А.Н. Международно-правовое
регулирование борьбы с коррупцией: уровни взаимодействия и потенциал развития // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2018. - № - С.148-154 // URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/mezhdunarodno-pravovoe-regulirovanie-borby-s- korruptsiey-urovni-vzaimodeystviya-i-potentsial-razvitiya. - Режим доступа: свободный. - УДК 341.1.DOI 10.24411/2078-5356-2018-10024.
31. Кванина В.В. Антимонопольный комплаенс и его правовая природа // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право.
- 2019. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/antimonopolnyy-komplaens-i-ego- pravovaya-priroda. Режим доступа - свободный.
32. Кеворкова Ж.А., Сапожникова Н.Г. Концептуальные положения
комплаенс как формы внутреннего контроля в экономических субъектах. // Учет. Анализ. Аудит. 2020. 7(2):6-16. DOI: 10.26794/2408-9303-2020-7-2-6-16. Электронный ресурс. URL:
https://accounting.fa.ru/jour/article/viewFile/305/297. Режим доступа -
свободный.
33. Кобышева М. Актуальность создания комплаенс-системы. URL: https://konkir.ru/experts/marina-kobysheva/aktualnost-sozdaniya-komplaens- sistemy. Режим доступа - свободный.
34. Кобышева М. Эффективная комплаенс-система - конкурентное
преимущество компании. URL: https://konkir.ru/experts/marina-
kobysheva/effektivnaya-komplaens-sistema-konkurentnoe-preimushchestvo- kompanii. Режим доступа - свободный.
35. Кодекс добросовестных практик взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров // Электронный ресурс. URL: https://codeofconduct.ru/. Режим доступа - свободный.
36. Кодекс об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ.
37. Комплаенс в СНГ: актуальные задачи и автоматизация. КПМГ. 2018. URL: https://home.kpmg/ru/ru/home/insights/2018/06/compliance-survey- 2017.html. Режим доступа - свободный.
38. Комплаенс в СНГ и ближнем зарубежье: актуальные задачи и
тенденции. КПМГ. 2020. URL:
https://assets.kpmg/content/dam/kpmg/ru/pdf/2020/05/ru-ru-compliance- survey.pdf. Режим доступа - свободный.
39. Комплаенс. Википедия. // Электронный ресурс. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%BB% D0%B0%D0%B5%D0%BD%D1%81. Режим доступа - свободный. Дата обращения - 05.06.2021.
40. Комплаенс - новое направление образования // Электронный
ресурс. URL: http://www.privatelaw.ru/index.php/ru/obrazovatelnyj-
otdel/komplaens-novoe-napravlenie-obrazovaniya. Режим доступа - свободный. Дата обращения - 05.06.2021.
41. Конвенция о защите физических лиц при автоматизированной
обработке персональных данных // Страсбург, 28.01.1981. - Вместе с
Поправками к Конвенции о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных (СДСЕ №108), позволяющими присоединение европейских сообществ, принятыми Комитетом Министров в Страсбурге 15.06.1999.
42. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121140/. Режим доступа - свободный.
43. Кононов А.А. Социально-философский аспект соотношения права и морали в учениях Ганса Кельзена и Герберта Харта // Электронный ресурс. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-filosofskiy-aspekt-sootnosheniya- prava-i-morali-v-ucheniyah-gansa-kelzena-i-g-erberta-harta. Режим доступа - свободный.
44. Корпоративная этика - основа комплаенса? // Электронный ресурс.
URL: http://compliancelaw.ru/2019/08/27/korporativnaya-etika-osnova-
komplaensa/ Режим доступа - свободный.
45. Крохина Ю.А. Юридическая сущность комплаенс-контроля в хозяйствующих субъектах с государственным участием // Юридическая наука. 2019. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/yuridicheskaya-suschnost- komplaens-kontrolya-v-hozyaystvuyuschih-subektah-s-gosudarstvennym- uchastiem. Режим доступа - свободный.
46. Кухаренко Т.А. Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (3-е издание переработанное и
дополненное) / Т.А. Кухаренко, Н.А. Захарова. - Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2016. - 151 c. - ISBN 2227-8397. - Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. - URL:
http://www.iprbookshop.ru/49154.html(дата обращения: 12.02.2021). - Режим доступа: для авторизир. пользователей.
