ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1 Требования ФГОС ДО к математическому образованию детей старшего
дошкольного возраста 9
1.2 Использование занимательного материала в процессе формирования
элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста 18
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ
ЗАНИМАТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
2.1 Методика использования занимательного материала в процессе формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста 23
2.2 Результаты экспериментальной работы 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ 57
Современный этап развития нашего общества характеризуется тем, что дошкольное образование становится исходной, важной, полноправной ступенью образовательной системы в целом. Об этом говорится в федеральном законе «Об Образовании Российской Федерации» [12]. Поэтому перед педагогами поставлены задачи - раскрыть способности каждого ребенка, воспитать порядочного и патриотичного человека, создать условия для развития творческой личности. Следовательно, воспитатель должен применять разнообразные формы и методы, направленные на развитие личности каждого ребёнка, его самостоятельности, активности, инициативности, проявления творчества в познании, общении, игре и посильном труде.
В связи с выше сказанным, эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста с учетом сензитивных периодов развития - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
Но возникает перед нами ряд вопросов - как привлечь ребёнка дошкольного возраста к учебной деятельности, воспитать у детей любовь к обучению, заинтересовать математикой? В методической литературе предлагается много различных ответов на поставленные вопросы. Один из них - это применение элементов занимательности на занятиях при изучении различных тем, а также разнообразные формы ведения занятий.
Слово «занимательный» в словаре С.И. Ожегова интерпретируется, как «способный занять внимание, воображение» [34].
Многие педагоги рассматривали в своих трудах понятие занимательности и отношение к использованию занимательности на занятиях или уроках неоднозначное.
М.А. Данилов, И.Ф. Бунанов, Г.И. Щукина, С.М. Бондаренко считают занимательность важным и «острым средством обучения» [25, 49], средством привития интереса к предмету. Д.И. Писарев, В.Г. Белинский, К.Д. Ушинский выступали против «потешающей педагогики» [14, 25], против «не идущих к делу прикрас». Можно сделать вывод, что ученые и педагоги по-разному рассматривают роль занимательности в обучении. Но однозначно практика доказывает, что занимательность способна вызывать интерес к обучению. Известный русский писатель В.Ф. Одоевский утверждал, что в человеке заложено стремление к познанию, любопытство. Самый серьезный труд должен для ребенка быть занимательным. А.Н. Толстой говорил о том, что занимательность в обучении способствует росту интересов детей, создает условия для их эмоционального подъема и увлеченности. В занимательности он высоко ценил доступность и видел неповторимый дух школы [14, 25].
Многообразие занимательных форм обучения (загадки, шарады, игры, состязания, конкурсы, вопросы - шутки, кроссворды и т.д.) даёт возможность для положительного эмоционального фона учебной деятельности. Педагоги отмечают, что дети, у которых возникают трудности в процессе формирования математических представлений, особенно откликаются на занимательность.
В своих исследованиях педагоги принцип занимательности называют одним из самых важных принципов в преподавании в ДОУ. Занимательность окрашивает материал, с которым знакомятся дети, делает его более привлекательным. Рамки использования занимательности достаточно подвижны. Занимательный материал педагогами используется во фронтальных, дифференциальных и индивидуальных заданиях. В большей степени применение занимательности находит при закреплении и повторении учебного материала, при совершенствовании умений и навыков с учетом основных пробелов в знаниях и умениях детей. В ходе организации и проведении игр занимательного характера необходимо помнить, что они помогают педагогу выполнять воспитательные и образовательные задачи, поэтому подбирать игры надо осмысленно, преподносить их в определенной системе и последовательности. Во многих педагогических исследованиях отмечается, что развивающие, познавательные игры должны способствовать развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, развитию умений и творчества, воспитанию у них наблюдательности, обоснованности суждений, привычке к самопроверке.
Для развития творческих способностей детей целесообразно использовать дидактические игры: игры-задачи, игры-соревнования. Содержание таких игр помогает закрепить и расширить предусмотренные программой знания, умения и навыки детей.
