Введение 5
1 Исследование роли ресторанов в развитии въездного туризма 8
1.1 Анализ роли ресторанов в приеме иностранных туристов в России 8
1.2 Исследование туристического потока в Россию и Пензенскую область 20
1.3 Анализ ресторана «Засека» 26
2 Разработка рекомендаций по приему иностранных туристов для ресторана
«Засека» 36
2.1 Рекомендации по приему иностранных туристов (немцев) для ресторана
«Засека» 36
2.2 Рекомендации по приему иностранных туристов (китайцев) в ресторане
«Засека» 49
2.3 Экономическая эффективность разработки рекомендаций для приема
иностранных туристов в ресторане «Засека» 63
Заключение 69
Глоссарий 72
Список использованных источников 75
Приложения
Развитие туризма имеет большое значение для любого государства. В настоящее время туризм в России признан одной из приоритетных отраслей экономики, в связи с чем проводится активная политика по развитию въездного туризма.
Главной особенностью въездного туризма является его влияние на экономику страны. Туризм развивает хозяйственную деятельность отдельного региона и страны в целом. В результате чего происходит увеличение уровня до-ходов средств размещения, предприятий питания, транспорта, спортивных объектов, учреждений культуры, образования и т.д. Возрастает товарооборот всех предприятий общего и специального назначения.
Услуги питания являются важной составляющей любого туристского продукта. Иностранные туристы представляют большой интерес для индустрии питания, поскольку на их питание тратится почти 20 % от бюджета. Предприятия питания являются объектом посещения иностранными туристами как в любой туристической программе, так и у командировочных туристов, работающих в России, что обуславливает актуальность выбранной темы.
В настоящее время одной из главных проблем в организации приемов для иностранных туристов в ресторанах г. Пенза является недостаток информации о проведении таких приемов, нехватка знаний персонала сервиса об обслуживании иностранных гостей, а также отсутствие нацеленности предприятий питания на оказание услуг питания иностранным гостям. Все это приводит к тому, что у предприятий питания нет конкретно разработанной программы приема иностранных туристов.
Тема выпускной квалификационной работы была выбрана не случайно, так как правильно разработанная программа приема иностранных туристов способствует привлечению в г. Пенза новый поток иностранных туристов.
Основной целью работы является разработка предложений по совершенствованию обслуживания иностранных туристов на примере ресторана «Засека».
Для поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Проанализировать роль ресторанов в приеме иностранных туристов в России.
2) Провести исследование туристического потока в Россию и Пензенскую область.
3) Провести анализ деятельности ресторана «Засека».
4) Разработать рекомендации по приему иностранных туристов (немцев) для ресторана «Засека».
5) Разработать предложения по приему иностранных туристов (китайцев) для ресторана «Засека»;
6) Посчитать экономическую эффективность разработки предложений для приема иностранных туристов в ресторане «Засека».
Предметом исследования является прием иностранных туристов в ресторане.
Объектом исследования является деятельность ресторана «Засека» в обслуживании иностранных туристов.
Проведенная работа была направлена на следующие результаты:
1) Удовлетворение спроса конкретной целевой группы потребителей - иностранных туристов, посещающих г. Пенза;
2) Упрощение работы ресторана с турфирмами при формировании туристского продукта;
3) Повышение туристского потока иностранцев в г. Пенза.
Структура работы соответствует поставленным целям, и включает в себя: введение, две главы, заключение, глоссарий, список использованных источников и приложения.
В первой части работы проводится анализ ролей ресторанов в приеме иностранных туристов в России.
Во второй части работы проводится разработка рекомендаций по совершенствованию приема иностранных туристов в ресторане «Засека».
Прием иностранных туристов на предприятии питания важный этап любой экскурсионной программы, которая проводится в городе, именно поэтому было проведено исследование и разработаны рекомендации на основе которого были выделены следующие этапы выполненной работы и сделаны выводы по ним:
В результате проведенного анализа въездного потока в Россию, а также ресторанов, которые пользуются популярностью у иностранцев в Москве был сделан вывод о том, что при приеме иностранных гостей предприятиями питания важно учитывать все особенности национальности, обычаев и традиций принимаемых гостей для того чтобы в полной мере показать свое желание сотрудничать, толерантность к данной стране и уважение к их культуре. Это безусловно повысит рейтинг не только предприятия, в котором проходит прием иностранных граждан, но и региона в целом.