47. Лахно Ю.В. Система комплаенс в российских компаниях реального сектора экономики // Налоги и финансы. 2018. URL: https://cyberleninka.ru/article/nZsistema-komplaens-v-rossiyskih-kompaniyah- realnogo-sektora-ekonomiki. Режим доступа - свободный.
48. Левина А.А. Внедрение системы комплаенса в крупных российских компаниях: перспективы и ключевые проблемы // Молодой ученый. — 2020.
— № 52 (342). — С. 208-212. — URL: https://moluch.ru/archive/342/77107/(дата обращения: 26.04.2022).
49. Лейст О.А. Сущность права. Проблемы теории и философии права.
- М., 2014 - 220 с.
50. Литвиненко А.Н., Самойлова Л.К., Ольха А.А. Организационно¬
правовые аспекты имплементации комплаенс-функции в систему внутреннего контроля отечественных предприятий // Вестник Московского университета МВД России. - 2019. - №6. - С. 43-51. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionno-pravovye-aspekty-implementatsii- komplaens-funktsii-v-sistemu-vnutrennego-kontrolya-otechestvennyh- predpriyatiy. Режим доступа - свободный.
51. Малкина В.И. Корпоративные комплаенс-стандарты: быть или не быть? // Отечественная юриспруденция. № 6, 2018
52. Меры по предупреждению коррупции в организациях (утв.
Минтруда и соцзащиты Российской Федерации). URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_333706/. Режим доступа - свободный.
53. Методические рекомендации по разработке и принятию
организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции.
Минтруд России. URL:
https://mintrud.gov.rU/ministry/programms/anticorruption/9. Режим доступа - свободный.
54. На факультете права НИУ ВШЭ открываются две новые
магистерские программы. Новости. 23.07.2020. URL:
https://www.hse.ru/news/admission/381540512.html. Режим доступа - свободный.
55. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от
31.07.1998 № 146-ФЗ.
56. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от
05.08.2000 № 117-ФЗ.
57. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ N 4 (2020) (утв.
Президиумом Верховного Суда РФ 23 декабря 2020 г.) // URL:
http://base.garant.ru/400111008/#friends. Режим доступа - свободный.
58. Обзор судебной практики. - 2021. - Выпуск №3. URL:
https://cljournal.ru/osp/70/. Режим доступа - свободный.
59. Обзор судебной практики рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 8 июля 2020 года // URL: http://www.supcourt.ru/files/29495/. Режим доступа - свободный.
60. Обзор практики применения антимонопольного законодательства
коллегиальными органами ФАС России (за период с 1 июля 2019 года по 1 июля 2020 года) (утв. протоколом Президиума ФАС России от 16.02.2021 N 1) // Режим доступа - URL:
http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_390649.
61. Овчарова Е.В. Налоговый комплаенс в Российской Федерации,
Соединённом Королевстве Великобритании и Северной Ирландии и Соединённых Штатах Америки: принуждение и стимулирование
правомерного поведения налогоплательщиков / Е.В. Овчарова, К.А. Тасалов, Д.М. Осина. - Москва: Зерцало-М, 2019. - 80 c. - ISBN 978-5-94373-460-1. - Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. - URL: http://www.iprbookshop.ru/97203.html. - Режим доступа: для авторизир. пользователей.
62. Определение № М-1862/2019 Верховного Суда Российской Федерации по делу №58-КГ20-2 // URL: http://vsrfru/stor_pdfphp?id=1901166. Режим доступа - свободный.
63. Определение №2-2794/18 Верховного Суда Российской Федерации по делу № 14-КГ19-15 // URL: http://vsrf.ru/stor_pdf.php7idM850664. Режим доступа - свободный.
64. Ординарцев И.И. Проблемы становления комплаенс в России //
Управленческие науки. 2020. №10. С. 31-40. URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/problemy-stanovleniya-komplaens-v-rossii.
Режим доступа - свободный.
65. Ответы на вопросы, поступившие из судов, по применению
Федеральных законов от 3 июля 2016 года № 323-ФЗ - 326-ФЗ,
направленных на совершенствование уголовной ответственности за коррупционные преступления и преступления экономической направленности, а также оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности (вступили в силу с 15 июля 2016 года). Утверждены Президиумом Верховного Суда Российской Федерации «28» сентября 2016 года // URL: http://www.supcourt.ru/files/6422/. Режим доступа - свободный.
66. Писаренко А.П. Антикоррупционная деятельность в России на
современном этапе // Вестник Таганрогского института управления и экономики. - 2019. - №1. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/antikorruptsionnaya-deyatelnost-v-rossii-na- sovremennom-etape. Режим доступа - свободный.
