Исследование этнического самосознания у представителей разных этно-конфессиональных групп
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения этнического самосознания у представителей разных этно-конфессиональных групп 7
1.1. Понятие этнического самосознания и этнической идентичности 7
1.2. Формирование этнического самосознания 14
1.3 Связь этнического самосознания и конфессиональной
принадлежности 20
Выводы по 1 главе 26
Глава 2. Эмпирическое исследование этнического самосознания представителей разных этно-конфессиональных групп 28
2.1. Описание процедуры и методов исследования 28
2.2. Анализ результатов диагностики показателей этнического самосознания
у представителей разных этно-конфессиональных групп 32
2.3 Результаты исследования этнического самосознания у представителей разных этно-конфессиональных групп 43
Выводы 46
Заключение 50
Список используемых источников 52
Приложение 56
Глава 1. Теоретические основы изучения этнического самосознания у представителей разных этно-конфессиональных групп 7
1.1. Понятие этнического самосознания и этнической идентичности 7
1.2. Формирование этнического самосознания 14
1.3 Связь этнического самосознания и конфессиональной
принадлежности 20
Выводы по 1 главе 26
Глава 2. Эмпирическое исследование этнического самосознания представителей разных этно-конфессиональных групп 28
2.1. Описание процедуры и методов исследования 28
2.2. Анализ результатов диагностики показателей этнического самосознания
у представителей разных этно-конфессиональных групп 32
2.3 Результаты исследования этнического самосознания у представителей разных этно-конфессиональных групп 43
Выводы 46
Заключение 50
Список используемых источников 52
Приложение 56
Этнопсихологические аспекты в жизни современного общества никогда не перестают быть актуальными. В условиях непостоянства и постоянного прогресса, в нашем государстве, также как и во всем мире, все индивиды, без исключения, все больше выражают заинтересованность к проблемам собственной этнической принадлежности. Данный интерес обуславливается, с одной стороны, повышением количества межэтнических взаимодействий, а с другой - поиском ориентиров устойчивости и стабильности в мире, насыщенном множеством различной информацией.
Специалистами в психологии выявлено (Э. Фромм, Э. Эриксон), что у любого индивида имеется природная необходимость в принадлежности, в приобретении чувства тождественности с обществом. Э. Фромм [8] назвал ее настоятельной необходимостью, от удовлетворения которой зависит психическое состояние и даже здоровье человека. С данным понятием, несомненно, связаны базовые потребности человека, такие как потребность в безопасности, физиологические потребности, и, конечно же, потребность в принадлежности. Известно, что при неудовлетворении таких базовых потребностей, происходят коренные изменения не только в характере человека, но и во всей психической составляющей.
Этнос как более устойчивая общественная категория гарантирует удовлетворение этой потребности, ориентируя людей, находящихся в данном обществе на основе обычаев, традиций, правил поведения, оберегая его, задавая единые актуальные ценности, присущие данному этносу [12].
Отношение к религии считается значимым компонентом самосознания человека, от особенностей данного отношения в большей мере зависят особенности поведения, взаимодействия с другими людьми, взгляды человека, которые могут проявляться в общественной жизни. Усугубление религиозных чувств, предрассудков часто считается неизбежным результатом глубоких кризисов в социальной, экономической, политической и также духовной сферах жизни людей и общества[34].
Приобретение личностью нового качества, такой как религиозная идентичность и религиозного разума, отождествление себя с верующим народом, с группой верующих людей - представляет собой проблему для социального и психологического познания. Появление данной идентификации, а также формирование религиозной идентичности, ее механизмы и особенности еще не раскрыты в современной науке и поэтому вызывают интерес исследователей.
Особый интерес вызывает анализ воздействия веры на человека современного поколения и образа верующего человека в представлении современной молодежи. С другой стороны, важно принимать во внимание весь комплекс социальных и психологических характеристик, которые в полной мере будут определять отношение личности к вере, ведь данное отношение часто обуславливает особенности поведения личности в обществе, и даже особенности социализации в целом.
Значимость психологического изучения данного вида идентичности определяется тем, что сам феномен религиозной идентичности у представителей различных этнических групп, совершенно не изучен. Имеется также социальный запрос важности исследования поведения современного религиозного молодого поколения: религиозное сознание стремительнее в целом поддается влиянию с целью внушения различных установок. Данная тема, прежде всего, вопрос психологической безопасности человека. В связи с данным вопросом, формирование новых стереотипов в социальном сознании, безусловно, будет реализовываться стремительнее и проще на основе религиозного сознания в силу уменьшения уровня критического отношения молодого поколения к окружающему его миру.
Цель исследования: изучение этнического самосознания у представителей разных этно-конфессиональных групп для использования полученных данных в практической деятельности психолога при работе с молодежью по развитию толерантности...
Специалистами в психологии выявлено (Э. Фромм, Э. Эриксон), что у любого индивида имеется природная необходимость в принадлежности, в приобретении чувства тождественности с обществом. Э. Фромм [8] назвал ее настоятельной необходимостью, от удовлетворения которой зависит психическое состояние и даже здоровье человека. С данным понятием, несомненно, связаны базовые потребности человека, такие как потребность в безопасности, физиологические потребности, и, конечно же, потребность в принадлежности. Известно, что при неудовлетворении таких базовых потребностей, происходят коренные изменения не только в характере человека, но и во всей психической составляющей.
Этнос как более устойчивая общественная категория гарантирует удовлетворение этой потребности, ориентируя людей, находящихся в данном обществе на основе обычаев, традиций, правил поведения, оберегая его, задавая единые актуальные ценности, присущие данному этносу [12].