В процессе использования элементов занимательности на занятиях в ДОУ происходит:
1) развитие воображения, креативности мышления (умение гибко, оригинально мыслить);
2) формирование символической функции сознания;
3) гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально-образного и логического начал;
4) развитие интереса к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия;
5) стремление к достижению положительного результата, настойчивости и находчивости;
6) формирование базисных математических представлений, речевых умений [41].
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. Необходимо помнить, что роль несложного занимательного математического материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизация умственной деятельности, заинтересовать математическим материалом, увлечь и развлечь детей, развитие ума, расширение и углубление математических представлений, закрепление полученных знаний и умений, упражнение в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.
Авторами различных программ формирования элементарных математических представлений выделяются основные содержательные линии:
• количество и счёт;
• геометрические фигуры;
• величина;
• ориентировка во времени;
• ориентировка в пространстве.
Изучая литературу по теме исследования, мы пришли к выводу, что каждое математическое представление и понятие формируется постепенно, поэтапно, по линейно-концентрическому принципу, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей и определяется целями и задачами той программы, которую избрало дошкольное учреждение. По мнению многих педагогов, психологов, формирование элементарных математических представлений у младших дошкольников будет проходить эффективнее в процессе непосредственной образовательной деятельности. И именно использование занимательного материала поможет ребёнку усвоить большой объем изучаемых математических понятий. Всё выше сказанное говорит об актуальности исследования «Использование занимательного материала как условие формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста».
Объект исследования: процесс формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: использование занимательного материала как условие формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников.
Цель исследования: изучение возможностей использования занимательного материала как одного из условий формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1) изучить научно-методическую литературу по теме исследования;
2) провести диагностику для определения уровня развития математических представлений у старших дошкольников;
3) разработать и апробировать серию занятий по формированию элементарных математических представлений у старших дошкольников с использованием занимательного материала;
4) определить динамику уровня развития математических представлений у старших дошкольников посредством занимательного материала.
Вначале исследования нами была выдвинута гипотеза о том, что использование занимательного материала способствует эффективному развитию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Поставленные задачи обусловили выделение четырех этапов работы:
I этап (сентябрь-октябрь 2021г.) - изучение и анализ литературы по теме исследования;
II этап (сентябрь 2021г.) - выявление уровня развития математических
представлений у старших дошкольников;
III этап (октябрь-декабрь 2021г.) - формирующий эксперимент, направленный
на использование занимательного материала в процессе формирования
математических представлений у детей старшего дошкольного возраста;
IV этап (декабрь 2021г.) - повторная диагностика и определение динамики развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач в процессе проверки гипотезы использовались следующие методы:
1) теоретические: анализ психолого-педагогической и научно-методической
литературы по теме исследования;
2) эмпирические: наблюдение, эксперимент, тестирование, опрос (беседа);
3) экспериментальные: проведение констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов.
Теоретико-методологическими основами исследования являются работы Л.С. Выготского [10], А.В. Белошистой [4, 5], Л.А. Венгер [7], А.Г. Асмолова [1], С.Ф. Егорова [14], А.М. Леушиной [26], Я.И. Перельман [36], Н.В. Микляевой [28].
Исследование проводилось в МОУ «Никулинской СОШ», дошкольной группе «Родничок» (всего 15 детей).
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы могут быть использованы педагогами-практиками в педагогическом процессе ДОУ.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, списка используемой литературы (51 наименование) и приложения.
В период старшего дошкольного возраста закладываются основы учебных способностей, склонностей, потребностей и интересов детей. Именно этот период важен для ребёнка как период формирования основ учебной деятельности.
Математика по нашему мнению является одним из трудных учебных предметов. Математические понятия наяву не существуют, их ребёнок не может потрогать, осязать, поэтому не всегда ему понятны они. Он должен научиться сравнивать, анализировать, абстрагировать, обобщать, строить дедуктивные умозаключения и т.д. Поэтому педагогу важно найти методические приёмы, направленные на формирование элементарных математических представлений у дошкольника и подготовить его к успешному обучению математике в школе.
Общеизвестно, что математическая занимательность увлекает детей и всесторонне развивает их. Многие психологи и педагоги отмечают, что в процессе игры или выполнения упражнения с занимательным математическим материалом ребёнок развивает умение быть инициативным, вести поиск решения самостоятельно, подходить творчески к выходу из проблемной ситуации, отвечать за свои действия.