67. Письмо Центрального Банка Российской Федерации от 10 апреля 2014 года №06-52/2463 «О Кодексе корпоративного управления» // URL: https://docs.cntd.ru/document/499090337. Режим доступа - свободный.
68. Письмо Банка России от 02.11.2007 № 173-Т «О рекомендациях
Базельского комитета по банковскому надзору». // Правовая база «КонсультантПлюс». Некоммерческая интернет-версия. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_72313/. Режим доступа - свободный. Дата обращения - 05.06.2021.
69. Письмо ЦБ РФ от 30.06.2005 № 92-Т «Об организации управления
правовым риском и риском потери деловой репутации в кредитных организациях и банковских структурах». // Правовая база «КонсультантПлюс». Некоммерческая интернет-версия. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54347/. Режим доступа - свободный. Дата обращения - 05.06.2021.
70. Полномочия подразделений органов внутренних дел (полиции) в
противодействии коррупции: учебно-практическое пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция»,
«Правоохранительная деятельность» / И. Н. Дорофеев, О. Г. Карпович, И. Б. Малиновский [и др.]. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 245 c. - ISBN 978-5-238-02127-0. - Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. - URL: http://www.iprbookshop.ru/71106.html. - Режим
доступа: для авторизир. пользователей.
71. Положение ЦБ РФ от 16.12.2003 № 242-П «Об организации
внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах». // Правовая база «КонсультантПлюс». Некоммерческая интернет-версия. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_46304/. Режим доступа - свободный. Дата обращения - 05.06.2021.
72. Постановление Правительства РФ от 13.09.2019 №1197 «О
внесении изменения в состав сведений, размещаемых в единой информационной системе персональных данных, обеспечивающей обработку, включая сбор и хранение, биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным гражданина
Российской Федерации, включая вид биометрических персональных данных» // Правовая база «КонсультантПлюс». Некоммерческая интернет-версия. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_333465/. Режим
доступа - свободный.
73. Постановление Правительства РФ от 30.06.2018 №772 «Об
определении состава сведений, размещаемых в единой информационной системе персональных данных, обеспечивающей обработку, включая сбор и хранение, биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным физического лица, включая вид биометрических персональных данных, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» // Правовая база
«КонсультантПлюс». Некоммерческая интернет-версия. URL:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_301465/. /. Режим доступа - свободный. Дата обращения - 25.04.2022.
74. Постановление Правительства РФ от 01.03.2018 №213 «Об
утверждении критериев отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих экономическую деятельность, к категориям риска при осуществлении государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства Российской Федерации».
75. Приказ Минтруда России от 30.08.2018 №567 «Об утверждении
плана Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по противодействию коррупции на 2018 - 2020 годы». URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_306469/. Режим доступа - свободный.
76. Приказ Минтруда России от 09.10.2018 №625н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по конкурентному праву», зарегистрирован в Минюсте России 31.10.2018 за №52581.
77. Приказ ФАС России от 05.02.2019 №133/19 «Об утверждении
методики расчета ключевых показателей эффективности функционирования в федеральном органе исполнительной власти антимонопольного комплаенса». URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_317658/. Режим доступа - свободный.
78. Примаков Д.Я. Специальные виды комплаенса:
антикоррупционный, банковский, санкционный и розыск активов (форензик). Москва: Инфотропик Медиа, 2019. ISBN 978-5-9998-0319-1. 270 с.
79. Пятая Директива по борьбе с легализацией преступных доходов.
URL: https: //www.refinitiv.ru/ru/5th-anti-money-laundering-directive#key-
takeaways. Режим доступа - свободный.
80. Радзинский Э.С. Александр II. М.: АСТ, 2019.- 512 с. - ISBN 978-5-17-117992-2.
81. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 02.09.2021 №2424-р «Национальный план («Дорожная карта») развития конкуренции в Российской Федерации на 2021 - 2025 годы // Электронный ресурс. URL: http://government.ru/docs/all/136435/. Режим доступа - свободный.
82. Распоряжение Правительства РФ от 18.10.2018 N 2258-р «Об
утверждении методических рекомендаций по созданию и организации федеральными органами исполнительной власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного
законодательства». URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_309384/. Режим доступа - свободный.
83. Реестр юридических лиц, привлеченных к административной
ответственности по статье 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях // URL:
https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/activity/combating-corruption/registry. Режим доступа - свободный.
