Введение 3
Глава 1 Теоретическое исследование связи критичности с характерологическими особенностями лиц юношеского возраста 7
1.1 Теоретические проблемы определения критичности 7
1.2 Нарушение критичности при различных психических
расстройствах 14
1.3 Методы исследования критичности 24
Выводы по первой главе 28
Глава 2. Эмпирическое исследование связи критичности с характерологическими особенностями лиц юношеского возраста 30
2.1 Организация эмпирического исследования 30
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования нарушения критичности мышления испытуемых с психологическими расстройствами 34
2.3 Анализ и интерпретация результатов исследования характерологических особенностей испытуемых с психологическими
расстройствами 49
2.4 Корреляция показателей критичности мышления и
характерологических особенностей личности 70
Выводы 77
Заключение 82
Список используемых источников 82
Приложение 90
Нарушение критичности-один из наиболее актуальных вопросов в патопсихологии и в психологии в целом. [6, 21, 26, 34, 36, 38, 57, 60] Критичность является одним из важнейших и более четких критериев оценки психического состояния больных и прогноза заболевания, то есть наличие или отсутствие такого образования как критичность служить критерием оценки психического состояния индивида с разными психическими отклонениями. [57] Важным аспектом изучения психики лиц с психическими аномалиями являются их критические способности, так как критичность тесно связана с социальной адаптацией и возможностью оценить свое поведение в соответствие с социальными требованиями и правилами. [60]
Актуальность исследования обусловлена, во-первых, малой изученностью проблемы; во-вторых, значимостью исследования нарушений критичности для диагностики психических расстройств и для решения вопросов экспертизы (судебной, военной, трудовой); в-третьих, сложностями диагностики нарушений критичности, поскольку до сих пор не существует методик, прицельно направленных на диагностику именно критичности.
Цель: выявить связь критического мышления с характерологическими особенностями личности у лиц юношеского возраста и выявить различия в критичности мышления пациентов с психическими расстройствами для объективации диагностики этих патологий в аспекте нарушения критичности мышления для диагностики трех нозологических групп...
Теоретический анализ литературы, который был проведен, показал, что проблема нарушения критичности является одной из наиболее актуальных для теории и практики в патопсихологии, так как наличие или отсутствие проявлений критичности служит важнейшим критерием оценки психического заболевания и прогнозирования течения заболевания в целом. При более глубоком рассмотрении теоретических подходов к изучению критичности в контексте задач патопсихологии и клинической психологии, позволили сделать вывод, что имеется большое количество точек зрения на определение данного понятия, и, в то же время, нечеткость и сложность в описании. В настоящей работе была предпринята попытка систематизации и разграничений понятия «критичность» по результатам анализа литературных источников, а также при рассмотрении проблем нарушений критичности при различных психических заболеваниях. Так же стоит отметить недостаточную научную разработанность проблемы и ее высокую прикладную значимость.
В процессе проведения исследования с помощью методик «Шкала самооценки Дембо-Рубинштейн», пробы Эббингауза, методики исследования уровня притязаний Й.Шварцладера и экспертной карты были выявлены особенности нарушений критичности, а именно специфика и степень выраженности этих нарушений у испытуемых с манией без психотических симптомов, у группы с психическими и поведенческими расстройствами личности, вызванными употреблением алкоголя и депрессивным эпизодом тяжелой степени без психотических симптомов. Так же был проведен сравнительный анализ показателей нарушения критичности у испытуемых с данным психическим расстройством. Проведенное исследование показало, что выявленные особенности нарушений критичности при различных психических расстройствах, проявляющиеся в нарушениях эмоциональной, поведенческой, познавательной сферах, а также в нарушениях самооценки и уровня притязаний, позволяют их дифференцировать по нозологическим формам...