ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ АКЦИЙ
1.1. Формирование нравственных качеств у детей старшего
дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе 8
1.2. Роль социальных акций в формировании нравственных качеств у
детей старшего дошкольного возраста 17
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ АКЦИЙ
2.1. Диагностика сформированности нравственных качеств у детей
старшего дошкольного возраста 27
2.2. Организация работы по формированию нравственных качеств у
детей старшего дошкольного возраста в процессе проведения социальных акций 37
2.3. Определение эффективности использования социальных акций в работе по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 63
В настоящее время Россия переживает один из непростых периодов. И самая большая опасность для нашего общества заключается в разрушении нравственных основ личности. Современные родители часто не находят времени для того, чтобы наладить близкий контакт с их детьми, обсудить важные жизненные вопросы, почитать им перед сном книгу или объяснить разницу между добром и злом. В результате дети чаще всего проводят больше времени перед экранами компьютеров и телевизоров, приучаясь к быстрому получению желаемого, что формирует их привычки и взаимодействие с миром. Такие обстоятельства могут привести к искажённому восприятию таких понятий, как честность, сострадание, гражданственность и патриотизм. Воспитание, которое дети получают от родителей и педагогов, и опыт, который они приобретают, в значительной степени определяют формирование их нравственных качеств.
Вопросы воспитания нравственных качеств личности начали волновать человеческое общество очень давно. Ещё в Древней Греции считали идеальным человеком того, кто прекрасен в физическом и нравственном отношении, и стремились к сочетанию умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания.
В наши дни проблема воспитания нравственных качеств личности у детей встала наиболее остро. Нравственные идеалы, накопленные за века русским народом, глубоко содержательные, оберегающие человека от неверных мыслей, дурных поступков и неправильного поведения, в наши дни отошли на второй план и постепенно и неуклонно заменяются и вытесняются ценностями других культур и наций, а чаще и исчезают вовсе, оставляя место для взращивания безнравственности.
Согласно документу «Стратегия развития и воспитания Российский Федерации на период до 2025 года» современным национальным воспитательным идеалом должен стать высоконравственный, творческий, компетентный гражданин РФ, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных традициях многонационального народа РФ.
Дошкольный возраст является для ребёнка ключевым этапом исследования мира и самого себя. Этот период характеризуется значительной социальной и эмоциональной важностью, поскольку в это время дети учатся понимать и осваивать основы межличностных отношений [32 с. 8]. Доктор педагогических наук О.Е. Лебедев [12, с. 37] сказал: «Уже в дошкольном возрасте у детей может формироваться представление о счастливой жизни как о жизни в которой не только заботятся о тебе, но и ты заботишься о других, и твоя радость заключается в том, чтобы доставит радость другим людям».
Е.В. Субботский отмечал, что активное умственное развитие старшего дошкольника способствует формированию более высокой осознанности поведения. Дети 5-7 лет начинают понимать смысл нравственных требований и правил. У старших дошкольников развиваются такие качества, как ответственность за своё поведение, самоконтроль и организованность [15].
У детей старшего дошкольного возраста слова «надо», «можно», «нельзя» становятся основой для саморегуляции. Сначала эти слова- нормативы ребёнок прокручивает в мыслях, а потом, постепенно, формирует умение учитывать их в собственном поведении. А в поведении другого человека он начинает учитывать его чувства и мысли.
Вместе с «осознанием» себя, у ребёнка старшего дошкольного возраста начинается процесс «самооценивая», т. е. оценка личных поступков с точки зрения общественных норм. Так как ребёнок не знает своих возможностей, он первоначально искренне принимает оценку себя другими людьми, отношение к себе и уже оценивает себя со слов других людей.
Современное государство ставит задачу воспитания социально-ответственной личности, требует изменения форм и обновления содержания образования. Минпросвещение России вместе со специалистами разработало и утвердило 25 ноября 2022 года Приказ № 1028 ФОП ДО, которая устанавливает единые требования к объёму, содержанию и результатам работы с детьми дошкольного возраста. Основной задачей Федеральной программы является формирования у детей нравственных ценностей. Сегодня педагоги ДОО в своей работе выбирают такие формы взаимодействия с детьми и родителями, которые позволят, с одной стороны, сохранить традиции, физическую память, культура подрастающего поколения, с другой стороны, создать условия для формирования первоначальной способности ребёнка оценивать и сознательно выстраивать поведение на основе нравственных норм. Одной из таких перспективных и интересных форм являются социальный акции в детском саду. Они рассматриваются как эффективные средства для решения конкретных задач. Социальная акция является эффективным способом получения опыта сопричастности. Такие мероприятия способны показать дошкольникам, что их действия могут вносить значительные изменения в мир вокруг. В процессе участия в социальных акциях преобразуются знания в более глубокие эмоциональные и ценностные установки. Это формирует особый вид культурного взаимодействия, направленного на развитие эмоциональных навыков и воспитание собственной системы ценностей у дошкольников.