84. Родионова Д.Н. Антимонопольный комплаенс как важная часть
системы предупреждения антимонопольных нарушений. // Вестник Бурятского государственного университета. Вып. 3, 2017. - С. 92-101. // Электронный ресурс. Режим доступа - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/antimonopolnyy-komplaens-kak-vazhnaya-chast- sistemy-preduprezhdeniya-antimonopolnyh-narusheniy(свободный).
85. Роль предпринимательских структур в противодействии коррупции: научно-практическое пособие / А.В. Габов, Н.И. Гайдаенко-Шер, И.В. Глазкова и др.; отв. ред. Н.Г. Семилютина, Е.И. Спектор. М.: ИЗиСП, Контракт, 2012. - 240 с. Доступ через СПС «Консультант Плюс».
86. Рубцова Н.В. Комплаенс как модель нормативного регулирования предпринимательской деятельности // Юрист. - 2017. № 18.
87. Савсерис С.В. Комплаенс для юристов. Налоговый комплаенс //
Pepeliaev Group Электронный ресурс. URL:
https://www.pgplaw.ru/news/article/komplaens-dlya-yuristov-nalogovyy- komplaens. Режим доступа - свободный.
88. Самойлова Л.К., Ольха А.А. Правовые аспекты введения антикоррупционного комплаенса в деятельность российских организаций // Электронный ресурс. URL: http://journal.asu.ru/sidec/article/view/5985. Режим доступа - свободный.
89. Судебная практика по трудовым спорам // Электронный ресурс. -
URL: https://sudact.ru/practice/sudebnaya-praktika-po-trudovym-sporam/. -
Режим доступа свободный.
90. Танющева Н.Ю. Теория и методология антиотмывочного
финансового регулирования // Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. - Ставрополь - 2021. - Электронный ресурс. URL: https://www.ncfu.ru/export/uploads/dokumenty-dissertacii/dis-
tanyushcheva-n-yu-15-02-2021.pdf. Режим доступа - свободный.
91. Тенденции развития комплаенс в России и СНГ. Результаты опроса участников рынка в 2020 году. // Электронный ресурс. - URL: https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/kz/Documents/financial- services/Brochures_2020/compliance-development-trends-in-russia-and-cis.pdf. Режим доступа - свободный.
92. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред.Н.И. Матузова и А.В. Малько. - М., 2017 - 776 с.
93. Теряева. Е. Что такое комплаенс и для чего он нужен // Электронный ресурс. URL: https://blog.calltouch.ru/chto-takoe-komplaens-i- dlya-chego-on-nuzhen/. Режим доступа - свободный.
94. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих (одобрен решением президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. (протокол №21)). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_113505/. Режим доступа - свободный.
95. Толковый словарь С. И. Ожегова. // Электронный ресурс. URL: https://gufo.me/dict/ozhegov?page=14&letter=%D0%BAРежим доступа - свободный.
96. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ.
97. Трунцевский Ю.В., Карпович О.Г. Оценка коррупционных рисков
компании: ого правоведения при Правительстве Российской Федерации; ИНФРА-М, 2019. - 272 с. - ISBN 978-5-16-013520-5. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1018453(дата обращения:
10.12.2021). - Режим доступа: по подписке.
98. Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ.
99. Указ Президента РФ от 29.06.2018 №378 «О Национальном плане
противодействия коррупции на 2018 - 2020 годы». URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_301352/. Режим доступа - свободный.
100. Указ Президента Российской Федерации от 06.08.2014 года «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации».
101. Указание Банка России от 09.12.2019 №5348-У «О правилах наличных расчетов» (Зарегистрировано в Минюсте России 07.04.2020 №57999).
102. Указание ЦБ РФ от 07.07.1992 № 603-У «О порядке
осуществления внутреннего контроля за соответствием деятельности на финансовых рынках законодательству о финансовых рынках в кредитных организациях». // Правовая база «КонсультантПлюс». Некоммерческая интернет-версия. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23696/. Режим доступа - свободный. Дата обращения - 05.06.2021.
103. Управление персоналом в России: от эго- к экосистеме:
монография / под ред. И.Б. Дураковой. - Москва: ИНФРА-М, 2021. - 281 с. - (Научная мысль). - DOI 10.12737/1567065. - ISBN 978-5-16-017041-1. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1567065(дата
обращения: 13.12.2021). - Режим доступа: по подписке.