Для большинства людей занимательность - это средство развлечения, интересного времяпровождения. Некоторые родители не понимают, какой огромный потенциал у математической занимательности. Ребёнок не только занят делом, он развивается интеллектуально, повышается его интерес к математике через игру, пословицы, загадки, шарады, головоломки и т.д.
С нашей точки зрения, занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредоточивать внимание на проблеме. Занимательные задания становятся одной из форм обучения детей, которые способствуют формированию основ учебной деятельности, активизирует познавательную деятельность старшего дошкольника [43].
В исследовании мы указывали, что дидактические игры и занимательные задания математического содержания часто применяются в современной практике дошкольного воспитания, как разновидности занимательности. В процессе обучения дошкольников математике игра включается в НОД, являясь средством формирования новых знаний, расширения, уточнения, закрепления учебного материала. Занимательные задания заинтересовывают детей, привлекают их к решению задач, помогают в индивидуальной работе с детьми, а также занимают ребёнка в свободное от занятий время.
Занимательный материал методически правильно подобранный и грамотно использованный содействует развитию логического мышления, наблюдательности, находчивости, быстроты реакции, интереса к математическим знаниям, формированию поисковых подходов к решению любой задачи.
Через занимательность в сознание ребёнка проникает сначала ощущение прекрасного в математике, а затем, при последующем систематическом изучении, и понимание красоты ее методов [2].
«Важная особенность занимательной математики состоит в том, что она побуждает к работе мысли. Насыщенная задачами, головоломками, вопросами и проблемами, она вовлекает ребёнка в активное сотрудничество с педагогом на занятии, будит любознательность и поощряет его к первым самостоятельным открытиям» [36].
В связи с этим, проблема использования занимательного материала в процессе формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста является, на наш взгляд, актуальной и современной. Поставленные нами задачи исследования выполнены.
1. Асмолов А.Г. Психология личности: учебное пособие. - М.: Академия, 2007. - 528 с.
2. Антоненко Т.Е. Приемы занимательности. // Начальная школа. - 2009. - №5. - С. 25.
3. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. - М.: Педагогика, 1989. - 560 с.
4. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. Курс лекций. - М.: Владос, 2004. - 400 с.
5. Белошистая А.В. О диагностике математического развития детей. // Дошкольное воспитание. - 2011. - №3. - С. 11-18.
6. Брушлинский А.В. Некоторые вопросы детского мышления в условиях освоения счета. / Теории и технология математического развития детей дошкольного возраста. Сост.: З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая, М.Н. Полякова. - М.: Центр педагогического образования, 2008. - 75 с.
7. Венгер Л.А. Психология: учебное пособие. / Л.А. Венгер, В.С.
Мухина. - М.: ПРОСПЕКТ, 2008. - 336 с.
8. Волина В.В. Праздник числа. Занимательная математика для детей: учебное пособие. - М.: Знание, 1993. - 336 с.
9. Воскобович В.В., Харько Т.Г. Сказочные лабиринты игры. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет. - СПб., 2007. - 110 с.
10. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Просвещение, 2001. - 233 с.
11. Галкина Л.Н. Современное математическое образование детей дошкольного возраста. // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2016. - №4. - С. 32-37.
12. Гризик Т.И. О федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. // Дошкольное воспитание. - 2010. - №5. - С.36-43.
13. Демина Е.С. Развитие элементарных математических представлений. Анализ программ дошкольного образования. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 122 с.
14. Егоров С.Ф. Введение в историю дошкольной педагогики. / С.Ф. Егоров, C.B. Лыков. Под ред. С.Ф. Егорова. - М.: Academia, 2001. - 320 с.
15. Елжова Н.В. Методическая копилка для педагогов дошкольного образовательного учреждения. - 2-е изд., перер. и дополн. - Ростов н/Д: Феникс, 2010.
- 250 с.
16. Житомирский В.Г., Шеврин Л.Н. Путешествие по стране Геометрии. - 2-е изд. - М.: Педагогика, 1994. - 136 с.