Таким образом, необходимо использовать все развивающие возможности социальной акции, что будет способствовать достижению оптимального эффекта в формировании личности ребёнка дошкольного возраста нравственных качеств.
Все вышеизложенное свидетельствует о том, что выбранная нами тема является актуальной и интересной для исследования.
Объект исследования: процесс формирования нравственных качеств у старших дошкольников.
Предмет исследования: социальные акции как средство формирования нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: изучить проблему формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста средствами социальных акций
Задачи исследования:
1) изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
2) описать деятельность педагога ДОО по использованию социальных акций с целью формирования у детей старшего дошкольного возраста нравственных ценностей;
3) провести педагогический эксперимент по формированию нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста посредством социальных акций.
Поставленные задачи обусловили выделение четырёх этапов работы:
- I этап (май - август 2023 года) был посвящён изучению и анализу литературы по теме исследования;
- II этап (сентябрь 2023 года) предполагал выявление сформированности нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста;
- III этап (октябрь 2023 года - апрель 2024 года) включал формирующий эксперимент, направленный на использование социальных акций в формировании нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста;
- IV этап (май 2024 года) предусматривал повторную диагностику и определение эффективности использования социальных акций в работе по формированию нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: использование социальных акций в образовательном процессе ДОО будет способствовать эффективному формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, педагогический эксперимент, наблюдение, беседа, математическая обработка материала.
Теоретической основой исследования по проблеме нравственных ценностей являются труды И.Ф. Исаева, С.А. Козловой, Л. Волобуевой, Е. Авиловой, В.С. Мухиной, П.Г. Саморуковой, Р.С. Буре. Вопросами влияния социальных акций на формирование нравственных качеств личности занимались: Н.П. Гришаева, Л.Н. Прохорова, И.М. Дзялошинский, В.А. Деркунский, К.Ю. Белая, Е.А. Каралшвили, Н.А. Рыжова, Л.Г. Серебрякова, Н.В. Ильина, И.И. Разумовская, Н.Н. Макарова.
Практическая значимость: опыт работы по использованию социальных акций в процессе формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста может быть использован для образовательной практики детских садов.
База исследования: экспериментальная работа осуществлялась в МБДОУ д/c №57 г. Пензы «Матрешка».
Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы не вызывает сомнений. Исследование психолого-педагогических источников позволяет утверждать, что нравственное воспитание должно способствовать развитию эмоциональной сферы у детей, пониманию социальных процессов, а также формированию способности сочувствовать и радоваться за других. Важно также воспитывать у детей чёткие представления о добре и зле, и формировать адекватные модели поведения, такие как уважение и доверие к старшим. Эффективная реализация этих аспектов воспитания возможна через участие в социальных акциях.
Исследование литературных источников выявило, что многие учёные (В.Г. Нечаева, Е.В. Субботский, В.С. Мухина, С.Г. Якобсон и другие) обратили внимание на становление моральных ценностей и личностных качеств у старших дошкольников. Одной из отличительных особенностей процесса формирования нравственных качеств у детей данного возраста является важность их внутренней мотивации, которая способствует созданию позитивного эмоционального фона в отношении к выполнению действий, а также способности проявлять силу воли для достижения поставленных целей, если это необходимо.
В старшем дошкольном возрасте осуществляется закрепление нравственных представлений, которые превращаются в привычку и потребность благодаря положительному эмоциональному отношению ребёнка. Он относится положительно как к самим действиям, так и к взрослым, которые их организуют и регулируют. Решение задач нравственного воспитания основывается на целесообразном выборе средств, методов и приёмов, которые наиболее удачно сочетаются и обеспечивают взаимосвязь учебно-познавательной и самостоятельной деятельности дошкольника.
Нами было проведено экспериментальное исследование, направленное на выявление эффективности использования социальных акций в формировании нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста. Первым этапом был проведён констатирующий эксперимент, в рамках которого был изучен исходный уровень сформированности нравственных качеств у старших дошкольников, таких как доброта, отзывчивость, трудолюбие, честность. Дети 5-6 лет были разделены на контрольную и экспериментальную группы, каждая из которых состояла из 15 человек.