В результате проведенного исследования по въездному потоку иностранных туристов в Россию, Пензенскую область и изучение гостей ресторана «Засека» был сделан вывод, что для того чтобы сохранить уже имеющихся гостей, а также привлечь новый поток иностранцев из разных государств и стать одним из популярных ресторанов в России, который точно стоит посетить, приезжая в страну, ресторан «Засека» нуждается в разработке новых рекомендаций для приема иностранных туристов, для того чтобы сохранить уже имеющихся гостей, а также привлечь новый поток иностранцев из разных государств и стать одним из популярных ресторанов в России, который точно стоит посетить, приезжая в страну.
На основе проведенного анализа ресторана «Засека» можно сделать вывод, что ресторан обладает большим потенциалом и ресурсами для продвижения в новом направлении. А для упрочения своего положения на рынке услуг общественного питания г. Пенза, принимая у себя не только местных гостей, но и иностранцев, ресторану необходимы рекомендации по организации приемов иностранных туристов, и разработанная программа проведения таких приемов.
На основании существующей процедуры принятия гостей, учета особенностей культуры питания немцев, разработанных рекомендаций для их приема в составе делегаций в ресторане «Засека», а также взяв за основу продвижение бренда русской культуры с помощью организации развлекательно-анимационной программы, была разработана программа приема и специальное меню для немецких гостей, которые необходимо использовать и улучшать, исходя из развития и совершенствования системы ресторанного обслуживания в России.
На основании существующей процедуры принятия гостей, учета особенностей культуры питания китайцев, разработанных рекомендаций для их приема в составе делегаций в ресторане «Засека», а также взяв за основу продвижение бренда русской культуры с помощью организации развлекательно - анимационной программы, была разработана программа приема и специальное меню для китайских гостей, которые необходимо использовать и улучшать, исходя из развития и совершенствования системы ресторанного обслуживания в России
В результате разработанных рекомендаций была рассчитана их экономическая эффективность для ресторана «Засека», из чего общая стоимость дополнительных затрат для проведения приемов иностранных гостей (немцев и китайцев) равна 48 366 руб., что полностью себя окупит за один такой прием. Так как в большинстве случаев чек гостей в числе 15 человек с полным заказом, начиная с холодных закусок, заканчивая десертами с алкогольными и безалкогольными напитками выходит около 50 000 руб.
Таким образом, проведенная работа поможет ресторану «Засека» привлечь новый поток иностранных гостей, упрочит положение ресторана на рынке услуг общественного питания в г. Пенза, а также даст возможность войти в гастрономическую карту России и выйти на новый уровень.
Разработанные рекомендации и программу приема иностранных туристов следует применять в совокупности с экскурсионными программами, которые проводятся в г. Пенза, различными турфирмами.
1 ГОСТ 30389-2013 - 2018 «Услуги общественного питания. Общие требования». - М. : Всероссийский институт питания, 2016 г. - 13 с.
2 ГОСТ Р 50935-96 - 2018 Общественное питание. Требования к обслуживающему персоналу - М. : Всероссийский институт питания, 2018 г. - 10 с.
3 «Въезд иностранных граждан в РФ». [Электронный ресурс] // ЕМИСС Государственная статистика URL: https://www.fedstat.ru/indicator/38479 - 2020 г. (дата обращения 20.03.2020)
4 Концепция федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019 - 2025 гг.)» - М. : Правительство РФ, 2018 г. - 9 с.
5 Кондратьев К. П. Организация обслуживания на предприятиях общественного питания. - Учебное пособие, 2015 г. - 107 с.
6 Кузина А. А. Китай. Все тонкости. М.:АСТ , 2019 г. - 352 с.
7 Лойко О. Т. Туризм и гостиничное хозяйство - Учебное пособие, 2015 г. - 152 с.
8 Мюллер Ф. Пособие для работников общественного питания; М.: Экономика - Москва, 2015. - 136 c.