104. Устав Организации Объединенных Наций (ООН) // Электронный
ресурс. Режим доступа - URL:
https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%A3%D1 %81 %D 1 %82%D0%B0 %D0%B2_%D0%9E%D0%9E%D0%9D&stable=1 (свободный).
105. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон
«О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и статью 13 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 23.04.2018 N 112- ФЗ // Правовая база «КонсультантПлюс». Некоммерческая интернет-версия. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_296456/. - Режим
доступа - свободный.
106. Федеральный закон от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Правовая база «КонсультантПлюс». Некоммерческая интернет-версия.
107. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите
конкуренции» // Правовая база «КонсультантПлюс». Некоммерческая интернет-версия. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61763/. Режим доступа - свободный.
108. Федеральный закон от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной
службе в Российской Федерации» // Правовая база «КонсультантПлюс». Некоммерческая интернет-версия. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_66530/. Режим доступа - свободный.
109. Федеральный закон от 27.07.2006 «О персональных данных»
№152-ФЗ // Правовая база «КонсультантПлюс». Некоммерческая интернет- версия. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61801/.
Режим доступа - свободный.
110. Федеральный закон от 25.12.2008 «О противодействии
коррупции» №273-ФЗ // Правовая база «КонсультантПлюс». Некоммерческая интернет-версия. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82959/. Режим доступа - свободный.
111. Федеральный закон от 07.08.2001 «О противодействии
легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» №115-ФЗ // Правовая база
«КонсультантПлюс». Некоммерческая интернет-версия. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32834/. Режим доступа - свободный.
112. Федеральный закон от 22.04.1996 «О рынке ценных бумаг» №39- ФЗ // Правовая база «КонсультантПлюс». Некоммерческая интернет-версия.
URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10148/. Режим
доступа - свободный.
113. Филиппович А.А. Комплаенс в предпринимательской
деятельности: история становления, общие положения, проблемы
формирования в Российской Федерации // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). - 2018. №3. - С.225 - 233. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/komplaens-v-predprinimatelskoy-deyatelnosti- istoriya-stanovleniya-obschie-polozheniya-problemy-formirovaniya-v-rossiyskoy- federatsii. Режим доступа - свободный.
114. Хрипяков С.В. Для чего и как управлять конфликтом интересов? // Акционерное общество. - Февраль, 2022. - №02 (213). - С. 14 - 18.
115. Хрипяков С.В. Нужен ли compliance в ООО? (Практика ООО «МЕТРО Кэш энд Керри») // Акционерное общество. - Сентябрь, 2017. - №09 (160). - С. 60 - 66.
116. Хрипяков С.В. Правила, которые помогают. Интервью // МЕТРО - Это Мы. Корпоративный журнал ООО «МЕТРО Кэш энд Керри». - 2014. - №7. - С. 4.
117. Цирин А.М., Матулис С.Н., Молчанова М.А. Социальный
контроль как ключевой фактор противодействия коррупции // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. - 2017. - №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnyy-kontrol-kak-klyuchevoy-faktor-
protivodeystviya-korruptsii. Режим доступа - свободный.
118. Шегабудинов Р.Ш. Организованная экономическая преступность, сопряженная с коррупцией. Состояние, тенденции и меры борьбы с ней: монография / Р.Ш. Шегабудинов. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 279 c. - ISBN 978-5-238-02171-3. - Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. - URL: http://www.iprbookshop.ru/71104.html. - Режим доступа: для авторизир. пользователей.
119. Шепенко Р.А. Международные налоговые правила. Часть 1. М.: Юрлитинформ, 2012. - 512 с.
120. Шишкарёв С.Н. Законодательное обеспечение борьбы с коррупцией. Международный и российский опыт: монография / С. Н. Шишкарёв. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 55 c. - ISBN 5-238-00862-7. - Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. - URL: http://www.iprbookshop.ru/81723.html(дата обращения: 12.02.2021). - Режим доступа: для авторизир. пользователей
121. Шишкарёв С.Н. Правовые основы антикоррупционной политики
России. История и современность: монография / С. Н. Шишкарёв. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 62 c. - ISBN 978-5-238-01232-2 - Текст:
электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. - URL: https://www.iprbookshop.ru/81827.html(дата обращения: 18.12.2021). - Режим доступа: для авторизир. пользователей.