Отношение к религии считается значимым компонентом самосознания человека, от особенностей данного отношения в большей мере зависят особенности поведения, взаимодействия с другими людьми, взгляды человека, которые могут проявляться в общественной жизни. Усугубление религиозных чувств, предрассудков часто считается неизбежным результатом глубоких кризисов в социальной, экономической, политической и также духовной сферах жизни людей и общества[34].
Приобретение личностью нового качества, такой как религиозная идентичность и религиозного разума, отождествление себя с верующим народом, с группой верующих людей - представляет собой проблему для социального и психологического познания. Появление данной идентификации, а также формирование религиозной идентичности, ее механизмы и особенности еще не раскрыты в современной науке и поэтому вызывают интерес исследователей.
Особый интерес вызывает анализ воздействия веры на человека современного поколения и образа верующего человека в представлении современной молодежи. С другой стороны, важно принимать во внимание весь комплекс социальных и психологических характеристик, которые в полной мере будут определять отношение личности к вере, ведь данное отношение часто обуславливает особенности поведения личности в обществе, и даже особенности социализации в целом.
Значимость психологического изучения данного вида идентичности определяется тем, что сам феномен религиозной идентичности у представителей различных этнических групп, совершенно не изучен. Имеется также социальный запрос важности исследования поведения современного религиозного молодого поколения: религиозное сознание стремительнее в целом поддается влиянию с целью внушения различных установок. Данная тема, прежде всего, вопрос психологической безопасности человека. В связи с данным вопросом, формирование новых стереотипов в социальном сознании, безусловно, будет реализовываться стремительнее и проще на основе религиозного сознания в силу уменьшения уровня критического отношения молодого поколения к окружающему его миру.
Цель исследования: изучение этнического самосознания у представителей разных этно-конфессиональных групп для использования полученных данных в практической деятельности психолога при работе с молодежью по развитию толерантности...
Целью выпускной квалификационной работы являлось изучение этнического самосознания у представителей разных этно-конфессиональных групп.
В процессе исследования проведен анализ теоретических источников и практических исследований по проблеме этнического самосознания и религиозной идентичности у представителей разных этноконфессиональных групп, на основании которого можно сказать, что исследование этнического самосознания остается актуальным и на данный момент.
В ходе эмпирического исследования у студентов, исповедующих православие и студентов, исповедующих ислам, были рассмотрены различия в показателях проявления этнического самосознания у представителей различных этно-конфессиональных групп.
В результате были выявлены значимые различия в показателях этнического самосознания у православных студентов и студентов- мусульман.
Так, для испытуемых, исповедующих ислам, по сравнению с православными студентами, свойственно размывание этнической идентичности, которое выражается в неопределенности этнической принадлежности, неактуальности этничности.
Имеются значительные различия по шкале «Толерантность, как черта личности», что указывает на то, что для православных студентов по сравнению со студентами, исповедующими ислам, в большей степени характерны личностные черты, установки и убеждения, которые в значительной степени определяют их отношение к окружающему миру. А именно, расположенность к другим, терпение, умение владеть собой, терпимость к различиям, умение слушать, чуткость, способность к сопереживанию...
В процессе исследования проведен анализ теоретических источников и практических исследований по проблеме этнического самосознания и религиозной идентичности у представителей разных этноконфессиональных групп, на основании которого можно сказать, что исследование этнического самосознания остается актуальным и на данный момент.
В ходе эмпирического исследования у студентов, исповедующих православие и студентов, исповедующих ислам, были рассмотрены различия в показателях проявления этнического самосознания у представителей различных этно-конфессиональных групп.
В результате были выявлены значимые различия в показателях этнического самосознания у православных студентов и студентов- мусульман.
Так, для испытуемых, исповедующих ислам, по сравнению с православными студентами, свойственно размывание этнической идентичности, которое выражается в неопределенности этнической принадлежности, неактуальности этничности.
Имеются значительные различия по шкале «Толерантность, как черта личности», что указывает на то, что для православных студентов по сравнению со студентами, исповедующими ислам, в большей степени характерны личностные черты, установки и убеждения, которые в значительной степени определяют их отношение к окружающему миру. А именно, расположенность к другим, терпение, умение владеть собой, терпимость к различиям, умение слушать, чуткость, способность к сопереживанию...
Подобные работы
- Формирование этнической идентичности у детей из этно-гетерогенных семей
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2017 - САМАРИТЯНЕ ПОЗДНЕАНТИЧНОЙ ПАЛЕСТИНЫ В ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ИМПЕРИИ (IV-VI ВВ.)
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2016 - Участие СМИ в формировании идентичности национальных
меньшинств России
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2017 - СТРУКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕЖИВАНИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ПАЛЕСТИНСКОГО И ИЗРАИЛЬСКОГО НАРОДОВ
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В
ОТНОШЕНИИ ИНОРОДЧЕСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ЗАПАДНОЙ И ЮЖНОЙ СИБИРИ В XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКАХ.
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Надгробие в контексте национальной культуры (на материале Юго-Востока Татарстана)
Диссертации (РГБ), культурология. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2007 - ЭТНОРЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ И ТЕРРОРИЗМ В РОССИИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2018 - Региональные особенности реализации национальной политики на Алтае в 1918-1953 гг
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - Трансформация социокультурной идентичности автохтонного населения (на примере шорцев Осиновского улуса)
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017