17. Житомирский В.Г. Математическая азбука. / В.Г. Житомирский, Л.Н. Шеврин. - М.: Педагогика, 2012-2013. - 200 с.
18. Запорожец A.B. Избранные психологические труды: Т.1 Психическое развитие ребенка. - М.: Педагогика, 1986. - 320 с.
19. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. - М.: Просвещение, 1985. - 160 с.
20. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников. / Л.Г. Нисканен, О.А. Шаграева, Е.В. Родина и др.; Под ред. Л.Г. Нисканен. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 208 с.
21. Истоки. Комплексная образовательная программа дошкольного образования / Научн. рук. Л.А. Парамонова. — 6-е изд. перераб. — М.: ТЦ Сфера, 2018. — 192 с.
22. Карпенко М.Т. Сборник загадок: учебное пособие. - М: Просвещение, 1988.
- 88 с.
23. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2007. - 125 с.
24. Колесникова Е.В. Диагностика математических способностей: учебное пособие. - М: ТЦ Сфера, 2007. - 32 с.
25. Кулганов В., Николаева Е., Юнацкевич П. История педагогики и образования. - Питер, 2016. - 256 с.
26. Леушина А.М. Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1998. - 368 с.
21. Математика до школы. / Авт.-сост.: А.А. Смоленцева и др. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. - 123 с.
28. Микляева Н.В. Теория и технология математических представлений у детей: учебник для студ. учреждений высш. образования. / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. - М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 352 с.
29. Михайлова З.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. - СПб: Детство-Пресс, 2008. - 75 с.
30. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: книга для воспитателя детского сада. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1990. - 98 с.
31. Михеева Е.В. Современные технологии обучения дошкольников. - Волгоград: Издательство «Учитель», 2014. - 223 с.
32. Новикова В.П. Математика в детском саду: учебное пособие. - М.: Мозаика-синтез, 2005. - 34 с.
33. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. - 94 с.
34. Ожегов С.И., Швецов Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.
35. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М.Дорофеевой. - Издание пятое (инновационное), исп. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. - 336 с.
36. Перельман Я.И. Элементы занимательности на уроках. - М.: Наука, 1987. - 135 с.
31. Петерсон Л.Г. Игралочка: учебное пособие. / Л.Г. Петерсон, Е.Е.
Кочемасова - М.: Ювента, 2010. - 80 с.
38. Петерсон Л.Г. Игралочка - ступенька к школе: методическое пособие. / Петерсон Л.Г., Е.Е. Кочемасова - М.: Ювента, 2014. - 207 с.
39. Петерсон Л.Г. Раз - ступенька, два - ступенька: методическое пособие. / Л.Г. Петерсон, Н.П.Холина. - М.: Баласс,1998. - 207 с.
40. Поглазова О.Т., Попова С.В. Готовимся к школе. / Методические рекомендации к учебному пособию для дошкольников «Вместе со сказкой». Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010. - 182 с.
41. Программа воспитания и обучения в детском саду. / Под Ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика- Синтез, 2005. - 208 с.
42. Смекалка для малышей. Занимательные задачки, загадки, ребусы,
головоломки. - М.: Омега, 1994. - 256 с.
43. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. - М.: Издательский центр
«Академия», 2006. - 288 с.
44. Тимофеева Л.Л. Построение развивающих занятий со старшими дошкольниками (формирование готовности к школьному обучению): уч. пос. - М.: Педагогическое общество России, 2006. - 112 с.
45. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.
46. Шаталова Е.В. Использование математических загадок в детском саду. - Белгород, 1997. - 157 с.
47. Шевелев К.В. Ювентик в стране чисел и цифр. (Серия: Математика для дошкольников). - М.: Ювента, 2006. - 32 с.
48. Шевелев К.В. Тесты по математике: учебное пособие. - М.: Ювента, 2010. - 38 с.
49. Шуба М.Ю. Занимательные задания в обучении математики. - М.: Просвещение, 1994. - 222 с.
50. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду: учеб. пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 272 с.
51. Юзбекова Е.А. Ступеньки творчества (Место в интеллектуальном развитии дошкольника). Методические рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. - 123 с.