122. Якимова В.А. Экспертно-аналитический инструментарий
комплаенс-контроля // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Естественные и экономические науки. - 2020. - Вып. 91. - С. 95-100. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekspertno-analiticheskiy-instrumentariy-
komplaens-kontrolya. Режим доступа - свободный.
123. Bryane Michael. Drafting Implementing Regulations for International
Anti-Corruption Conventions. Working Paper Number 150. QEH Working Paper Series - QEHWPS150. June 2007. URL: http://www.qeh.ox.ac.
uk/RePEc/qeh/qehwps/qehwps 150.pdf.
124. Convention on Laundering, Search, Seizure and Confiscation of the
Proceeds from Crime // Strasbourg, 8.XI.1990. - URL:
https://rm.coe.int/168007bd23. Режим доступа - свободный.
125. Directive (EU) 2015/849 of the European Parliament and of the
Council of 20 May 2015 on the prevention of the use of the financial system for the purposes of money laundering or terrorist financing, amending Regulation (EU) No 648/2012 of the European Parliament and of the Council, and repealing Directive 2005/60/EC of the European Parliament and of the Council and Commission Directive 2006/70/EC // Электронный ресурс. URL:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B8%D1%80%D0%B5%D0%BA% D1 %82%D0%B8%D0%B2%D0%B0_2015/849/%D0%95%D0%A1 - Режим
доступа свободный.
126. EU Competition Policy. Antitrust Overview // Электронный ресурс.
Режим доступа - URL: 3
http://ec.europa.eu/competition/antitrust/compliance/index_en.html(свободный).
127. Foreign Corrupt Practices Act (FCPA). URL:
https://www.justice.gov/criminal-fraud/foreign-corrupt-practices-act. Режим
доступа - свободный.
128. Highest ever fines. Reuters Graphics // Электронный ресурс. URL: http://fingfx.thomsonreuters.com/gfx/editorcharts/EU-GOOGLE- ANTITRUST/0H0012Y9L1DV/index.html. Режим доступа - свободный.
129. ICC Antitrust Compliance Toolkit // Электронный ресурс. URL: https://iccwbo.org/publication/icc-antitrust-compliance-toolkit/. Режим доступа - свободный.
130. Legal Compliance Systems - a Necessary Mechanism in Organizational Risk Management. Gabriela Stradomska, Alicja Tolwinska, Walter Kego. // Journal of Intercultural Management, 11/2019. - Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.ceeol.com/search/article-detail?id=845645.
131. Madison Allen. The Legal Consequences of Noncompliance with
Federal Tax Laws (2016). Tax Lawyer, Vol. 70, No. 1, p. 367, 2016.
Электронный ресурс. Режим доступа: https://ssrn.com/abstract=2914617(свободный).
132. Oxford Advanced Learner’s Dictionary. 7th Edition. P. 309.
133. Privacy, security, legal and technology acceptance elicited and
consolidated requirements for a GDPR compliance platform. Aggeliki Tsohou, Emmanouil Magkos, Haralambos Mouratidis, George Chrysoloras, Luca Piras, Michalis Pavlidis, Julien Debussche, Marco Rotoloni, Beatriz Gallego-Nicasio Crespo // Information and Computer Security/ ISSN: 2056-4961. 1 October 2020. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/ICS-01-2020-0002/full/html(свободный).
134. Sanctions Compliance as GR-Strategy Component of Russian Private Business. Philipp D. Solyanik, School of Governance and Politics, MGIMO University. // Journal Of Society and The State, №1(6), 2020. - Электронный ресурс. Режим доступа: https://sgpjournal.mgimo.ru/upload/ckeditor/files/i6- solyanik.pdf(свободный).
135. Snell R. An alternative to adding more rules, laws and regulations for preventing serious economic crime // Serious Economic Crime. A boardroom guide to prevention and compliance. Published in association with the Serious Fraud Office. White Page Ltd, 2011. P. 77 - 83.
136. The Forty Recommendations of the Financial Action Task Force on money laundering. 1990. [Electronic resource]. FATF. URL: https://www.fatf- gafi.org/media/fatf/documents/recommendations/pdfs/FATF%20Recommendation s%201990.pdf (дата обращения 19.04.2022). На русском языке: https://www.fatf-gafi.org/media/fatf/documents/recommendations/pdfs/FATF-40- Rec-2012-Russian.pdf.
137. United Kingdom Bribery Act (UKBA). URL:
https://www.legislation.gov.uk/ukpga/2010/23/pdfs/ukpga_20100023_en.pdf. Режим доступа - свободный.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