Проведение формирующего эксперимента с детьми старшего дошкольного возраста позволило выявить, что большинство из них имели средний или низкий уровень сформированности нравственных качеств личности, таких как доброта, отзывчивость, трудолюбие и честность. В контрольной группе лишь один ребёнок проявил высокий уровень развития исследуемых нравственных качеств.
Для достижения цели по формированию нравственных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста был проведён эксперимент, в рамках которого применялись различные социальные акции. Дети из экспериментальной группы участвовали в специально разработанных мероприятиях, направленных на стимулирование развития нравственности.
После проведения социальных акций, у всех детей экспериментальной группы был отмечен значительный рост уровня сформированности нравственных качеств личности, таких как доброта, отзывчивость, трудолюбие и честность. Эти результаты были подтверждены в заключительном этапе исследования, когда была проведена повторная диагностика уровней этих качеств у детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной и контрольной группах. Дети из экспериментальной группы не только увеличили знания, но и стали чаще проявлять в своём поведении доброту, отзывчивость, трудолюбие и честность.
В результате исследования старших дошкольников в группе контроля наблюдалось незначительное изменение в формировании нравственных качеств личности, таких как доброта, отзывчивость, трудолюбие и честность. Однако, анализ выпускной квалификационной работы показал, что использование социальных акций эффективно влияет на развитие этих качеств у детей данного возраста. Поэтому, можно сделать вывод о достижении цели исследования на основе полученных результатов.
Таким образом, проведение целенаправленной работы, основанной на использовании социальных акций, заметно повышает уровень сформированности нравственных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста, способствуя тем самым моральному становлению развитию дошкольников. Это свидетельствует о подтверждении выдвинутой нами перед началом исследования гипотезы.
1. Акимова А.К. Социальные акции в детском саду. - М.: «Высшая школа», 2015. - 290 с.
2. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. - М., 2004. - 190 с.
3. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 2010. - 534 с.
4. Асмолов А.Г. Психология личности. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 367 с.
5. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании. - М.: Академия, 2011. - 130 с.
6. Богданова О.С. Нравственное воспитание старших дошкольников. - М.: Просвещение, 2010. - 206 с.
7. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей. // Вопросы психологии. - 1995. - №2. - С. 15-18.
8. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание дошкольников. - М.:
Просвещение, 2010. - 102 с.
9. Буре Р.С. Когда обучение воспитывает: методическое пособие. - СПб.: Детство-Пресс, 2002. - 210 с.
10. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Детская психология. - М., 2008. - 475 с.
11. Выготский Л.С. Педагогическая психология. / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика-Пресс, 1996. - 536 с.
12. Выготский Л.С. Развитие личности и мировоззрения
ребенка. Психология личности. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. - М.: Изд-во МГУ, 1992. - С. 261-165.
13. Гликман И.З. Теория и методика воспитания: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 415 с.
14. Гогоберидзе А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. / А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева. - СПб.: Питер, 2015. - 464 с.
15. Егорова М.С. Из жизни людей дошкольного возраста. - СПб.: Алетейя, 2001. - 239 с.
16. Запорожец А.В. Психология восприятия ребенком-дошкольником
литературного произведения. // Избранные психологические труды. - М.:
Просвещение, 1996. - Т.1. - 66 с.
17. Зинкевич Т.Д Социальное воспитание дошкольников. - СПб.: Речь, 2010. - 240 с.
18. Козлова С. Нравственное воспитание детей в современном мире. // Дошкольное воспитание. - 2001. - №2 С. - 98-102.
19. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста
рассказыванию. - М.: Просвещение, 1992. - 320 с.
20. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое
пособие. - Николаев, 2005. - 76 с.
21. Марьенко И.С. Нравственное становление личности. - М., 1995. -
210 с.
22. Непонящаяя Н.И. Психодиагностика личности. - М.: Владос, 2003. 192 с.
23. Нравстенное воспитание в детском саду. / Под ред. В.Г. Нечаевой. - М.: Сфера, 2002. - 185 с.
24. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб., 2002. - 468 с.
25. Соловейчик С.Л. Нравственное воспитание дошкольников. // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4. - С. 14-16.
26. Урунтаева Г.А. Практическая психология. - М.: Академия, 1999. - 182 с.
27. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Письма и приказы. / Под. ред. Т.В. Цветковой. - М: Сфера, 2016. - 96 с.
28. Филина Л.Б. Социальное развитие детей. - Харьков: Фолио, 2010. - 230 с.
29. Философский словарь. / Под ред. И.Т. Фролова. - М., 1996. -590 с.
30. Шорохова О.А. Социальные акции в детском саду - М.: ТЦ Сфера, - 208 с.
31. Ядэшко В.И. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 1998. - 514 с.