9 Похлебкин В. В. «Национальные кухни народов мира» - Учебное пособие, 2015 г. - 200 с.
10 Ягер Д. Деловой этикет: как выжить и преуспеть в мире бизнеса. - М., 2015 г., с.20-25
11 Байков А. В. Въездной туризм: современное состояние и перспективы развития в Российской Федерации // Российское предпринимательство. - 2015.- № 5 (1), c.1-3
12 Антипина Д. «Топ ресторанов Москвы, которые обожают иностранцы». [Электронный ресурс] // Онлайн-журнал «Wmj.ru» URL: https://www.wmj.ru/stil-zhizni/mesta/top-restoranov-moskvy-kotorye-obozhayut-inostrancy.htm?full (дата обращения 25.03.2020)
13 В зоне турбулентности. Как привлечь в Россию иностранных туристов
[Электронный ресурс]// «Forbes» Онлайн-журнал. URL:
https:ZZforbesru.turbopages.orgZsZforbes.ru/biznes/362187-v-zone-turbulentnosti-kak-privlech-v-rossiyu-inostrannyh-turistov/ (дата обращения 20.04.2020).
14 В 2019 г. иностранных туристов в Россию приехало на 20,5% больше [Электронный ресурс] // Вестник «Ассоциация Туроператоров». URL: https://www.atorus.ru/news/press-centre/new/50489/ (дата обращения 15.04.2020).
15 «Иностранцы ассоциируют Россию с борщом, водкой и икрой» [Электронный ресурс]// Интерфакс-Юг. URL:
https://tourism.interfax.ru/ru/news/articles/54224/(дата обращения 21.03. 2020)/
16 Особенности посещения ресторанов в Германии [Электронный ресурс]
// Новостной портал «Germania.one» URL:
https://yandex.ru/turbo/s/germania.one/samye- nevygodnye-i-bespoleznye-vidy-
strahovanija-v-germanii/ (дата обращения 18.03.2020)
17 «Пензенская область вошла в топ-40 регионов России по числу иностранных туристов» [Электронный ресурс] // Туризм и отдых в Пензенской области. URL: http://welcome2penza.ru/news/477/ (дата обращения 30.04.2020)
18 Поставщики в г. Пенза [Электронный ресурс] // B2B площадка. URL:
https: //www.postavshhiki .ru/katalog-po stavshchikov/penza/ (дата обращения:
10.04.2020)
19 Проект «Гастрономическая карта России» [Электронный ресурс] // URL: https://www.gastromaprussia.ru/ (дата обращения 17.03.2020)
20 Сайт ресторана «Засека». [Электронный ресурс] URL: https://
www.zaseka.ru/ (дата обращения 28.02.2020)
21 «Сколько иностранцев приезжает в Россию и сколько денег они тратят?» [Электронный ресурс]// Profi.Travel. URL:
https://profi.travel/articles/37868/details/ (дата обращения 20.04.2020)
25 Статистика въездного туризма в Россию в 2019 г. [Электронный ресурс] // «TURAZBUKA NEWS» URL: https://ekec.ru/statistika-vezdnogo-turizma- v-rossiyu-v-2019-godu/(дата обращения: 25.04.2020)
22 Топ-11 ресторанов куда сводить иностранца. [Электронный ресурс] //
«FOODIKA». Онлайн-журнал о гастрономии. - 2019 г. URL:
https://foodika.ru/top-11-restoranov-kuda-svodit-inostranca/ (дата обращения 05.03.2020)
23 Турпоток из-за рубежа в Россию в 2019 году вырос на 20,5 %. [Электронный ресурс]// Интерфакс-Туризм. URL:
https://tourism.interfax.ru/ru/news/articles/66613/ (дата обращения 14.02.2020)
22 «Что позволяют себе за столом только китайцы» 2020 г. [Электронный ресурс] // Яндекс.Дзен. URL: https://zen.yandex.ru/media/russian7/chto-
pozvoliaiut-sebe-za-stolom-tolko-kitaicy-5b51b5505e976b00ae5836ec/(дата обращения: 08.04.2020)